О том, кто может рассчитывать на такой переезд и отчего зависит размер субсидии, рассказала заместитель начальника отдела предоставления государственной поддержки гражданам министерства строительства Хабаровского края Ольгой Остапенко.
Больше 20 лет в крае работает федеральная программа по переселению жителей Крайнего Севера на юг. Туда, где зима длится традиционных три месяца, а не полгода, где свежие, а не замороженные ягоды и фрукты. Им предоставляется субсидия для приобретения жилья. У нас в крае два района являются районами Крайнего Севера – Охотский и Аяно-Майский, еще 14 муниципальных образований приравнены к районам Крайнего Севера. Это города — Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск, Советская Гавань, а также районы – Амурский, Комсомольский, Николаевский, Ванинский, имени Полины Осипенко, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Верхнебуреинский.
Кто имеет право на получение жилищных сертификатов?
— Это люди, которые приехали в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, успели отработать здесь не меньше 15 календарных лет, и при этом они не имеют недвижимости на «большой земле», — говорит Ольга Остапенко.- Претенденты должны соответствовать всем этим требованиям. На 1 января 2020 года в очереди на получение жилищных субсидий в крае 6698 семей.
ПРОГРАММА «СЕВЕР — ЮГ»
В соответствии с очередностью, установленной законодательством, прежде всего жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в северных районах, во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь – безработным, в четвертую очередь – работающим гражданам.
Но по факту большинство из тех, кто получают сертификаты, — инвалиды, остальные – пенсионеры. Больше всего желающих уехать в теплые края в Амурском, Верхнебуреинском, Николаевском, Охотском, Солнечном и Ульчском районах. Использовать жилищную субсидию можно на приобретение жилья в любом регионе России, заключив договор купли-продажи на вторичном рынке жилья. Но северяне могут и построить себе квартиру, их сертификат принимается для оплаты счетов эскроу.
Размер жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи и — норматива общей площади жилого помещения, а они таковы — 33 кв. м. на одного, 42 кв. м. на двоих, 18 кв. м. на каждого члена семьи, если в ней трое человек и больше. А еще он зависит от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, значение которого ежегодно определяется Минстроем России. На второе полугодие 2020 года она — 48,6 тысяч рублей за квадратный метр.
— Размер субсидии зависит и от стажа, который гражданин успел заработать на Крайнем Севере, — говорит Ольга Остапенко. – Чем больше стаж, тем солиднее сумма. При расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади. В случае, если семья решила обосноваться на территории Хабаровского края, этот коэффициент составит максимальные 1,2.
ПРОГРАММА «ЮГ-СЕВЕР»
Чаще всего северяне выбирают на постоянное место жительства южные районы края. Реже — Московскую, Калининградскую области, Краснодарский край. Сколько денег в итоге получается? Средний размер выплаты на семью из одного человека в нынешнем году составил 1 925 906 рублей, на двоих – 2 451 153 руб., на троих – 3 151 483 рубля. Все остальные расходы – на перелет и отправку багажа северяне оплачивают сами.
А квартиру, пожалуйста, оставьте
Одно из условий выдачи сертификата – согласие северянина оставить свое жилье муниципалитету. Речь о муниципальной квартире, которой человек пользовался на условиях социального найма, или о его частном доме. Его жилье пригодится тем, кто там остается жить и работать в суровых условиях Севера. Построить новое жилье здесь проблематично.
Постановкой на учет желающих покинуть северные районы занимаются органы местного самоуправления по месту жительства. То есть, обращаться необходимо в администрацию своего муниципального района. Ваша очередность определяется по дате подачи заявления со всем необходимым пакетом документов. Конечно, денег, которые выделяются северянам, недостаточно.
Людям подолгу приходится ждать своей очереди. Понимая эту проблему, правительство России внесло изменения в методику распределения средств, предназначенных для жителей Севера, которые планируют переехать в другие районы страны и нуждаются в приобретении жилья. Предполагается, что это позволит ускорить процесс получения положенных выплат.
Теперь федеральные средства, выделяемые на жилищные сертификаты, будут перераспределяться между регионами с помощью правительственных распоряжений. То есть если в одном субъекте возникнет экономия, деньги оперативно перенаправят в другой. Ещё одно изменение касается инвалидов, уезжающих с Крайнего Севера. Для получения жилищных сертификатов им больше не придётся предоставлять справку о наличии инвалидности. Уполномоченные органы будут самостоятельно получать эти сведения с помощью государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
Миграция для Севера — процесс естественный. Суровые климатические условия предполагают, что там будет наблюдаться постоянная смена населения. Молодые станут приезжать, чтобы получить хорошо оплачиваемую работу и испытать себя, а тот, кто вышел на пенсию или отработал необходимые 15 лет, эти регионы, напротив, покинут.
Впрочем, многим удается так полюбить Север с его особым образом жизни, что они никуда не хотят уезжать. Например, население Чукотского автономного округа за последние годы выросло до 51 тысячи человек. Интересно, что население и зарубежной Арктики последние годы неуклонно растет. Север стал притягателен.
