О героизме и воинской доблести солдат штрафных батальонов РККА в годы Великой Отечественной войны знает не так много людей, как хотелось бы компании «1С-СофтКлаб». Взяв незаезженную тему о вкладе «изгоев» в общий подвиг, российские разработчики создали убедительную стратегию для тех, кому прочие игры кажутся слишком простыми.
Название игры: Штрафбат / Men of War: Condemned Heroes
Жанр: Стратегия в реальном времени
Разработчик: 1С-СофтКлаб
Издатель в России: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: В тылу врага 2, Черные бушлаты, 9 рота (Lesta Studio)
Платформы: PC
Дата выхода: 30 марта 2012 года
Официальный сайт: http://games.1c.ru/shtrafbat/
Если присмотреться, то в оккупированном городке найдется целых два кафе «Ultima Sansa»
Постановочная схватка наглядно показывает, какие укрепления приходится штурмовать советским людям
В семействе исторических стратегий, рассказывающих о Великой Отечественной войне, появился новичок — «Штрафбат». Многое об игре было понятно еще до релиза, ведь она разработана на базе отечественной стратегии «В тылу врага 2» со всеми ее достоинствами и недостатками — слегка устаревшей графикой, неудобным интерфейсом и прочими шероховатостями, с которыми придется смириться.
Штрафбат — главные ошибки фильма
По сути, игра продолжает традиции бестселлеров «В тылу врага 2» и «Черные бушлаты», используя общий с ними «движок». Рассказ о суровых буднях солдат-«штрафников», воевавших на самых тяжелых участках фронта и первыми гонимых на смертельные амбразуры, является темой новой и необычной. Фактически «Штрафбат» поднимает целый пласт истории, к которому раньше как-то не принято было обращаться.
Заботу об экипаже артиллерийских зениток Вермахта лучше всего доверить снайперам
Хорошо в деревне ночью… Только в мирное время
Штрафники искупили свои проступки кровью. Они тоже умирали за Родину. Только подумайте, этими бедолагами затыкали бреши в обороне, а в войска попадали даже офицеры за плевые провинности! Возможно, теперь их истории услышит большее количество людей, и уж точно среди них будет немало терпеливых игроманов.
Игра основана на мемуарах фронтовиков и рассказывает об отдельном штрафном батальоне Центрального, а впоследствии Белорусского фронта. Для погружения в тематику к игре прилагается встроенная энциклопедия — универсальная многостраничная справка о том, как создавались, действовали и какую роль играли штрафные батальоны в истории СССР. Вся информация разбита и каталогизирована по разделам, к мемуарам солдат прилагаются фотокарточки и аудио-дневники.
Рассказ от первого лица позволяет пережить события вместе с ее участником
У советских людей была своя «Нормандия», и уж поверьте не одна
Сказать по правде, энциклопедия даже интереснее, чем кажется на первый взгляд — ее изучение сопоставимо с чтением авторских книг по военной истории. При условии, конечно, что вы любите такого рода книги. Ничего удивительного в высоком качестве текстов нету: главным составителем энциклопедии является автор книжного цикла «Я дрался…» Артём Драбкин, который был приглашен в проект с целью опровергнуть расхожие мифы о штрафных батальонах.
Ветеран из роты штрафников посмотрел сериал «Штрафбат»: и рассказал своё мнение о той войне
Желание узнать подробности о штрафбатах и историческом приказе И.В. Сталина «Ни шагу назад» появляется уже после того, как проведешь некоторое время за одиночной игрой. Она включает в себя четыре кампании, разделенные по датам и месту действия — всего же насчитывается четырнадцать боевых операций, которые происходят в период с 1943 по 1945 годы. Как и морпехов из «Черных бушлатов», солдат-изгоев хорошенько побросает по всем участкам фронта: воевать придется в Белоруссии, Польше и Германии, а также на Украине и Курской дуге. Для тех, кому этого мало, предусмотрены дополнительные задания повышенной сложности.
Любой юнит разрешается взять под прямой контроль, управляя с клавиатуры и наводясь мышкой
Как в Commandos, поначалу оборона города кажется несокрушимой, но у каждого клубка есть своя ниточка…
Игровой процесс слабо изменился по сравнению с первоисточником шестилетней давности — в наше подчинение все так же выдаются группы бойцов, командование ставит сложную задачу и озвучивает сакраментальное требование «ни шагу назад!». Ресурсы ограничены, и, хотя иногда по ходу миссии мы получаем поддержку союзников или какие-то подкрепления, игра почти всегда ставит в невыносимые, подчеркнуто нечестные условия. Поэтому приходится активно пользоваться комбинацией «сохранение/загрузка» и партизанской тактикой, попирая историческую достоверность удобным приемом.
