Здравоохранение, как подсистема любого региона — сложная, многоуровневая структура со своими иерархическими принципами и управленческими моделями. И в то же время это всегда живой, постоянно меняющийся организм, который должен быть гибким, уметь вовремя реагировать на новые требования закона и вызовы времени. При управлении данной системой необходимо принимать во внимание специфические особенности данной отрасли. Одной из таких особенностей является присутствие в ней громадных пластови объемов зачастую неупорядоченной, разрозненной информации.
Поэтому в настоящее время крайне актуальной задачей является интеграция всех информационных потоков субъектов и объектов управления системой здравоохранения в единую информационную систему, обеспечивающую единые методы сбора, обработки, подготовки, представления, анализа, хранения, отбора информации, что, в свою очередь, позволит более рационально управлять системой здравоохранения региона. Другими словами, именно грамотное, своевременное и точное оперирование большими объемами информации в немалой степени способствует восстановлению баланса обязательств и возможностей медицины Приморского края с целью обеспечения качественной и доступной помощи жителям региона.
ГКУЗ РБ Медицинский информационно-аналитический центр. Интервью с Муртазиным А.З.
Все запросы ведут к ПК МИАЦ
В ПК МИАЦ работают два отдела, решающие эти глобальные задачи на своем и очень важном уровне. Это отдел сбора, обработки и анализа информации (СОАИ) и отдел стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения (ОСППРЗ).
Начальник СОАИ Валерий Моисеенко, математик по образованию, работает в Медицинском информационно-аналитическом центре Приморского края уже 15 лет. Пережил различные стадии преобразований, реорганизаций и реформирования структуры. И сегодня убежден, что, только объединив усилия, региональные органы здравоохранения смогут навести порядок в отрасли. А как непосредственный исполнитель запросов депздрава и Минздрава Валерий Альбертович за свой участок работы спокоен и готов нести за него ответственность в полной мере.
В настоящее время в отделе сбора, обработки и анализа информации работает 11 человек, включая руководителя.
— Название отдела говорит само за себя – мы занимаемся сбором, обработкой и анализом информации, – поясняет Валерий Моисеенко. –в основном запросы поступают от специалистов департамента здравоохранения Приморского края. Но также поступает немало запросов и от Минздрава России. Но к нам они поступают, только через ДЗПК.
Чтобы собрать информацию от медицинских организаций, сотрудники отдела обрабатывают таблицы, переводят в соответствующие форматы «причесывают макеты», размещают их на своем сайте для удобства специалистов медицинских организаций, чтобы по результату полученных сведений сформировать сводную информацию и в соответствующем виде предоставить в ДЗПК. Так или иначе, любой запрос о деятельности ЛПУ поступает в ПК МИАЦ. И мы уже предоставляем информацию по конкретной теме и направлению. Причем нужно понимать, что это не одна и не две таблицы в формате Exel, а обширный многостраничный свод.
Директору «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» вынесли приговор
В единой связке
Кстати, запросы поступают не только от специалистов департамента здравоохранения и Минздрава, также за медико-статистической, медико-экономической информацией о здравоохранения края обращаются представители законодательной и исполнительной власти страны и региона – Госдума, Совет Федерации, Дума Владивостока и Законодательное собрание Приморского края, отдельные депутаты – но, конечно, через департамент здравоохранения края.
ГАУЗ «ПК МИАЦ» постоянно осуществляет обмен информацией об оказанных объемах медицинской помощи с ГУ ТФОМС.
— В последнее время значительно улучшились взаимоотношение и взаимодействие с приморским ТФОМС, — указывает Валерий Альбертович. — С приходом на пост руководителя Елены Агафоновой работать с Фондом стало намного проще и результативней. Я знаю ее с очень хорошей стороны, это настоящий профессионал, глубоко вникающий в суть проблемы, прекрасно осведомленный о состоянии регионального здравоохранения и умеющий найти правильные адекватные решения.
