На IV Форуме социальных инноваций регионов, который прошел в Гостином дворе Москвы, состоялась дискуссия «Какой должна быть школа будущего?». Участники диалога пришли к выводу: школа завтрашнего дня — это открытое образовательное пространство, которое построено вокруг ученика и держит в фокусе внимания педагога.
Наталия Киселева — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.
- Михаил Мокринский — директор школы-пансиона «Летово»;
- Наталья Комарова — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- Ирина Белых — российский политический деятель, депутат Государственной Думы VI и VII созывов, член фракции «Единая Россия»;
- Игорь Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор пед. наук;
- Тигран Шмис — руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка.
Чем быстрее происходят изменения в мире — будь то новые технологии или глобальные вызовы — тем стремительнее реагирует система образования. Сегодня главной целью стало создание школы благополучия для всех участников образовательного процесса: ребенка, родителя и педагога. В школе завтрашнего дня выстроена здоровая среда, где каждый участник образовательного процесса находится в безопасности, имеет возможность развития и активную жизненную позицию.
Школа будущего: как изменится образование за 10 лет? Главная программа
Наталия Киселева заметила: образование — сфера, в которой постоянно происходят изменения, но одновременно это одна из самых консервативных систем.
«Чтобы выстроить школу будущего — хотя бы будущего дня, а не десятилетия, — важно делать ежедневные изменения здесь и сейчас, чтобы получать результаты через полгода или год. Потому что дети, которые учатся сейчас, не готовы ждать», — заключила эксперт.
Рассуждая о том, какой может быть школа будущего и что каждый из нас должен сделать уже сейчас, чтобы помирить ожидание с реальностью, Михаил Мокринский пояснил, что будущее уже с нами. В нем живут дети, учителя и родители. По словам спикера, сегодня происходит стратегическая трансформация каждого элемента школы: педагогов, ребят, учебников, пространства. А опыт современных детей стал интенсивным, мозаичным, бегущим вперед и обгоняющим опыт взрослых.
«Школа — это одушевленное пространство учителя как творца, умельца, который видит развитие образования. Нужно понимать, на каком этапе мы можем включать изменения, и насколько безболезненными они могут быть. И в этом смысле важно ощутить, куда дальше двигать систему, методику и дидактику, потому что только в этом случае мы сможем сохранить и передать ценный опыт», — рассказал Михаил Мокринский.
За последние годы вместе с системными изменениями, которые произошли в школе на всех уровнях, трансформировалось и видение простого бумажного учебника. Означает ли это, что в скором времени «цифра» полностью заменит традиционный, книжный, формат?
ШКОЛА БУДУЩЕГО. Часть 1. Лидерская программа для подростков
В «Просвещении»: традиционная книга точно останется с нами в школе завтрашнего дня. И это, в первую очередь, вопрос равенства в нашей стране. Предстоит очень много работы на государственном уровне и на уровне местной администрации по проникновению «цифры» в школы, но пока не во всех уголках страны есть возможность пользоваться онлайн-платформами и электронными учебниками. При этом надо сказать, что бумажный учебник не архаичен, потому что он постоянно обновляется, меняется. Вообще, как можно отказаться от бумажных носителей, если ребенок прежде всего должен научиться выводить свое имя на бумаге карандашом?
«Мне бы хотелось, чтобы в школе будущего детей не пугали бумажные учебники. И, конечно, что умение перестраиваться с цифрового носителя на бумагу — это развитие целой комбинации навыков, поэтому не стоит затачиваться под какой-то один функционал. Но еще надо понимать, что первичен учитель, а не учебник. И важно, как учитель сам видит свою работу».
К тому же, подчеркнул эксперт, школа будущего — это не только здание, учителя, администрация и школьники. Это еще и родители. Они тоже должны принимать участие в образовательном процессе.
Родители являются полноправными участниками как образовательного, так и воспитательного процессов, — подчеркнула спикер. Но качественное образование способно изменить ситуацию в масштабе. Это может быть работа по любым активным запросам: стресс, эмоциональный интеллект, планирование, поиск работы и смена деятельности, поиск хобби и самореализация. И не обязательно только в школе. У «Просвещения» такой проект существует уже год:
«Экосистема „Родительский университет: PRO-Родители“ включает материалы по воспитанию, образованию, подростковой психологии, профориентации детей, материалы для самих взрослых — например, по конфликтологии и борьбе с выгоранием. И я как куратор этого проекта уверена, что за широким включением родителей в сферу просвещения будущий успех каждого ребенка, системы и страны в целом».