За девять лет число проживающих в Исландии, например, выросло с 320 тысяч человек до 364 тысяч. На Аляске в 2011 году проживало 722 тысяч человек, а к концу прошлого года уже 731 тысяча. Такую статистику приводит профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова.
В российской арктической зоне ситуация несколько иная. Количество местных жителей сокращается. При этом Север и его природные богатства осваиваются теперь вахтовым методом. Но государство отдает должное людям, которые в свое время, презрев домашний уют, полетели осваивать бескрайние просторы Севера. Жилищный сертификат — тому реальное подтверждение.
Источник: nbodv.ru
Квартира на юге для северянина: кому положен жилищный сертификат
Люди, однажды связавшие свою судьбу с Крайним Севером, рано или поздно захотят уехать в теплые края и государство им в этом помогает. Ежегодно Хабаровский край получает из федерального бюджета около 250 млн рублей для предоставления жилищных субсидий — их достаточно, чтобы 100 семей переехали на юг, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
О том, кто может рассчитывать на такой переезд и отчего зависит размер субсидии, мы говорим с заместителем начальника отдела предоставления государственной поддержки гражданам министерства строительства Хабаровского края Ольгой Остапенко.
Больше 20 лет в крае работает федеральная программа по переселению жителей Крайнего Севера на юг. Туда, где зима длится традиционных три месяца, а не полгода, где свежие, а не замороженные ягоды и фрукты. Им предоставляется субсидия для приобретения жилья. У нас в крае два района являются районами Крайнего Севера – Охотский и Аяно-Майский, еще 14 муниципальных образований приравнены к районам Крайнего Севера. Это города — Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск, Советская Гавань, а также районы – Амурский, Комсомольский, Николаевский, Ванинский, имени Полины Осипенко, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Верхнебуреинский.
Кто имеет право на получение жилищных сертификатов?
— Это люди, которые приехали в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, успели отработать здесь не меньше 15 календарных лет, и при этом они не имеют недвижимости на «большой земле», — говорит Ольга Остапенко.- Претенденты должны соответствовать всем этим требованиям. На 1 января 2020 года в очереди на получение жилищных субсидий в крае 6698 семей.
В соответствии с очередностью, установленной законодательством, прежде всего жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в северных районах, во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь – безработным, в четвертую очередь – работающим гражданам.
Но по факту большинство из тех, кто получают сертификаты, — инвалиды, остальные – пенсионеры. Больше всего желающих уехать в теплые края в Амурском, Верхнебуреинском, Николаевском, Охотском, Солнечном и Ульчском районах. Использовать жилищную субсидию можно на приобретение жилья в любом регионе России, заключив договор купли-продажи на вторичном рынке жилья. Но северяне могут и построить себе квартиру, их сертификат принимается для оплаты счетов эскроу.
Размер жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи и — норматива общей площади жилого помещения, а они таковы — 33 кв. м. на одного, 42 кв. м. на двоих, 18 кв. м. на каждого члена семьи, если в ней трое человек и больше. А еще он зависит от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, значение которого ежегодно определяется Минстроем России. На второе полугодие 2020 года она — 48,6 тысяч рублей за квадратный метр.
— Размер субсидии зависит и от стажа, который гражданин успел заработать на Крайнем Севере, — говорит Ольга Остапенко. – Чем больше стаж, тем солиднее сумма. При расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади. В случае, если семья решила обосноваться на территории Хабаровского края, этот коэффициент составит максимальные 1,2.
Чаще всего северяне выбирают на постоянное место жительства южные районы края. Реже — Московскую, Калининградскую области, Краснодарский край. Сколько денег в итоге получается? Средний размер выплаты на семью из одного человека в нынешнем году составил 1 925 906 рублей, на двоих – 2 451 153 руб., на троих – 3 151 483 рубля. Все остальные расходы – на перелет и отправку багажа северяне оплачивают сами.
А квартиру, пожалуйста, оставьте
Одно из условий выдачи сертификата – согласие северянина оставить свое жилье муниципалитету. Речь о муниципальной квартире, которой человек пользовался на условиях социального найма, или о его частном доме. Его жилье пригодится тем, кто там остается жить и работать в суровых условиях Севера. Построить новое жилье здесь проблематично.
Постановкой на учет желающих покинуть северные районы занимаются органы местного самоуправления по месту жительства. То есть, обращаться необходимо в администрацию своего муниципального района. Ваша очередность определяется по дате подачи заявления со всем необходимым пакетом документов. Конечно, денег, которые выделяются северянам, недостаточно.
Людям подолгу приходится ждать своей очереди. Понимая эту проблему, правительство России внесло изменения в методику распределения средств, предназначенных для жителей Севера, которые планируют переехать в другие районы страны и нуждаются в приобретении жилья. Предполагается, что это позволит ускорить процесс получения положенных выплат.
