Что за программа местная инициатива

Чистякова, А. Р. Программа поддержки местных инициатив как инструмент управления местными сообществами / А. Р. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98835/ (дата обращения: 28.05.2023).

Реализующиеся более 5 лет проекты инициативного бюджетирования в Башкортостане, в частности Программа поддержки местных инициатив, выступают инструментами развития территорий, консолидации экономических гражданских интересов населения, власти и бизнес-сообщества. Типология проектов, выбираемых населением, отражает наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Местное сообщество выбирает территорию и то, что будет облагораживать.

Ключевые слова: инициативное (партисипаторное бюджетирование), социальная инфраструктура, софинансирование, доверие к местной власти, типология проектов.

Initiative budgeting projects that have been implemented for more than 5 years in Bashkortostan, in particular The Local initiatives program are the most important tools for developing territories, consolidating the economic and civil interests of the population, the government and the business community. The typology of projects chosen by the population reflects the most urgent, urgent problems of people on the ground, and allows them to be solved effectively and as openly as possible (transparently).

Елена Розова: Что такое программа местных инициатив?

Keywords : initiative (participatory budgeting), social infrastructure, co-financing, trust in, local authorities, project typology.

Одна из важнейших проблем в функционировании системы местного самоуправления (далее МСУ) — недостаточность бюджетно-материальной базы российских муниципальных образований, которая не позволяет обеспечить полное и качественное осуществление полномочий муниципальными органами. В российском обществе осуществляются поиски наиболее эффективных способов решения данной проблемы.

В последние годы, на территориях МСУ стали популярны программы поддержки местных инициатив (ППМИ), сущность которой заключается в инвестировании социально-значимых моментов МСУ гражданами, заинтересованными в процветании своей территории. Финансирование проектов осуществляется из нескольких основных источников: региональный бюджет, бюджет муниципального образования, средства, выделяемые субъектами местного бизнеса, и обязательный вклад населения. Софинансирование проектов может реализовываться в денежной форме, в форме услуг или строительных материалов, которые учитываются в смете заявки. Региональный бюджет выделяет субсидию на финансирование ППМИ, которая передается в муниципальные бюджеты. Финансовые ресурсы из других источников, включая софинансирование, обеспечиваемое местными предприятиями и населением, оформляются как целевые добровольные пожертвования.

В рамках проекта ППМИ в республике Башкортостан ежегодно проходит более 850 итоговых собраний жителей, участвуют все муниципальные районы и городские округа. За 5 лет реализации ППМИ реализовано более 2800 проектов.

Программа поддержки местных инициатив

Их реализация позволяет объединить ресурсы республиканского бюджета, бюджетов муниципалитетов, финансовые и нефинансовые ресурсы местных сообществ (местных жителей, спонсоров) и направить их на решение социально важных проблем. Анализируя предпочтения граждан в выборе приоритетных проектов, стоит отметить, что ожидаемо на первое место выходят проекты, связанные с ремонтом дорог, обустройством детских площадок, общественных территорий, ремонтом учреждений культуры и образования.

В последние два года реализации ППМИ большинство заявок, выдвинутых на конкурс, представляли собой проекты по ремонту и обустройству учреждений образования, что вызывало сомнения проектного центра по поводу инициативности данных проектов 1. Однако результаты опроса инициативных групп подтверждают реальную заинтересованность граждан в таких проектах (Центром изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан в 2019 г. и 2020 г. был проведен комплексный мониторинг).

Таким образом, на данный момент мы имеем реализованные проекты по ремонту 669 общеобразовательных школ и детских садов, что составляет почти 22,5 % от общего количества поданных заявок (2891 заявка) за 5 лет. При этом в городских округах (далее ГО — авт.) типология образования была выбрана в 250 случаях из 604, т. е., более 40 % всех проектов. Для сравнения данный показатель в окне муниципальных районов и поселений (далее МР и П — авт.) составил лишь чуть более 18 % или 419 проектов из 2287, тем не менее и здесь этот вид проектов занимает первое место среди выбранных проектов местным сообществом. Пик предпочтений указанная типология проектов получила в 2018 г. 2.

