Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
Трехзвенная шкала ограниченных возможностей Это – британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.
Что такое ОВЗ? ОВЗ – это приговор?
- Первая – носит название “недуг”. Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).
- Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.
- Третья ступень – недееспособность (инвалидность).
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов ОВЗ. Остановимся на них более подробно.
1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.
2. Нарушения в сенсорных функциях. Это – зрение, слух, обоняние и осязание.
3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
4. Изменения статодинамической функции.
Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.
Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания. Дети, имеющие нарушения в развитии.
Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого). Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами. Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.
Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы. Отдельная категория – дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).
Четыре степени нарушения здоровья В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья. Традиционно выделяют четыре степени. Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности.
Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции. Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию.
Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни. Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности. Четвертая степень нарушения здоровья.
Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого.
Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния. Проблемы развития детей с ОВЗ Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.
Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками. Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении
Источник: fondpolina.ru
Что такое ОВЗ (расшифровка) в школьном образовании
Аббревиатура ОВЗ читается как «ограниченные возможности здоровья».
В общем понимании ребенок с ОВЗ – это несовершеннолетнее лицо, имеющее нарушения в физическом и/или психическом развитии и нуждающееся в особом подходе воспитания и обучения.
ОВЗ в медицине
Такие дети также называются особенными. Они могут иметь или не иметь официально установленный статус инвалидности, что зависит от степени тяжести имеющихся проблем:
- первая степень – умеренные нарушения, которые можно восстановить при должном лечении, обучении и воспитании. Инвалидность получить возможно, но чаще всего, это удается с трудом;
- вторая степень – выраженные нарушения, влияющие на социальную активность в некоторых ее аспектах (соответствует третьей группе инвалидности у взрослых);
- третья степень – еще более выраженные нарушения в развитии, значительно ограничивающие социализацию (вторая группа инвалидности у взрослых);
- четвертая степень – критически выраженные нарушения необратимого характера (первая группа инвалидности у взрослых).
С медицинской точки зрения, дети с ОВЗ – это лица, от 0 до 18 лет, имеющие явные отклонения по здоровью, отсталость в развитии, частичную или полную утрату психических или физиологических функций организма.
Всего выделено 5 уровней нарушений и 4 уровня задержек, каждому из которых присвоен свой код. Последние описывают специфику болезней и их влияние на жизнедеятельность человека.
Нарушения отличаются от задержек тем, что первые практически никогда не поддаются полному восстановлению, вторые же можно исправить с помощью качественной реабилитации. С полной медицинской расшифровкой ОВЗ и описанием их категорий можно ознакомиться в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков» ВОЗ (МКФ-ДП).
Печально, но факт: согласно статистике бюро медико-социальной экспертизы, количество детей с инвалидностью в России увеличивается с каждым годом. Для сравнения: в 2016 г. их численность составляла 617.000 человек, в январе 2019 г. – уже 670.000. Интересно, что показатели взрослой инвалидности при этом снижаются.
ОВЗ по ФГОС
В сфере образования дети с ОВЗ – это отдельная каста, для категорий которой существуют адаптированные основные образовательные программы (АООП). Различные нарушения здоровья требуют специфического подхода, соответствующего психическим и физиологическим способностям учеников.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования детей с ОВЗ учитывает каждую категорию особенных учащихся и предоставляют несколько вариантов обучающих программ:
- Глухие, глухонемые – родившиеся такими или ставшие в течение жизни, контактируют через глаза и ощущения, мышление строится на образах. Отличаются неустойчивым вниманием и быстрой утомляемостью. В обучении главную роль играет акустическая сурдоаппаратура, с помощью которой ученики учатся произносить звуки и понимать слова. Для них существует 4 варианта АООП.
- Слабослышащие – частичная потеря слуха, тугоухость, недоразвитость речи. Таких детей учат развивать восприятие и концентрировать внимание на губах говорящего, за счет чего развивается внимание и зрительная память. Для них есть 3 варианта программ.
- Слепые (врожденная слепота или приобретенная до 3-х лет) – имеют возможность выбрать программу из 4 предложенных вариантов.
