Выступление на методическом объединении Малышевой О.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающая система образования Л.В. Занкова
В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова вводится как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Задачи: Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»
Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.
Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.
Свойства методической системы : многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность.
Организационные формы обучения: урок — основная форма обучения; экскурсии.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.
Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию и способствует решению задачи общего развития школьников
Отзывы о программе
60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ
Методист Городского Управления Образования Республики Мордовия С.В. Кугута
Чудо системы Л.В. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой — полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.
Ребенок чувствует себя частью огромного целостного мира.
Учитель начальных классов Малышева О.А.
Я работаю по развивающей системе Л.В.Занкова вот уже 16 лет. В обучении вижу только положительные результаты. В результате обучения у детей сформировано на высоком уровне умение учиться, хорошо развито теоретическое мышление, успешно социа-лизируются. Дети свободно высказывают свои мнения, рассуждают. Как учитель, я получаю огромное удовольствие от результатов работы по данной системе.
Система Занкова, очень интересная методика и дети учаться в ней быстрее думать, логически размышлять.
Занковский урок. Какой он?
В нашей системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, между учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов.
На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. Так каков же урок в занковской системе?
Каждый урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего, нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы. Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
— в его содержании,
— в построении процесса учения,
— в характере отношений.
Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. 1 кл.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 1.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 2.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 3.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 1.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.
Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 2.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.
Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 3.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.
Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 4.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.
Русский язык . 1 кл.
Литературное чтение 1 кл.
Математика . 1 кл. В 2-х ч.
Аргинская И.И.,Бененсон Е.П., Итина Л.С.
Рабочая тетрадь по математике
Бененсон Е.П., Итина Л.С.
Окружающий мир . 1 кл. В 2-х ч.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.
Окружающий мир . Рабочая тетрадь.1 кл.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.
Секреты и диковинки окружающего мира . Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». 1 кл.
Технология . 1 кл. Умные руки.
Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)
Урок составлен в соответствии с новым ФГОС. Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:· учить анализировать .
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составленана основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Содер.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова
Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме «Образование имен прилагательных» (Развивающая программа Л.В. Занкова)
Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме «Склонение имен прилагательных».
Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы
Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.).
Источник: nsportal.ru
Программа начальной школы и система Занкова
Я много пролистала,хотела найти у кого-нибудь и почитать. но не нашла)))Расскажите пожалуйста поподробнее про систему Занкова и про школу 21века, очень интересно мнение, кто уже учится по этой системе и программе? Как вам? +/- ?
Комментировать
В любом случае, учитель использует лишь элементы программы, мне кажется, гораздо важнее то, чтобы учитель и ребенок понимали друг друга, ведь, если нравится учитель, то и процесс обучения с удовольствием. P.S. старшая дочка училась в начальной школе по данной программе, ей было тяжело, т.к. все задания были написаны совершенно непонятным для детей языком, «проследите закономерность выполнения данного задания и продолжите ряд. «, т.е. садились и разбирались больше с формулировками заданий. по сути — выполни по образцу — было бы куда понятней. Начальную школу закончили с одной тройкой, а вот в пятом классе результат оказался намного выше, две четверки, остальные пятерки. опять же, прихожу к выводу. все зависит от учителя.
Дочь учится по программе Начальная школа 21 века. Середина третьего класса, проблемы не возникло ни разу, круглая отличница (пока, но это не самоцель, так получается). По мне так обычная программа для обычных детей.
Да, окружайка сейчас началась как история (это, видимо, блок такой) но до середины 3го класса растения, животные, природные сообщества, солнечная система, было немного истории во втором, но все написано понятно, никаких затруднений не было. По математике изучили умножение и деление столбиком, деление с остатком, вычитание, сложение трехзначных чисел, умножение двузначных чисел.
Решают стандартные задачи в 3-4 действия. По русскому изучили однородные члены предложения, знаки препинания между ними, падежи, склонения, все основные части речи, рода и числа, суффиксы, приставки и проч. Мне в целом программа нравится (дочери и ее подругам), детям интересно учится. Неплохие сборники произведений по литературному чтению и по хрестоматиям в этой программе.