Приоритет решения проблем по обустройству мест захоронения у жителей сел и деревень по сравнению с горожанами вполне логичен. Более 12 % проектов-победителей (или 278 проектов из 2287) от МР и П на конкурсе ППМИ за 5 лет составили ремонт мест захоронений, в то же время в окне от ГО всего было 3 проекта из 604 Вполне прогнозируемым был более высокий уровень поддержки выдвигаемых проектов, связанных с типологией «Спорт» по конкурсу в окне ГО — почти 8 % от числа победителей (47 проектов из 604) против 3,3 % (75 проектов из 2287) от окна МР и П. Примечательно, за все 5 лет реализации программы поддержки местных инициатив от всех МР и П была подана лишь одна заявка по типологии «Библиотеки», в то же время от ГО таковых заявок было 6 В определенной

Степени успех использования партисипаторных механизмов улучшения объектов социальной инфраструктуры в Башкортостане может находиться и в плоскости духовно-культурной традиции жителей региона, в первую очередь коренных его жителей — башкир, а также близкородственных им — татар (в совокупности эти два тюркских народа составляют около 55 % жителей республики). Партисипаторные практики гармонично легли на сложившиеся веками у тюркских народов традиции, связанные с взаимопомощью между членами своей общины, родственниками и соседями Указанный аспект реализации проектов инициативного бюджетирования был рассмотрен нами в ряде вышедших ранее статей3. Исследователи, приводя примеры регионов страны, где практика инициативного бюджетирования реализуется уже много лет, совершенно справедливо отмечают, что несмотря на то, что заметный рост качества жизни требует продолжительного периода

Читайте также:
Написание программ со стойки что это

времени, некоторые изменения можно обнаружить уже сейчас. Качество жизни меняется не только благодаря новым объектам социальной инфраструктуры, но и из-за изменений общей атмосферы в населенных пунктах, культуры его жителей. В качестве примера отметим слова главы одного из поселений Арзгирского района Ставропольского края: «Мне кажется, что культура у людей изменилась за эти годы, пока мы все вместе реализовывали эти проекты». В ходе мониторинга реализованных проектов в рамках ППМИ нашим проектным центром также получены немало аналогичных отзывов. 4.

Таким образом, реализация проектов ИБ невозможны без максимального учета интересов различных слоев населения и сторон, что на практике позволяет реализовать принцип государственно-гражданского партнерства. Совместные усилия участников ИБ — органов государственной власти и управления, муниципалитетов, местного сообщества — бизнеса и граждан (населения) и проектных центров ИБ — выступают основными факторами и гармонизации их взаимодействия и развития объектов социальной инфраструктуры.

А типология проектов, выбираемых населением в рамках инициативного бюджетирования, отражают наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Разрабатывая данную статью, основной целью было изучение ППМИ в Республике Башкортостан и выявление дальнейшей необходимости развития этой программы в регионе. Как итог, мы видим, что инициативное бюджетирование устраивает все стороны (как население, так и органы власти). Соответственно, есть необходимость продолжать работу в данном направлении.

Литература:

  1. Типология проектов инициативного бюджетирования в Башкортостане. Некоторые социокультурные аспекты / Р. Р. Асылгужин, Л. Ф. Насретдинова //Евразийский юридический журнал. -2017 — № 9. С. 366–368.
  2. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И. Е. Шульга, В. В. Вагин, Г. Н. Хачатрян, А. С. Сухова, Л. А. Шилов, Н. В. Гаврилова, Н. А. Шаповалова. М.: «Алекс», 2017.
  3. Барлыбаев А. А., Барлыбаев У. А., Колечкина М. А. Перспективные направления цифровизации инициативного бюджетирования в регионе // Экономика и управление: научно- практический журнал, 2020, № 3. С. 38–41.
  4. Асылгужин Р. Р., Абдрахимов Э. Ф., Некоторые аспекты реализации проекта инициативного бюджетирования — программы поддержки местных инициатив в республике Башкортостан: анализ типологий проектов // «Институт стратегических исследований, Уфа, Россия», 2020, С.214–217.

Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, проект, социальная инфраструктура, местное сообщество, типология проектов, наболевшая проблема людей, население, программа поддержки, проектный центр, региональный бюджет.

Источник: moluch.ru

Что за программа местная инициатива

Инициативное проектирование
Инициативная группа —
включаем здравый смысл и действуем!

В 2021 году в России появилась еще одна форма участия населения
в осуществлении местного самоуправления — инициативные проекты. Несмотря на то, что закон принят совсем недавно, отдельные его элементы уже сложились в территориях края. Перед органами местного самоуправления стоит задача — сформировать организационную и правовую базы в сфере инициативного проектирования, а перед жителями — решить, какие идеи и проекты смогут сделать жизнь интереснее, комфортнее и ярче.