На практике это означает, что игрок отбирает из бойцов снайперов или тех, кто хорошо себя проявил, после чего ищет способы обойти врагов с фланга, забросать окопы гранатами и собрать трофеи с трупов. Как правило, у мертвецов мы забираем трофейные патроны и медпакеты, но при желании можно поживиться и экипировкой, и оружием — заменить надоевшие «мосинки» на «маузеры», а ППШ-41 на культовые «шмайссеры» (MP-40).
Некоторые скриншоты беззастенчиво копируют «В тылу врага 2», поэтому, что называется, «найдите 5 отличий»
Немецкий конвой с орудиями войны. Надо бы перехватить и уничтожить!
Сами уровни сконструированы таким образом, чтобы у игрока было как минимум два способа проявить свои тактические способности и победить смекалкой. Например, прокрасться в тыл и захватить зенитку, с помощью которой можно расстрелять «в спину» вражескую технику, значительно ослабив оборону врага. Ландшафт вообще позволяет фантазировать — практически везде найдутся камни и деревья, за которыми можно спрятаться, а фортифицированные траншеи всегда можно зачистить минометным огнем. Жаль, патроны не бесконечные, а у техники расходуется даже запас топлива.
Знакомая со «В тылу врага 2» концепция войны с годами практически не изменилась, как не менялась сама игра — мы по-прежнему воюем с фашистами в разных уголках Европы, на собственной шкуре познавая горечь невыносимой жизни штрафника. Что интересно, в каждой миссии есть набор задач, как правило, связанный с захватом или обороной контрольных точек, после выполнения которого открывается новая часть карты. А оттуда уже спешат подкрепления, танки и свежие силы Третьего Рейха, противостоящие немногим уцелевшим солдатам. Придется или привыкнуть к этому безумию, или в последний раз нажать кнопку «выход».
Траншеи разносит в щепки после прямого попадания танковым снарядом, а на высоте: противотанковая пушка PaK 40, главный враг техники
Несмотря на возраст «движка», детализация персонажей потрясает своей скрупулезностью
К счастью, наши подопечные вооружены не хуже, чем регулярные бойцы РККА, поэтому особого дефицита с патронами или винтовками игрок не ощутит. Черенками от лопат воевать не придется. Сценарий каждой миссии дает игроку возможность совершить подвиг, победить собственную неусидчивость, торопливость и недальновидность. Обычно нам достаточно захватить какой-либо танк и, своевременно его ремонтируя, попробовать уничтожить им вражеские ресурсы. Пехотой-то особенно не разгуляешься…
Тем самым каждая миссия превращена в раскручивание клубка из миниатюрных задачек. Наглядная иллюстрация тактики «шаг-за-шагом» — кавалерийским натиском ничего не решить, быстрых способов победить нету. «Штрафбат» играется неторопливо и требует аккуратности во всех действиях игрока. Приходится взвешивать свои решения и часто перезагружаться. По перебору способов зачистить местность от фашистов игра иногда напоминает тактическую линейку Commandos с возросшим масштабом действия.
Некоторые выстрелы оставляют в земле ямы и рытвины, а куски земли достоверно разлетаются по сторонам
В «Штрафбате» есть дневные, ночные, летние и зимние операции. Красная армия воюет в любое время!
Любая из пройденных кампаний дает повод рассказать истории о собственном героизме, не уступающие в достоверности воспоминаниям очевидцев из энциклопедии. А все благодаря высокой сложности игры и драматизме местных схваток — смерть здесь стремительна и обыденна, пехота действительно гибнет, как пушечное мясо.
По справедливости надо сказать, что «Штрафбат» — повторение прошлого. Здесь нет ничего такого, с чем бы мы не познакомились ранее в плеяде игр серии ВТВ 2, расплодившихся практически до десятки наименований.
