Что за программа scratch

Содержание

Всем привет, с вами Автоспорт Рулит, и сегодня я хочу поделиться необычной статьёй. Дело в том, что недавно я проводил мини-конкурс, кто первый поставит 3 лайка моим статьям и напишет под статьёй с конкурсом «участвую»+одна из тем для новой статьи, тому я напишу её на одну из тем: программирование на Scratch, Формула-1 или Звёздные Войны. Конкурс выиграл Ал Горан и попросил меня сделать статью про программирование на Scratch.

Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое Scratch, как он работает и т.д. Не буду особо затягивать, так что начнём.

Scratch – это скорее программа, нежели язык программирования. Дело в том, что здесь вам даже не надо вводить какие-либо коды (разве что редко придумывать их самому, но об этом поговорим позднее). Scratch – это язык блоков, в котором вам надо собирать блоки в один код.

Из чего состоит Scratch и как в нём работать?

Спрайты: Спрайты – это ваши персонажи и вообще все картинки (кроме фонов, о них мы ещё поговорим) в вашей игре, программе и т.д. Спрайту можно написать код блоков, который будет как-то управлять спрайтом. Например: Когда кнопка «Старт» нажата повернуться направо на 30 градусов и так повторить 10 раз. Это простейший код. Спрайт также имеет костюмы, например:

Scratch (Скретч) что это за программа и для чего она нужна

У нас есть спрайт Майкла Джексона. В первом костюме он смотрит влево, а во втором вправо. Мы можем нажать на старт, и наш Майкл Джексон начнёт менять костюмы и таким образом танцевать.

Предупреждение (это не конец): Научить программировать на Scratch – это не одна статья. Если вам нравится эта статья, и вы хотите продолжения Scratch-уроков то пишите об этом в комментарии и ставьте лайки, пожалуйста. Если эта статья наберёт 10 лайков, то я буду выпускать продолжение Scratch-уроков!

Итак, продолжим: Фоны: Фоны также как и спрайты могут иметь свой код. Фоны всегда находятся позади спрайтов, они также могут иметь блоки, но не такие у спрайтов. У фонов блоков меньше, например, они не могут двигаться или создавать собственные клоны (о клонах позднее). Но они могут управлять музыкой, камерой, спрайтами и т.д. с помощью переменных и сообщений (о них тоже позднее).

Итак, теперь поговорим о главном. О том, как управлять спрайтами, фонами и звуками при помощи блоков (впрочем, это делается только при помощи блоков). Мы имеем 10 вкладок с блоками, которые отвечают за разные действия.

В Scratch есть следующие вкладки: «Движения» (отсутствуют у фонов), «Внешний вид», «Звук», «События», «Управление», «Сенсоры», «Операторы», «Переменные», «Списки», и «Другие блоки». Возможно, для вас много, но на самом деле это не трудно. Итак, пойдём по порядку.

Движения: Как я уже говорил, данная вкладка есть только у спрайтов, чтобы по-разному их двигать, поворачивать и т.д. Мы можем двинуть спрайт на любое количество шагов, повернуть его на любое количество градусов, изменить координаты спрайта на фоне и тому подобное. Движения также не могут работать без «Событий», но об этом позднее.

Внешний вид: Данная вкладка отвечает за эффекты, речь, цвета, костюмы спрайта, смену фонов, размер и так далее. Мы можем менять костюмы, показывать или скрывать спрайт, менять яркость или какие-либо другие эффекты спрайта. Эффекты в Scratch бывают разные. Завихрение, яркость, оттенок и т.д.

Звук: Здесь мы можем включать музыку, накладывать на неё эффекты, например эффект робота, эхо, затихание, питч и т.д. Можно изменять громкость музыки.

События: Самая важная вкладка. Без неё в Scratch сделать практически ничего не получится. Именно эта вкладка отвечает за такие команды как: «Когда старт нажат», Когда «клавиша пробел (не обязательно пробел) нажата», «когда спрайт нажат», «когда громкость меньше 90%», «когда фон сменился на такой-то» и т.п. Теперь разберёмся подробнее.