Я вообще убежден, что ПК МИАЦ, департамент здравоохранения и ТФОМС должны работать в одной связке. Нам просто необходимо объединить свои усилия и ресурсы. Ведь у нас общая задача, одна главная цель – забота о здоровье жителей Приморского края. Деньги в здравоохранение вложены немалые, и население обязано видеть конкретную отдачу.
В настоящее время Медицинский информационно-аналитический центр Приморского края кроме медицинской статистики ведет 83 постоянных мониторинга, содержащих информацию о деятельности и ресурсном обеспечении здравоохранения края. Из них 37 – месячных, 23 – ежеквартальных и 14 – еженедельных. Отчет по каждому мониторингу предоставляется специалистам ДЗПК, курирующим свои направления. Часть информации, после согласования в ДЗПК размещается на федеральных сайтах Минздрава России.
Мониторинги на все случаи жизни
— Есть мониторинги, которые помогают специалистам ДЗПК управлять ситуацией в здравоохранении, например, еженедельный мониторинг о детской смертности, — приводит пример начальник СОАИ. – Мы его предоставляем каждую пятницу в ДЗПК. Наши специалисты собирают данные о случаях детской смертности от лечебных учреждений Приморского края, в котором, кроме причины смерти, указаны обстоятельства и место смерти.
Я их обрабатываю определенным образом и в определенном формате, и передаю в департамент здравоохранения. По еженедельному мониторингу формируется сводная информация за месяц и отправляется, в свою очередь, в Минздрав. Имея актуальную информацию о случаях детской смертности специалисты департамента принимают решения для управления причинами снижения смертности у детского населения. Таких мониторингов много.
Сегодня правительство страны особое внимание обращает на показатели рождаемости, поэтому мы ведем интересный мониторинг, который называется «Сведения о количестве детей, рожденных третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым… ребенком». Вот мы видим, идут нарастающим итогом за год 958 первых детей.
Вот здесь можно посмотреть, что у нас в Приморье в этом году в одной из семей родился десятый ребеночек. Я стараюсь, чтобы сотрудники вели мониторинги по «тематическим» группам. Кто-то отвечает за инвалидов, кто-то – за взрослое население, кто-то ведет детство, образование, профосмотры, и т.д. Есть специалист, который ведет и еженедельный, и ежемесячный мониторинг по смертности.
В среднем на каждого сотрудника приходится пять-семь мониторингов. И каждый по своему направлению – настоящий профессионал, ориентируется в нем как «рыба в воде», качественно и оперативно. Кроме того, каждый месяц отдел сбора, обработки и анализа информации обслуживает пять-шесть разовых запросов. Это дополнительная нагрузка, они не входят в число 83 постоянных.
— Бывают неожиданные запросы из департамента, недавно поступил большой запрос из Счетной палаты, — говорит Валерий Моисеенко. — Там 25 таблиц, громадный и ответственный объем работы, а запрос проходит по категории «разовых». Поступают разовые запросы по вспышкам заболеваний, например, лихорадке Эбола, холере, особо опасным инфекциям.
Таким образом, в любых запросах, поступающих от департамента здравоохранения, Минздрава РФ или иных органов власти, с точки зрения связи с ЛПУ и оперативного аккумулирования достоверной информации ПК МИАЦ выступает главным, ключевым звеном. Но как раз с обеспечением оперативной связи с лечебным учреждением зачастую возникают проблемы.
«Черные дыры» информационного взаимодействия
— Наши запросы нередко «зависают», очень долго доходят до руководителя ЛПУ, — сетует Валерий Альбертович. — Я не могу понять, по каким причинам это происходит сегодня, во время небывалого развития телекоммуникационных систем и электронного документооборота, но факт остается фактом. Как будто в «черные дыры» проваливаются. И тут, конечно, играет роль человеческий фактор.