О школе будущего, которая органично встроится в региональный ландшафт, рассказала Наталья Комарова:
«Понимая, что живем во времени, которое формирует бесконечное количество вызовов, сегодня мы создаем школы с опорой на родителей и детей. В этом году мы запускаем критериальное оценивание ребенка. Это первая ступень развития современной модели, которая отвечает всем запросам будущего времени. Благодаря такой системе оценивания учитель сможет на самых ранних этапах восполнять то, что не получил ребенок».
Школа должна стать заведением без границ, — заметила спикер. Инфраструктура школьного пространства создает возможность для развития ребенка в различных предметных областях. Поэтому важно создать одинаковые условия для всех детей, где бы они ни проживали.
«Еще один важный критерий школы будущего — профессиональный рост учителя. В 2021 году мы открыли Центр непрерывного образовательного мастерства педагога, в котором большое внимание уделяется изучению детской психологии, методики преподавания и погружению в предметную область», — рассказала Наталья Комарова.
В ходе дискуссии Ирина Белых выделила две реперные точки, которые предопределяют изменения в отношении школы будущего. Во-первых, статус педагога: зарплата и другие социальные условия, которые регулируются на государственном уровне. Во-вторых, качественная база для создания кадрового резерва. И здесь — отметила эксперт — не последнюю роль играет ранняя педагогическая практика в вузах.
Сейчас, по словам Игоря Реморенко, на программах педагогического образования наблюдается явная конкуренция. Во многом все изменилось именно потому, что все увидели — образование стало проникать в разные социальные сферы. И тут важен вопрос тонких изменений, которые мы чувствуем, но пока не понимаем, как на них реагировать.
«Мы можем сколько угодно читать информацию в учебнике, но понимание может так и не прийти. Дидактика до сих пор находится на том уровне, когда ее нужно существенно дорабатывать. А есть такие пласты знания, которые осваиваются только в коммуникации», — подчеркнул спикер.
Игорь Реморенко проанализировал опыт современных подростков и упомянул тренды, которые сегодня осваивает юное поколение: стремление к созданию авторского контента (ведение блога, влога, высказывание собственного мнения), тактильность (слаймы, pop-it), распаковка подарков, участие в челленджах, разработка туториалов. Сегодня, заметил эксперт, школа стала выходить за привычные рамки и рождать единое образовательное пространство.
Говоря о мировых тенденциях в образовании, Тигран Шмис подчеркнул: основная проблема в том, что общего консенсуса относительно базового набора детских навыков, которые можно получить в школе, сегодня нет.
«Есть узкий набор из семи навыков, с которым все согласны. Ключевые умения — это информационно-коммуникационная компетентность, взаимодействие, общение, коллаборация, упорство в достижении целей. Результаты наших исследований показали, что сейчас ключевую роль играют естественно-научные знания, умение применять их и умение размышлять в рамках этих знаний», — рассказал спикер.
В России появилась полезная учительская практика — тимтичинг. Это кооперация педагогов разных предметов и их совместная работа на уроке. Такой подход, объяснил Тигран Шмис, требует серьезной подготовки, множества компетенций.
«Ключевой фактор в школе — учитель. Современная школьная среда не работает, если учитель ее не использует. Но если учитель использует все многообразие методов, начинают эффективно работать все факторы среды», — объяснил спикер.
Источник: prosv.ru
Какой должна стать школа
Развернуть на весь экран
Открытка «В сельской школе. Новичок». Художник Г. Малянтович, 1951
Фото: Григорий Малянтович
Та модель школы, которую мы производим, очень не соответствует устройству сегодняшнего мира и, таким образом, мало способствует успешности в этом мире тех, кто ее закончил. Будущие трансформации школы связаны не столько с идеалами, сколько с давлением этого несоответствия
Я не очень представляю себе, как будет выстроена программа школы будущего. Но никто особенно не представляет, тем более сегодня, после COVID, когда образование совершило вынужденный прыжок в онлайн. Школа — институт консервативный, тут не столько пытаются вырастить людей будущего, сколько воспроизвести нас нынешних, а лучше даже нас в детстве, прошлых. И в принципе с большой долей вероятности школа будущего будет воспроизводить нынешнюю, тем более что мы инвестируем в это много усилий и денег. Уничтожаем возможность альтернативных учебников, вводим начальное религиозное воспитание и начальную военную подготовку, вообще забиваем, так сказать, духовные скрепы.