Блоки прикрепляются друг к другу, и блоки вкладки «События» — основные. Их нельзя прикрепить к другим блокам, наоборот, это блоки прикрепляются к «событиям». Например, мы можем составить такой код: Когда клавиша пробел нажата: включить звук «bwoah», изменить костюм на «танец», сделать 12 шагов, остановить все звуки.

Мы таки можем написать такой код как: Когда старт нажат включить звук «авто» и если клавиша 5 нажата, то остановить все звуки, но такие коды работают при помощи вкладок «сенсоры» и «управление», о них я сейчас расскажу. Также вкладка имеет «сообщения». Это такие сигналы, которые заставляют какой-либо спрайт выполнять определённый код. Например:

Источник: dzen.ru

Scratch — это уже не игрушки

Незаметно для нас Scratch из языка программирования для детей превратился в огромное онлайн-сообщество самоучек-программистов. За время пандемии количество пользователей этого языка удвоилось, и он начинает обгонять в рейтингах популярности «реальные» языки программирования (наподобие Typescript и Rust).

Читайте также:
Обменная программа что это

Scratch — это уже не игрушки.

Скорее всего, вы знаете, что Scratch — это язык программирования для детей, в котором используются визуальные блоки:

Как и многие родители в пандемию, я недавно познакомил с ним моих детей. Он постепенно начал их захватывать, и я осознал, что под его поверхностью скрывается нечто большее. Я решил присмотреться, и вот что обнаружил.

Не просто язык программирования

Scratch — это онлайн-среда программирования, расположенная на scratch.mit.edu. В ней используется визуальный редактор, который выглядит вот так:

Язык и редактор нацелены на создание игр, анимаций, историй и других визуальных произведений. Пользователи Scratch (скрэтчеры) могут создавать и сохранять проекты в своём аккаунте, а также публично делиться ими.

Именно благодаря публикации проектов всё становится интереснее. Scratch — это не просто язык, это сообщество.

Веб-сайт Scratch позволяют с лёгкостью просматривать проекты чужие проекты, «лайкать» и добавлять их в избранное, писать комментарии, просматривать исходники и переделывать их на свой вкус. Можно подписываться на других пользователей и совместно работать над курированием коллекций проектов, называемых «студиями» (на которые тоже можно подписываться и оставлять комментарии).

В этом смысле он похож на Github или Codepen, только Scratch предназначен для детей. Пик распределения возрастов новых скрэтчеров приходится на 12 лет, а большинству меньше 16 лет:

Именно функции сообщества по-настоящему увлекли моих детей. Они очень радовались, когда кто-то подписывался на них или «лайкал» один из их проектов. Это давало им мотивацию создавать более амбициозные вещи.

Амбициозность проектов иногда сильно впечатляет. Скрэтчеры часто создают копии «реальных» игр наподобие Cut the Rope, Super Mario Bros и Terraria. Функции наподобие облачных переменных позволяют им создавать многопользовательские онлайн-игры типа Taco Burp (очень популярной в моём доме):

Я, мастерски выносящий девятилеток

Кто-то даже построил Scratch внутри Scratch!

Это был только вопрос времени

Нахождение подобных проектов стало для меня потрясением. Скрэтчеры создавали проекты, способные конкурировать с лучшими примерами, которые я видел на Codepen. И всё это на визуальном языке программирования для детей!

Кроме редактора есть и другие ресурсы, помогающие детям быть продуктивными:

  • На веб-сайте Scratch есть туториалы, wiki и форумы, которыми часто пользуются дети, чтобы задавать вопросы и помогать друг другу.
  • Интерфейсы REST API позволяют использовать сторонний инструментарий наподобие Turbowarp — параллельного сайта, позволяющего выполнять проекты Scratch в двадцать раз быстрее.
  • Десктопное приложение Scratch позволяет разрабатывать проекты на Scratch офлайн.
  • Планшетное приложение ScratchJr представляет собой упрощённую версию редактора Scratch для маленьких детей (5-7 лет).