Теперь федеральные средства, выделяемые на жилищные сертификаты, будут перераспределяться между регионами с помощью правительственных распоряжений. То есть если в одном субъекте возникнет экономия, деньги оперативно перенаправят в другой. Ещё одно изменение касается инвалидов, уезжающих с Крайнего Севера. Для получения жилищных сертификатов им больше не придётся предоставлять справку о наличии инвалидности. Уполномоченные органы будут самостоятельно получать эти сведения с помощью государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
Миграция для Севера — процесс естественный. Суровые климатические условия предполагают, что там будет наблюдаться постоянная смена населения. Молодые станут приезжать, чтобы получить хорошо оплачиваемую работу и испытать себя, а тот, кто вышел на пенсию или отработал необходимые 15 лет, эти регионы, напротив, покинут.
Впрочем, многим удается так полюбить Север с его особым образом жизни, что они никуда не хотят уезжать. Например, население Чукотского автономного округа за последние годы выросло до 51 тысячи человек. Интересно, что население и зарубежной Арктики последние годы неуклонно растет. Север стал притягателен.
За девять лет число проживающих в Исландии, например, выросло с 320 тысяч человек до 364 тысяч. На Аляске в 2011 году проживало 722 тысяч человек, а к концу прошлого года уже 731 тысяча. Такую статистику приводит профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова.
В российской арктической зоне ситуация несколько иная. Количество местных жителей сокращается. При этом Север и его природные богатства осваиваются теперь вахтовым методом. Но государство отдает должное людям, которые в свое время, презрев домашний уют, полетели осваивать бескрайние просторы Севера. Жилищный сертификат — тому реальное подтверждение.
Источник: www.todaykhv.ru
Что за программа север юг
Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов выступил на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты» ХV Веронского Евразийского экономического форума в Баку, участники которой обсудили развитие инфраструктуры и сервиса наиболее перспективных транспортных маршрутов в Каспийском регионе.
Андрей Белоусов подчеркнул, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север – Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия), маршруты Персидский залив – Чёрное море и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров.
«Для современной России ключевую роль приобретает маршрут “Север – Юг”. В связи со смещением центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут “Север – Юг” с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина Правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная “дорожная карта” по развитию коридора “Север – Юг”», – отметил Андрей Белоусов.
Было подчёркнуто, что к 2030 году ожидается рост объёма российских грузов по коридору «Север – Юг» почти в два раза – с текущих 17 млн до 32 млн т. По словам Андрея Белоусова, в Бакинской декларации от 9 сентября 2022 года отмечено, что к 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 млн т должна быть увеличена до уровня не менее 15 млн т грузов.
«Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За девять месяцев этого года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5,4 млн т, что на 57% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Автомобильные перевозки между нашими странами за шесть месяцев этого года составили 1,5 млн т – в три раза выше уровня аналогичного периода прошлого года», – заявил Первый заместитель Председателя Правительства.
Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север – Юг».
«Во-первых, это развитие железнодорожной инфраструктуры. Второе – синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу. В этом году удалось в два раза увеличить пропускную способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе – до тысячи транспортных средств в сутки.
Планируется модернизация основных пунктов пропуска с выходом к концу следующего года на пропускную способность 1,7 тыс. транспортных средств в сутки, а к 2026 году – 3 тыс. транспортных средств в сутки. В-третьих, предлагаем дополнить инфраструктурные решения комплексом мер по минимизации барьеров и обеспечению бесшовности перевозок. Критически важными станут вопросы недискриминационного доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики. Важен поиск решений по упрощению таможенных процедур, отработки механизма платежей и взаиморасчётов, страхования, цифровизации и переходу на электронный документооборот. В-четвёртых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трёх стран – Россия – Азербайджан – Иран – на всём западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг», – отметил Андрей Белоусов.
По мнению первого вице-премьера, примером такого совместного оператора является «ОТЛК», созданная компанией «РЖД» совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии. По словам Андрея Белоусова, Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учётом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции – контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки.
«Мир на наших глазах входит в новую эпоху. Кто-то говорит о конце глобализации, но правильнее говорить о новом этапе становления многополярного мира. И в этих новых условиях регион Каспийского моря и Закавказья имеет все шансы стать центром экономического роста и процветания. Уверен, что именно устойчивые транспортные, экономические и гуманитарные связи станут основой для этого процветания», – подвёл итоги своего выступления Андрей Белоусов.
XV Евразийский экономический форум состоялся в Баку 27–28 октября. Участники обсудили практические вопросы и актуальные проблемы в области экономики и финансов, логистики, здравоохранения, экологии, энергетики и технологических инноваций на пространстве Большой Евразии, объединённые глобальной темой «Евразия на пути к новому геополитическому и социально-экономическому порядку: переход к новой экономике, ориентированной на человека».
Организаторами мероприятия выступают некоммерческая ассоциация «Познаём Евразию» и фонд «Росконгресс», Петербургский международный экономический форум при поддержке Министерства экономики Республики Азербайджан.
Работа Правительства:
Источник: government.ru