Но мне кажется, даже те, кто это делает, понимают, что это имитация деятельности, которая дает возможность освоить некоторые средства, но не позволяет ничего добиться в смысле образования и воспитания. Впрочем, это спорный вопрос и дело в другом.
В порядке предварительного замечания. Советская школа объединила младшую, среднюю и старшую школы, но это очень разные институции. Никаких резонов в таком объединении, кроме удобства управления, нет.
Младшая школа не может находиться вне пешей доступности от дома, средняя предполагает возможность специализации (хотя бы в форме «гуманитарная» и «естественно-научная») и потому не может быть привязана к микрорайону, старшая специализации просто требует и гораздо лучше функционирует по системе интерната. Хорошо бы в будущем им всем разделиться. Сегодняшние школы на две с половиной тысячи учеников плюс детский сад, как это делают в Новой Москве и Подмосковье,— это порождение девелоперской жадности, никакого разумного оправдания, кроме экономии средств в расчете на одного ребенка, им нет. Школы должны стать меньше, младшие — на 300 человек максимум, старшие, выстроенные по кампусному принципу, могут быть любыми, и только нынешние средние, от 400 до 1000 человек, возможно, соответствуют разумному оптимуму.
Все мои дальнейшие соображения не касаются младшей школы.
Проблематика школы будущего создается тем, что идеальный выпускник школы — это больше не будущий рабочий завода. Нам досталась в наследство индустриальная школа, а требуется постиндустриальная. Отсюда множество следствий.
Школа воспроизводит два вида социальной связанности. Вертикальную, когда ученик научается подчиняться, и горизонтальную, когда он научается тому, что живет среди людей. И то и другое — необходимый социальный навык. Но что является в существующей школе главным — не вопрос. Подчинение рождается из базового устройства школы, из классно-урочной системы.
Учитель во главе класса, система рассадки, отсчитанная от него, за 10–12 лет кого хочешь приучит к идее иерархии. Подчинение, а не вовлечение, урок, а не перемена, все вместе, а не каждый как хочет, будущий ответственный гражданин, а не будущий свободный человек, путевка в жизнь, а не сама жизнь. Ученик усваивает это за время обучения на уровне рефлекса. Все рациональное, все позитивные навыки, все знания неразрывно связаны с иерархией и подчинением, свобода, отношения, удовольствия, желание — это нечто второстепенное, неофициальное, неучтенное.
В этом был смысл, настолько банальный теперь, что не стоит на нем особенно останавливаться. Вопрос в том, насколько человек, отождествляющий навыки сознательного с государством, а навыки свободы с неосознанным и неучтенным, может быть успешным в современном мире. Конкурентные преимущества, которые давала такая структура личности в индустриальном и в особенности идеологическом обществе масс — для будущего успеха на производстве, в армии, в государстве, в корпорации,— сегодня утрачены. Навыки же горизонтальной социализации, напротив, крайне востребованы.
За 10–12 лет пребывания в одном классе человек бессознательно усваивает, что его социум дан ему свыше, государством. Не то чтобы переход из класса в класс по параллели, из одной школы в другую был невозможен, но это воспринимается скорее как сбой системы, и ребенок, поменявший несколько школ, считается проблемным. Так формируются сильные социальные связи и выученный рисунок поведения — отличник всю жизнь стремится быть отличником, троечник быстро смиряется со своей судьбой, популярность и затравленность закрепляются как минимум на весь школьный срок. Сегодняшний мир требует совсем иных поведенческих качеств — толерантности, способности входить в разные социумы, способности ценить слабые связи, умения играть разные роли. Все это дает как раз горизонтальная социализация.
Сегодня знания выпускника школы плохо описываются словом «набор». Набрать и закончить набирать — эта стратегия успешна для рабочего, который, получив базовые знания, дальше не учится, а специализируется через опыт. И проигрышна для человека постиндустриального общества с необходимостью меняться самому и менять социумы в течение всей жизни.
Ему требуется не законченный набор, но умение набирать дальше — навыки навигации, оценки и верификации знаний и образовательных институций. Если человек меняет по три-пять профессий в течение жизни, он должен не столько что-то выучить, сколько уметь учиться. Но это означает, что под вопрос ставится корпус дисциплин и часов, выделенных на их выучивание,— то, что и является институциализацией «набора знаний».