Масштабы Scratch

Как и у многих других онлайн-занятий, популярность Scratch за время пандемии выросла, однако, в отличие от остальных, её рост не замедляется:

Обратите внимание, что заметен циклический паттерн использования, совпадающий со школьным учебным годом. Его пик приходится на весну, а снижение — на лето, что даёт нам представление о том, в какой степени работа со Scratch связана с его применением в школах.

Благодаря этому недавнему росту Scratch ворвался в двадцатку самых популярных языков программирования индекса Tiobe. На момент написания поста (июль 2022 года) он находится на 21-м месте, обгоняя Typescript, Rust, Julia и другие важные языки. Индекс Tiobe несовершенен, однако тенденции очевидны.

Из-за новообретённой популярности языка такие скрэтчеры, как Griffpatch, Will_Wam и другие стали мини-знаменитостями, собирающими сотни тысяч подписчиков на scratch.mit.edu и других платформах (Griffpatch имеет более 175 тысяч подписчиков на Youtube, где он публикует туториалы Scratch по таким аспектам разработки игр, как скроллинг фона и рейкастинг).

Другую статистику можно посмотреть на странице статистики сообщества и в ежегодном отчёте Scratch. По любым возможным метрикам Scratch испытывает бум популярности (по всему миру!) и не думает останавливаться.

Почему так получилось

Для этого у Scratch есть множество хороших свойств.

Он бесплатен (благодаря Scratch Foundation), а туториалы позволяют постепенно знакомиться с языком, что упрощает его использование в школе и дома.

У платформы есть чёткие правила сообщества, и она хорошо модерируется (по крайней мере, моя семья пока не столкнулась ни с чем подозрительным).

И самое важное: просмотр чужих проектов показывает, что это возможно. Ребёнок начинает с того, что играет, потом ему становится любопытно, и вот он уже изменяет код, чтобы добавить себе жизней.

Всё это появилось не само собой. Это стало реализацией более пятидесяти лет работы программистов и педагогов, стоявших на плечах таких великанов, как Logo и LEGO Mindstorms. Если вам стало любопытно, прочитайте про теорию конструкционизма!

Если вам важно обучение программированию и вы ищете проект, которому можно помочь материально, то вряд ли найдёте что-то лучше.

А если вы знаете детей, заинтересованных в программировании, то расскажите им о Scratch. Пусть они какое-то время поиграют в созданные другими пользователями игры, исходный код которых находится на расстоянии всего одного клика.

  • Блог компании Sportmaster Lab
  • Программирование
  • Учебный процесс в IT
  • Карьера в IT-индустрии
  • Социальные сети и сообщества

Источник: habr.com

Гайд по Scratch-программированию для детей: как научиться создавать игры и мультфильмы с нуля

Гайд по Scratch-программированию для детей: как научиться создавать игры и мультфильмы с нуля

Визуальный язык Scratch был придуман специально для того, чтобы научить детей программировать. На одноименной платформе ученики младших классов знакомятся с азами кодинга, создают первые игры и анимации. При этом юных разработчиков не пугают длинными столбцами кода: алгоритм формируется путем перемещения графических блоков.

Вот несколько интересных фактов о платформе Scratch:

  • язык разработан медиалабораторией Массачусетского технологического института;
  • в 2022 году Scratch исполнилось 15 лет;
  • в среднем официальный сайт посещают более 38 миллионов пользователей в месяц;
  • на площадке уже размещено 113 миллионов проектов;
  • платформа переведена на 74 языка (в том числе на русский) и используется в 200 странах мира.
Читайте также:
Android update что это за программа

Знакомство со Скретч станет базой для дальнейшего погружения в область IT и обучения другим языкам – например, Python или C++.

Детская школа программирования «Пиксель» собрала наиболее полный гайд о языке Скретч и устройстве интерфейса этой визуальной среды.

Почему детям стоит изучать язык программирования Scratch

Занятие по Скретч для детей

Кодить на Скретч ребенку 8-12 лет несложно: вместо текстового кода применяются яркие блоки с названиями команд, а интерфейс прост и интуитивно понятен. Процесс разработки напоминает сборку деталей Лего.

Для дошкольников от 5-6 лет и вовсе создана версия Scratch Junior, где блоки обозначены символами и картинками. Это максимально упрощенный вариант блочного программирования: дети смогут начать проектировать игры и мультфильмы на Скретч Джуниор еще до того, как научатся читать и писать.