Спасибо огромное, за такой полный ответ))))я прям даже рада пока что мы попадаем в эту гимназию
В школе в которую идем,тоже по Занкову учат. Но на собрании осенью,говорили что вроде как будут переходить на «школа России»,но это не точно.
у нас программа «Начальная школа 21 век». кому ка. Ноя не вижу в ней проблем. Все зависит от учителя! 21 век- больше направлено на тех, кто умеет уже читать, писать. Русский, математика ,окружающий тяжеловато. Вот например у нас 3 класс по окружающему миру- мы проходим сейчас первых князей Руси. Зачем? Не понятно.
По мне- окружающий — как для меня по старинке это должно быть природоведение. Вот вчера сидел учил, с кого начиналась Русь и в каком году)
Источник: www.babyblog.ru
Развивающее пространство Занкова
Н.В.Нечаева
Не так давно издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» получило исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ранее издававшихся Издательским домом «Федоров» и ООО «Развивающее обучение». После некоторого перерыва весь комплекс учебников по системе Л.В.
Занкова вошел в Федеральный перечень учебников. Мы поздравляем с этим важным событием всех авторов и учителей, которые работали по этой системе и беседуем с Наталией Васильевной Нечаевой, ветераном системы развивающего обучения Л.В. Занкова, автором курсов «Обучение грамоте» и «Русский язык».
– Системе Занкова более 60 лет. Как она отвечает вызовам нового времени?
– Новое время сформулировало новую образовательную цель – развитие личности.
Но еще в 1957 году Л.В. Занков начал психолого-педагогическое исследование «Соотношение обучения и развития», в ходе которого было доказано, что не всякое обучение развивает.
Тогда и был развернут беспрецедентный эксперимент (1200 классов во всех регионах СССР) по созданию такой образовательной системы, которая бы способствовала оптимальному общему развитию каждого ребенка, добавлю, с соблюдением обязательного условия: сохранением его здоровья.
Вы правильно посчитали: нам 62 года. Чуть меньше системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Этот возраст – наш плюс. Потому что мы не только экспериментально доказали эффективность наших образовательных систем, но и подтвердили это длительной практикой в разных условиях жизни нашего государства и, соответственно, школы.
Правильно говорят: меняются условия, но не меняются закономерности. В ходе эксперимента были выявлены закономерности, которые характеризуют развивающее обучение. Поэтому сейчас российское образование имеет, как минимум, две системы развивающего обучения, которые соответствуют вызовам нового времени.
– Вы с такой гордостью это произнесли! А в соцсетях родители и учителя пишут и хотят вернуться назад в лучшую в мире советскую школу, т.е. в школу с традиционной системой обучения.
– Это было действительно хорошее образование для своего времени – для подготовки граждан к жизни в индустриальном обществе.
Гениальный Я.А. Коменский создал стройную педагогическую систему, соответствующую той культурно-исторической эпохе, которая ожидала от выпускников послушания, повторения, подражания. Напомню, это случилось более 450 лет назад.
Сейчас мы вступили в новую, информационную эпоху. Одной из ее характеристик называют постоянно меняющиеся условия. Очевидны бытовые примеры: телефоны, стиральные машины и т.п. И вряд ли уже нашим с Вами современникам удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Знакомая бухгалтер жаловалась, что каждый год что-то меняется в форме отчетности, нельзя сделать так, как делала в прошлом году.
Прибавьте к 2020 году поступления ребенка в школу одиннадцать лет и еще 5 лет обучения профессии, получится 2036 год! Мы не знаем, каких знаний и умений потребует новое время. Но мы уверены, что и тогда успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в неожиданной ситуации. Люди, которые со школьной скамьи впитали мысль о том, что образование – это путь длиною в жизнь.
Очень емко новые требования к выпускникам выражены в формуле «4К»: Креативность, Критическое мышление, Кооперация, Коммуникация. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту.
Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Понимает ли это общественность, я имею в виду родителей?
Зачастую – нет. Иначе не звучали бы пожелания: запишите моего ребенка в тот класс, где полегче. Нельзя облегченно развивать. Еще К.Д. Ушинский писал, что развитие – это преодоление трудностей.