Кадр, серьезно напоминающий о недавних перестрелках линейной пехоты в «Закате самураев»
Ракетная артиллерия «Катюша», чтобы понимали, по разрушительности служит аналогом «Мамонта» из серии Red Alert
К сожалению, на правах «дани традициям» сохранились фирменные болячки серии, которые давно пора исправить. Мы по-прежнему не можем раздавать приказы во время паузы, а искусственный интеллект солдат частенько проявляет не героизм, а слабоумие. Иногда солдаты не реагируют не выстрелы врага, в других случаях они встают и бегут в полный рост к укрепленному доту, чтобы бросить гранату или выстрелить в пулеметчика — за ними нужен пристальный контроль, который, впрочем, не гарантирует нормального выполнения приказа. Наконец, управление группой сильно проигрывает по эффективности индивидуальной возне с солдатами: воевать толпой еще более неудобно, чем в остальных стратегиях!
Приходится забыть о традиционной для стратегий «рамке» и вытирать нос каждому потенциальному герою, постоянно нажимая и отпуская паузу, раздавая точечные команды. В противном случае не пройти даже вводную миссию. В отличие от военного командования СССР, использовавшего штрафбаты, что называется, «на убой», игра не позволяет размениваться солдатами, как заблагорассудится. Остались с тремя калеками? Извольте переигрывать миссию заново или загружать одно из автосохранений, автоматически «спасающих» игру после выполнения промежуточных заданий.
Источник: www.ferra.ru
Штрафбат: Обзор
Штрафные батальоны… Долгое время о них не было принято говорить. Известная песня Высоцкого, небольшие упоминания в художественных произведениях да рассказы фронтовиков — разве что отсюда мог узнать о штрафбатах обыватель послевоенного периода. Но за последнее время появилась масса информации о штрафных частях Второй мировой.
Информации зачастую противоречивой, малопроверяемой, а порой и откровенно ложной. Во многом благодаря недавно вышедшим фильмам и сериалам о войне у многих сложилось в корне неверное представление о штрафниках.
Мнения разделились — некоторым казалось, что все бойцы штрафных рот и батальонов были поголовно преступниками, другие же, напротив, считали, что в штрафбат отправляли за малейшую провинность. Но как бы то ни было, о подобных подразделениях нынешнее поколение знает куда больше предыдущего. Людям интересна эта тема, они хотят узнать еще больше. Спрос рождает предложение, не так ли?
Вражеский танк захвачен, а это почти всегда означает победу в миссии.
Ни шагу назад!
Само собой, не могли пройти мимо такой богатой темы создатели компьютерных игр. Неудивительно, что очередная «В тылу врага» оказалась посвящена солдатам-штрафникам; напротив — даже странно, что этого не произошло ранее. Но, может быть, все дело в том, что авторы хотели подойти к делу обстоятельно? Когда я узнал, что разработчикам помогает Артем Драбкин, автор сайта iremember.ru, на котором собраны сотни интервью с ветеранами Великой Отечественной, то уверенность в серьезном подходе разработчиков к созданию игры только окрепла.
Штрафные подразделения в составе Красной Армии были введены Приказом Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942-го года №227. Этот приказ еще называли «Ни шагу назад!» — в нем в жесткой форме указывалось на невозможность самовольного оставления позиций. Уличенных в трусости и нарушении дисциплины теперь было необходимо направлять в специальные воинские подразделения, которые применялись на самых опасных участках фронта.
Штрафные роты формировались из осужденных офицеров, штрафбаты — из лиц рядового и сержантского состава. Всего за войну через эти части прошло почти полмиллиона человек, больше трети из них погибло — и это при том, что максимальный срок службы переменного состава в штрафных частях составлял всего три месяца!
У немцев тоже были свои штрафники, причем подобные воинские формирования Вермахта существовали еще задолго до выхода Приказа №227.
И действительно: работа Драбкина в «Штрафбате» выполнена на должном уровне. В главном меню есть раздел «Энциклопедия», в котором находится целая кладезь полезной информации. Здесь и документы из архивов, приказы, и аналитические статьи, и — самое главное и интересное — воспоминания ветеранов, воевавших в составе штрафных рот и батальонов. Есть мемуары как рядовых штрафников, так и офицеров.
Энциклопедия мне очень понравилась — нечасто в играх встречаешь такое внимание к архивным документам. К сожалению, почти нет фотографий и видео — хуже от этого точно бы не стало. Зато некоторые рассказы ветеранов представлены в виде аудиозаписей, но их нельзя слушать прямо во время игры, как хотелось бы, — только в меню.
Очередное распространенное заблуждение — командиры штрафных подразделений не были осужденными, как многие считают. Напротив, в постоянный состав набирали только кадровых офицеров, причем лучших из лучших — ведь от них требовалось выполнение самых трудных приказов.
