Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.
Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982).
Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л. С. Выготского, ученик Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова
Василий Васильевич ДавыдовТеоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ. Кроме того, Давыдов профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др.
Его дружба с известными философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике — Э. В. Ильенковым, А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и др., дала возможность поставить и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э. В. Бесчеревных, В. В. Давыдова и др. «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под редакцией В. В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в 1983 был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.
О системе Эльконина-Давыдова. Обучаемся по программе Эльконина-Давыдова.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.
Чем образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отличается от других систем?
В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности.
Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.
Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.
Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.
В итоге учащийся не только знает о числах и операциях с ними, но и понимает их смысл. По-новому в таком подходе вводятся и основные арифметические действия. Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:
* конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
* решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т. е. решать задачи в новых условиях;
* освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.
История системы Эльконина-Давыдова
Образовательная система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования:
* в- 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д. Б. Эльконина «Психология младшего школьника»;
* в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;
* в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;
* в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В. В. Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
* в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова;
* в 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
* в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;
* в 2000 году был создан (идея принадлежала также В. В. Давыдову) Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.
В настоящее время образовательная система Эльконина-Давыдова набирает силы в массовой отечественной и зарубежной школах:
* разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка) а также программы и учебные пособия для основной школе по русскому языку и литературе;
* в 2000 году создана Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина-Давыдова», которая работает по сетевому принципу и на базе которой идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;
* налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского Проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова, Г. Г. Микулиной и О. В. Савельевой.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:
Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.
Развитие мышления по методике Эльконина-Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).
Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления – рассудок и разум.
Рассудок – это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление – это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности – главного и второстепенного.
Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей. Задача сегодняшнего дня – методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие – учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.
Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?
Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления – это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия.
Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач ( это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося.
Второй показатель — как дети планируют свои действия?. Это также прослеживается в рефлексии. Учитель может наблюдать какой сложности задачи могут решать учащиеся. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), насколько шагов веред они могут просматривать ситуацию решения задачи.
Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное. Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.
Как понимается «воспитание» в образовательной системе Эльконина-Давыдова?
Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра.
Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.
В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.
В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются.
В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В. В. Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная.
В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.
Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.
Мораль — это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это — подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание.
Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей подростковой школы, имеют главный дефицит в своей жизни — неумение общаться. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы — это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.
Ответы составлены на основе материалов В. В. Давыдова, В. В. Репкина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др. ведущих специалистов РО. Материалы подготовлены А. Б. Воронцовым.
Профессиональная консультация и литература по методике Эльконина-Давыдова.
В настоящее время в России существуют ряд учреждений и Центров, которые могут помочь родителям и учителям освоить образовательную систему Эльконина-Давыдова. Назовем некоторые из них:
* Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва (директор А. Б. Воронцов, ректор Б. Д. Эльконин);
* Сибирский институт «Развивающее обучение» ( директор О. Л. Тузов, ректор В. В. Репкин) г. Томск;
* Методический центр «Развивающее обучение» при АПКиПРО (директор Т. П. Данилина, ректор Академии Э. М. Никитин.
В ближайшее время в ряде регионов России (гг. Пермь, Магнитогорск, Волжский, Калининград, Южно-Сахалинск, Междуреченск) будут созданы региональные центры одна из целей которых оказание методической помощи учителям развивающего обучения.
При Открытом институте «Развивающее образование» ((095) 413-60-05) организовано дистантное обучение учителей. Для самостоятельного освоения системы мы рекомендуем следующие книги:
1. В. В. Давыдов. Теория развивающего обучения.- М.»Интор»,1996.
2. В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, «Пеленг», 1997.
3. В. П. Зинченко. Психологические основы педагогики. М.»Гардарики»,2002.
4. А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.
5. А. Б. Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.»РассказовЪ»,2002.
6. Г. А. Цукерман Виды общения в обучении. Томск, «Пеленг, 1994.
7. Г. А. Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.
8. Г. А. Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.
Источник: www.stranamam.ru
Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Образовательная система Эльконина Давыдова: отличия от других систем
(263 оценки)
В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Чем образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова отличается от других систем?
В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
- Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
- Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
Чем вызван в последнее время такой интерес к образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, ведь основы этой системы были разработаны еще в 60-70-е годы ХХ века?
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:
Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.
Чем результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова отличается от результата других образовательных систем?
Система Эльконина-Давыдова кратко и понятно: в чём суть и кому подходит
Есть мнение, что способности к учёбе даются каждому ребёнку от природы. Либо они есть, либо их нет. На самом деле это не так. Даже если кажется, что ребёнок совсем не хочет учиться, всё же можно пробудить его желание получать новые знания. Для этого разрабатываются специальные программы обучения.
Например, с 1991 года в школах наряду с традиционными программами обучения применяется система Эльконина-Давыдова. Она соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, а это значит, при желании, родители могут выбрать её для своего ребёнка. Применение этой системы стимулирует у детей желание учиться и развиваться и вырабатывает навыки самостоятельности. Однако, есть и свои подводные камни. Давайте разберёмся в этой системе подробнее.
Есть мнение, что способности к учёбе даются каждому ребёнку от природы. Либо они есть, либо их нет. На самом деле это не так. Даже если кажется, что ребёнок совсем не хочет учиться, всё же можно пробудить его желание получать новые знания. Для этого разрабатываются специальные программы обучения.
Например, с 1991 года в школах наряду с традиционными программами обучения применяется система Эльконина-Давыдова. Она соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, а это значит, при желании, родители могут выбрать её для своего ребёнка.
Применение этой системы стимулирует у детей желание учиться и развиваться и вырабатывает навыки самостоятельности. Однако, есть и свои подводные камни.
Давайте разберёмся в этой системе подробнее.
Авторы системы
Авторами развивающей системы являются Даниил Борисович Эльконин и его ученик и единомышленник Василий Васильевич Давыдов.
Даниил Эльконин (1904-1984 гг.) — советский психолог и педагог. Занимался вопросами психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры, вопросами учебной деятельности школьников, проблемой развития речи и обучения детей чтению. Он считается автором теории изучения детства.
Василий Давыдов (1930-1998 гг.) — советский и российский педагог и психолог, академик, профессор, доктор психологических наук.
Вместе они проводили экспериментальные исследования.
Их целью было понять, какие нужны условия, чтобы обучение стало не просто процессом запоминания информации, но и способствовало развитию ребёнка.
Позднее на основании этих исследований профессор Давыдов разработал теорию учебной деятельности.
В чём суть системы
Основная цель системы Эльконина-Давыдова заключается в том, чтобы создать у ребёнка желание учиться и самосовершенствоваться, научить его самостоятельно ставить перед собой задачу и искать её решение. Эта потребность должна зародиться у ребёнка в начальной школе, а затем развиваться в средних и старших классах.
- Сформировать у ребёнка способность к активной интеллектуальной деятельности.
- Научить логике.
- Привить навыки теоретического мышления.
- Развить способности к анализу.
С точки зрения системы Эльконина-Давыдова, ребёнок – это не обучаемый индивид, а учащийся.
В основе системы лежит понятие «зона ближайшего развития». Оно означает, что ребёнок учится решать задачи, в которых пока не может разобраться самостоятельно, но уже готов справляться с ними при помощи взрослых.
При использовании системы Эльконина-Давыдова знания не даются ребёнку в готовом виде.
Обучение организовано так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, участвуя в обсуждениях или проводя эксперименты.
Задача учителя — создать на уроке благоприятную психологическую обстановку, чтобы дети чувствовали себя спокойно и комфортно.
Такая система обучения развивает у детей инициативность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить и находить креативные решения, повышает самооценку.
Отличие от традиционной начальной школы
Основными отличиями от традиционной системы обучения можно обозначить следующие:
- ребёнку даются не знания, а возможности их получения;
- у учителя нет непререкаемого авторитета, наоборот, все его высказывания ребёнок обязан подвергать сомнениям;
- отдаётся предпочтение не индивидуальной, а парной или групповой работе;
- в программах для начальных классов разбираются принципы строения языка и вопросы о происхождении чисел, а вот сами навыки письма, чтения и вычисления осваиваются намного позже, чем в классической системе;
- у «эльконинцев» нет дневников и оценок.
На образовательной онлайн-платформе iSmart дети также могут самостоятельно получать и закреплять знания по основным школьным предметам 1-4 классов:
Математика
Русский язык
Английский язык
Окружающий мир
Перед учителями, работающими по «эльконинской» системе, стоит задача научить ребёнка обращать внимание на свои мысли и эмоции, а также анализировать свои решения. Именно такие способности нужны для развития теоретического мышления, которое позволяет определять, каких знаний не хватает для решения задач.
Учитель не скажет, что дважды два равно четыре, – ребёнок должен сам найти ответ.
Ребёнку прививается мысль, что могут быть разные точки зрения, разные способы решения вопросов. Для этого учителя иногда даже намеренно допускают ошибки, чтобы дети могли их подловить, обозначить эту ошибку, разобрать и обсудить её.
Так ученики понимают, что не получится просто вызубрить материал или решать задачи по накатанной. Наоборот, приходится всё время быть начеку, анализировать каждое слово учителя, задавать себе вопросы: «А что, если на самом деле все совсем по-другому?», «Может быть, у этого правила есть исключения?»
В учебниках, разработанных по системе Эльконина-Давыдова, встречаются намеренно сложные тексты, в которых ребёнку приходится разбираться.
Такая методика тренирует внимание ребёнка, учит видеть ошибки — сначала чужие, а потом уже и свои собственные.
Как оцениваются успехи учеников
Система Эльконина-Давыдова ориентирована на то, чтобы научить ребёнка самостоятельно оценивать свою работу.
Ученик не должен бояться «двойки» или лезть из кожи вон ради «пятёрки» — это переключает внимание с процесса обучения на желание быть лучшим или страх расстроить родителей или учителя.
«Эльконинцы» самостоятельно определяют, насколько хорошо они усвоили пройденный материал. Причём критерии, помогающие это понять, определяют сами дети.
Сначала им предлагают подумать и сформулировать, как они сами будут понимать, что хорошо разобрались в теме. Например, можно обратить внимание на правильность выполнения работы, аккуратность, красоту или точность. Определившись с этим, ребёнок может оценивать себя самостоятельно.
Учителю такой подход даёт не только возможность отслеживать, насколько хорошо ребёнок учится, но и на каком уровне находится его самооценка: заниженная, завышенная или адекватная.
Родителям сложнее — при таком подходе они часто не понимают, как контролировать процесс обучения. Поэтому учитель постоянно информирует об успехах или неудачах ученика, а ещё предоставляет портфолио, где собраны детские работы, а также рекомендации и замечания.
Кому подходит обучение по этой программе
Считается, что система Эльконина-Давыдова подойдёт каждому ребёнку, так как в её основе лежит задача создать такие условия, при которых он не сможет не учиться. В школах, где она используется, нет вступительных экзаменов и тестов на интеллект.
По своей сути система понравится тем родителям, которые стремятся развить в ребёнке умение вдумчиво размышлять, и тем, кто ориентируется в первую очередь не на результат, а на способы его достижения.
А вот взрослым, которым важны развитие памяти, усидчивость и способность к длительной работе, лучше обратить своё внимание на более традиционные программы обучения.
Если говорить о домашнем обучении, система придётся по вкусу семьям, где принято много общаться и где родители готовы стать своему ребёнку партнёрами по учёбе, ведь придеётся активно вовлекаться в процесс обучения. В отсутствие учителя именно на маму с папой ложится обязанность устраивать дискуссии и так выстраивать учёбу, чтобы ребёнок получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.
С другой стороны, по отзывам некоторых родителей, обучение по системе достаточно сложное. А учителя отмечают, что не всегда семейные ценности отдельной ячейки общества совпадают с основополагающими ценностями системы Эльконина-Давыдова.
Если родители, что называется, «старой закалки», привыкли к тому, что ребёнка необходимо строго направлять и контролировать, то в первую очередь им самим будет сложно адаптироваться к такой программе обучения.
Слабые места системы Эльконина-Давыдова
Помимо многих привлекательных черт, у методики есть и свои сложности.
Родителям и некоторым учителям бывает непросто привыкнуть, что мнение взрослого не воспринимается ребёнком как непреложная истина.
Не всем годится обучение, при котором ребёнок учится спорить и отстаивать свою точку зрения.
На самом ребёнке лежит большая ответственность за учёбу, и это тоже не всем подходит. Процесс познания не всегда бывает интересным и увлекательным, иногда он требует вдумчивости, сосредоточенности. Не все детки достаточно понимают ценность учёбы, чтобы поддерживать высокий уровень самодисциплины.
Сама программа кардинально отличается от классических систем обучения.
А это значит, что, если возникнет необходимость перевестись в обычную школу, для ребёнка это будет крайне тяжело. Поэтому, выбирая систему Эльконина-Давыдова, нужно сразу ориентироваться, что это до конца школы, в крайнем случае — до седьмого класса. Но в большинстве школ эта программа внедрена лишь для учеников с первого по четвёртый классы.
И наоборот, ребёнку, обучавшемуся по классической системе, будет слишком трудно и некомфортно перестраиваться, если родители решат перевести его на «эльконинскую» систему обучения. В одних областях он будет существенно опережать других учеников, а в других — существенно отставать. Плюс, придётся привыкать к постоянной работе в паре или в команде и к ответственности за самостоятельную оценку своих результатов.
Как выбрать систему обучения для своего ребёнка
Выбирая систему обучения, нужно отталкиваться, в первую очередь, от личности ребёнка: спокойный он или активный, любознательный или сосредоточен на внутреннем мире, общительный или замкнутый.
Также нужно тщательно изучить, какой подход предлагают разные системы: какие предметы там будут изучаться, какие методические пособия понадобятся. Здесь тоже важно обращать внимание на то, что нравится самому ребёнку (считать, рисовать, бегать), чтобы понимать, какие уроки ему точно будут необходимы.
И, конечно же, нужно выяснить возможности самих школ: где внедрены традиционные программы обучения, а где авторские. Следует обратить внимание на то, какой рейтинг у самой школы и её учителей, почитать отзывы родителей, подумать, будет ли удобно туда добираться.
Выбор системы, по которой станет обучаться ребёнок, во многом определит его дальнейшую жизнь. Поэтому нужно подходить к нему ответственно и без спешки, учитывая все факторы. И тогда можно смело надеяться, что маленький школьник будет учиться с радостью и удовольствием.
Источник: www.ismart.org