Добавлю, не боясь тавтологии: преодолимых трудностей. Такие родители не думают о том, что именно школа закладывает те качества личности, которые помогут ребенку достойно жить в туманном будущем.
Разработчики системы Занкова все эти годы ищут наиболее продуктивные пути общего развития ребенка. И будут продолжать искать все педагоги, пока государству, миру необходимы будут именно такие выпускники, о качествах которых мы уже говорили.
– Вы назвали базовые понятия, которые характеризуют новое время: школа неопределенности, как ее называет А.Г. Асмолов, обучение всю жизнь и вошедшие в наш обиход «4К». Раскройте более подробно, какая система обучения, по вашему мнению, соответствует этим вызовам?
– Именно система обучения, я подчеркиваю слово «система», которая сответствует новой цели обучения, может служить ее достижению. Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т.е. целесообразность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.
Л.В. Занков выстроил психолого-педагогическую систему, используя терминологию Я.А. Коменского: цель – задача – дидактические принципы – методика и т.д. Однако по своему содержанию они подчинены другой цели обучения: достижению оптимального общего развития каждого ребенка. Оптимального – для каждого конкретного ребенка.
Понимание общего развития коррелирует с универсальными учебными действиями, названными во ФГОС: развитие интеллекта (познавательные УУД), воли (регулятивные УУД), чувств, нравственных представлений (личностные и коммуникативные УУД). Задача обучения: представить широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства. В ходе эксперимента были сформулированы дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание процесса учения, целенаправленная, систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Названы типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), которые обеспечивают целостность методике обучения, построенной на деятельностной основе. Разработка УМК на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.
Идеи развития прослеживаются у великих мыслителей и педагогов от Конфуция до наших дней. Так что развивающее обучение взращивалось не на пустом месте.
К сожалению, понятие «дидактика» постепенно уходит из педагогической лексики. Чаще употребляется просто слово «принципы». Какие? Например, называют принцип развития и рядом принцип доступности. Как их можно совместить?
Доступность будет тормозить развитие. Как при доступности мы сможем забегать вперед развития, осуществлять обучение не на актуальном уровне, а в зоне ближайшего развития ребенка? А ведь именно на этих психологических позициях Л.С. Выготского выстроены ФГОСы и система Л.В. Занкова.
Если с методологического уровня разработки УМК начинается такая неразбериха, то о какой системности можно говорить?
– Покажите на конкретных примерах, как в системе Занкова создаются условия для поисковой деятельности учеников.
– Поисковая самостоятельная деятельность, связанная с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации – это суть системы развивающего обучения. Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Приведу пример задания, требующего выбора нескольких правильных ответов.
В учебнике по математике (1-й класс) даны четыре рисунка: на первом – джинсы одного цвета, на втором – разная одежда разных цветов, на третьем – разные инструменты разных цветов, на четвертом – уже другая одежда, и тоже разных цветов. На четвертом рисунке четыре предмета, на других по три. Вопрос: какой рисунок лишний?
Чтобы выполнить задание, ученики должны осуществить многоаспектный анализ рисунков по разным, самостоятельно найденным основаниям: по смыслу и по количеству, и найти четыре разных варианта решения задания.
В то же время у нас есть и традиционное, всем надоевшее задание в русском языке «Вставь пропущенные буквы», например: Мы ед_м и ед_м.
– Понятна разница. Здесь, по-моему, тоже четыре варианта.
– Да. И здесь дети ищут варианты решения задания. Приведу еще часть задания с недостающими данными из азбуки. В азбуке оно сопровождается рисунками: «Составь слова из букв РЛМН». Следующие вопросы задаются только в том случае, если первоклассники не понимают, почему не составляются слова. «У тебя не получилось? Почему? А теперь составь слова из букв УЛНА. Какой вывод ты сделаешь?
Позови: мама, Ира, Ирина. На сколько частей распалось каждое слово?» О потенциале наших учеников говорит тот факт, что они составляли не только слово «луна», но слово «улан». В данном случае ученики осуществляют учебное исследование, в результате которого они начинают понимать, что такое слог и что его существенным признаком является наличие гласного. К правильным выводам его подводит проблемное задание, столкновение с незнанием, анализ содержания задания, привлечение изученного.
