Добрый день. Кто регулярно работает с порталом ИнфоНот (InfoNot)? Необходима помощь. На сколько я понимаю, через портал ИнфоНота можно отправить документы двумя способами: 1. Официальная переписка с электронной подписью, конкретному нотариусу. 2. Документ гражданина, который может выгрузить с сервера любой нотариус при наличии ПИН-кода. Вопрос в чем.
Оба эти способа официальны и имеют одинаковую юридическую силу? Дело в том, что родственник отправил очень важный документ через «Официальную переписку» конкретному нотариусу, но она отказывается его заверять и отдавать нам. Требует что бы перенаправили через «Документ гражданину». Но это невозможно. Родственник уже находится за пределами РФ и вернется не скоро.
Показать полностью
24 декабря 2018, 23:46 , Валентина, г. Петропавловск-Камчатский
Ответы юристов
Сергей Белобров
Юрист, г. Белгород
Общаться в чате
Здравствуйте, Валентина. В вашем случае вам поможет только обжалование действий нотаруса в суд, согласно Статья 49. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)
Что такое доверенность? Консультирует нотариус Татьяна Суринович
Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).
Если документы подавал родственник, то вам нужна доверенность от него на представление его интересов для обжалования действий нотариуса.
если же вы преследуете цель скорейшего заверения нотариусом документа, то может быть у родственника за границей есть доступ к сети интернет и он все же может перенаправить документ как просит нотариус, что б не тратить время на обжалование.
Источник: pravoved.ru
Что такое электронный нотариат
В 2019 году Госдума РФ одобрила поправки в законодательство относительно возможности получения разных нотариальных услуг без личного посещения нотариуса. Теперь многие нотариальные действия осуществляются дистанционным способом, для чего используется ЕИС, а также у заявителя должна иметься правильно оформленная ЭЦП.
Такие действия позволили упростить процесс заверения документации или подачи заявлений. Процедура может выполняться гражданином из любой точки мира, хотя для многих серьезных сделок все равно требуется присутствие участников сделки или их представителей, обладающих нотариальной доверенностью.
Понятие
Электронный нотариат — это специальная система, позволяющей получать нотариальные услуги без личного посещения нотариуса. При этом осуществляется стандартизация многих нотариальных форм, которые применяются для передачи информации и документации. Для снижения вероятности подмены или подделки документов нотариусы пользуются квалифицированными ЭЦП, голограммами и другими техническими средствами.
Самые смешные моменты из интервью Плюшек
Электронный нотариат позволяет граждан и компаниям получать некоторые нотариальные услуги дистанционным способом. Но если заключаются сделки с недвижимостью или удостоверяются доверенности, то требуется присутствие участников, хотя допускается пользоваться только цифровыми бумагами.
Для этого требуется предварительно оформить ЭЦП, с помощью которой подписываются цифровые документы, приобретающие юридическую силу. С помощью ЭЦП не только подтверждается юридическая значимость документации, но и обеспечивается его защита. Нотариус при оказании дистанционных услуг ориентируется на требования законодательства, а также остается беспристрастным специалистом, обладающим публично-правовыми функциями.
Основная цель введения электронного нотариата заключается в упрощении процесса взаимодействия клиентов с нотариусами благодаря использованию современных технологий.
Основные функции система электронного нотариуса
К главным функциям единого электронного нотариата относится:
- свидетельствование;
- реализация актов, обладающих юридическим характером.
Для осуществления различных дистанционных нотариальных действий требуется, чтобы у каждого участника имелось специальное оборудование. Нотариусу требуется программный комплекс нотаризации, благодаря которому ставится временная метка, доказывающая, когда именно совершаются те или иные действия. У заявителя и других участников должна иметься ЭЦП.
Какие оказываются услуги
Нотариусы, которые приобрели необходимое оборудование, могут оказывать своим клиентам большое количество услуг электронным способом. В цифровом формате по закону разрешено совершать многие нотариальные действия. Но иногда гражданам все же приходится лично посещать нотариуса для идентификации личности и представления доказательств наличия полномочий для совершения разных действий.