После изучения всех документов играть хочется еще больше. Уже предвкушаешь миссии, основанные на этих самых мемуарах, может быть, даже с теми же действующими лицами. Зная проверенный временем геймплей «В тылу врага» и надеясь на пристальное внимание разработчиков к деталям сюжета, начинаю новую кампанию…
Красивым, ровным строем идет мой противник. Бронебойщики и артиллеристы одобряют.
Иллюзия войны
Если в последней игре серии «Диверсанты: Вьетнам» под нашим командованием находилось совсем немного бойцов — четыре-пять, — то теперь число подчиненных немного выросло. Непосредственно управлять можем несколькими отделениями, зато союзных войск, как правило, гораздо больше. Видимо, разработчики постарались учесть опыт прошлых игр. Малочисленные отряды из «Диверсантов» — это удобно для управления, но нет ощущения массовых боев, происходящее больше напоминает небезызвестную Commandos, где надо действовать каждым бойцом в отдельности. А вот «Лис пустыни» или «Черные бушлаты», наоборот, заставляли командовать целой ротой, что, конечно, выглядело эпично, но порой вносило изрядную долю путаницы.
В «Штрафбате» нечто среднее — десяток «наших» бойцов и очень много союзников. Вскоре замечаешь, что единственное их предназначение — массовка. Солдаты вяло постреливают, так же лениво бегут в атаку — и все это по велению скриптов. Никакой инициативы от союзников не исходит, переломить ход боя они не в состоянии.
Да что там говорить — порой кажется, что и немцы не особо отвлекаются на наших товарищей, предпочитая поливать свинцом только отряды игрока. Мне это сразу напомнило первую Medal of Honor, где вражеские пулеметчики стреляли только по мне, причем пули пролетали сквозь союзников, не причиняя последним никакого вреда, — видимо, игра считала, что негоже им умирать не по сценарию.
Задания на время — самые трудные. Тем более что у меня осталось всего два бойца.
Гитлеровцы, к слову, тоже не отличаются умом и сообразительностью. Понятно, что враг атакует только тогда, когда сработает триггер, установленный картоделом. Но ведь можно было сделать это не так топорно? Бегущая в полный рост пехота, бронетехника в правильном строю, словно на параде… Или командиры немцев играют за зергов, или против наших частей тоже воюют ребята из какого-нибудь Feldstrafgefangenabteilungen (полевое штрафное подразделение Вермахта). В итоге все происходящее выглядит как-то несерьезно.
Задачи миссий тоже не располагают к поиску хитрых маневров. Обычно все происходит по накатанной схеме: наш отряд пробирается в тыл противнику, закидывает гранатами танки и пулеметы, уничтожает расчет пушек, после чего в бой вступают основные силы союзников. Тут под шумок можно захватить станковый пулемет или артиллерийское орудие и помочь развитию наступления.
И так — постоянно. Лобовые атаки ничем хорошим не кончатся — всех перебьют еще до того, как пехота сможет подобраться на расстояние броска гранаты. Реалистично, не спорю, но долгие «заползания» в обход изрядно утомляют. Хочется действия, а наступает оно только тогда, когда удается заполучить под свое командование бронетехнику.
Тихой сапой
Ужасно раздражает то, что доступный игроку личный состав нельзя пополнить самостоятельно. Помнится, в некоторых предыдущих «В тылу врага» была такая фишка — забрать себе солдата союзника. Очень помогало, когда в бою выбивало огнем почти всех бойцов. В других играх серии можно было «покупать» подкрепления за заработанные в сражении очки.
А теперь приходится довольствоваться тем, что есть, изредка получая десяток пехотинцев в качестве награды за выполненную задачу. Убьют всех — миссия провалена. Поэтому для того, чтобы победить, приходится посылать подчиненных в атаку по одному — во избежание лишних потерь. В итоге имеем пару героев, которые, набрав полный инвентарь гранат, по-тихому отправляются в рейд по тылам противника, пока остальные бойцы лежат где-нибудь в лесочке. Убьют нашего диверсанта — вызываем следующего «добровольца».
Начал миссию только с пехотой в подчинении, но вторую линию вражеских окопов штурмую уже с захваченной техникой. А иначе и не победить.
Особо следует отметить те миссии, где необходимо обороняться. Делать это очень и очень трудно, особенно на высоком уровне сложности. Нет, дело не в тактическом гении противника — как я уже говорил, враг весьма туп и прямолинеен. Но его много. Иногда — просто неприлично много.
