Паскаль, это довольно простой язык программирования. Его используют только для математических подсчетов. Достаточно всего одного дня активного изучения, что бы начать программировать на нем. Пожалуй начнем!
Что научиться программировать надо сначала скачать саму программу в которую вводить код. Скачать ее можно нажав вот СЮДА .
Скриншот с сайта http://pascalabc.net
Далее нажимаем кнопку скачать
Важно знать, что данная программа адаптирована ТОЛЬКО под операционную систему «Windows», и работает программа только на ней
Вас перекидывает на следующую страницу:
Если вам не нужна лишняя морока с программирование, скачивайте именно данный файл (он самый маленький + без всяких ненужных дополнений)
После окончания загрузки у вас остается файл в формате .exe, его открываем и устанавливаем как обычную программу.
Далее на рабочем столе у вас появляется иконка «Паскаля»:
Обрезанный скриншот ‘Windows 7″
Паскаль с нуля [ч1]. Первая программа.
Открываем ярлык «Паскаль» и видим это:
Скриншот программы
Что же мы на нем видим:
- Строка ввода программы — сюда мы будем писать код
- Строка ввода данных — сюда будем вводить переменные данные
- Панель управления — проверка программы на ошибки, запуск программы.
Как же строится основа программы (это то, без чего программа не будет работать, это неизменная часть кода):
Program (название программы на латинском без скобочек);
В конце каждой строки обязательно должна быть «;»
Var a, b, c : integer;
Var — ввод в программу буквенных переменных, далее перечисляются все буквы через запятую.
После через двоеточие пишем integer если у нас будут целые показатели (или если у нас простейшая программа на сложение вычитание челых чисел)
Или пишем real если у нас будут десятичные дроби ( или же программа где будет присутствовать деление).
И пишем Begin без точки с запятой в конце
(тут будет сама программа)
А в конце пишем End. Точка в конце обязательна на этой строке.
В общей сложности программа будет выглядеть так:
Обрезанный скриншот
Давайте разберем пример программы на обычной школьной задаче из учебника математики:
«Найдите площадь и периметр прямоугольника по двум сторонам — 2 и 3»
Для этого вспомним ка же решать такую задачу в жизни, нам понадобятся две формулы:
1) S=a*b (формула площади)
2) P=2*(a+b) (формула периметра)
В «Паскале» есть всего 6 математических знаков:
6) присваивание значения переменной :=
Значит и формулы в «Паскале» будут выглядеть так же.
С формулами разобрались, а как занести данные размеров сторон в программу для дальнейших подсчетов? очень просто, командой:
Вместо «a» может стоять любая буквенная переменная заданная вначале. Значит программа для этой задачи будет выглядеть вот таким образом:
Урок 1. Первая программа на Pascal (Сложение чисел)
Скриншот из программы
Так, с вводом данных разобрались, как посчитать действие тоже знаем, а как же вывести результат в окно вывода ответа? Тоже очень просто, понадобится команда:
writeln (‘текст’);
Источник: dzen.ru
Name already in use
A tag already exists with the provided branch name. Many Git commands accept both tag and branch names, so creating this branch may cause unexpected behavior. Are you sure you want to create this branch?
Cancel Create
pascal-quick-reference / pascal-quick-reference.org
- Go to file T
- Go to line L
- Copy path
- Copy permalink
This commit does not belong to any branch on this repository, and may belong to a fork outside of the repository.
Cannot retrieve contributors at this time
570 lines (387 sloc) 18.8 KB
- Open with Desktop
- View raw
- Copy raw contents Copy raw contents Copy raw contents
Copy raw contents
Краткое руководство по языку программирования Pascal
Совсем краткое изложение можно прочитать здесь: Шпаргалка по языку Pascal.
примерный вид очень простой программы:
program abc3; // название программы var // описание переменных // переменная — по сути именованный ящичек s : string; // «s» будет хранить в себе строку символов a : integer; // «a» будет хранить в себе целое число begin // начало программы // далее идёт «тело» программы a := 5; // присвоить переменной «a» значение 5 readln(s); // запросить у пользователя несколько символов // и положить их в переменную s writeln(s, a); // напечатать переменные s и a end. // конец программы — end с точкой
В некоторых случаях паскаль выглядит нелогично: readln(s); вместо s := readln(); смиритесь.