Результат действий наблюдается в реальном времени: на экране видна сцена с персонажем, ребенок может в любой момент запустить программу и проверить, что получилось. Визуальность площадки вовлекает детей в процесс кодинга, располагает и мотивирует продолжать изучать программирование. Так ребята уже с раннего возраста начинают познавать мир IT.

Scratch-обучение для детей не только увлекательно, но и полезно:

  • Учит размышлять логически и аналитически. Дети улавливают связи между действиями и итогом, учатся разбивать задачу на подзадачи.
  • Дает почувствовать, что ошибки – это нормально. Запуская программу, ребята видят неточности и ищут варианты решения проблемы. Дети исправляют промахи и стараются в будущем не допускать их.
  • Воспитывает целеустремленность. Ученик прокладывает маршрут выполнения цели и последовательно идет по намеченному плану.
  • Помогает раскрываться и выражать себя с креативной стороны. Техническое творчество приучает замечать красоту, мыслить шире и выходить за рамки. Школьник высказывает идеи и делится ими с окружающими – это вдохновляет.
  • Пробуждает интерес к учебе. Ребенок узнает мир и начинает интересоваться школьными предметами, которые раньше казались скучными: математика, английский, информатика.

Уже при обучении на Скретч дети исследуют базовые IT-термины: функции, циклы, условные конструкции, переменные и многое другое. Знания, приобретенные на занятиях по Скретч, пригодятся при освоении других языков кодинга.

Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Scratch: как начать делать игру с нуля новичку

Чтобы приступить к разработке в конструкторе Scratch, необязательно устанавливать программу. На онлайн-платформе ребята практикуются даже без регистрации – правда, в таком случае не выйдет сохранять игры и делиться с друзьями, получать отклики юзеров.

При большом желании можно скачать программу на компьютер.

Созданные на Скретч проекты можно конвертировать в другие типы файлов при участии стороннего ПО и дополнительных инструментов, однако процесс может оказаться непростым. Например, можно перевести игру в формат APK и скачать программу на Android.

С чего начать программирование на Скретч

Зайдите на веб-страницу Scratch и нажмите «Начни создавать», запустив редактор проекта (также можно нажать на «Создавай» в верхнем меню).

Создание игры на Скретч

В выпадающем списке выберите русский язык, затем перейдите в раздел «Учебник»: он покажет потенциал воплощения проектов и поможет привыкнуть к редактору. Пошаговые инструкции помогут разобраться в программе.

Инструкции по Скретч

В разделе «Учебник» можно выбрать тип проекта и инструкцию, которой хотели бы следовать.

Выбор типа проекта на Скретч

Видеоинструкции по Скретч

Для включения в проект новых спрайтов нажимаем на кнопку добавления персонажей. Выбираем подходящего героя из встроенной библиотеки спрайтов. Внешний вид персонажа изменяется во вкладке «Костюмы». Также в проект можно загрузить собственных спрайтов: героев, предметы, фоны.

Добавление спрайтов и костюмов в Скретч

Для программирования спрайта нажимаем на него и создаем алгоритм. Для этого отбираем необходимые блоки из меню слева и соединяем их между собой.

Блоки в Скретч

В проект можно добавить звуковые эффекты – для этого переходим во вкладку «Звуки». Есть возможность импортировать музыкальные дорожки с компьютера или записать свои звуки во встроенном редакторе.

В библиотеке спрайтов есть раздел «Музыка», где собраны музыкальные инструменты. Если добавить их в проект, они будут производить соответствующие звуки.

Категории блоков в Scratch

Разноцветные блоки с командами – замена текстового кода для детей. Элементы перетаскиваются с места на место, прикрепляются друг к другу с помощью специальных выемок: так формируется скрипт. Созданный алгоритм «оживляет» героя: учит двигаться, издавать звуки, менять цвета. Для каждого из спрайтов можно задать одну или несколько программ.

Блоки делятся на типы, различаясь по назначению функций, цвету и форме. Ниже рассмотрим подробнее разновидности блоков.

