Программа «Раз ступенька, два ступенька. » предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Директор Гимназии №24
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…»
На основе автора программы Л.Петерсон
для дошкольников 6-7 лет (подготовительная группа).
образовательной системы «Школа 2000. » « Игралочка-ступенька… » под редакцией Л.Петерсон, Е.Е.Кочемасова
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Воспитатель высшей квалификационной категории Кочеткова З.С.
«РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА. «
Автор программы : Петерсон, Кочемасова ( 8 месяцев обучения) 2 занятия в неделю, всего 64 занятия
Программа «Раз ступенька, два ступенька. » предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Раз — ступенька, два — ступенька… | Математика для дошкольников от Л.Г. Петерсон 5-6, 6-7 лет
Задачами математического развития дошкольников в программе являются:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода , когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями-«домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается — ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Обзор Математики для детей 5-6 лет «Раз-ступенька, два -ступенька…» часть 1 Л.Г.Петерсон
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи включен материал разной степени сложности — от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.
Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов — «яблоко», «мяч», «кубик» — лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы — игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик — красные. Работая с фигурами «Геометрического лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком — маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
— создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
— новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
— обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
— обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с родителями по желанию
Программа «Раз — ступенька, два — ступенька. » рассчитана на 6 месяцев обучения (2 занятия в неделю, всего 46 занятий)
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно — не равно, больше на . ,меньше на . ).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на. меньше на . ) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Примеры отношений: на — над — под, слева — справа — посередине, спереди — сзади, сверху — снизу, выше — ниже, шире — уже, длиннее -короче, толще — тоньше, раньше — позже, позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Источник: nsportal.ru
Отзыв: Книга «Раз-ступенька, два-ступенька. Математика для детей 6-7 лет» — Петерсон Л.Г., Холина Н.П — Хотите вырастить гения математики? Занимайтесь системной, а эта рабочая тетрадь поможет.
Рабочая тетрадь «Раз ступенька, два ступенька, математика для детей 6-7 лет» является продолжением рабочей тетради «Раз ступенька, два ступенька, математика для детей 5-6 лет». Рабочая тетрадь формата А4. Имеет картонную обложку. Печать качественная, выполнена в цвете, страницы плотные.
Успешно работают эти две рабочие тетради, если использовать их последовательно. Входят в курс «Учусь учиться» автора Людмилы Петерсон (да, это женщина, а не мужчина, как думают многие). Идеальна для подготовки к школе, в которой дети будут учиться по этой программе.
Но и не стоит отказываться от приобретения, если будет другая программа по математике.
Первую очередь я хочу заметить что данный рабочая тетрадь является объектом авторской методики Людмилы Петерсон. Соответственно, она рассчитана не на одну ступень обучения, а на несколько лет. Что подразумевает под собой системный подход, к которому так стремится наше Министерство образования в настоящее время.
Родители, впервые открывшие эти пособия считают, что они слишком сложные, мудреные, содержат в себе много лишнего и мало практичного. Смею вас переубедить, для дошкольников характерны задания, в которых как можно больше они будут разговаривать. С помощью этой рабочей тетради закладываются основные математические навыки, дети уже знакомиться с числами, составом чисел.
Самые первые занятия готовят детей к изучению геометрических фигур. Хотя имена эта тетрадь рассчитанна на детей шести-семи лет уже подразумевает, что дети познакомились в предыдущих изданиях с этими понятиями и знают, как они выглядят, и чем различаются между собой.
Самые первые уроки знакомят со свойствами предметов, здесь детям активно помогает их житейский опыт, они могут сравнить между собой больше или меньше, длиннее или короче, поэтому многие задания рассчитаны на то, что будут выполнены устно. Рабочая тетрадь включает много заданий, где необходимо найти лишнее, определить и продолжить закономерность — это благоприятно влияет на мыслительные процессы ребенка. Ну и конечно же, автор не забыла задания для письма. На первых страницах мы видим цепочки, которые необходимы продолжить, они выполняются не только простым карандашом, но и цветными. Посмотрите на примеры из пособия.
То есть даже здесь при желании можно организовать задание на сравнение цветов. Не для кого не секрет, что с цветами дети знакомятся далеко до подготовительного этапа к школе. Ближе к концу изучения рабочей тетради дети начнут решать примеры на сложение вычитание, нахождение неизвестного компонента. Это как раз те задания, где необходимо вставить пропущенное число в окошко.
В принципе это дублирует программу первого класса. Адаптация в 1 классе пройдет более быстро и успешно. Также все подготовительные материалы, методические пособия и прописи готовят детей к школе психологически. Пройдя эту рабочую тетрадь, ребёнок будет иметь представление, чем он будет заниматься в школе. Стоит отметить и то, что авторская программа Петерсон построена циклично.
В изучении новых тем включаются задания на повторение пройденного материала, если случилось так, что ваш ребёнок забыл, как выполнять задания на повторение, которое ему встретилось, всегда можно вернуться назад и пройти тему ещё раз. Не только репетиторы и курсы подготовки к школе используют данные рабочие тетради. Каждый родитель в принципе самостоятельно может овладеть методикой преподавания и работы по данным пособия. Существуют методические рекомендации с поурочными разработками и конспектами занятий к этой рабочей тетради. Не стоит бояться трудностей — нужно учиться их преодолевать.
Чтобы эффективно пройти рабочую тетрадь отойдите от традиционной формы ведения занятия. Играйте, фантазируйте, творите. Дополняйте задания стихами, загадками известных авторов. Тогда обучение будет в радость. Самое главное заинтересовать и привить любовь к обучению.
Источник: otzovik.com
Чем отличается игралочка ступенька к школе от раз ступенька два ступенька
Кто-нибудь обучал дома детей по Игралочке или Раз ступенька, два ступенька?
расскажите, пожалуйста, какие именно пособия надо купить для занятий дома с ребенком (двумя). Просто есть раздаточный материал, тетради, демонстрационный материал и проч.
А у нас просто рабочая тетрадка «Игралочка». Там в конце тетради даны достаточно подробные методические указания к каждому занятию. Очень удобно.
Для дома тетрадок достаточно. Методичка, на мой взгляд не нужна, там в основном все для коллектива детского сада расписано. Раздаточный материал тоже необязательно.