«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет на 2019 – 2020 уч. год.
Образовательная область : познавательное развития
Наименование программы Образовательная программа для кружка «Знайка».
«Раз – ступенька, два — ступенька»
Разработчик программы Воспитатель Родионова О. И.
Цель программы Формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
Нормативно-правовые основы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 75, статья 12, часть 4, пункт 5);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»
Срок реализации 1 год
Основные направления программы Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-педагогическую направленность.
01 занятие. РАЗ — ступенька, ДВА — ступенька. Математика для дошкольников. 5 -6 лет. Часть 1.
-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=
-дни недели,месяц год, определение времени по часам (по часовой стрелке)
-называть числа в прямом и обратном порядке-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий-измерять длину предметов с помощью условной меры-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.
-ориентироваться на листе бумаги и т. п.
Рабочая программа составлена по программе Л. Г. Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» : Математика. –М. УМЦ «Школа 2000…»,2007- 40 с.
М. А Кубышевой, Е. Е. Кочемасовой, Н. П. Холиной
Программа методически обеспечена курсом Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, Н. П. Холиной «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 5-7 лет.
Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» являются начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников образовательной программы «Школа 2000…»
Главной целью программы является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Математика Л.Г.Петерсон для детей 6-7 лет «РАЗ — ступенька, ДВА — ступенька…», часть 2 стр.24-25
Данная программа является адаптированной, так как составлена с учетом уровня подготовки обучающихся и предназначена для обучающихся 6-7- лет.
Общее количество часов – 62, по два занятия в неделю, продолжительность занятий — 30 минут.
В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения.
-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел
-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=
-дни недели,месяц год, определение времени по часам (по часовой стрелке)
-называть числа в прямом и обратном порядке
-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий
-измерять длину предметов с помощью условной меры
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.
-ориентироваться на листе бумаги.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на., меньше на.)
Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах.
Натуральное число как результат счета и измерения.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
• Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на., меньше на.) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Представление о натуральном числе как результате изменения величин
(количественной характеристике свойств предметов)
Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
• Пространственно- временные представления
Примеры отношений: на- над –под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше- позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий.
Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка, куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях.
Представление о длине, массе, объеме.
Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь.
Формы и методы организации занятий:
На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.
В ходе занятий предполагается развитие интеллектуальных и творческих сил, умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать что-то новое.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе заключается в формировании навыков самооценки и в проведении итоговых занятий, где внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, здесь же дети могут высказывать свое отношение к тому, что им понравилось, а что было трудно.
Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность. и строится на основе системы дидактических принципов:
— принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
— принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие».
— принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей.
— принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
— принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.
№ п/п Тема занятия Дата по факту
1 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
2 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
3 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
4 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
5 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
6 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
7 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
8 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
9 Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
10 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
11 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
12 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
13 Удаление части из целого (вычитание).
14 Пространственные отношения: между, посередине.
15 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
16 Число 1 и цифра 1.
17 Пространственные отношения: внутри, снаружи.
18 Число 2 и цифра 2. Пара.
19 Представление о точке и линии. Отрезке и луче.
20 Число 3. Цифра 3.
21 Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
Об отрезке и многоугольнике.
22 Ломаная линия. Многоугольник.
23 Число 4. Цифра 4.
24 Представление об углах и видах углов.
25 Представление о числовом отрезке.
26 Число 5. Цифра 5.
27 Пространственные отношения: впереди, сзади.
28 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
29 Обозначение отношений: больше- меньше.
30 Временные отношения: раньше, позже.
34 Математические игры.
37 Число 6. Цифра 6
38 Число 6. Цифра 6
39 Пространственные отношения: длиннее, короче.
40 Измерение длины.
41 Измерение длины.
42 Измерение длины.
43 Число 7. Цифра 7.
44 Число 7. Цифра 7.
45 Число 7. Цифра 7.
46 Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.
47 Измерение массы.
48 Измерение массы.
49 Число 8. Цифра 8.
50 Число 8. Цифра 8.
51 Число 8. Цифра 8.
52 Представление об объеме. Сравнение объема.
53 Измерение объёма.
54 Число 9. Цифра 9.
55 Число 9. Цифра 9.
56 Число 9. Цифра 9.
57 Преставление о площади. Сравнение площади.
58 Измерение площади.
59 Число 0. Цифра 0.
60 Число 0. Цифра 0.
62 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
63 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина Учебное пособие. «Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2.
Методические рекомендации : «Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2. авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина
Тетрадь : «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1- 2. авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина
Публикации по теме:
Еще одна ступенька-участие в конкурсе «Учитель года» В этом году я принимала участие в конкурсе «Учитель года».Необходимо было достойно представить свою работу в номинации «Воспитатель года».
Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.
План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.
Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.
Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.
Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Объясните, пожалуйста, чем отличаются «Игралочка» и «Раз-ступенька, два-ступенька»?
Благодарим за проявленный интерес к пособиям нашего Центра.
Курс математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой разработан для детей 3-4 (ч.1), 4-5 (ч.2), 5-6 (ч.3) лет, посещающих детский сад. В настоящий момент дорабатывается 4-я часть курса — для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), ожидаемый выход — 2013 год.
Комплект «Игралочка» включает в себя: Методические рекомендации для педагога, рабочие тетради для ребенка, демонстрационный и раздаточный материалы.
Курс математики «Раз-ступенька, два-ступенька» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной состоит из двух частей: для детей 5-6 и 6-7 лет, не посещающих детский сад. Это специальные пособия для предшкольной подготовки.
Комплект «Раз-ступенька, два-ступенька» состоит из Методических рекомендаций для педагога и рабочих тетрадей для ребенка.
Таким образом, если Вы начали заниматься с ребенком по пособиям «Игралочка» с 3-х лет, то лучше продолжать работу по данному курсу. При этом до выхода 4-й части «Игралочки» в подготовительной группе можно взять пособия «Раз-ступенька, два-ступенька» (часть 2).
С уважением, методист отдела по дошкольной подготовке
Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000. » АПК и ППРО
Абдуллина Лилия Энгелевна.
Источник: www.sch2000.ru
Рабочая программа «Раз – ступенька, два ступенька…»
Программа «Раз – ступенька, два — ступенька» предназначена для развития математических представлений детей. Она направлена на развитие личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
14 мая 2020 Наталия Владимировна Куклина
1161 47 0 0
Содержимое публикации
Обсуждена и принята Утверждаю______________________
на педагогическом совете №1 Заведующий МБДОУ детский сад №4
от 27 .0 8 .2019г. Назмутдинова Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной образовательной программе общеинтелектуального направления для детей подготовительной группы
«Раз – ступенька, два ступенька…»
на 2019-2020г.г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«Раз – ступенька, два ступенька»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Раз – ступенька, два — ступенька» предназначена для развития математических представлений детей. Она направлена на развитие личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Задачами математического развития дошкольников в программе являются:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями-«домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается — ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи включен материал разной степени сложности — от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.
Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов — «яблоко», «мяч», «кубик» — лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы — игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик — красные. Работая с фигурами «Геометрического лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком — маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.
Системы дидактических принципов:
— создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
— новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
— обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
— обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с родителями по желанию
Программа «Раз – ступенька, два — ступенька» рассчитана на 7 месяцев обучения (2 занятие в неделю, длительность одного занятия 25 минут, всего 13 занятий).В октябре 1 занятие, занятия начались с 14 октября.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий :
— Тетради в клетку
— Наборы геометрических фигур
Источник: www.art-talant.org