У здешних немцев Суворов явно не в почете, берут они только числом. И тут уж как получится — если есть орудие или пара пулеметов (а еще лучше танк), то отобьемся. Только «одна винтовка на троих»? Ну что ж, может, и повезет…
Везение порой приходит вместе с «багами». Противник может внезапно перестать атаковать, замерев в чистом поле. Или наоборот — пробежит сквозь позиции обороны, не задумываясь о зачистке окопов. Пару раз подобным образом тупили и бойцы союзника. Пришлось практически в одиночку зачищать занятую врагом деревню, на подступах к которой стояла, изредка постреливая, целая рота наших.
Как-то не похоже это на те ожесточенные сражения, в которых участвовали настоящие, не виртуальные штрафники.
Хотя что я говорю: дело вовсе не в «багах», точнее, не только в них. В «Штрафбате» нет абсолютно никакого сюжета (а какой можно было бы сделать при должном старании!), герои безлики — им не сочувствуешь, не переживаешь за них. От штрафных частей в игре только название, поменяй его — никто и не заподозрит, что игра про штрафников.
Все происходящее на экране мы видели в других играх серии, и не один раз. Может, пора придумать что-то новое? Получается, что только «Энциклопедия» связывает игру с реальными событиями.
Еще один «баг» — при обстреле немцы стараются вылезти на бруствер, поближе к моим солдатам. Чем это обычно кончается — сами видите.
Ни одна из моих надежд не оправдалась. В «Штрафбате» нет ни сильного сюжета, ни интересного геймплея, ни умного ИИ. Сборник документов и мемуаров получился на голову выше самой игры — его авторы сработали на все сто. Что остается за вычетом «Энциклопедии»? Лишь набор неявно связанных друг с другом миссий, сделанный на коленке и не принесший ничего нового в серию.
На полноценную игру, как ни старайся, — не тянет. Несмотря на это, «В тылу врага» остается собой — тем, кому по душе эта серия, все же стоит ознакомиться со «Штрафбатом». Если не задумываться о том, что все это мы уже видели, то свою долю удовольствия можно получить.
Плюсы: сборник документов и воспоминаний ветеранов; достоинства «В тылу врага» никуда не делись…
Минусы: …но уже не впечатляют; скупой сюжет; ИИ туп как пробка; «баги».
Источник: stopgame.ru
Штрафбат: рецензия на игру «Штрафбат»
В сопроводительном письме к «Штрафбату» было сказано следующее: «стратегия в реальном времени «Штрафбат» создана на основе мемуаров фронтовиков и других документальных материалов». Тут два момента: то ли фронтовики наврали (а это вряд ли), то ли отдел внутренней разработки фирмы 1С-СофтКлаб и есть тот самый штрафбат, который никак не может вырваться из ловушки; такой ад для разработчиков, где мученики вынуждены год за годом лепить нечто на ветхом каркасе «В тылу врага 2».
Это, на самом деле, удивительный талант: долгие годы усидчиво опираться на квазидокументалистику и использовать «историческую достоверность» как главный selling point вместо того, чтобы делать нормальные игры – именно игры, а не наборы страшных карт. «Штрафбат», ко всему прочему, довольно сложно назвать стратегией: какая это, к чертовой матери, стратегия, если самым эффективным способом игры тут является не планирование действий, а переход к прямому контролю над боевой единицей? Когда проще и быстрее отказаться от возни с пехотинцами, а взять одного и, нажав, специальную кнопку, тыкать курсором во врагов, пока они не закончатся. Повторять, пока не отвалится палец.
Кому нужна эта игра – понять легче, чем принять. Среднестатистический клиент магазина “Новинки DVD” где-нибудь в пригороде обычно с порога задает вопрос «чего новенького привезли». А продавец ему отвечает: вот, мол, пожалуйста, про войну, да еще и про штрафбат. И у клиента из пригорода случается праздник.
Самое обидное тут даже не в махровом патриотизме покупателя, а в том, что достаточно поставить на обложку слово, которое наверняка тронет сердце типичного русского мужичка, и он ваш. Упаковать в коробку при этом можно вообще что угодно, вплоть до игры, которая не работает.
Последний вопрос, который остался к «игре» «Штрафбат», вслух лучше не произносить: если спросить у разработчиков, сколько лет они еще собираются заниматься подобной ерундой, в ответ можно получить очень печальные прогнозы.
2.0 (система оценок)
Текст: Петр Сальников
Рецензируемая версия: PC
Источник: kanobu.ru