Все оказанные услуги фиксируются в ЕИС, причем для этого выбирается один из четырех разделов, поскольку функционируют следующие реестры:
- нотариальных действий;
- наследственных дел;
- уведомлений, подтверждающих передачу имущества под залог;
- перечня участников ООО.
Если нужно получить сведения из этих реестров, то достаточно только напрямую обратиться к какому-либо нотариусу независимо от места прописки или жительства.
В цифровом формате предлагаются различные услуги, к которым относится:
- регистрация сделки по покупке или продаже недвижимости, причем контракт и другая документация заверяются с помощью ЭЦП нотариуса, после чего бумаги напрямую направляются в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН;
- свидетельствование верности документации;
- удостоверение цифровых бумаг, для чего заявитель, обладающий ЭЦП, получает цифровую копию бумаг на различных носителях;
- удостоверение документации, необходимой для регистрации компании или ИП, после чего такие бумаги в подходящем формате можно направлять в ФНС;
- подтверждение равнозначности бумажных и электронных документов.
ЭЦП, полученная нотариусами, принимается как государственными, так и частными ведомствами и структурами. Она позволяет удостоверять разные документы.
Как пользоваться электронным нотариатом
Процесс оказания услуг зависит от того, какие именно нотариальные действия должен выполнить специалист. Стандартно реализуются следующие этапы:
- гражданин выбирает нотариуса, оказывающего электронные услуги, причем важно убедиться, что у специалиста имеются технические средства для сотрудничества;
- каждый участник сделки подписывает цифровой документ с помощью ЭЦП, а также нередко требуется в присутствии нотариуса подписать и бумажную документацию, причем такой экземпляр остается в архиве нотариальной конторы;
- договор или заявление подписывается с помощью ЭЦП нотариуса;
- документация загружается в ЕИС нотариата;
- она дополнительно передается клиентам на подходящем носителе.
Хотя процесс получения ЭЦП считается сложным и дорогостоящим, но многие государственные учреждения переходят на электронный документооборот, поэтому требуют от своих клиентов заверение документов в цифровом формате. К таким ведомствам относится ПФ и ФНС. Но иногда требуется цифровую документацию перевести в бумажный формат.
Если необходимо удостоверить равнозначность бумажного и электронного документа, то выполняются следующие действия:
- документация-первоисточник предоставляется нотариусу, причем она может быть представлена в электронном или бумажном варианте;
- нотариус на основании полученной бумаги изготавливает равнозначный документ;
- если делается цифровой формат, то он заверяется с помощью ЭЦП специалиста;
- если подготавливается бумажный документ, то он заверяется стандартным способом.
За такие услуги взимается пошлина, которая составляет не меньше 50 руб. Плата вносится за каждую заверенную страницу.
По ГОСТ Р51141-98 документ представляет собой информацию с реквизитами, которая фиксируется на материальном носителе, причем он может быть не только бумажным, но и электронным. Единственным требованием выступает наличие идентифицирующих признаков.
Нотариусы теперь могут совершать разные нотариальные действия с электронными бумагами, но они обязательно подписываются с помощью квалифицированной ЭЦП заявителя, а также удостоверение многих сделок выполняется исключительно в присутствии лица или его представителя.
Источник: orgsprav.com
Что за программа инфонот
28.09.2021
«Цифровой нотариат» уже многим знаком на практике благодаря бесплатным публичным онлайн-сервисам Единой информационной системы нотариата. По статистике к ним хотя бы раз обращался почти каждый пятый россиянин. Суммарно это более 30 млн обращений на сегодняшний день.
Лидирующую позицию по востребованности, как и прежде, занимает реестр уведомлений о залоге движимого имущества — 14,9 млн обращений. Не теряет актуальность и возможность убедиться в действительности и подлинности доверенности в режиме онлайн — свыше 8,8 млн обращений за все время существования сервиса. Полезным для более чем 7,2 млн россиян оказался сервис поиска наследственных дел.