Если у всех один набор знаний (а также один возраст, один рисунок поведения), это означает, что люди учатся быть одинаковыми. Для индустриального производства это очень важный навык, они потом всю жизнь его укрепляют и воспроизводят. Но для постиндустриального социума это путь в неудачники — это общество обмена, а одинаковым людям нечем меняться.
Социальным клеем общества одинаковых людей является солидарность, в постиндустриальном ее заменяет толерантность, выучиться которой человеку ничуть не легче. Людей нужно выучить быть вместе, сохраняя различия. Класс — это не только порождение института набора знаний, это социальная институция. И она совершенно не годится для сегодняшних задач.
Отсюда под вопросом оказывается краеугольный кирпич нынешней школы — класс. Если вы учитесь учиться, если в идеале у каждого — своя программа, если обучение в существенной части происходит в сети, то в таком случае учитель в большей степени превращается в наставника, в наблюдателя за вашим самостоятельным образованием, а не дрессировщика для сдачи тестов.
Это сложная деятельность, она требует много времени и квалификации, и количество учеников у одного наставника не может быть слишком большим — три-пять, как происходило в монастырях, примерно пять, как считали братья Стругацкие. Класс у вас строится не из парт, а из рабочих мест ученика, и они вовсе не должны ориентироваться на стол учителя, как утята на зад утки-матери. Если целью является воспитание учеников быть разными, но при этом составлять социум, то в таком случае рабочие места соединены в коворкинг. Я думаю, что школа будущего будет состоять из коворкингов примерно настолько же, насколько современная состоит из неспециализированных классов.
Нет никакого смысла в том, чтобы одни и те же предметы в одном и том же объеме в одно и то же время проходить целыми классами — седьмой «А», седьмой «Б», седьмой «В». Это не образовательный процесс, а воспитательный: назови молярную массу воды перед лицом своих товарищей. Если вы не учитесь в перспективе того, что завтра война и завтра в поход, этот навык низачем не нужен.
Классно-урочное изучение предметов поменяется на лекционно-семинарскую систему, то есть на систему аудиторий, лабораторий и кабинетов преподавателей. Аудитория работает на параллель — лекция для всех учеников уровня седьмого класса. Лаборатория работает на малую семинарскую группу до 15 человек. Кабинет преподавателя — это классическая приемная, включающая его рабочее место и места для посетителей до семи человек. Это более или менее стандартная среда высшего образования — она должна спуститься в школу.
В сегодняшней школе «школа целиком» предъявляется или в актовом зале, или на торжественном построении-линейке. Это соответствует государственному представлению об обществе, где социум целиком должен являться на параде или торжественном заседании, то есть ценность имеет только упорядоченный социум. Это находится в полном противоречии с сегодняшними реалиями. Человек, воспринявший такую модель поведения, будет теряться в современном городе, обретая спокойствие только в казарме или на зоне. Вряд ли такой рисунок поведения может быть успешным.
В школе будущего местом, где школа предъявлена целиком, становится центральный атриум. В него собираются несколько пространств — входной вестибюль, коридоры для перемен, иногда столовая, буфеты, библиотека открытого доступа, зимний сад. По сути, это программа городской площади — и именно она учит человека быть горожанином. На ней должны быть места для индивидуального пребывания, как в кафе на площади, когда ты занимаешься своим делом (своим ноутбуком), но при этом видишь, как живет город вокруг тебя. В идеале у каждого ученика в школе должно быть два места — одно в коворкинге, второе в атриуме, и он должен сам выбирать, где и чем заниматься.
В сегодняшней школе спорт связан с нормативами готовности к обороне, а генетическое сходство институтов советской армии и пенитенциарной системы делает физкультуру одним из самых действенных и унизительных инструментов обучения подчинению в школе. Глубокую ненависть к своему учителю физкультуры я сохранил на всю жизнь, а отношению к самому предмету пришлось потом переучиваться: идея, что заниматься спортом можно только из страха наказания и унижения, так же успешна для современного общества, как идея, что настоящее наступление возможно только при содействии заградотрядов, подгоняющих своих в спину.
В принципе, я думаю, что школьный спорт тоже должен быть элементом театра, и зрительно я бы соединял его с тем же атриумом — ну, скажем, через стеклянную стену. Или хотя бы через трансляции командных соревнований на экране. Чем больше событий происходит на городской площади, тем интереснее город. Чем больше событий происходит в школьном атриуме, тем интереснее учиться.
Таким образом, морфология школы полностью меняется. Она состоит из коворкингов, аудиторий для лекций, лабораторий, кабинетов преподавателей, школьного театра и его мастерских, и все это организовано вокруг центрального атриума-площади, на которой можно поесть, поработать, пообщаться и, в общем, делать что угодно.
Моделью индустриальной школы является завод с цехами-классами, где заготовку — ученика — посредством многочисленных однотипных операций затачивают под изделие — совершеннолетнего гражданина, готового к труду и обороне. Моделью постиндустриальной школы является город — разнообразный, несколько непредсказуемый и хаотичный и именно этим интересный. Нет уверенности, что человек, выучившейся в такой школе, будет подготовлен к теперешней жизни независимо от того, что будет в программе. Но есть надежда.
- Журнал «Коммерсантъ Weekend» №20 от 26.06.2020, стр. 5
- Григорий Ревзин подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Какой будет школа будущего?
Человек
Опубликовано 16.06.2020
Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.
Проблемы современной школы
Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.
Все предметы равны
В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.
Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.
Рейтинг школы
Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.
Бюрократия
Как и во многих других сферах, в образовании есть существенная проблема – бюрократия. С первого класса от ребенка требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки» и т.д. Учителя сталкиваются с подобными требованиями при заполнении журналов, планов и прочей документации.
Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.
Лидеры и отстающие
В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.
Недостаточная продолжительность уроков
За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.
Слишком объемные домашние задания
Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.
Устаревшие методики
Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.
Школьные здания
Дети, обучающиеся в ровных, симметричных и неуникальных школьных зданиях, буквально вынуждены чувствовать себя не полноценными и индивидуальными людьми, а «фабричными заготовками», которые обрабатываются взрослыми. Такие школы не позволяют детям развивать выдающиеся особенности своей личности и таланты.
Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.
Психологические особенности современного школьника
Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.
Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.
Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.
Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:
- Скудные эмоции.
- Невозможность проявить эмпатию.
- Поспешность суждений и выводов.
- Бедность словарного запаса.
- Трудности с запоминанием.
В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.
Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.
Концепция школы будущего
После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.
Здание школы
Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.
Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.
В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.
Задачи учителей
Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.
Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.
Очень важно постоянно взаимодействовать с детьми, общаться с ними, просить высказать свое мнение. Педагог должен как можно чаще задавать вопрос на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?».
Образовательная среда
Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:
- Адаптивность. Обеспечение своевременного реагирования школы на внешние изменения.
- Каждый ученик должен быть автором образовательного процесса, в котором приоритетными будут духовные ценности.
- Технологичность. Только при помощи новых гуманитарных и информационных технологий может быть достигнут гарантированный результат.
- Инновационность, динамичность, обновляемость. Это необходимо для обеспечения качественного образования в постоянно изменяющейся социокультурной среде.
- Комфорт и оптимистичность. Каждый ребенок должен обучаться в такой обстановке, где он сможет проявить свои индивидуальные способности и возможности.
- Открытость. Должен использоваться педагогический потенциал родителей, партнеров школы, а также окружающей среды.
Важнейшим условием образования в современной школе должен стать переход от парадигмы обучения к парадигме самореализации и самоопределения. При этом учитель должен выступать не в роли «родителя», а в роли социального и творческого партнера
Методы обучения
Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.
Для повышения квалификации учителей и специалистов любых других профессий, существуют центры повышения квалификации. Такие центры помогают поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми умениями, а так же осваивать новые профессии. Расписание семинаров одного их таких центров: https://edualt.ru/raspisanie-seminarov
Интерактивные тренажеры
В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.
Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.
Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.
Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.
Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.
Дистанционное обучение
Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.
«Во всем мире лишь половина учителей уверенно используют современные технологии в обучении. В России же почти две трети педагогов уверенно применяют на уроках информационно-компьютерные технологии. По итогам пандемии Россия входит в число 6 лучших стран по качеству проектной работы на уроках, использованию информационных технологий в школе и по взаимодействию в этих вопросах педагогов и учеников».
Андреас Шляйхер, глава Директората по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.
Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.
Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.
Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.
Формат дистанционного обучения возможно реализовать не только посредством видеоконференции или чата. Вполне вероятно в будущем можно будет «присутствовать» на занятиях, используя VR-технологии Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. , которые получают все большее распространение в последнее время.
Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.
Школа будущего: реальность или утопия?
Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:
«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В школе ребенку должно быть комфортно, уютно, здесь он должен чувствовать себя успешным и независимым.
Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.
В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» введено новое звено – «компьютер», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, школу будущего. Глупо бояться и избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования.
Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.
Источник: nauka-prosto.ru