Мы отсылаем запрос, информация поступает секретарю, и после этого очень долго, неизведанными путями идет к руководству. Иногда неделю и больше. Мы должны уже отсылать ответ на запрос, а главный врач только узнал о его существовании… Приходится по несколько раз звонить, подтверждать получение. Это отнимает много времени, может привести к срыву сроков предоставления информации и действительно является проблемой.
Кроме того, мы ведем федеральные регистры, в частности, по программе «7 нозологий». Ведем учет каждого пациента, получающего лекарственную помощь в рамках этой федеральной программы. Это очень существенные расходы. Допустим, мы тратим на лекарства 800 тыс. рублей, из них 400 тыс. — на эти 7 нозологий, они очень дорогие. Одна ампула может стоить более полумиллиона рублей.
Туда же входит аппарат «искусственная почка», лечение наследственных заболеваний. Ведение регистра необходимо, чтобы Минздрав вовремя перечислил средства,а больной получил своевременную помощь.
Работа на перспективу
Особую роль в МИАЦ играет отдел стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения. Начальник отдела — Ирина Панасенко, работает в здравоохранении более 30 лет. Елена Сердюкова — самый молодой специалист, который трудится в должности экономиста два года, но именно ее уже четвертый раз назначают и.о. начальника ОСППРЗ. Кстати, в отделе работают два сотрудника с учеными степенями – кандидат экономических наук Антон Гулевич и кандидат медицинских наук Наталья Черпак. Всего пять сотрудников, из них три экономиста.
— Наша основная задача – участие в формировании и в анализе реализации территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению края, — поясняет Елена Сердюкова. — Работа состоит в расчете потребности объемов медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, отдельно по каждому муниципальному образованию, по профилю, по специальностям с учетом анализа показателей заболеваемости, выполненных посещений по целям, и пролеченных в стационарных условиях больных, в планировании этих объемов, оценке доступности медицинской помощи. Также отделом рассчитывается потребность в медицинских кадрах для обеспечения населения медицинской помощью и оценка дефицита медицинских работников в разрезе специальностей и условий оказания медицинской помощи.
Отдел занимается прогнозированием показателей развития здравоохранения, оценкой эффективности выполнения программ, в частности государственной программы «Развитие здравоохранения Приморского края на 2013 – 2017 годы», отслеживаем использования финансовых средств, выделенных на реализацию программы. Нами мониторировалось расходование средств на региональную программу модернизации здравоохранения (на покупку оборудования, на информатизацию, капитальные ремонты, подготовку помещений для установки новой медтехники и ввод ее в эксплуатацию) согласно запланированным мероприятиям.
Так вот, мы были обязаны проследить за каждым финансовым ручейком и потоком, чтобы ни одна копейка не пропала, не пошла не по назначению. Отчеты собирались со всех ЛПУ, участвующих в программе, обрабатывались, анализировались и направлялись в департамент здравоохранения, далее – в Минздрав. По такой же схеме ведутся и остальные мониторинги. Их у нас хватает – по целевым структурным преобразованиям сети, по пролеченным больным, закупленному оборудованию, обеспеченности продуктами питания, заявкам на финансирование, госзакупкам и т.д.
Работа отдела включает различные виды деятельности: это и методическая работа при разработке программ на макроуровне, методическая работа с медицинскими организациями, выполнение различных расчетов, сбор и контроль квартальной и годовой отчетности от медицинских организаций, обработка и анализ результатов, представление на уровень департамента и Минздрава РФ. Также мы готовим информацию на разовые запросы.
Считая зарплаты
И все-таки одно из самых интересных направлений деятельности отдела – утвержденная Росстатом статистическая форма ЗП ЗДРАВ. Проще говоря, это анализ зарплат медицинских работников всех уровней. И как выглядит Приморский край в срезе зарплат врачей и медсестер, в администрации региона и правительстве страны судят как раз по мониторингам, предоставляемым ОСППРЗ.
