Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, развиваться. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемые индивидуальные игровые занятия с использованием инновационной компьютерной Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС). Чем раньше начинается развитие способностей у детей, тем больше шансов на их развитие.
Компьютерная программа система интенсивного развития способностей (СИРС) способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста максимально эффективно использовать неисчерпаемые возможности человеческих способностей, испытывать радость новых достижений и творческого общения.
#70 САНСАРА как учительская система развития души. Философия Иллюзорности мира. Беседы с В…Часть 8
Данная программа лицензирована, имеет право на ведение образовательной деятельности, используется в образовательных учреждениях России, о чем свидетельствуют положительные отзывы.
Программа подкреплена необходимыми учебно-методическими пособиями. Под руководством автора программы определена основная цель инновационной деятельности по данному направлению: создание системы работы по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютера на основе СИРС; исследование эффективности использования компьютерной программы по данному направлению в условиях дошкольного учреждения.
Реализация данной цели определила постановку и решение следующих задач:
формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка;
внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников;
развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
развивать мелкую моторику рук.
развивать воображение и творческие способности;
развивать индивидуальные способности детей;
обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Для реализации данной программы «СИРС» оборудован кабинет, отвечающий всем необходимым требованиям СанПиН. («Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров»).
Первое занятие, пятое, десятое и шестнадцатое проводятся в режиме «Диагностика». На остальных занятиях проводится «Стандартный тренинг», режим «Обучение». Такой порядок необходим для сравнения результатов, полученных в результате тренинга, осуществляемого педагогом-психологом.
ТЕНЬ И КОСТЬ РУССКИЙ ТИЗЕР 2 СЕЗОНА
Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в ступенчатом введении материала. Переход от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы
Компьютерное занятие для дошкольников имеет следующую структуру:
вводная часть (приветствие, установочный раздел);
1часть основная (работа на компьютере);
двигательная (снятие мышечного напряжения – гимнастика для глаз, психогимнастика);
2часть (дидактические игры);
3часть заключительная (анализ игры, достигнутые результаты, прощание, релаксация).
Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
Задания даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении желательно не нарушать их последовательность.
Занятия проводятся индивидуально и подгруппой детей. Длительность одного занятия – от 10 до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Курс СИРС тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика», «Обучение грамоте».
Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Одним из разделов программы СИРС является Электронный программно-методический комплекс «Логопед». Комплекс «Логопед» — интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия является продолжением реализации проекта «Развитие творческих способностей на основе информационных технологий». Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей.
Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» содержит пальчиковые и язычковые упражнения, разработанные методические рекомендации позволяют эффективно оптимизировать процесс обучения произношению.
Пришли к выводу, что работа по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютера на основе СИРС в условиях детского сада значима и необходима.
У детей развита информационная культура, повышается уровень развития памяти, внимания, мышления.
На практических обучающих занятиях с детьми, мы увидели заинтересованность активность, горящие глаза детей, азарт, результативность выполнения заданий и поняли, что использование СИРС будет эффективным и успешным в условиях дошкольного учреждения.
Дальнейшая работа с автором программы предполагает:
корректировку, совершенствование и обобщение инновационной
вести работу по данному направлению с детьми коррекционной группы с
уровнем интеллектуального развития ниже среднего;
разработать программно-методический материал для работы с
совершенствование диагностического инструментария;
внедрение электронного программно-методического комплекса
в связи с запросами родителей, актуальностью применения
информационной технологии в образовательной деятельности, планируется оказание платных образовательных услуг по данному направлению в следующем году.
Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений
Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия (СИРС) /10 мин./:
Развитие памяти содержит:
1) Тренажеры для развития зрительной памяти;
2) Тренажер для развития ассоциативной памяти;
3) Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.
Развитие пространственных представлений:
1) Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
2) Тренажеры для работы с развертками куба.
Развитие наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования
1) Танграм – с помощью 7 геометрических элементов.
Развитие понятийного мышления
1) Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения).
2) Тренажер словарь.
3) Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов).