Этой статьей мы начинаем серию публикаций об отдельных элементах реализации законодательства об инициативных проектах. Первая тема посвящена одному из субъектов внесения инициативных проектов — инициативной группе.

Инициативная группа

В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») инициативный проект вправе выдвинуть инициативная группа. Законодатель указал ее конкретные характеристики.

10 человек — минимальная численность инициативной группы. При этом закон позволяет ее снизить. Для этого представительному органу муниципального образования необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт. Есть ли рекомендации по установлению численности инициативной группы? Основная рекомендация — здравый смысл.

Если в муниципальном образовании большая численность населения, инициативной группе из трех человек, скорее всего, будет сложно выполнить возложенные на нее обязанности по разработке, обсуждению и реализации инициативных проектов.
В небольших муниципалитетах будет логичным снизить порог минимальной численности инициативной группы.

Члены инициативной группы — это граждане, достигшие 16-летнего возраста и проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Хотя закон не регламентирует процедуру создания и легимитизации инициативной группы, для повышения ответственности ее членов рекомендуем установить понятную и единую процедуру избрания, например, через оформление протокола по выбору членов инициативной группы на итоговом собрании.

Также в законе указан перечень сведений, которые должен включать инициативный проект: идея проекта, решаемая проблема, стоимость и т. д., но муниципалитет может расширить этот список, включив пункт о фиксации в протоколе собрания информации о создании инициативной группы, либо о ее членах.

Члены инициативной группы на своем собрании могут обсуждать как собственные проектные идеи, так и предложения других граждан или организаций.

По логике закона, инициативная группа, помимо внесения инициативного проекта, также участвует в организации его публичного обсуждения, рассмотрения органами самоуправления, а также вправе участвовать в его реализации. Таким образом, функционал инициативной группы не ограничивается выявлением местных проблем и подготовкой документов.

Читайте также:
Ассистент на телефоне что это за программа и нужна ли она

В Красноярском крае уже накоплен опыт включения инициативных групп в реализацию проектов по развитию территорий — это реализация Программы поддержки местных инициатив (ППМИ).

В ППМИ состав инициативной группы утверждается на собрании граждан при выборе проекта. В каждом муниципалитете свой опыт участия инициативной группы в реализации проектов. Есть примеры, когда инициативная группа выступает локомотивом и с самого начала берет на себя ответственность и координирует решение всех вопросов, а есть прямо противоположные, где деятельность ее членов ограничивается сбором денежного вклада от населения.

Многое в этом вопросе зависит от стартовых позиций — сложившихся традиций решения местных проблем, взаимодействия органов власти и населения, уровня развития местных сообществ, но практически все задаются вопросом: где же находится точка появления и роста инициативы? Представители инициативных групп поселений, которые в этом году впервые принимают участие в ППМИ, постарались ответить на этот вопрос и приняли участие в блиц-опросе.

Участники:

(БИ) Бельмич Ирина Филипповна, директор МБУК «Златоруновский поселковый музей», председатель инициативной группы, Златоруновский сельсовет, Ужурский район;

(М) Милованова Елена Анатольевна, председатель Златоруновского сельского совета депутатов, член инициативной группы, Златоруновский сельсовет, Ужурский район;

(А) Александрова Анна Ивановна, депутат представительного органа, член инициативной группы, Колбинский сельсовет, Манский район;

(БТ) Ботвинкина Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования Темринской НОШ филиала МБОУ Холмогорской СОШ, Шарыповский муниципальный округ.

Как возникла инициативная группа в Вашем поселении? Почему Вы приняли решение вступить в нее, и какую роль выполняете?

А: В нашей районной газете «Манская жизнь» опубликовали информацию о возможности участия в ППМИ. В Колбинский сельсовет входят два поселка — п. Колбинское и п. Анастасино. Люди живут здесь очень дружные, и когда узнали о программе, сразу обрадовались, оживленно начали обсуждать участие в ней. Глава сельсовета несколько раз собирала жителей поселения и разъясняла суть и условия программы. На предварительных собраниях решили включить в состав инициативной группы представителей разных учреждений: клуба, депутатского корпуса, школы, специалиста из сельсовета, представителей из п. Анастасино и п. Колбинское, чтобы все жители были в равных условиях.