— Мы собираем сведения о зарплатах со всех 115 медицинских организаций Приморского края — обозначает зону своей ответственности экономист Антон Аствацатуров. — Форма ЗП ЗДРАВ отражает мониторинг зарплат всех медицинских работников подведомственных департаменту учреждений здравоохранения. Это индикатор зарплат, позволяющий отследить, в каком направлении двигаться дальше, и как решать актуальные вопросы оплаты труда в оперативном и долгосрочном порядках.
Главное, благодаря ЗП ЗДРАВ можно наглядно увидеть динамику роста зарплат, выработать действенную управленческую стратегию. В форме отражаются зарплаты медицинских работников по категориям: руководители ЛПУ, их заместители, начальники отделов, врачи, средний и младший медицинский персонал и з/плата работников, имеющих немедицинские специальности. В целом зарплаты по краю оцениваются, исходя именно из данной формы. Мы рассчитываем среднюю заработную плату, на основании которой и делаются выводы о ее реальном размере в регионе. Существует специальный регламент, согласно которому медицинские организации обязаны ежемесячно предоставлять нам сведения о заработной плате категорий сотрудников.
А мы анализируем «кривую» этих зарплат, обеспечивая департамент здравоохранения информацией для выработки дальнейшей стратегии в отношении оплаты труда медицинских работников – либо ее повышения, либо удержания на достигнутом уровне. На основе этих данных виден уровень достижения показателей «дорожной карты». Нами просчитываются прогнозные значения зарплаты в сфере здравоохранения края.
Сведениям о заработной плате уделяет особое внимание как департамент здравоохранения, так и МЗ РФ. Кроме статформы в запросах и мониторингах в отделе в динамике оценивают общий уровень и структуру зарплаты медицинских работников с разбивкой на врачей, средний медицинский персонал, младший, руководителей медицинских организаций, а также, в разрезе специальностей, в соответствии с квалификацией, по работникам первичного звена, по городу, селу, по территориям, приравненным к северу, источникам финансирования.
Информационный маяк
Кстати, работу отдела сбора, обработки и анализа информации, отдела стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения, как и работу отдела статистического медико-экономического анализа в качестве заместителя руководителя ПК МИАЦ курирует Светлана Вазанова.
— Именно эти отделы связаны со сбором, обработкой и анализом статистической медицинской информации, — подчеркивает Светлана Михайловна. — Так или иначе, эта информация связана с состоянием здоровья населения, деятельностью медицинских организаций Приморского края, подведомственных департаменту здравоохранения. Их 115.
Но есть определенные направления, которые выбиваются из данной схемы. Так, по диспансеризации перед нами отчитываются и ведомственные медицинские учреждения. Это и медсанчасти Большой Камень, Фокино, и железнодорожная больница Владивостока. Без них картина была бы неполной, а мы всегда стремится к всестороннему и полному информационному охвату.
Наша заявленная в документах цель – информационное обеспечение медицинских организаций по вопросам медицинской статистики. Но конечно, на практике она намного шире и глобальней.
По сути, ПК МИАЦ является сокровищницей медицинской информации. Причем, с одной стороны, вся информация о заболеваемости, рождаемости, смертности, деятельности ЛПУ в точном методическом исполнении специалистов Центра становится бесценной кладовой данных для самих лечебных учреждений. С другой, она является четким ориентиром, информационным маяком для властных структур, которые на ее основе решают, по какому курсу направить корабль приморского здравоохранения в бурное время реформ.
Ранее по теме:
Источник: vladmedicina.ru
Система МИАЦ как инструмент «Управляемой медицинской помощи»
Экономическая либерализация не изменила принципа администрирования органов управления здравоохранением, в основе которого по-прежнему лежит бюджетно-сметная модель финансирования существующих сетей медицинских учреждений.