- Слабовидящие – видящие частично. Для них существует 3 программы обучения.
Работа с детьми с ОВЗ 3 и 4 категорий направлена на максимальное развитие здоровых анализаторов с целью компенсации полностью или частично утраченных. Их можно объединить, так как принадлежащие к ним дети имеют схожее восприятие мира через слух и тактильные ощущения. Проблемы со зрением делают мыслительные процессы бедными, нарушают пространственную ориентацию (свою и предметов). - Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта обучающих программ. В данном случае ОВЗ у детей – это врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, ДЦП, параличи и парезы конечностей. Ограниченность движений негативно влияет на развитие наглядно-действенного мышления, что приводит к отставанию в формировании понятий и абстракций. Обучение этой категории совмещается с посильной физической активностью.
- алалия – слух и интеллект сохранны, однако речь страдает из-за нарушения речевых областей мозга. Низкая обучаемость письму и чтению не дает развиваться словарному запасу;
- афазия – разрушение уже имеющейся речи из-за поражения речевого (речь исчезает практически полностью) или двигательного центра (исчезают отдельные звуки) в мозге;
- дизартрия – ребенок с ОВЗ этой категории страдает нарушением речи вследствие недоразвитости речевого аппарата;
- ринолалия — патология строения органов артикуляции приводит к нарушению всех психических функций, кроме зрительной и логической памяти.
По рекомендациям ФГОС обучение детей с ОВЗ должно проходить в инклюзивных школах или медико-социальных центрах, базирующихся на основе коррекционных образовательных учреждений. Ребенок любой категорией имеет право на получение образования без дискриминации с целью коррекции нарушений здоровья и благополучной интеграции их в общество.
Проблемы школьного образования особенных детей
Дети с ОВЗ отличаются своими особенностями, и это накладывает ряд негативных последствий на их жизнь:
- Проблемы со здоровьем препятствуют обычному общению со сверстниками, что влечет трудности в приобретении социальных навыков. Особенные дети чувствуют себя скованно, их самооценка зачастую ниже, чем у здорового ребенка. Также они ощущают настороженность окружающих, а иногда и враждебность, что болезненно бьет по личности.
- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специальном образовании, адаптированном под его потребности и возможности. Проблема этого вопроса состоит в том, что в нашей стране ощутимо не хватает специалистов, которые должным образом могут обучать детей с нарушениями. Да и сами инклюзивные школы есть не во всех городах.
- Недостаточная психологическая подготовка учителей и их предвзятое отношение к необычному ребенку – тоже реальная проблема. Например, они могут требовать от ученика больше, чем он может в реальности. Несоответствие требований педагога способностям обучаемого влечет плохие оценки и нежелание учиться.
- Враждебное отношение родителей нормально развивающихся детей – строится на опасениях, что дети с ОВЗ каким-то образом негативно повлияют на развитие их отпрысков.
- Нехватка специализированного оборудования, учебного инвентаря, которые нужны для более эффективной работы с детьми.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Дети с ОВЗ, что за диагноз
Ограничения в ведении нормального образа жизни особенно ощущаются, если речь идет о маленьком ребенке. Они стремятся много бегать, играть, веселиться, познавать новое. Проблемы со здоровьем, влияющие на жизнь маленького человека, доставляют психологическую боль им самим, родителям.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория малышей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и образования. Они минимизируют ограничения и адаптируют к социальной жизни. Создание условий для обучающихся с нарушениями – приоритетная задача государства.
Что такое ОВЗ
Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему.
При постоянных нарушениях люди с ОВЗ имеют психологические проблемы. К ним относятся: низкая самооценка, тревожность, неспособность быть уверенным в себе. Психологическую работу специалисты начинают вести с рождения. В дошкольном возрасте подключается инклюзивное образование и общая социальная адаптация.
Во время лечения временных болезней родитель может настоять на домашнем обучении, если проблема со здоровьем требует длительного времени. Другие специальные условия не создаются.