Развитие приемов умственной деятельности
Прогрессивные матрицы Равена
Развитие процессов звуко — буквенного анализа, синтеза,
Развитие навыков устного счета
2. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. /4 мин./
3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. /5 мин./
4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. /2 мин./
Источник: intolimp.org
«Эффективное использование технологии СИРС со старшими дошкольниками» | Ткаченко Елена Николаевна
Для развития интеллектуально – познавательной активности детей, сформированности предпосылки к учебной деятельности, и поступления ребенка в школу большим спросом пользуется компьютеризация. Для ее решения и рациональной организации работы с детьми используем инновационную компьютерную технологию СИРС. Система интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС) — результат выполнения проекта Федеральной Целевой Программы «Одаренные дети» в соответствии с ФГОС. Актуальность данной темы: потребность в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным информационно — коммуникационным технологиям.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок», г. Салехард, ЯНАО Тел/факс (34922) 4-58-23 Эффективное использование технологии СИРС со старшими дошкольниками (из опыта работы ) Материал подготовила педагог – психолог Е.Н.Ткаченко ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени – дошкольному образованию. Для развития интеллектуально – познавательной активности детей, сформированности предпосылки к учебной деятельности, и поступления ребенка в школу большим спросом пользуется компьютеризация.
Для ее решения и рациональной организации работы с детьми используем инновационную компьютерную технологию СИРС. Система интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС) — результат выполнения проекта Федеральной Целевой Программы «Одаренные дети» в соответствии с ФГОС.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: -Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; — Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; — Конвенции о правах ребенка; — Устав учреждения. Актуальность данной темы: потребность в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным информационно — коммуникационным технологиям.
Реализация авторской программы СИРС, составленной коллективом учёных г. Новосибирска под руководством Бурова А.Н. в детском саду в рамках дополнительной платной образовательной услуги предусматривает использование следующих компьютерных технологий, которые включает в себя ряд комплексов: — комплекс Понимание «Понятийное мышление», «Логическое мышление»; — комплекс «Развитие памяти»; — комплекс навыки интенсивного обучения «Запоминание цветов»; — комплекс «Пространственное мышление»; «Логическое мышление»; — комплекс Система развития наглядно-образного мышления ТЕСТ Равенна; — комплекс Система развития наглядно-образного и творческого мышления Танграм. Данные комплексы будут использоваться в работе на компьютере.
Учитывая требования СанПиН, 2.4.3049-13, что максимально допустимый объём образовательной нагрузки для детей старшего дошкольного возраста составляет 30 минут, а дошкольник может находиться за компьютером 10 -15 минут, встала проблема составления адаптированной программы «Маленький интеллектуал». Предлагаемую программу дополнили практическими заданиями (к структуре занятия предложенной авторской программой СИРС, добавили практическую деятельность) Сделали подборку: физминуток, гимнастик для глаз, дыхательно-координационные упражнения, психогимнастику, релаксацию, сделали подборку картотек, пособий и систематизировали в практике использование технологии В.В.
Воскобовича, для развития интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет «Сказочные лабиринты игры», которые рекомендованы, но не представлены в данной программе. Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Задачи: Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию. развивать речь: расширять словарный запас, обогащать личность ребенка-дошкольника: развивать мелкую моторику рук. развивать воображение и творческие способности. Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Задания даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении желательно не нарушать их последовательность. Занятия проводятся индивидуально и подгруппой детей. Длительность одного занятия до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раз в неделю.
Каждое задание «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика», «Обучение грамоте». Диагностические занятия: 1, 5, 10, 15. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям задания, и предлагается одно новое.
В основе курса лежат следующие принципы : 1. Принцип безопасности. 2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка. 3. Принцип положительного подкрепления. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы (СИРС) Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
Умение ориентироваться по клеткам или по образцу. Обучение навыкам: чтения вслух, классификации знаний; устного счета; системного, понятийного, наглядно-образного мышления; креативности; пространственных представлений; чувства стихосложения.
Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы . Реализация авторской программы СИРС, составленной коллективом учёных г. Новосибирска под руководством Бурова А.Н. в детском саду в рамках дополнительной платной образовательной услуги предусматривала использование следующих компьютерных технологий, которые включает в себя ряд комплексов: — комплекс Понимание «Понятийное мышление», «Логическое мышление»; — комплекс «Развитие памяти»; — комплекс навыки интенсивного обучения «Запоминание цветов»; — комплекс «Пространственное мышление»; «Логическое мышление»; — комплекс Система развития наглядно-образного мышления ТЕСТ Равенна; — комплекс Система развития наглядно-образного и творческого мышления Танграм. Для реализации данной программы «СИРС» в рамках дополнительной платной образовательной услуги оборудован кабинет, отвечающий всем необходимым требованиям СанПиН. («Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров»).
Программа СИРС осуществлялась по принципу организации занятий, которые заключались в ступенчатом введении материала. Переход от легкого к сложному, завысили от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Курс предложенных занятий в течении учебного года был представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний.
Занятия проводились индивидуально и подгруппой детей. Длительность одного занятия до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Полнота реализации адаптированной программы кружка «Маленький интеллектуал» дополнительного образования № п/п Название раздела и тренажеров Количество занятий Реализации программы с октября по май месяц Полнота реализации программы в % 1 Раздел: Развитие памяти Тренажер: «Запоминание цветов» Тренажер: «Картинки в клетках» Тренажер: «Цифры и буквы» Тренажер: «Порядок слов» 18 100% 2 Раздел: Пространственное мышление Тренажер: «Плоские буквы» Тренажер: «Распознавание букв» Тренажер: «Кубики» 4.Тренажер: «Лабиринты» 18 100% 3 Раздел: Система развития наглядно-образного и творческого мышления Тренажер: Тест Равена Тренажер: Танграм 18 100% 4 Раздел: Понятийное мышление Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности) Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание) Тренажер: Словарь ( наоборот, глаголы 18 100% Итого занятий 72 100% В течении деятельности кружка реализовались цели и задачи поставленные в начале учебного года. У детей посещающих кружок сформировалась личность ребенка-дошкольника: с помощью игр — тренажеров развились познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазия . Расширился словарный запас, обогатился активный словарь, развитие мелкой моторики рук, воображение и творческие способности.
Сформировалось умение доводить начатое дело до конца. Вывод, что работа кружка «Маленький интеллектуал» по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютера на основе СИРС в условиях детского сада значима и необходима. У детей развита информационная культура, повышается уровень развития памяти, внимания, мышления.
На практических обучающих занятиях с детьми, мы увидели заинтересованность активность, горящие глаза детей, азарт, результативность выполнения заданий. Использование технологии СИРС дополнительного образования будет эффективным и успешным и в будущем условиях дошкольного учреждения, связи с запросами родителей, актуальностью применения информационной технологии в образовательной деятельности . Список литературы Буров А.Н.
Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005г. Буров А.Н. «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС». – Новосибирск, Прайс-курьер, 2007г. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г. Гатанова Н.В «Развиваю память». – СПб: Издательство «Питер», 2000г.
Ищенко И. П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4–6 лет. – Киев, 1993г Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Дубна, 2000г. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей дошкольников. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2001г.
Савенков А.И. «Путь к одаренности» Москва 2 Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М., 2007. Мир детства. Дошкольник /Под ред. А.Г.Хрипковой: отв. ред. А.В.Запорожец. – М., Педагогика, 2001. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред.
Ю.М. Горвича. – М., 2002. Об информатизации дошкольного образования в России (письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16). //Вестник образования, – ноябрь, 21, 2001 г. Симонович С. Веселая энциклопедия по компьютерам и информатике. – СПб., 2005.
Источник: solncesvet.ru
Презентация на тему Компьютерная программа СИРС(система интенсивного развития способностей)
Цель компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей: — развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала; — формирование жизненных ориентаций и ценностей; — развитие информационной
- Главная
- Разное
- Компьютерная программа СИРС(система интенсивного развития способностей)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Компьютерная программа «СИРС» (система интенсивного развития способностей)
Слайд 2Цель компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей:
—
развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала;
—
формирование жизненных ориентаций и ценностей;
— развитие информационной культуры у школьников.
Слайд 3Задачи:
Внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
Способствовать
развитию интеллектуальных способностей у детей школьного возраста;
Развивать
индивидуальные способности детей;
Обеспечить развитие информационной культуры у школьников;
Содействовать раскрытию личностных качеств обучающихся.
Слайд 4Модель построения занятия
Занятие
1 часть
3 часть
Работа на
компьютере
2 часть
Установочный раздел
Гимнастика для глаз
Приветствие
заполнение бланков
результатов, психогимнастика;
Слайд 5Принципы содержания компьютерной программы «СИРС»
Слайд 6Ожидаемые результаты:
— будет внедрена
в
образовательный процесс новая информационная технология (СИРС);
— будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;
— будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;
— будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников.
Слайд 7Содержание программы
Компьютерная программа СИРС состоит из
ряда комплексов, каждый комплекс, включает в себя
несколько тренажеров.
Слайд 8Комплекс Понимание «Понятийное мышление», «Логическое мышление»
Включает в себя несколько тренажеров, каждый из
которых способствует развитию понятийной мышления — логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие внимание, память.
Слайд 9 Навыки интенсивного обучения
«Запоминание цветов» — развитие
цветной образной памяти.
Комплекс «Развитие памяти»
Тренажер: «Картинки
в клетках»
А — клетки воды — развитие образной памяти,
Б — трехмерные фигуры
В — морфинг, квадратики, спички
Тренажер «Цифры и буквы» — увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Порядок слов» — развитие ассоциативной памяти.
Слайд 10Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»
Поэтапное формирование пространственного
мышления.
Тренажер «Плоские буквы» — развитие пространственного мышления,
Тренажер
«Распознавание букв» — развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
Тренажер «Кубики» — тренинг в трехмерном пространстве.
Тренажер «Лабиринт» — развитие пространственного, логического мышления.
Тренажер «Лабиринты» пазлы — развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики
Слайд 11Комплекс Система развития наглядно-образного мышления
ТЕСТ Равенна
Тест Равенна — развитие
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.
Слайд 12Система развития наглядно-образного и творческого мышления
Танграм
Развитие наглядно — образного и творческого мышления,
развитие логического мышления
Курс рассчитан на 15 занятий. Работа последовательно с первой фигуры и до последней фигуры (всего около 100)
Слайд 13Система развития быстрого чтения
Тренажер Таблица: увеличение поля
зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;
Тренажер
Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения;
Тренажер Текст в строчку, текст в столбец: способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации
Тренажер Затирка (чтение текста): способствует подавлению артикуляции
Слайд 14Тематический план компьютерной программы
(электронная программа «Система интенсивного
развития способностей»)
Слайд 15Учебный план МОУ «Аромашевская МОШ им.В.Д.Кармацкого» на
2010-2011 уч.год
По реализации программы интеллектуально-развивающей направленности
(электронная программа
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18Этапы реализации инновационной технологии «СИРС»
1 этап 2006-2007г.
Организационный
Направлен на формирование
положительного отношения
и потребности педагога к
инновационной деятельности;
Целенаправленное обучение
педагога информационной
технологии «СИРС»;
Изучение учебно- методических
пособий по системе интенсивного
развития способностей;
Организация сотрудничества с
Новосибирским центром
интенсивных технологий в
образовании и медицине;
Определение уровня
интеллектуального развития
школьников
осуществлялось через:
наблюдение, данные
мониторинга,
анкетирование, беседы
с педагогами и родителями.
2 этап 2007-2009г.
Практический
(внедрение технологии СИРС)
Направлен на совершенствование теоретического и практического мастерства в рамках реализации технологии «СИРС»;
Разработка развивающих заданий, повышенного уровня сложности по интеллектуальному развитию детей;
Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов, создание банка данных, отслеживания интеллектуального развития детей;
По результатам мониторинга были выявлены и отобраны дети с высоким и выше среднего уровнем интеллектуального развития.
3 этап 2009-2010г.
Обобщающий
Направлен на подведение
итогов, анализ,
корректировку и
совершенствование
инновационной технологии;
На разработку и
поэтапное внедрение нового
содержания образования,
прогрессивные технологии в
работе с детьми
Обобщение опыта работы
в рамках реализации системы
интенсивного развития
способностей.
Источник: thepresentation.ru