Объем и структура информации, собранной и стандартизированной по прежним эталонам учета и отчетности, проходящей по иерархично предопределенным каналам, допускающим известные искажения, не может быть достаточной для определения «коэффициента полезного действия» региональных и ведомственных систем здравоохранения, объективной оценки состояния здоровья населения региона, эффективности медико-финансовой деятельности учреждений здравоохранения.
Не адекватный рыночным условиям управленческий учет расходов на здравоохранение не позволяет эффективно планировать структуру сетей учреждений здравоохранения, оптимальный состав вложенных в отрасль ресурсов.
Введение системы медицинского страхования (при всех положительных моментах) закономерно привело к созданию в системе здравоохранения параллельной системы взаимообмена медико-финансовой информацией субъектов системы ОМС – производителя медицинских услуг (медицинской организации) и покупателя (страховой медицинской организации) на основе единиц и инструментов учета, контроля и оплаты оказанной медицинской помощи. По сути, построена параллельная система финансирования и отчетности – медико-статистической и медико-финансовой – медицинских организаций за объем и качество медицинской помощи, то есть по конечному результату их деятельности.
Таким образом, в настоящее время органы управления здравоохранения владеют данными бухгалтерского учета средств и основных фондов, перечисляемых (передаваемых) медицинским организациям собственником (муниципалитетом, ведомством), и данными медицинской статистики, фактически не соотносимых с использованными ресурсами. Также некорректно оценивать продуктивность финансовых вложений в отрасль, основываясь на проводимом ТФОМС медико-экономическом анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений, вследствие не полного возмещения затрат ЛПУ на выполнение медицинских услуг по программе ОМС из средств ТФОМС.
Вместе с тем в современной России эффективное информационное взаимодействие с заказчиками и исполнителями медицинских услуг осуществляют независимые от органов управления здравоохранения и страховой медицины организации особого типа — медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), ресурсы которых позволяют в интегрированном виде собирать, объединять и аккумулировать медицинскую, статистическую, финансово-экономическую информацию о результатах деятельности медицинских организаций.
Медико-статистическая информация, преобразованная в репрезентативные показатели, в первую очередь, направляется органы управления здравоохранения, где она используется для проведения сравнительного анализа потребности жителей того или иного субъекта Федерации в медицинской помощи и ресурсов, развернутых на его территории сетей учреждений здравоохранения, оценки состояния здоровья населения региона.
Параллельно возможно осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ, определения фактических затрат на лечение пациента по высокоспециализированным и прочим видам медицинской помощи.
Эффективность информационного пространства, организованного МИАЦ РАМН (без дополнительных бюджетных ассигнований) в среду согласования – между процессами производства и потребления медицинских услуг, инфраструктурами управления и потоками ресурсов федеральных учреждений здравоохранения, позволяет научно обосновать необходимость формирования системы МИАЦ, как инструмента стратегического менеджмента в здравоохранении Российской Федерации. Реализация новых организационных технологий на основе интеллектуальных информационных систем позволяет осуществить переход на новый уровень обеспечения эффективности управления ресурсами здравоохранения.
В процессе осуществления своей уставной деятельности МИАЦ анализирует эффективность использования медицинскими организациями имеющихся ресурсов и одновременно – степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи, включая уровень платежеспособного спроса населения на медицинские услуги, предлагаемые медицинскими организациями вне рамок территориальной программы госгарантий; ответственность за выполнение последней в пределах выделяемых финансовых средств несут органы управления здравоохранением и ТФОМС.
Осуществление прямых договорных отношений между МИАЦ и исполнителем медицинских услуг, между МИАЦ и заказчиком позволяют преобразовать информационное пространство в среду согласования сторон и, тем самым, преодолеть прямое противостояние их экономических интересов путем оптимизации системы платных медицинских услуг, структуры платной помощи и стоимостных показателей – в интересах пациента и медицинского работника.
Интеллектуальные информационные технологии МИАЦ:
• по организации персонифицированного учета услуг, пациентов, исполнителей, финансовых средств – по объему и источнику;
• по медицинской статистике;
• по маркетингу и управлению
позволят осуществлять в режиме реального времени контроль организации и качества медицинской помощи, предоставляемой на платной основе, а также правильностью взимания платы за оказанные услуги.
В сложившихся условиях многоканального финансирования учреждений здравоохранения без создания интегрированной системы сбора, обработки, анализа и движения медико-статистической и финансово-экономической информации, характеризующих деятельность отдельных бюджетных учреждений здравоохранения (их объединений), перспектива развития отечественного здравоохранения будет оставаться исключительно затратной и малоэффективной.
Именно система МИАЦ может выступить в качестве основной системообразующей структуры единого организационного и информационного пространства здравоохранения, предоставляющей реальную возможность управления сложными процессами становления российского здравоохранения, диверсификации источников финансирования и восстановления властной вертикали органов управления здравоохранением.
Система МИАЦ может стать качественно новым инструментом планирования программы государственных гарантий права граждан на бесплатную помощь, обеспечивая сбор, обработку и обмен потоками унифицированной информации при решении задач текущего, среднесрочного и перспективного планирования медицинской помощи, на основе автоматизированного анализа основных параметров деятельности ЛПУ – на муниципальном, территориальном, федеральном уровне – в масштабе реального времени, формируя, таким образом, горизонтальные и вертикальные информационные связи внутри системы здравоохранения, а также – с органами государственной статистики и финансирования.
Именно система МИАЦ может выступить в качестве основной системообразующей структуры единого организационного и информационного пространства здравоохранения, предоставляющей реальную возможность управления сложными процессами становления российского здравоохранения, диверсификации источников финансирования и восстановления властной вертикали органов управления здравоохранением.
Система МИАЦ может стать качественно новым инструментом планирования программы государственных гарантий права граждан на бесплатную помощь, обеспечивая сбор, обработку и обмен потоками унифицированной информации при решении задач текущего, среднесрочного и перспективного планирования медицинской помощи, на основе автоматизированного анализа основных параметров деятельности ЛПУ – на муниципальном, территориальном, федеральном уровне – в масштабе реального времени, формируя, таким образом, горизонтальные и вертикальные информационные связи внутри системы здравоохранения, а также – с органами государственной статистики и финансирования.
Источник: medafarm.ru
Минздрав определит задачи МИАЦ в регионах
Минздрав предложил подчинить медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) органам управления здравоохранением в регионах. Сейчас в некоторых субъектах они находятся в ведении Минцифры.
Минздрав разработал типовое положение о медицинском информационно-аналитическом центре (МИАЦ) и рекомендуемую минимальную штатную численность таких подразделений в регионах. Проект ведомственного приказа опубликован на портале regulation.gov.ru.
Документ разработан с целью совершенствования организационно-методического обеспечения сбора, обработки и анализа данных в здравоохранении, медицинской статистики, цифровой трансформации отрасли здравоохранения, управления данными и защиты информации в сфере здравоохранения субъекта РФ, говорится в пояснительной записке. Осуществляющий эту деятельность МИАЦ предложено считать «медорганизацией особого типа» в подчинении регионального минздрава.
В ряде регионов МИАЦ находятся в ведении Минцифры, отмечает «Коммерсантъ». Источник издания в отрасли утверждает, что разногласий не будет — ведомства распределили полномочия, и «внутренняя» цифровизация медицины оставлена за Минздравом. Ведомство занимается цифровизацией здравоохранения с 2011 года, но региональные минздравы подчиняются правительству субъекта.
Основные цели МИАЦ — реализация единого цифрового контура в рамках регионального компонента нацпроекта «Здравоохранение» и интеграция с региональными государственными информсистемами (ГИС) территориальных фондов ОМС (ФОМС).
Источник: medvestnik.ru