Работа с детьми с нарушениями строится в зависимости от того, какая область здоровья пострадала:
- При нарушениях психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) – необходима коррекционная программа обучения, отличающаяся темпом. Вырастая дети с такими ограничениями могут вести обычный образ жизни. Просто для этого требуется больше времени, терпения и внимания.
- При проблемах с сенсорикой (зрительных, слуховых и так далее) – требуется внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий, а также педагогов, прошедших специальную подготовку. Слабовидящих и слепых придется обучать шрифту Брайля, слабослышащих и глухих – жестовому языку. Большую работу придется проделать и с родителями.
- При болезнях, сказывающихся на состоянии работы организма (сердца, дыхательной системы) – не обойтись без помощи медиков. План лечения, позволяет больному ребенку находиться в обычном классе или группе ДОУ без угроз для здоровья.
- При проблемах статодинамической функции, когда ребенок не может передвигаться без инвалидной коляски, первоочередная работа строится на создании комфортной психологической среды. Инклюзивное образование позволяет таким ребятам проходить обучение в обычной школе.
Комбинированные группы ОВЗ
Как уже сказано выше, часто дети с нарушениями имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, где создаются комбинированные группы в рамках инклюзивного образования. Ключевую роль в процессе имеет не изменение материально-технической базы детского сада или школы, а полноценное преобразование всей обучающей среды. Это означает:
- Развитие каждого ребенка определяют на базе регулярных проверок составляется индивидуальный план работы.
- Общая образовательная деятельность адаптируется, чтобы все малыши с нарушениями, входящие в группу, могли участвовать в образовательном процессе, не выделяясь на фоне здоровых воспитанников.
- Обучающая работа ведется совместно с несколькими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.
- Проводится дополнительное консультирование родителей.
Создать условия можно на базе простой школы, детского сада, но учителя и воспитатели проходят особую переподготовку. Их обучают работе с особыми воспитанниками, взаимодействию с ними одновременно со здоровыми учениками. В результате продуктивной работы дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.
Категории детей с ОВЗ
В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют:
- С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.
- Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.
- С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.
- Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
- С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.
Принципы работы во всех случаях будут разными и во многом они зависят от того, в какой момент проявились проблемы. Дети, имеющие нарушения с рождения или раннего детства, привыкают к ним и обучать их по специальной программе можно начать с рождения, что повышает результат. Малыши, потерявшие слух или зрение несколько лет спустя, уже имеют некоторый костяк знаний, но и адаптироваться к коррекционной программе им может быть трудно. Сначала их приучают пользоваться доступными возможностями тела.
Возможности детей с ОВЗ
Способности каждой категории детей различаются и без точного представления о том, что доступно таким обучающимся, трудно реализовать эффективную работу. Рассмотрим возможности каждого типа проблем по очереди. Дети с любой степенью нарушений слуха всегда плохо усваивают и понимают устную речь. Это приводит к снижению уровня интеллектуального и эмоционального развития.
Обучаться в условиях обычного образовательного учреждения оказывается трудно. Но в специальной школе, под присмотром сурдолога, дефектолога и психолога, даже глухой малыш может получить хорошее образование.
У слабовидящих и слепых малышей с самого рождения познание окружающего мира происходит с помощью слухового и осязательного восприятия. Без представления внешнего вида предмета им трудно развивать речь, поэтому в обучении обязательно должен участвовать логопед. Он научит правильно понимать смысл слов и соотносить их с предметами.
Нарушения зрения сильно ограничивает физическое развитие, координация движений, а значит и здоровье, поэтому не лишним будет участие в образовании учителя физкультуры.
Возможности детей, имеющих особенности умственного развития или ЗПР, зависят от того, в какой степени проявились отклонения. Легкая степень позволяет обучаться, но речь развивается очень медленно и часто останавливается на том же уровне, что и у подростков. В результате они имеют большой словарный состав, могут нормально функционировать в группе людей, ухаживать за собой, даже выходить на простую работу. Дети со средней степенью умственной отсталости плохо взаимодействуют вне ограниченного круга лиц, поэтому кроме специального обучения, им нужен еще и постоянный присмотр. Тяжелые степени нарушений не поддаются обучению.
Источник: proinvalid.ru