Наша инициативная группа неформально сложилась еще
на первых обсуждениях. И мы сразу включились в работу: рассказывали жителям о программе, проводили анкетирование и подомовой обход, поэтому на итоговом собрании, когда начали выбирать инициативную группу, вопросов о ее составе уже
не возникало — все единогласно проголосовали за нас.

В прошлом году я побывала в гостях у родственников в с. Галанино Казачинского района, где впервые увидела эффекты ППМИ. Это, конечно же, прекрасный парк, благоустроенный в рамках программы. Я увидела живые целеустремленные взгляды жителей села, которые убедительно рассказали, что программа работает и дает реальные результаты.

Вернувшись домой, я пошла к главе нашего поселения и задала ей массу вопросов: почему мы не принимаем участие в программе, как туда попасть. Поэтому я без раздумий вступила в инициативную группу. Моя роль в ней — ответственный за сбор денежных средств, но пока этот момент не наступил, я с удовольствием рассказываю жителям о программе, поскольку они интересуются и задают много вопросов.

БТ: Основной состав инициативной группы в с. Темра сформировался еще задолго до появления у нас ППМИ. В 2015 году при подготовке
к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне был сформирован Совет села, который реализовал несколько проектов.

Что мы сделали за пять лет. Жители поддержали народное движение «Бессмертный полк», ведётся работа по созданию книги памяти
о воинах нашего села. Участвуем в благоустройстве, планируем установить стелу с датой образования села. Организуем сборы семей-родоначальников села: в 2017 году прошёл сбор семьи Марьясовых,
в 2021 году состоится сбор Марьясовы–Гашковы. С 2015 года реализуется проект по благоустройству сельского клуба — проведен косметический ремонт здания, изготовлена новая одежда сцены. Разрабатываем и реализуем проекты к праздникам и памятным датам.

Поэтому информацию о ППМИ мы восприняли положительно и сразу включились в работу. Провели встречи с односельчанами с целью выявления проблем и желания принять участие в проекте.
В результате этой работы в инициативную группу вошли еще два человека. На итоговом собрании в ноябре 2020 года инициативная группа была утверждена в составе 10 человек. Меня избрали ее руководителем, так как все проекты разрабатывались по моей инициативе и непосредственном участии. Почему я решила войти в инициативную группу? Это моё родное село и у меня есть огромное желание благоустроить его территорию, чтобы потомкам жилось
в нем интересно, и они продолжили преобразование села.

БИ: Заместитель главы Златоруновского сельсовета приехала
с обучающего семинара и рассказала нам о ППМИ. Мы очень увлеклись идеей инициативного бюджетирования, захотелось быть
в центре этих интересных событий. Так у нас собралась команда единомышленников и возникла инициативная группа. На собрании жители поселка выбрали меня ее председателем.

М: А я узнала о ППМИ на очередной сессии депутатов, где заместитель главы сельсовета рассказала о программе и предложила поучаствовать. Депутаты без долгих раздумий поддержали программу — приняли активное участие, проводили опрос населения.

Расскажите об опыте взаимодействия с населением, организациями граждан (ТОС, комитеты и т.п.), бизнесом в ходе выявления и обсуждения проблем, решение которых предлагалось в рамках ППМИ. Какую работу Вы проводили, чтобы привлечь внимание
к проекту?

Читайте также:
Sasystemproviders что это за программа на Андроид

БТ: Сначала члены инициативной группы провели опрос 202 жителей села и выявили два наиболее волнующие жителей вопроса. Благоустройство территории сельского клуба, где находится памятник участникам Великой Отечественной войны, а рядом — братская могила погибших в гражданскую войну. И благоустройство территории сельского кладбища, поскольку ограждение из штакетника пришло
в негодность, бродячий скот периодически заходит на его территорию.
На итоговом собрании жители выбрали проект по благоустройству территории сельского клуба. Конечно, были и личные встречи, параллельно велись переговоры с представителями бизнеса
об участии в софинансировании проекта.

БИ: Мы стремились привлечь внимание жителей к участию
в программе, выявляли и обсуждали самые важные проблемы нашего поселка, беседовали с каждым жителем, раздавали красочные листовки, плакаты, объявления, проводили небольшие собрания
с рабочими коллективами, педагогами, со школьниками. Конечно, продвигали нашу идею через социальные сети в Интернете, давали объявления в группах в мессенджерах. На начальном этапе было много споров, но в итоге жители пришли к единому мнению — выдвинули проект по обустройству детской площадки.