Блоки событий в Scratch

Событийные блоки – стартовые и располагаются в начале кода. Такие блоки закрашены желтым цветом, с круглым выступом наверху. Миссия деталей из этой категории – обозначить триггер запуска проекта.

Блоки событий в Скретч

Поводом запустить последовательность событий могут стать нажатие флажка или спрайта, смена фона, увеличение громкости.

Блок событий в Scratch

Между собой желтые блоки не объединяются – только с элементами других типов.

Добавление блоков событий в Скретч

Блоки движения в Scratch

Синие блоки помогают персонажу перемещаться по траектории, поворачиваться, плыть – словом, двигаться разнообразными способами.

Блоки движения в Скретч

В отличие от элементов желтого цвета, синие соединяются между собой – так выполняется заданный порядок действий.

Блоки движения в Scratch

С помощью синих блоков персонаж может прыгать: для этого указываются точки перемещения в системе координат.

Как задать движение в Скретч

Блоки внешнего вида в Scratch

Меняют облик героя блоки фиолетового цвета.

Блоки внешнего вида в Скретч

Как сделать в Scratch смену размера или цвета персонажа, спрятать или показать героя на сцене – все эти действия по отношению к спрайту совершаются с помощью фиолетовых деталей.

Блоки внешнего вида в Scratch

Фиолетовые блоки прикрепляются друг к другу.

Блоки управления в Scratch

Блоки оранжевого цвета задают процессы и отвечают за циклы и клоны. Совмещаются и используются пошагово. Внутрь такого блока можно добавить другие команды.

Блоки управления в Скретч

Блоки звуков в Scratch

Блоки звуков в Scratch

С помощью сиреневых блоков ребенок управляет звуком в игре или анимации: добавляет, изменяет и останавливает его.

Читайте также:
Activity launcher что за программа

Звуки в Scratch

Сиреневые элементы крепятся между собой в нужной последовательности.

Блоки сенсоров в Scratch

Сенсоры в Скретч

Сенсорные блоки посодействуют в конструировании проекта, где внешние условия напрямую влияют на последующее развитие событий.

Не все эти детали соединяются между собой.

Сенсоры в Scratch

Создание блока

В Скретч пользователь может создать новый блок с заданными параметрами.

Как сделать свой блок в Скретч

Расширения Скретч и дополнительные функции

В среде Scratch доступны различные расширения, которые добавляют в редактор новые функции. С их помощью можно записать музыку, добавить видео и т. д. Кнопка для расширений в редакторе находится в левом нижнем углу.

Добавление видео в проект

С помощью расширения «Видео распознавание» в Scratch можно записать себя на камеру и добавить ролик в игру. При вставке расширения включится веб-камера и в проекте появятся новые блоки.

Видео распознавание в Скретч

Необходимо записать на видео свои действия: например, как вы гладите кота Скретча по макушке, играете на инструментах или надуваете шары. Программа будет выхватывать ваши движения на камеру: считать их количество и местонахождение на экране.

Добавление речи персонажей

Благодаря расширению «Текст в речь» герои игры или мультфильма заговорят: достаточно прописать реплику текстом в специальном блоке.

Текст в речь на Скретч

Добавление пера – рисование спрайтами

В проект можно добавить функцию рисования. Для этого необходимо выбрать спрайт (например, изображение карандаша или ручки) и составить для него программу. Установка размера пера, смена цвета при определенных условиях, удаление нарисованных линий – такие возможности предлагает расширение.

Перо в Скретч

С помощью пера можно создать 3D-проект в Scratch: например, программу для проектирования трехмерных вращающихся фигур.

Также в Scratch есть расширения для наборов робототехники (Lego Mindstorms EV3, Lego WeDo 2.0).

Алгоритм освоения среды программирования Скретч для начинающих

Начать обучение рекомендуем с блоков движения и внешности героев, ведь спрайты – центральные компоненты игры. Затем стоит обратить внимание на ключевые термины кодинга: запомнить понятия условий и циклов, научиться создавать клонов и события. Небольшие проекты помогут адаптироваться к платформе, а после следует перейти к осуществлению полноценной игры: раннера, гонок или шутера.

Получить представление о Scratch будет полезно с бесплатными видеоуроками на YouTube. Устройство площадки, особенности интерфейса, механизм формирования проектов – этому научат видеоролики.

Усвоив основы Скретч-программирования и сконструировав игры по шаблонам, можно идти дальше и углублять познания: составлять собственные блоки и добавлять облачные переменные (для мультиплеера), чтобы играть не одному, а вместе с друзьями.

Уроки Скретч-программирования для детей

Представляем видеоуроки для создания занимательных проектов: попробуйте воссоздать мир «Звездных войн» и Minecraft, воплотить игровую классику – гонки или раннера, реализовать интерактивную открытку.

1. Охота за привидениями

Цель игрока – стрелять по призракам, получая за это баллы. 20 привидений за минуту – скорость нешуточная, но тем и увлекательнее. Юный программист подберет подходящий фон, выберет персонажей и напишет скрипт.

2. Гонки на двоих

В этот проект играют с приятелем, состязаясь, кто первый доберется до финиша. Для захватывающего соревнования нужно создать трассу и машины, сформировать скрипты. А заодно познакомиться с понятиями цикла и условного оператора if.

3. «Звездные войны»

Игра для фанатов Star Wars: космолет открывает огонь по кораблям противника, зарабатывая очки. Требуется спроектировать и запрограммировать космические судна, задать поведение врага, настроить подсчет баллов.

4. Minecraft

Благодаря широкому функционалу в Скретч можно воссоздавать популярные игры: например, вселенную Майнкрафт. Попутно изучаются такие понятия, как клоны, переменные, условия. Суть проекта – за наименьшее количество шагов добраться до сундука. Ошибаться не рекомендуется, ведь за это отнимается жизнь.

5. Among Us

В игре Among Us члены экипажа должны вычислить самозванца среди своих и выполнить задания. В 1-й части урока создаются карта и участники экипажа.

Во 2-й части проект усложняется: добавляются звуковые эффекты и еще одна задача.

7. Раннер

Неутомимому бегуну необходимо пробежать как можно дольше, не наткнувшись на призрака. При столкновении у героя забирается жизнь. В конце таймер на экране продемонстрирует, какое время удалось удержаться в игре. Для конструирования нужно добавить фон и спрайты, задать управление персонажами, прописать алгоритм шагов и вычисление очков.

8. Интерактивная открытка

Благодаря этому уроку по Скретч вы узнаете, как сделать анимированную открытку. При нажатии на кнопку-триггер поздравительная карточка будет открываться. В видео мы показываем, как нарисовать саму открытку и собрать для нее код.

9. Brawl Stars

В эпичной игре противники стреляют друг в друга с оружием: космическая битва не на жизнь, а на смерть. Для создания клона «Бравл Старс» на Скретч необходимо сделать фон, кнопки, персонажей и орудия, счетчик времени.

10. Flappy Bird

Птичка летает между помехами, стараясь их не касаться. За каждое препятствие начисляются очки. Для реализации прописываются ход и условия, подсчет очков, анимация и передвижения спрайта.

Публикация проекта на сайте Scratch

После создания проекта можно опубликовать его на сайте Scratch (для этого необходимо зарегистрироваться). Так в него смогут сыграть другие пользователи Скретч. На онлайн-платформе собрано большое сообщество единомышленников со всего мира: начинающие программисты заходят в проекты друг друга, оценивают их и оставляют комментарии.

На платформе соблюдаются принципы полной свободы: каждый пользователь может войти внутрь проекта и посмотреть его исходный код. А еще есть возможность сделать ремикс: скопировать проект и дополнить его своими идеями.

***
Визуальное программирование в Scratch может стать для школьников не только любимым хобби, но и фундаментом для будущей высокооплачиваемой профессии. Изучать Скретч можно как самостоятельно, так и вместе с опытными педагогами. Главное – регулярно практиковаться и исследовать различные инструменты Scratch, пробовать создавать собственные проекты: например, на основе любимых видеоигр. Старайтесь развивать и поддерживать в себе интерес к IT, и тогда у вас все получится.

Источник: timeweb.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru