Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — уникальная комбинация знаков или паролей, которая служит аналогом собственноручной подписи на бумаге.
Проще говоря, цифровая подпись позволяет сделать документы в электронном виде юридически значимыми и защитить их от подделки. Также ЭЦП:
- идентифицирует автора (кто и когда подписал документ);
- помогает определить, вносились ли изменения в документ после его подписания.
С развитием электронных услуг (сдача отчётности через интернет, проведение госзакупок через онлайн-площадки и т. д.) ЭЦП уже успела стать привычной для российского бизнеса.
Пример употребления на «Секрете»
«В течение последнего года участились случаи блокировки электронных подписей (ЭЦП). В этом случае компания лишается возможности сдавать отчёты в Налоговую инспекцию».
(Глава консалтинговой компании «Сальдо фаворит» Екатерина Звягина — о том, как налоговики могут усложнять жизнь бизнесу.)
Нюансы
Сама по себе электронная подпись — результат криптографических преобразований подписываемого документа. Её нельзя «физически» выдать на каком-либо носителе или увидеть. ЭЦП не похожа на росчерк пера либо фигурный оттиск.
Что такое ЭЦП и как его получить?
Электронная подпись состоит из трёх элементов:
- 1 – техническое средство, необходимое для реализации набора криптографических алгоритмов и функций (криптопровайдер, токен со встроенным криптопровайдером или облачная система);
- 2 – ключевая пара, которая представляет из себя два обезличенных набора байт, сформированных техническим средством. Речь идёт о «закрытом» ключе электронной подписи (используется для формирования ЭЦП и должен храниться в секрете) и «открытом» ключе проверки подписи (привязан к «закрытому» и необходим для того, чтобы любой желающий мог проверить корректность подписи);
- 3 – сертификат ключа проверки ЭЦП, который выпускает удостоверяющий центр (УЦ), а затем выдаёт его заявителю.
Обзавестись ЭЦП и соответствующим сертификатом можно, отправив онлайн-заявку в один из аккредитованных удостоверяющих центров и предоставив необходимые документы. В России действует более 300 таких организаций. С 1 июля 2021 года юрлица, ИП и нотариусы могут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) России.
Удостоверяющий центр устанавливает сроки действия сертификатов электронной подписи. Стандартный срок — один год. В дальнейшем сертификат придётся перевыпустить и продлить его действие.
Для получения ЭЦП необходимо предоставить сведения о владельце — лице, на имя которого будет оформлена подпись. Стандартный набор документов для подачи в удостоверяющий центр включает заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, ИНН и СНИЛС.
Виды ЭЦП
- Простая электронная подпись (ПЭП), с помощью которой можно идентифицировать личность пользователя для повседневных нужд, имеет сравнительно низкую степень защиты. Пример — логин и пароль, которые вводятся на сайтах для авторизации, или код для входа в личный кабинет, который приходит в СМС-сообщении. ПЭП не имеет юридической силы, поэтому её нельзя использовать для подачи документов или участия в госзакупках.
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП) подходит скорее юрлицам и применяется, в частности, для организации внутреннего документооборота компании и взаимодействия с контрагентами.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Для работы с ней нужны флеш-накопитель, специальная программа и библиотеки к ней, а также личный сертификат. Зато такая электронная подпись обеспечивает надёжную защиту информации от посторонних лиц и освобождает от необходимости заключать дополнительные соглашения с участниками электронного документооборота. КЭП можно использовать для любых нужд: для регистрации онлайн-кассы в ФНС, удалённой подачи документов, участия в электронных торгах, заверения заявления о постановке на учёт в налоговом органе и т. д.
При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП): всё, что нужно знать
Источник: secretmag.ru
Электронная цифровая подпись для чайников: с чем ее есть, и как не подавиться. Часть 1
Итак, все чаще в кругах, работающих с документами все чаще звучат слова «электронный документ» и, связанное с ним почти неразрывно «электронная цифровая подпись», иначе — ЭЦП.
ЭЦП — что это такое
Аббревиатура ЭЦП встречается в местах, где речь идет об оформлении каких-то документов, подписании договоров, передачи властям информации. И в последнее время все чаще возникают вопросы, что это такое. Ответим на них максимально подробно простыми словами.
30.03.23 891 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Ирина Русанова
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
ЭЦП — что это и расшифровка. Где применяется ЭЦП, ее использование физическими и юридическими лицами. Квалифицированные и неквалифицированные ЭЦП, где и как они выдаются, что такое токен. Рассмотрим все максимально подробно на Бробанк.ру.
Что такое ЭЦП
Это электронная цифровая подпись, которая чаще всего используется при дистанционном формате документооборота. Она актуальна как для представителей бизнеса, так и для простых физических лиц. Многие юрлица уже давно используют ЭЦП в своей работе, так как она упрощает деятельность. Физлица только недавно начали осваивать этот удобный инструмент.
Если рассматривать, что такое ЭЦП для физических лиц, то это аналог обычной подписи. Например, гражданину нужно подать какое-то заявление в Росреестр. В стандартной ситуации он посещает этот орган лично, где составляет заявление и подписывает его. Если же у человека есть ЭЦП, он может составить заявление самостоятельно, подписать его своей электронной подписью и отправить на определенный электронный адрес. Оно также будет принято к рассмотрению.
Теоретически все государственные органы должны принимать электронные документы, заверенные личной ЭЦП обратившегося. Но на практике пока что процесс не налажен, многие госслужащие еще не умеют работать с документами и подписями такого формата. Но это вопрос времени.
По сути, ЭЦП — это сгенерированный файл, прикрепляемый к основному документу, который куда-то отправляется дистанционно. Этот файл говорит о том, кто является владельцем этой подписи. По факту подписать документ таким образом может только владелец ЭЦП. Поэтому такой вариант подачи обращения и аналогичен обычной рукописной подписи.
Закон об электронной подписи
Электронной подписи посвящен Федеральный Закон № 63 от 2011 года. Он отвечает за правовое регулирования создания и использование ЭЦП, рассказывает о принципах использования и видах подписи. Также в нем говорится об удостоверяющих центрах, которые создают и выдают ЭЦП.
- электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединяется к документу при его подписании. Она идентифицирует лицо, которое подписывает документ;
- сертификат ключа проверки ЭП — это электронный или обычный документ, выданный владельцу ЭЦП, который подтверждает, что она принадлежит этому лицу;
- ключ ЭЦП — это уникальная последовательность символов, которая и создает электронную подпись.
При оформлении электронной подписи в удостоверяющем центре гражданин или юрлицо получает инструкцию по использованию этого инструмента. Потребуется установка специальных программ на устройство, с которого будет применяться ЭЦП. Также может быть предложен выпуск отдельного переносного токена, который выглядит как флешка.
Токен для ЭЦП — что это
Электронная цифровая подпись может существовать как файл сертификата, который сохраняется на устройство владельца. После этого гражданин сможет создавать на этом устройстве электронные документы в том же Ворде, подписывать их ЭЦП и отправлять куда нужно по электронной почте.
- есть необходимость использования ЭП на разных устройствах без обязательного сохранения в них сертификата и спецпрограмм;
- есть необходимость обезопасить свою ЭЦП на случай кражи устройства.
Поэтому для удобства и более безопасного ведения бизнеса предприниматели стандартно приобретают для хранения сертификата электронной подписи специальные токены. При желании этим способом хранения могут воспользоваться и физические лица.
Токен — это устройство, которое напоминает флешку, на него записывается ЭЦП. Получается, что владелец печати может вставить токен в любое устройство и подписать с него документ или подать заявление. Но при этом действие защищено паролем, который знает только собственник токена с ЭЦП. То есть если кто-то найдет или украдет токен, он не сможет им воспользоваться.
Токены для сертификатов ЭЦП бывают разных видов, при оформлении в удостоверяющем центре помогут определиться, какой нужен именно вам. Токены продаются в УЦ, в ФНС, их можно купить на маркетплейсах, цена вопроса — 1000-2000 рублей.
Простая и усиленная ЭЦП
Электронная цифровая подпись делится на виды, которые описаны в Статье 5 63-ФЗ. Если рассматривать, что такое простая ЭЦП, то это знакомо всем. Это упрощенная идентификация личности путем ввода логина и пароля или путем ввода кода, присланного на мобильный, привязанный к сервису. По сути, к подписанию документов и выполнению юридических действий простая ЭП не имеет никакого отношения.
Стандартно речь идет об усиленной ЭЦП, которая может быть неквалифицированной и квалифицированной. Полноценной, подходящей для дистанционной работы, является именно второй вариант, который обычно и оформляют граждане, ИП и юрлица в удостоверяющих центрах.
Неквалифицированная ЭП может быть создана без удостоверяющего центра, но ее можно использовать только внутри компании или с контрагентами по договоренности с ними. Для взаимодействия с госорганами, для участия в закупках нужна квалифицированная подпись.
Как происходит выдача ЭЦП
Если речь об ИП или юридическом лице, то часто свои услуги по оформлению электронной подписи предлагают обслуживающие банки. Сейчас вести бизнес без ЭЦП все сложнее.
Например, оформить ЭЦП можно через банк ВТБ. Если клиент находится на РКО, для него услуга оказывается бесплатной. Оформление проходит в офисе банка, клиенту при себе нужно иметь ИНН, СНИЛС и ОГРН. В налоговую ходить не надо, банк все зарегистрирует сам. Клиент по итогу получит токен с записанным сертификатом.
С ЭЦП предприниматель может удаленно подавать отчетность в ФНС, участвовать в торгах, пользоваться сервисами государственных органов, вести документооборот и пр.
Физическому лицу нужно обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. С их перечнем можно ознакомиться на сайте Министерства цифрового развития — актуальный файл на этой странице.
Например, гражданин может воспользоваться услугами компании Контур. Он подает заявку на сайте, ждет звонка менеджера. Клиенту выставляют счет и сообщают, какие документы нужно предоставить. Он загружает их в личный кабинет или предоставляет в офис удостоверяющего центра. Проверка и изготовление ЭЦП длятся 1-2 дня, после сертификат с инструкцией по установке или токен с записанным сертификатом выдаются в офисе или доставляются курьером.
Обратите внимание, ЭЦП выдается на определенный срок, например, на 1 год. После нужно платить за ее продление. Это актуально и для физлиц, и для предпринимателей.
Физлицо с помощью ЭЦП может заключать дистанционно договора ДДУ, заказывать выписки из ЕГРН, регистрировать недвижимость в собственность, регистрировать ИП или ООО, подавать документы на поступление в ВУЗ, подписывать трудовые договора, заключать брак и регистрировать развод, отправлять заявления на получение загранпаспорта и водительских прав и пр.
Частые вопросы
ЭЦП для ИП — что это?
Это квалифицированная электронная подпись, с помощью которой предприниматель может участвовать в торгах, подавать отчеты в ФНС, обмениваться электронными документами с госорганами.
ЭЦП — что это такое простыми словами?
Это электронная подпись гражданина или представителя бизнеса, с помощью которой можно подписывать документы и отправлять их онлайн в различные ведомства. Это аналог обычной подписи.
Криптопро ЭЦП — что это?
Это специальный плагин, который необходим для создания электронной подписи на онлайн-документах. Как им пользоваться — расскажут в удостоверяющем центре.
ЭЦП ИП и физического лица, разные или одинаковые?
Одинаковые. Единственное отличие — если ЭП оформляется ИП, в подпись вносится информация из ЕГРИП. В итоге, например, при наличии ЭЦП физлицо можно подать отчет в ФНС по ИП, которое оформлено на это же лицо. Но уже идет речь о разделении, возможно, вскоре так делать будет нельзя.
Сертификат ЭЦП — что это?
Электронный или бумажный документ, который несет информацию о владельце конкретной ЭЦП. Информация обо всех выданных сертификатах хранится в специальном реестре.
Закрытый ключ электронной цифровой подписи ЭЦП — это что?
Определенный набор символов, после введения которых и создается электронная подпись на документе. Доступ к закрытому ключу есть только у владельца ЭП.
УКЭП и ЭЦП это одно и тоже?
УКЭП — это вид ЭЦП. Это усиленная квалифицированная подпись, которая чаще всего и оформляется гражданами и предпринимателями, она имеет наибольшую юридическую силу.
- КонсультантПлюс: Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Комментарии: 0
Отменить ответ
Карта 365 дней без %, 0 руб. обслуживание Получить 30 000 руб. под 0% в Займере
Источник: brobank.ru