Ключевые слова недопустимо использовать для названия переменных, констант, процедур и функций. Список ключевых слов:
absolute, and, array, asm, begin, boolean, break, case, char, const, continue, div, do, downto, else, end, for, function, goto, if, implementation, in, interrupt, is, label, mod, not, or, org, otherwise, print, procedure, program, read, real, record, repeat, shl, shr, step, string, then, to, type, unit, until, uses, var, while, with, xor
Текст, заключённый между фигурными скобками — комментарии к программе.
Место для многострочного комментария >
или так (не поддерживается старыми компиляторами):
/* Место для многострочного комментария */
текст после двух слэшей также является комментарием
// однострочный комментарий
Комментарии могут быть написаны:
- на вашем родном языке (если программа разрабатывается только для себя)
- на международном языке (если предполагаете распространение программы)
- ни в коем случае не используйте транслит.
- real числа с плавающей запятой ±1.17549435082 * 10 -38 .. ±6.80564774407 * 10 38
- integer целые -32768 .. 32767
- char символьный
- boolean логический
- перечисления
var // объявление переменных r: Real; // переменная вещественного типа i: Integer; // переменная целого типа c: Char; // переменная — символ b: Boolean; // логическая переменная s: String; // переменная строка t: Text; // переменная для обьявления текстового файла e: (apple, banana, orange, lemon); // перечисление x: 1..10; // переменная типа — перечисления y: ‘a’..’z’; // переменная типа — перечисления set1: set of 1..10; // множество set2: set of ‘a’..’z’; // множество r = record // определение записи x: integer; y: char; end; // странное окончание end без begin f = Text; // определение файла
Блок (Составной оператор)
Блок используется, если можно использовать только один оператор, а хочется несколько (как скобки (в математике)). Блок ограничивается ключевыми словами begin и end.
if (a > b) then оператор1; else оператор2;
вместо оператор1 (или оператор2) может быть только один оператор, но часто нужно выполнить несколько.
if (a > b) then begin оператор3; оператор4; оператор5; end else оператор2;
причём, крайне желательно даже одиночные операторы в командах if, while, for обрамлять блоком begin…end:
if (a > b) then begin оператор3; оператор4; оператор5; end else begin оператор2; end;
Операторы управления выполнением программы
if (a > b) then // условный оператор writeln(‘Условие выполнилось’) else // иначе — секция может отсутствовать writeln(‘Условие не выполнилось’); case i of // условный оператор множественного выбора 0: write(‘ноль’); 1: write(‘один’); 2: write(‘два’) else write(‘неизвестное число’) // секция — иначе // может отсутствовать end; // окончание case // один из случаев, когда нет begin, но есть end
Для множественных условий лучше использовать оператор case вместо пачки вложенных if , потому, что компилятор в большинстве случаев создаст более оптимальный код.
сравнение и присваивание
На 3 курсе вам скажут, что язык паскаль не нужен и обучат языку “C”.
сравнение | = | == |
присваивание | := | = |
Привычка к записи знаков равенства и сравнения останется и возникнут странные логические ошибки — программа будет работать, но очень странно.
Нежелательно делать так (в паскале всё это правильно, а в языке C неявная ошибка и компилятор в случае gcc -Wall -Werror . выдаст всего лишь предупреждение):
if (b=5) then .
Лучше так (в паскале всё правильно, при использовании данной записи ошибка в языке C будет явной и компилятор выругает вас):
if (5=b) then .
Итог: любой из вариантов записи в языке паскаль верен и не является ошибкой. Но привычки и невнимательность к предупреждениям компилятора могут подвести при изучении языка C.
Сравнение плавающих чисел
Некорректно использовать знак равенства для сравнения чисел с плавающей запятой.
program abc5; const epsilon : real = 1.0e-10; var a : real; b : real; begin a:=7.0; b:=1.0-((1.0/3.0)*(a-1.0)/2.0); if (b < epsilon) then writeln(‘zero’) else writeln (‘no zero’); writeln(b); end.
const epsilon : real = 1.0e-10; var a : real; b : real; begin \ вместо некорректного if(a=b) then . \ используйте if (abs(a-b) < epsilon) then . \ или если хочется странного if (abs(a-b) < epsilon * (abs(a)+abs(b))) then .
- epsilon нужно выбирать исходя из числа разрядов, а также сложности и количества выполняемых действий. Например: есть резисторы r1=5±1Ω, r2=7±2Ω. Вычислите погрешность сопротивления при параллельном соединении резисторов по двум, казалось бы, одинаковым формулам r=1/((1/r1)+(1/r2)) и r=r1*r2/(r1+r2)
// в этих примерах переменная i — счётчик цикла max_n := 5; writeln (‘итерационный цикл с заранее известным числом шагов:’); for i := 1 to max_n do begin writeln (‘i=’, i); // i = random(max_n); // плохо // внутри цикла for некорректно менять счётчик (i) // max_n = random(12354); // плохо // внутри цикла for некорректно менять предел цикла (max_n) end; // writeln (i); // плохо // пользоваться счётчиком (i) после цикла не корректно writeln (); // перевод строки writeln (‘цикл с предусловием:’); i:=1; // необходимо перед циклом задать начальное значение счётчика while (i do begin writeln (‘i=’, i); i := i + 1; // меняем условие завершения цикла (i end; writeln (); // перевод строки writeln (‘цикл с постусловием:’); i:=1; // необходимо перед циклом задать начальное значение счётчика repeat // begin. end необязателен writeln (‘i=’, i); i := i + 1; // меняем условие завершения цикла (i until (i > max_n); writeln (); // перевод строки
В результате работы на экран будут выведены числа 1, 2, 3, 4, 5 в столбик.
Процедуры и функции
Процедуры отличаются от функций тем, что функции возвращают какое-либо значение, а процедуры — нет.
program abc5; var i : integer; function next(k: integer): integer; begin next := k + 1 end; begin i := 1; writeln(next(i)); end.
program set; var d : set of char; c : char; i : integer; begin d := [‘a’, ‘b’, ‘c’, ‘f’]; c := ‘e’; if c in d then writeln(c, ‘ принадлежит множеству’) else writeln(c, ‘ не принадлежит множеству’); i := 7; if i in [5..
10] then writeln(i, ‘принадлежит множеству’); else writeln(i, ‘не принадлежит множеству’); end.
/* proj_3_abc.pas — Одна строчка для названия программы и краткого описания того, что программа делает. Copyright (C) License: */ program abc3; uses math; // подключение модулей const // список констант //MAX : integer = 100; type // описание типов //mass : array [1..MAX] of integer; var // описание переменных begin // начало программы end. // конец программы
для GNU GPL лицензии необходимо приложить полный текст лицензии в виде отдельного файла COPYING (fixme)
Рекомендуемый заголовок файла:
/* proj_3_abc.pas — Одна строчка для названия программы и краткого описания того, что программа делает. Copyright (C) This program is free software: you can redistribute it and/or modify it under the terms of the GNU General Public License as published by the Free Software Foundation, either version 3 of the License, or (at your option) any later version.
This program is distributed in the hope that it will be useful, but WITHOUT ANY WARRANTY; without even the implied warranty of MERCHANTABILITY or FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE. See the GNU General Public License for more details. You should have received a copy of the GNU General Public License along with this program. If not, see //www.gnu.org/licenses/>. */
для BSD лицензии:
/* proj_3_abc.pas — Одна строчка для названия программы и краткого описания того, что программа делает. Copyright (C) Redistribution and use in source and binary forms, with or without modification, are permitted provided that the following conditions are met: Redistributions of source code must retain the above copyright notice, this list of conditions and the following disclaimer.
Redistributions in binary form must reproduce the above copyright notice, this list of conditions and the following disclaimer in the documentation and/or other materials provided with the distribution. Neither the name of the nor the names of its contributors may be used to endorse or promote products derived from this software without specific prior written permission. THIS SOFTWARE IS PROVIDED BY THE COPYRIGHT HOLDERS AND CONTRIBUTORS «AS IS» AND ANY EXPRESS OR IMPLIED WARRANTIES, INCLUDING, BUT NOT LIMITED TO, THE IMPLIED WARRANTIES OF MERCHANTABILITY AND FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE ARE DISCLAIMED. IN NO EVENT SHALL THE COPYRIGHT HOLDER OR CONTRIBUTORS BE LIABLE FOR ANY DIRECT, INDIRECT, INCIDENTAL, SPECIAL, EXEMPLARY, OR CONSEQUENTIAL DAMAGES (INCLUDING, BUT NOT LIMITED TO, PROCUREMENT OF SUBSTITUTE GOODS OR SERVICES; LOSS OF USE, DATA, OR PROFITS; OR BUSINESS INTERRUPTION) HOWEVER CAUSED AND ON ANY THEORY OF LIABILITY, WHETHER IN CONTRACT, STRICT LIABILITY, OR TORT (INCLUDING NEGLIGENCE OR OTHERWISE) ARISING IN ANY WAY OUT OF THE USE OF THIS SOFTWARE, EVEN IF ADVISED OF THE POSSIBILITY OF SUCH DAMAGE. — The BSD 3-Clause License */
Copyright (C) 2014 Roman V. Prikhodchenko
Руководство распространяется в соответствии с условиями Attribution-ShareAlike (Атрибуция — С сохранением условий) CC BY-SA. Копирование и распространение приветствуется.
Источник: github.com
Что за программа паскаль как пользоваться и для чего
Паскаль — Урок 26: Операторы в языке программирования Pascal
Pascal — это процедурный язык программирования, разработанный в начале 1970-х годов для обучения программированию и обладающий строгой типизацией данных и ясным синтаксисом. Один из основных компонентов любого языка программирования — операторы. В данной статье рассмотрим операторы языка.
2023-03-26 21:10:27
Паскаль — Урок 25: Все типы данных в Pascal
Pascal — это высокоуровневый язык программирования, который в основном используется для разработки структурированных программ. Одной из важнейших составляющих программирования в Pascal являются типы данных, которые используются для хранения и обработки различных значений. В языке программирования.
2023-03-06 09:25:45
Паскаль — Урок 24: Тип real и арифметические действия в Pascal
В компьютерном программировании типы данных очень важны для точности и эффективности компьютерных программ. Язык программирования Pascal — это строго типизированный язык, который имеет несколько различных типов данных, включая «настоящий» тип данных. Тип данных real используется для хранения чисел.
2023-03-06 08:19:16
Паскаль — Урок 23: Тип Integer и арифметические действия в Pascal
Pascal — это язык программирования высокого уровня, который был создан в конце 1960-х годов швейцарским ученым-компьютерщиком по имени Никлаус Вирт. Он был разработан как простой язык, который было бы легко освоить новичкам, оставаясь при этом достаточно мощным для решения сложных задач.
2023-03-05 14:26:42
Паскаль — Урок 22 (Часть 1): Работа с файлами в Паскале
Продолжаем изучение языка программирования Паскаль. Сегодня мы познакомимся с файлами в Паскале, что это такое, как с ними работать, да и зачем они вообще.
2013-10-23 17:52:05
Паскаль — Урок 21: Основные алгоритмы Паскаль (Часть 2)
Продолжаем изучение и повторение основных алгоритмов Паскаль. Сегодня я расскажу про возведение числа в степень, а также поиск максимального и минимального элементов в массиве. Подробнее.
2013-10-08 17:46:39
Паскаль — Урок 21: Основные алгоритмы Паскаль (Часть 1)
При программировании на любом языке необходимо знать основные алгоритмы. Они являются как бы «азбукой» для программиста. Сегодня я хочу рассказать про основные алгоритмы в таком языке программирования, как.
2013-10-04 13:18:03
Паскаль — Урок 20: Функции строкового типа String (Часть 2)
В прошлый раз мы разобрали стандартные процедуры в Pascal, применимые к строковому типу данных. Сегодня я расскажу про функции, которые применяются к этому типу.
2013-02-19 16:25:05
Паскаль — Урок 19: Процедуры и функции строкового типа String (Часть 1)
Не так давно мы говорили про строковый тип данных в Паскаль — String. Сегодня пришло время поговорить о процедурах, существующих в Pascal для работы со строковым типом.
2013-02-10 19:32:51
Паскаль — Урок 18: Символьный тип данных CHAR
Итак, продолжаем наши уроки Паскаль для начинающих. В прошлом уроке мы разобрали строковый тип данных, но там мы упомянули про символы, поэтому прежде чем глубоко изучать тип данных String, мы узнаем о типе Char. Символьный тип данных Char — тип данных, значениями которого являются одиночные.
Источник: zedpost.ru