Кроме того, в учебниках представлены задания с избыточными данными, задания, в которых ребенок сталкивается с незнанием или новым способом использования известного и др. Это система проблемных заданий, которая практикуется во всех учебниках. При их выполнении ребенок сам находит варианты ответа, переключаясь с одного аспекта анализа на другой, каждое следующее умственное действие как бы вступает в противоречие с предыдущим. Образуется система научных понятий, которую формирует сам ребенок в совместной деятельности с одноклассниками под руководством учителя и учебника.
В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению.
В случае необходимости учитель оказывает разные меры помощи: от намекающей до прямой. В этом и есть реализация дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
В то же время поиск способа решения учебной проблемы требует адекватной коммуникации, рождает эмоциональное переживание, которое наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний – типическое методическое свойство многозначности.
Вернемся к примеру про слог.
Обычно слогоделение авторы других программ дают в самом начале азбуки или букваря. Различать слоги они рекомендуют при помощи, например, хлопков, а сведения о существенном признаке слога – гласном – дают позже. При таком структурировании материала отпадает какая-либо возможность для поисковой деятельности детей.
Знание дается в прямом виде на бытовом уровне.
– Это действительно так?
– Именно так. Я и хотела показать этим примером, что значит руководствоваться или не руководствоваться педагогической системой при разработке учебников. В нашей системе дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний заставляет автора вначале ввести различение «гласные – согласные», используя сравнение их произнесения, и только после того как дети привыкнут их слышать, он может создавать вполне реальную ситуацию по открытию ими нового знания – слог.
– Но это же очевидно.
В осмыслении учениками взаимосвязей между программным материалом мы видим страховку от их перегрузки. Этому же способствует и переосмысление ими ранее добытых фактов и установленных закономерностей на новом материале.
– В чем Вы видите перспективы развития системы? Как Вы готовите учителей к работе над развитием школьников?
– Система, способствующая развитию каждого ребенка, должна быть развивающейся, это очевидно. Считая, что дидактическая система Занкова доказала и продолжает доказывать свою жизнеспособность, мы сосредоточились на поиске путей индивидуализации обучения посредством методической системы: чему учим, как учим. Но решать эту проблему можно только во взаимодействии с разработчиками смежных наук: психологами, физиологами, дефектологами. В содружестве с такими специалистами вызрела и будет совершенствоваться наша система обучения. Мы еще очень плохо знаем ребенка, которого учим, а это знание во многом зависит, повторю, от смежников.
В нашем разговоре я акцентировала внимание на психолого-педагогической системе развивающего обучения и лишь вскользь сказала о главном его условии, которое Леонид Владимирович выразил так: «Самое главное в методике обучения – состояние души на уроке учителя и ученика». Еще в 60-е годы прошлого века Занков говорил о «созидающей силе эмоций», о чем так громко говорят сейчас. Первая глава его книги «Беседы с учителями», которая была издана в 27 странах, называется «Жизнь на уроке». А одна из теоретических книг названа «Дидактика и жизнь».
Именно с этих позиций – самочувствия ребенка в школе, атмосферы в классе, характера отношений: учитель-ученик-ученик-родители – мы начинаем учебные курсы с учителями. У нас вновь появились широкие возможности проводить курсы по переподготовке учителей в Москве, в регионах и с помощью вебинаров.
Как ни странно, за время нашего отсутствия в перечне учебников мы не потеряли не только наших учителей, но и наших зарубежных партнеров. Так, в Норвегии продолжают работать по нашему учебнику математики И.И. Аргинской и другие. Сейчас мы готовим семинар для норвежских учителей. Осенью в Бразилии была защищена диссертация на тему реализации типических свойств методической системы, открытых Л. В. Занковым.
Думаю, что мы встали на верный путь: через изучение ребенка и осмысление вызовов исторического времени – к совершенствованию системы, способствующей его общему развитию на базе знаний, умений и навыков.
Источник: tovievich.ru