Возможность быстро проверить или получить юридически значимые сведения и при этом быть уверенным в их точности — давно уже не прихоть, а очевидная потребность современного человека. Постоянный доступ граждан к такого рода информации позитивно отражается на законности и стабильности правоотношений в обществе, препятствует реализации мошеннических схем и позволяет людям без специальных юридических знаний стать защищеннее в правовом плане. Именно с такой целью на базе Единой информационной системы нотариата создавались бесплатные онлайн-сервисы, которые вот уже несколько лет доступны любому интернет-пользователю 24/7.
Самым первым публичным реестром ФНП стал Реестр уведомлений о залоге движимого имущества. За семь лет существования этот ресурс по праву заслужил статус эффективного регулятора залоговых отношений, делающего оборот движимого имущества прозрачным и безопасным для его участников.
Помимо решения изначально поставленной перед ним задачи — противодействие мошенничеству с кредитными транспортными средствами, реестр также стал полезным инструментом определения старшинства залога и выявления оснований для его прекращения, что важно для представителей бизнеса. Найти информацию о том или ином движимом имуществе в реестре можно как по самому предмету поиска, так и по сведениям о залогодателе (владельце имущества). Кроме того, любой желающий может запросить онлайн нотариально удостоверенную выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Такой документ впоследствии поможет подтвердить, что покупатель движимого имущества подошел к вопросу добросовестно и проверял интересующий товар на наличие обременений перед приобретением.
Другой востребованный россиянами ресурс — сервис проверки доверенностей, позволяет за несколько секунд убедиться, подлинный перед вами документ или нет, и не был ли он ранее отменен. Любые сделки по недействительным доверенностям неправомерны, поэтому столь важно быть уверенным в добросовестности контрагента заблаговременно.
Кстати, сейчас проверить на подлинность большую часть нотариальных документов, включая доверенности, можно и посредством сканирования специального QR-кода. С этого года такой идентификатор размещается на многих бумажных документах с печатью нотариуса. Осуществлять такую проверку рекомендуется через специальный сервис на портале ФНП (https://notariat.ru/ru-ru/qr/), который гарантирует защиту от поддельных QR-кодов. Получив доступ к камере, к примеру, смартфона, сервис проверяет отсканированный QR-код в Единой информационной системе нотариата и сообщает, есть документ с такими реквизитами в системе или нет. За несколько месяцев существования такого онлайн-скана им воспользовались почти 25 тысяч раз.
Напомним, что при сканировании QR-кода телефоном напрямую, без обращения к порталу ФНП, проверяющий рискует попасть на сайт-двойник, специально созданный мошенниками, и получить недостоверную информацию.
Также с помощью портала Федеральной нотариальной палаты можно быстро узнать, какой именно нотариус ведет то или иное наследственное дело. Это важно для родственников покойного, когда наследственное дело уже открыто кем-то из наследников, и при этом неизвестно, в какую нотариальную контору города этот наследник обратился. Кроме того, сервис поиска наследственных дел востребован судебными органами, кредитными и иными учреждениями. Оперативное получение подобных юридически значимых сведений помогает разгрузить документооборот между нотариальными палатами и этими инстанциями, оптимизировав их работу. За все время существования сервиса к нему обратились свыше 7,22 млн раз.
Вместе с тем, доступные на портале ФНП онлайн-сервисы — это лишь часть широкого спектра возможностей, которые сегодня есть у россиян благодаря активному развитию электронного нотариата. Решение правовых вопросов в формате «одного окна», когда заявителю достаточно прийти только к нотариусу, оформление юридически значимых документов в удобном электронном виде, дистанционное удостоверение сделок и получение целого ряда нотариальных действия онлайн — всем этим уже может воспользоваться любой житель страны и получить при этом максимум правовых гарантий.
Источник: notariat.ru