Что за программа орксэ

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

  • не обучает религии, а фокусирует на главном акценте — культуре
  • связывает процесс воспитания с гуманитарным образованием (изучением истории, окружающего мира, обществознания)
  • дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе
  • предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История»

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

Видеоролик по выбору родителями модуля ОРКСЭ

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.


Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Основы православной культуры

Приложение | Символика иконы «Чудо святого Георгия о змие»

Приложение | Православный храм

Тест | Таинства Православной Церкви

Видео | Кто такие святые

Урок | От рождения до вечности

Источник: shkolamoskva.ru

Основы религии в школе: кому они нужны?

В российских школах вводят новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. «Летидор» решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

В российских школах вводят новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. «Летидор» решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

Программа начальной школы достаточно консервативна. Чтобы от учения не пострадало здоровье ребят и оставалось достаточно времени на такие нужные в этом возрасте игры, количество уроков в день не должно превышать пяти. Поэтому и содержательная часть программы мало чем отличается от того времени, когда мы с вами, родители, ходили в началку. Добавились разве что продиктованные 21-м веком иностранный язык и информатика. А теперь еще ввели предмет с длинным и некрасивым названием ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики».

Читайте также:
Что за программа номад

В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок «Россия — наша Родина», 2 часа на блок «Духовные традиции многонационального народа России» и 31 час — на блок «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.

Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).

Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики — таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры — 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.

Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – «образовательный стандарт». То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит «не аттестован» по начальной школе.

О чём негодуют родители

По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:

«Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел «Требования к содержанию образования», ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст — четвероклашки.

70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители».

На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса «Родительское собрание»:

«Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще».

«Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман».

«В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими».

Читайте также:
Youtube vanced это что за программа

Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий — на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ «сверху». И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.

Далее — почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали «Основы мировых религиозных культур» в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):

«4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, — учебный курс помогает в этом направлении».

Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят «сор из избы»?

Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.

Конфликт светского и духовного

Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль «основы светской этики». Родители соглашаются, путая понятия «этика» и «этикет» — и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса «основы светской этики»:

«Род и семья — исток нравственных отношений», «Стыд, вина, извинение», «Добродетель и порок».

«Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, — говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. — А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета».

Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.

«Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, — рассказывает протоирей Борис Пивоваров. — Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи.

У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова «Россия – священная наша держава». Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции».

Читайте также:
Наличие государственной аккредитации образовательной программы что это значит

Директор Центра культурологического и религиоведческого образования Наталья Попова признается, что на школу оказывается жесткое давление Православной церкви. Но пока пустить священников в школы невозможно из-за отсутствия законных на то оснований: «Действительно, есть стенограмма выступления Владимира Путина, где речь идет о участии священнослужителей в ведении данного урока. Но стенограмма не имеет юридической силы. Сейчас мы руководствуемся законом «Об образовании», где говорится о том, что у нас светский характер образования в муниципальных школах. Поэтому преподают учителя».

Последнее слово – за родителями

Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:

«Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения.

А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую».

Источник: letidor.ru

ОРКСЭ — что это такое?

Курс ОРКСЭ — обязательный школьный предмет, который был введен в школах РФ с 2012-2013 учебного года. Изучают предмет ученики 4-х классов, а весь курс составляет 34 часа. Расшифровывается название учебного предмета так:

В курс включены следующие шесть модулей-учебников:

Во время учебного процесса школьники знакомятся с существующими религиями и изучают материалы по истории разных религий. Кроме того, во время изучения предмета они должны осознать основные принципы взаимосвязи общества и религий.

Информацию о предмете ОРКСЭ, о выборе модулей и о новинках в методике преподавания можно почерпнуть на этом портале.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Джилл [93.1K]
5 лет назад

ОРКСЭ — это совершенно новый предмет, который некоторое время назад был введен для школьников в четвертом классе. Его основная особенность — это дать детям знания касательно разноплановых религий в нашей стране и в мире. Что есть различные люди и у них есть своя вера. Кто-то родился в Индии, кто-то в России, в кто-то в Узбекистане.

Также привить основы этикета и манеры в определенных ситуациях. Чтобы дети могли обходить конфликтные ситуации и придерживаться определенных рамок поведения.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
дольф­ аника [379K]
5 лет назад

Для учащихся среднего звена преподают ОРКСЭ , название учебного предмета расшифровывается как основы религиозной культуры и светской этики. В виду последних событий, когда блогера Соколовского осудили за неподобающее поведение в церкви и многие школьники его поддержали, преподавание данного предмета в школах необходимо, чтобы дети могли понимать разницу, чем атеист отличается от верующего, что такое религия и зачем она нужна. Знание дает разум и может быть, зная, что такое храм в дальнейшем можно избежать подобных недостойных поступков. В миру можно вести себя как хочешь, но приходя в чужой дом не стоит гадить мимо унитаза.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru