Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.
Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.
Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.
Обзор системы дистанционного обучения Moodle
Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.
Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.
- Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем — какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
- Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
- Наполнение учебными материалами — важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары — засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
- Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
- Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
- Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
- Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию — ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
- На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые — мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.
P.S. В следующей статье, планирую написать обзор типов плагинов и открытых интерфейсов Moodle. Подробное описание процесса установки, на мой взгляд, не тема для аудитории Хабра, но если интересно — пишите.
- moodle
- elearning
- дистанционное образование
- дистанционное обучение
Источник: habr.com
Система электронного обучения и тестирования Moodle: обзор возможностей
Moodle или Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment — бесплатная система электронного обучения. Через нее вы можете дистанционно развивать и тестировать учеников со всего мира. Важную роль в системе играют плагины — модули, которые помогают изменить дизайн и расширить функциональные возможности системы. Плагины разрабытвают участники сообщества Moodle. Сейчас их около 1500.
Большинство бесплатные. Moodle — одна из самых популярных систем электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков. В ней работают крупные университеты во всем мире. У Moodle есть платный аналог — iSpring Learn.
Система проще в упралении и обладает широкм набором возможностей. Узнайте, в чем iSpring Learn превосходит Moodle →
Основные возможности Moodle
Создание онлайн-курсов. Текстовые документы, презентации и видео в Moodle можно объединить в обучающий курс, который будет доступен всем ученикам или отдельному классу. Тестирование. В Moodle встроен редактор тестов. По умолчанию доступно 15 типов заданий: от выбора одного правильного ответа до перетаскивания объектов.
Чтобы ученики не списывали, можно ограничить время на решение теста и число попыток. Система автоматически проверяет ответы, показывает допущенные ошибки и указывает набранный балл.
Пример теста в Moodle на выбор одного ответа
Форум и комментарии. Чтобы связаться с преподавателем, задать вопрос или обсудить тему урока, ученики могут оставлять комментарии под курсами или заводить беседы на встроенном форуме. База знаний — это архив учебных материалов, круглосуточно доступный всем пользователям.
В любой момент ученики могут зайти в базу знаний и найти нужный доклад, видеоурок или статью. Мобильное обучение. У сервиса есть мобильное приложение Moodle Mobil, которое позволяет проходить курсы и решать тесты с планшета или смартфона. Статистика по обучению. Moodle отслеживает успеваемость учеников и составляет отчёты для преподавателей.
Например, показывает, сколько времени ребята проходили курс, какие ошибки допустили в тесте, кому нравится учиться, а кому нет.
Аналитику в Moodle можно расширить при помощи бесплатных и платных плагинов
Сколько стоит Moodle
Существует две версии Moodle: серверная и облачная. Они отличаются по сроку запуска обучения и стоимости. Серверная версия бесплатная. Чтобы начать работу, достаточно скачать программу с официального сайта и установить на свой сервер. Это можно сделать самостоятельно или нанять программиста.
Сроки зависят от сложности проекта и количества нужных настроек. В среднем это занимает 1–2 месяца. Несмотря на то что серверная версия Moodle бесплатная, запуск обучения всё равно потребует определённого бюджета. Придётся приобрести сервер для установки системы, настроить интеграции с другими сервисами, оплатить плагины, которые расширяют возможность Moodle.
Например, плагин для проведения вебинаров или расширенной аналитики по обучению. Систему должен кто-то обслуживать: следить за стабильностью, добавлять новых пользователей и удалять старых, исправлять технические ошибки. Обычно для этого компания или вуз нанимает системного администратора. Облачная версия работает по подписке на серверах производителя.
Начать обучение можно сразу после регистрации — система уже настроена и готова к работе. За её работоспособностью следит команда Moodle. Минимальная стоимость: $150 в месяц.
Как попробовать Moodle
- Нельзя выдавать сертификаты;
- Нельзя менять дизайн;
- Поддерживаются плагины только с сайта Moodle;
- Если системой не пользоваться в течение 60 дней — ее автоматически удалят.
Некоторые ограничения есть и в платных тарифах, поэтому Moodle Cloud не подходит для долгой, стабильной работы. Сервис стоит использовать лишь для тестирования возможностей или пробного запуска.
Система Moodle — прежде всего серверное решение. Чтобы установить Moodle, нужно:
- Скачать установщик с официального сайта. Это бесплатно. Поддерживается Windows и Mac OS;
- Распаковать и запустить Start Moodle.exe;
- Открыть панель администратора Moodle в браузере через http://localhost/ или адрес вашего сайта;
- Заполнить форму: имя платформы, пароль и форму. Затем система сделает необходимые проверки;
- Подождать, пока система установится.
Можно приступать к настройке системы. Ниже расскажем, как это сделать.
Кому подходит Moodle
Изначально сервис создавали для школ и вузов. В 1999 году её разработал студент австралийского Университета Кертин Мартин Дугиамас. Сейчас, кроме учебных заведений, в Moodle работают и коммерческие компании из 240 стран. Всего через сервис учатся 315 611 810 человек.
Официальная статистика Moodle
Школам и вузам. Сервис поможет запустить смешанное обучение — это когда ученики изучают теорию дистанционно, а практику отрабатывают в классе. Учителя могут создавать в Moodle онлайн-курсы отдельно под каждый предмет или класс, тестировать школьников и студентов, проводить вебинары.
Коммерческим компаниям. Через Moodle бизнес может дистанционно учить сотрудников продуктам компании, стандартам работы и регламентам.
Поскольку изначально сервис проектировали под вузы, здесь нет многих важных для компаний инструментов. Например, оценки «360 градусов», ленты новостей или магазина подарков, в котором баллы за курсы можно обменивать на корпоративные сувениры. Такие инструменты придётся создать самостоятельно или связать с Moodle готовые сервисы.
Создание курса
У Moodle непростая организация обучения. Для вашего удобства мы поделили этот раздел на три части: создание, поддержка и организация курсов.
Встроенный редактор курсов
У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые администратор загружает на платформу.
Так выглядит вопрос теста, созданный в редакторе Moodle
Главное в Moodle — это лекция. В лекции вы рассказываете ученику теорию по нужному предмету. Например, объясняете, как продать клиенту новый продукт вашей компании. В конце лекции можно разметить тест, чтобы ученик закрепил изученный материал. В Moodle лекция считается полноценным учебным курсом.
Лекцию вы создаете во вкладке Администрирование. Затем надо перейти к курсу, включить режим редактирования и начать настраивать темы. В темы нужно добавить элементы — формы контента для курса, и каждый элемент настраивается отдельно. Элементов много, и если у вас нет опыта работы с Moodle, не всегда понятно, какой элемент лучше использовать.
Неопытный пользователь может потратить на создание одной лекции день. Сократить время работы и упрастить задачу можно при помощи конструктора электронных курсов (Authoring Tool). С его помощью вы за час упакуете текст, видео, картинки и музыку в электронный курс. Например, iSpring Suite — комплексный набор, позволяющий создавать полноценные уроки: презентации, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты. Это может быть урок по пожарной безопасности или тренажер по продажам в салоне. Так выглядит тренажер, созданный в iSpring Suite:
Какие файлы поддерживает система
В хранилище Moodle можно загрузить файлы в следующих форматах:
- Текст — doc, pdf, xls, csv
- Изображения — jpeg, png, gif
- Видео — flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov
- Аудио — mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav
Из этих файлов и будут формироваться задания, созданные во встроенном редакторе.
Созданный же в стороннем конструкторе курс обычно выгружают как SCORM-архив. Это стандарт упаковки файлов, позволяющий опубликовать урок в системе обучения или на сайте в готовом для прохождения виде.
SCORM 1.2 — самый новый из таких стандартов, но Moodle поддерживает и более старые. Полный список:
- SCORM 2004, 1.2
- IMS
- LTI 1.1, 1.3, 2.0
- AICC
- xAPI и cmi5. Поддерживаются через плагин Logstore API
Организация курсов
Контент в Moodle собирается в курсы, которые могут включать в себя любую последовательность единиц контента, доступных на платформе. Это может быть курс по продажам, онбордингу или даже полноценная программа обучения.
Курс в Moodle состоит из отдельных материалов. Например, лекций, тестов и SCORM-пакетов
Любой курс состоит из тем, которые наполняются готовым контентом: лекциями, тестами, SCORM-курсами и т.д. Темы выполняют роль разграничительных этапов, и с их помощью можно создать гибкую траекторию обучения. Например, такой курс, где последняя тема не покажется, если студент не наберет нужное количество баллов.
Организация учебного курса в Moodle
- Курсы состоят из тем.
- Темы состоят из готовых единиц контента: лекция, тест, SCORM-пакет.
- Контент создается во внутреннем редакторе или загружается на платформу.
Создание теста в Moodle
Цель тестирования — проверка знаний сотрудника в той или иной области. Например, это может быть тест по пожарной безопасности или по работе с оборудованием. Тестирование в Moodle можно организовать двумя способами.
- Встроенный редактор. Элемент «Тест» позволяет создавать простые тестирования с 15 видами вопросов. Например, множественный выбор, короткий ответ, эссе, соответствие, перетаскивание.
Тест, который собрали в Moodle
- Сторонний конструктор тестов. Тесты можно создать и с помощью сторонних редакторов и платформ. Как правило, у них больше возможностей и более яркий дизайн. Например, так выглядит тест, сделанный в iSpring Suite.
Аттестация сотрудников
Цель аттестации — выявить потенциальные возможности сотрудника и оценить, насколько он готов выполнять свою работу. В Moodle есть два инструмента оценки персонала.
- Опросы в редакторе. Встроенные элементы Анкеты и Опрос позволяют проводить простое анкетирование.
- Анкеты — уже готовые формы оценки с вопросами
- Опрос — вы сами создаете вопросы
Пример опроса в Moodle
- Метод 360 градусов. В данном методе сотрудника оценивают со всех сторон: его руководители, коллеги и он сам. В Moodle он реализован как плагин 360 Feedback. Вы создаете форму с опросом и оценкой конкретного сотрудника, записываете на нее рецензентов, они заполняют форму, и вы получаете отчет с обратной связью.
Плагин оценки по методу «360 градусов» для Moodle
Система отчетности и аналитики
В Moodle есть встроенная система аналитики, позволяющая формировать отчеты по активности на платформе. Например, просмотры курсов, комментарии, входы и выходы. Выгружать отчеты нельзя: статистика просматривается только в Moodle.
Базовые возможности расширяются за счет 38 плагинов по формированию статистики. Ниже расскажу о нескольких из них.
Подпись к изображениюMy Feedback формирует подробные отчеты по успеваемости в табличной форме
Overview Statistics выгружает разные виды отчетов в виде графиков
Device Analytics предоставляет информацию по устройствам, с которых пользователи заходят в Moodle
Monitoring Learning Plans предоставляет шаблоны учебных планов и позволяет выгружать по ним статистику
Events Graphic Reports создает отчеты в виде графиков по событиям в Moodle
С помощью плагинов можно настроить специализированную систему аналитики под задачи своей школы, вуза или компании.
Мобильное обучение
Moodle поддерживает мобильные браузеры Chrome и Safari. В них можно как проходить курсы, так и администрировать платформу.
У сервиса есть мобильное приложение Moodle Mobile. В нем можно выполнять задания, общаться с другими пользователями и создавать Wiki-статьи. Мобильная версия также позволяет скачивать задания для прохождения в офлайн-режиме.
Организация продажи курсов
С помощью Moodle можно создать платформу для продажи электронного контента обучения. Это достигается за счет интеграции с другими платформами.
Самый простой способ — установка плагина PayPal. Он позволит запрашивать плату через PayPal за доступ к контенту на платформе.
Второй способ — продавать курсы через WordPress. Сервис интегрируется через плагин Edwiser Bridge. Вы переносите курсы на сайт с WordPress и с помощью надстройки WooCommerce продаете их.
Техподдержка в Moodle
Поскольку система бесплатная, официальной техподдержки в Moodle не существует. Чтобы поддерживать систему и следить за её работоспособностью, придётся нанять системного администратора.
Получить бесплатную консультацию по настройке сервиса можно в сообществе «Moodle в России». Здесь администраторы платформы из разных компаний отвечают на технические вопросы и делятся опытом.
Интеграция Moodle с другими сервисами
Так как Moodle является открытой веб-платформой, каждый может разработать интеграцию с любимым сервисом. На данный момент доступно свыше 30 интеграций. Многие из них платные. Рассмотрим самые популярные:
Источник: www.ispring.ru
Moodle: обзор самой популярной системы дистанционного обучения
E-learning
На чтение 13 мин. Просмотров 10.3k. Опубликовано 09/02/2021
Каждый человек, который заинтересован в настройке дистанционного обучения с помощью электронной системы, скорее всего слышал о Moodle. Эта система выдается одной из первых в поисковиках, занимает 18% американского рынка, а во всем мире ее использует более 1 000 000 компаний, частных преподавателей и учебных заведений.
Привлекательной ее делают такие факторы, как длинная история, возможность индивидуальной подстройки под нужды пользователя, условная бесплатность и многие другие.
Из этой статьи вы узнаете подробнее о плюсах и минусах использования системы Moodle, ее отличиях от других систем дистанционного обучения и почему она только условно бесплатная.
История создания и развития
Moodle – это аббревиатура фразы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
То есть, первое, что нужно знать об этой системе – это не готовое решение для обучения через Интернет.
Moodle – обучающая среда – база, которая с помощью настройки, дополнительных программ и физических носителей информации превращается в систему. Эта база дает все необходимое для того, чтобы вам было удобно обучать и отслеживать успеваемость студентов, а студенты могли обучаться в удобном для них месте и в удобное время. Данная система при должной настройке упрощает и решает задачи любого обучения: передачу информации, контакт с преподавателем, контроль усвоения материала.
История Moodle начинается с 1999 года, когда Мартин Дугиамас – студент австралийского Университета Кертин – разработал прототип своей системы дистанционного обучения. Это был переломный момент истории, когда обучение активно переходило в Интернет, поэтому после того как Мартин защитил ученую степень, он не прекратил свои разработки. Уже в 2002 году мир познакомился с первой стабильной версией Moodle.
Первые версии Moodle устанавливались на сервер пользователя, настраивались техническим специалистом и давали доступ пользователям по всему миру, если сервер имел подключение к Интернету. С развитием информационных технологий Moodle получил облачную версию, которая дает еще больше свободы владельцу и пользователям.
На данный момент Moodle полностью переведена на 13 языков, распространяется на различных тарифах, среди которых есть и бесплатная версия. Кроме этого, за 20 лет вокруг этой системы собралось гигантское сообщество пользователей, которые обмениваются знаниями и опытом, создают плагины, дающие дополнительные функции и возможности, оказывают поддержку.
Неоспоримые плюсы Moodle
Вопреки фразе «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», Moodle дает своим пользователям ряд полезных функций.
Бесплатное распространение
Moodle можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта. Это дает пользователю два преимущества. Во-первых, экономию денег. Во-вторых, большое сообщество, возникшее вокруг бесплатной системы. Это мультиязычное сообщество делится опытом, может помочь новичкам и создает полезные плагины, которые решают именно те задачи, которые могут вам потребоваться.
Но эта бесплатность условна, и ниже в статье рассказано почему.
Поддержка распространенных форматов компонентов
Moodle поддерживает современные форматы компонентов систем дистанционного обучения, которые открывают доступ для многократного использования материала вне зависимости от того, кто его создал. К этим форматам относятся SCORM, AICC и IMS. Некоторые другие форматы открываются для использования в Moodle с помощью плагинов.
Проще говоря, эти стандарты обеспечивают стабильную работу системы, позволяют создавать более полные и визуально привлекательные уроки в сторонних программах и переносить уже готовые уроки с системы на систему.
Поддержка разных типов контента обучения
В Moodle можно загрузить уроки с материалом, представленным в различных форматах. Он поддерживает текстовые расширения вплоть до PDF и таблиц Excel, изображения, презентации, аудио- и видеолекции. Также можно подключить функцию проведения вебинара.
Правда возможность использовать большую часть видов этого контента открывается после установки специальных плагинов. Но их легко найти в Интернете, а на форумах сообщества можно узнать, как их установить и настроить.
Выгрузка статистики
Moodle собирает статистику обучения и работы с системой. Правда для ее выгрузки и аналитики потребуются сторонние плагины, которые будут отвечать за внешний вид отчета, показатели, которые он будет включать в себя, и глубину анализа. Но сама возможность использовать статистику для корректировки обучения – это важный плюс.
Интеграция с множеством сторонних сервисов
Moodle очень просто интегрируется с различными полезными сервисами. CRM-системы, подключение электронных касс, вебинарных платформ, чатов, рассылок и многое другое легко осуществляется через специальные плагины. Некоторые из них платные, но функции, которые они дают, значительно облегчают работу и владельцу, и администратору и студентам курса.
Информационная безопасность.
На Moodle существует множество плагинов, осуществляющих защиту информации от копирования, а систему – от проникновения. Конечно, на коммерческих платформах уровень безопасности выше, поскольку ей занимаются специалисты. Но если качественно настроить систему, установить необходимые плагины и интегрировать платные системы безопасности, уровень информационной защиты возрастет.
Кастомизация под цели и нужды пользователя
Moodle представляет собой настраиваемую среду для дистанционного обучения. Это значит, что при должной настройке и подключении необходимых плагинов владелец получает уникальную версию системы, которая заточена под решение его индивидуальных задач и предоставление максимально эффективного обучения.
Получается, что Moodle решает все необходимые задачи, которые должна решать хорошая СДО – система дистанционного обучения. Она автоматизирует рутинные и упрощает сложные процессы. Помогает студенту получить учебный материал в удобное для него время и обратную связь преподавателя в быстрый срок. Преподаватель же может одновременно обучать большое количество студентов, затрачивая меньше времени, при этом контроль знаний происходит беспристрастно с помощью тестов, результаты которых проверяет машина. Владелец может в режиме реального времени отслеживать статистику студентов, автоматизировать доступ после оплаты или доступ к разным курсам в зависимости от учебной группы студента.
Но ничего идеального не существует, поэтому и Moodle обладает рядом минусов, которые не приходится решать при использовании другой системы. Об этих минусах подробнее будет рассказано ниже, и в первую очередь о бесплатности системы.
Почему Moodle – это УСЛОВНО бесплатная система?
Любой желающий может скачать бесплатную версию Moodle с официального сайта. Но таким образом пользователь получает просто образовательную среду, а не готовую систему обучения.
Чтобы эта система могла помочь обучать людей, потребуется сделать три шага:
- Установить ее на сервер компании или университета, настроить, перевести до конца те фрагменты, которые не локализованы
- Создать уроки и курсы, протестировать их
- Настроить систему безопасности – обеспечить защиту от взлома, DDoS-атак, несанкционированного входа в панель администрирования и другое
- Открыть доступ ученикам, настроить администрирование и аналитику, обслуживать систему
Эти шаги требуют ресурсов, специалистов и времени. В среднем запуск курса на Moodle занимает от 1 месяца. Для сравнения: на обычной коммерческой системе дистанционного обучения срок запуска составляет 1-3 дня.
Для стабильной работы онлайн-школы на Moodle требуется сервер, причем от количества одновременно обучающихся студентов напрямую зависит его мощность. Сервер и его обслуживание, в отличие от самой системы, требуют денежных затрат.
Установка и стабилизация системы – трудоемкий процесс, который требует от пользователя глубоких знаний в программировании и IT. Поэтому Moodle часто используется вузами с техническими специальностями, где сами студенты могут обслуживать систему. В противном случае владельцу понадобится либо потратить много времени на изучении материалов в Интернете, либо пройти платный курс по работе с системой, либо нанять специалиста. Это все отнимает время и деньги.
Создание курса на Moodle – занятие непростое. Написание контента и создание из него урока здесь очень сильно разобщены. Специалист, который записывает материал, и специалист, который формирует из него занятия, редко является одним и тем же человеком.
Все дело в том, что функция создания уроков на платформе требует большого терпения и навыков программирования. Профессионалы пользуются сторонними ресурсами, для того чтобы создать урок и просто перенести его в свой курс.
Количество функций у оригинальной Moodle ограничено. Чтобы расширить ее функционал, требуются плагины. Тут тоже скрываются дополнительные финансовые затраты. Плагины создаются в сообществе пользователей Moodle, по приблизительной оценке их уже больше 2000. Часть из них распространяется на платной основе.
Среди тех, которые можно получить бесплатно, много дублирующих друг друга функций, конфликтующих при одновременной установке, просто нестабильных. Поэтому для выбора нужного набора плагинов потребуется потратить много времени на поиск и оценку информации о них, выбор, установку и тестирование. Это можно поручить специалисту, но, если в вашем штате нет программиста, придется доплатить либо своим временем, либо деньгами.
Администрирование учебного процесса, работа с уроками, добавление курсов, выгрузка статистики и многие другие функции системы Moodle также требуют навыков работы с программным обеспечением.
Таким образом, чтобы Moodle оказался для вас бесплатным, необходимо соблюдать такие требования:
- У вас есть необходимые физические и информационные ресурсы – настроенные серверы, базы данных для их работы, домен в Интернете
- Вы располагаете временем, не спешите запускать курс, поэтому срок от 1 месяца для вас не критичен
- Вы располагаете обширными навыками в IT-сфере, у вас в штате есть технические специалисты, которые справятся с настройкой системы
В противном случае затраты на установку и обслуживание вашей системы дистанционного обучения могут в несколько раз превзойти затраты на использование коммерческих СДО.
Другие минусы Moodle
Кроме освещенных выше недостатков, у бесплатной версии Moodle можно выделить еще несколько не менее важных:
Отсутствие качественной технической поддержки
Бесплатную версию Moodle вам придется настраивать вручную, либо нанимать стороннего специалиста. Ответы на вопросы, связанные с этим процессом, вам нужно будет искать самостоятельно. Техническая поддержка у Moodle имеется, но для ее использования может потребоваться знание английского, а осуществляется она через форум сообщества. Поэтому на поиск ответа на возникший вопрос потребуется много времени, при этом ответ может быть не найден.
Проблемы с локализацией
На данный момент сама платформа переведена полностью только на 13 языков. Русская локализация завершена чуть более, чем на 90%. Это значит, что вам понадобится дополнительно переводить с помощью программиста систему на необходимый язык, иначе ваши студенты будут сталкиваться с текстами на английском. Плагины, которые необходимы для полноценной работы Moodle, тоже переведены не полностью.
«Недружелюбный» интерфейс
Многие функции Moodle, такие как создание уроков, тестов, брендирование интерфейса, реализованы в неудобной для неподготовленного пользователя форме. Для их использования требуется много времени, специальные знания, тестирование готового материала и постоянные корректировки. Конечно, существуют сторонние программы для этого и специальные плагины, но чтобы в них разобраться также требуется время.
Невозможность быстро получить готовое решение
Большая свобода для настройки и кастомизации Moodle вкупе с технической сложностью вытекают в еще один минус – невозможно быстро получить результат. На запуск онлайн-школы или корпоративного обучения на этой системе понадобится в среднем не меньше месяца, и это при условии, что все необходимые ресурсы и специалисты у компании уже есть. Так что если вам необходимо быстро создать и запустить курс, Moodle не подойдет для этой цели.
Для кого подходит Moodle?
При том, что Moodle нельзя назвать полноценной СДО без трудоемкой настройки, она все равно отлично подходит для многих пользователей. В частности:
Для вузов и других учебных заведений
Уже множество учебных заведений пользуются бесплатной версией Moodle. В первую очередь для создания электронной базы оценок успеваемости студентов, которая встроена даже в обычную версию системы. Те же вузы, которые обучают будущих специалистов, нередко с их помощью переносят часть учебного процесса в дистанционную форму.
Для преподавателей, которым нравится разбираться в программах
В последнее десятилетие рынок онлайн-обучения растет с большой скоростью, поэтому все больше частных учителей, которые обучают от маникюра на дому до теоретической физики, переходят в онлайн. Обычно они выбирают платные облачные СДО, ведь они интуитивно понятны в настройке, изначально дают доступ к множеству нужных функций и позволяют запускать курс в течении 3 дней. Но тем, для кого заработок не в приоритете и кто любит настраивать программы и системы точно под себя, может понравиться Moodle.
Для компаний с широкой ресурсной базой
Владельцы крупных компаний, у которых уже есть свои сервера, домены в сети, штат IT-специалистов, тоже могут без проблем использовать Moodle. В этом случае единственным ограничивающим фактором является оплата работы сотрудникам и время, которое потребуется для запуска обучения.
Для кого Moodle не подходит?
Moodle не подходит для людей, которым требуется готовое и быстрое решение для запуска дистанционного обучения без лишних затрат.
Частным преподавателям и целым онлайн-школам, для которых удобство работы с системой, ее стабильность и качество для студентов стоят в приоритете.
Для компаний, которые хотят снизить затраты на корпоративное обучение, автоматизировать и стандартизировать его без лишних расходов времени, денег и работы специалистов.
Для тех, кто хочет быстро запустить курс на интуитивно понятной платформе, не тратить время на настройку под себя, кто хочет иметь возможность быстро создавать и корректировать свои уроки и курсы.
Этим категориям пользователей лучше подойдут коммерческие СДО, где в зависимости от тарифа открывается доступ к различному функционалу и можно подобрать именно тот, который выведет баланс затрат и прибыли в плюс.
Если вы решили использовать Moodle
Если после прочтения статьи вы решили стать пользователем Moodle, ознакомьтесь с планом, который поможет вам быстрее запустить обучение:
1. Четко выделите цель вашего обучения и задачи, которые необходимо решить
Moodle дает возможности, начиная от оптимизации очного обучения, заканчивая созданием целой онлайн-школы. В зависимости от того, какую цель будет преследовать ваша система и какие задачи для этого она должна решать, создайте список оборудования, программного обеспечения, плагинов и технических специалистов, которые потребуются вам. Если создавать такой список слишком долго и трудно для вас, попробуйте использовать тестовый период любой платной СДО – готовое решение может вам подойти гораздо лучше, чем Moodle.
2. Установите бюджет запуска обучения
Перед тем, как скачивать систему с сайта, сделайте смету расходов, которые будут сопутствовать запуску. Внесите в них стоимость сервера, оплату работы специалистов, ежемесячные расходы на обслуживание. В случае, если цифра выходит невыгодной, изучите другие способы запуска обучения, например, с помощью платной СДО.
3. Установите сроки запуска
Для запуска усредненного курса на Moodle с нуля и полным комплектом необходимых ресурсов требуется от одного месяца. Добавьте к нему дополнительное время на тестирование, чтобы студенты не сталкивались с ошибками и недочетами в обучении. Если этот срок слишком велик и для вас на первом месте стоит скорость запуска обучения, попробуйте коммерческие СДО, на которых можно запустить обучение всего за 3 дня.
Вывод
Moodle – это не система дистанционного обучения в привычном понимании, а обучающая среда – инструмент для создания своей СДО. Ее главным преимуществом является бесплатное распространение и возможность точной подстройки для решения индивидуальных задач. Но для человека, не обладающего экспертными знаниями в области программирования и IT-технологий, потребуется много времени на то, чтобы разобраться, запустить и наладить систему, либо нанять специалиста за дополнительную плату.
Moodle подходит только тем, кому нравится решать технические задачи, тем, кому не нужна полноценная система дистанционного обучения, и тем, у кого есть большая ресурсная база и запас времени.
Остальным лучше подходят коммерческие готовые решения для обучения через Интернет, например, платформа «АнтиТренинги». Вы можете ознакомиться с ней и получить месяц бесплатного тестового использования, перейдя по ссылке.
Если вам нужно больше информации по технической части дистанционного обучения…
Прочитайте статью о системах дистанционного обучения, чтобы разобраться подробнее в видах и особенностях СДО, узнать, по каким критериям нужно их выбирать. Также изучите статью о системах управления обучением, чтобы узнать, какие полезные функции и возможности дают своим пользователям современные платформы для онлайн-обучения.
Источник: antitreningi.ru