А: Я живу в п. Колбинском и проработала 35 лет в местном отделении банка, поэтому знакома практически со всеми. Жители нашего сельсовета очень дружны и все решения мы принимаем сообща, поэтому проблем взаимодействия у нас не возникало. Индивидуальные предприниматели, проживающие на нашей территории, тоже являются заинтересованными жителями и принимают активное участие в обсуждении вопросов.

Работу инициативной группы я вижу именно в выстраивании качественных, позитивных отношений с жителями. Разговаривая
с людьми и рассказывая о том, как можно реализовать свои проекты,
я пришла к выводу — люди обладают достаточной самоорганизацией, чтобы решать вопросы местного значения. Даже, если мы не станем победителями в конкурсе ППМИ-2021, все равно планируем завершить наш проект. Будем искать спонсоров и делать все своими руками.

Источник: imr-anons.ru

Как принять участие в программе поддержки местных инициатив в Ставропольском крае?

Как принять участие в программе поддержки местных инициатив в Ставропольском крае?

В районе нет парка, тротуара или дом культуры требует ремонта? Построить или отремонтировать объект в городе или селе можно в рамках программы поддержки местных инициатив. Она существует в Ставропольском крае с 2007 года и помогает реализовывать проекты по благоустройству местности, которые предлагают сами люди. Например, молодежное пространство «Лофт» в ставропольском ДК и «Ореховая роща» были созданы благодаря инициативе местных жителей, которые создали проект для рассмотрения муниципалитетом.

Рассказываем, как оформить проект и подать его на реализацию в рамках программы.

Как принять участие в программе поддержки местных инициатив?

  • адрес или координаты места, где должен быть реализован проект;
  • обоснование проблемы, например, почему детская площадка нужна здесь и как это поможет жителям;
  • описание того, что должно быть сделано или отремонтировано;
  • описание результата, который будет по итогу реализации проекта;
  • примерную сумму, которую нужно потратить на проект;
  • сроки реализации проекта;
  • информацию о том, будут ли принимать участие жители: деньгами, трудом или стройматериалами.

Бланки всех необходимых документов вы найдете здесь.

После оформления бумаг, пакет документов нужно отнести в местную администрацию для дальнейшего рассмотрения.

Сколько денег выделяется на реализацию местных инициатив в Ставропольском крае?

Сумма и количество проектов зависит от числа населения территории, где планируется реализовать проект. Так при численности:

  • от 500 до 12 000 человек – реализуют 1 проект на населенный пункт;
  • от 12 000 до 30 000 человек – 2 проекта;
  • от 30 000 до 200 000 человек – 3 проекта;
  • больше 200 000 человек – 5 проектов.

Субсидии на 1 проект, в зависимости от количества жителей, также отличаются:

  • до 40 000 человек – 3 млн рублей на проект;
  • от 40 до 100 000 человек – 4 млн рублей на проект;
  • от 100 000 до 200 000 человек – 5 млн рублей на проект;
  • свыше 200 000 человек – 6 млн рублей на проект.

Кто решает, какой объект благоустроить?

Министерство финансов Ставропольского края организовывает конкурсный отбор. В состав комиссии, которая оценивает проекты, входят специалисты министерства, представители муниципалитетов региона и депутаты.

Результаты конкурсного отбора публикуют на сайте программы. Кроме того, в отборе принимают участие жители микрорайона и горожане с помощью онлайн-голосования.

Почему могут отказать в реализации проекта?

Если проект не очень большой, то он может быть реализован муниципалитетом на месте без краевого конкурсного рассмотрения. Крупный проект с большей стоимостью проходит краевой конкурсный отбор, о котором мы рассказали выше.

Регион заинтересован реализовать как можно больше проектов по благоустройству и развитию инфраструктуры, однако иногда проект может быть отклонен.

Причины отказа:

  • проект не попадает под полномочия муниципалитета. Например, область здравоохранения, не подчиняется муниципальным органам, поэтому сделать что-то в этой сфере они не смогут;
  • территория, на которой должен быть реализован проект, например, сквер, принадлежит частному лицу, а не муниципалитету. В этом случае проект также получит отказ.

Напомним, в Ставрополе по программе местных инициатив обустраивают «молочный сквер» по улице Доваторцев.

Тем временем, ставропольская семья уехала и оставила умный дом без присмотра. Участвуйте в игре, найдите предметы в комнатах дома, выясните тайну загадочного спокойствия хозяев и получите призы от «Ростелекома» здесь.

Источник: atvmedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru