Наблюдения и советы этой статьи мы подготовили на основании опыта команды Атари, конкретно Игра в понг выпущенная в 1972 году, представляет собой так называемую первую консоль. С этого момента война стала лучшей домашней консолью, которая, почти 50 лет спустя, все еще раскалена. Игры сильно изменились со времен классического Понга, и хотя количество современного аудиовизуального контента, которое мы должны потреблять сегодня, огромно, всегда есть место для ретро-игр. И здесь Atari играет важную роль.
Конечно, многие из нас до сих пор хранят консоли Atari, которые десятилетия назад доставляли нам столько часов удовольствия. Однако в настоящее время заставить их работать очень сложно, потому что современные телевизоры не рассчитаны на сигнал, излучаемый этими приставками. Как и все остальное, в настоящее время продаются ретро-консоли для игры в Atari, с ограниченным каталогом игр, что позволит нам играть в игры тех времен, когда мы были моложе. Но получить оригинальную приставку, как и оригинальные игры, — дело довольно сложное и дорогое.
Безумные прототипы ATARI и что можно запустить на 800XL
Играм Atari от 40 до 50 лет. Они более чем классифицируются как брошенное ПО, поэтому их загрузка со страниц вроде Archive.org, хотя это и незаконно, не доставит нам никаких проблем. Кроме того, весь игровой ромсет Atari занимает всего несколько мегабайт, а часы развлечений, которые он нам предоставляет, почти бесконечны.
В зависимости от консоли, которую мы собираемся эмулировать, игры могут иметь тот или иной формат. Например, Atari 2600 игр находятся в формате .a26 (или .bin), а Atari 5200 игр находятся в .a52 и Atari 7800 д .а78.
Конечно, чтобы играть в эти игры, необходим эмулятор, совместимый с этими файлами. Далее мы посмотрим, какие из них самые лучшие.
Stella, лучший эмулятор Atari 2600
Stella — первый эмулятор Atari, о котором мы поговорим. Этот эмулятор специально разработан, чтобы позволить нам запускать любую игру, выпущенную для популярного Atari 2600. Поскольку эмуляция этой консоли не вызывает затруднений, ее разработчики постарались сделать эмулятор как можно более простым.
Он предлагает идеальную эмуляцию с точки зрения точности и совместимости. Его интерфейс покажет нам список со всеми нашими играми, и мы сможем выбрать из этого списка ту, которую хотим, чтобы начать играть. Если мы не хотим перемещаться по списку, мы также можем использовать его поисковую систему, чтобы быстро найти нужную игру.
Как зарождались аркадные игры: история Atari
Компанию Atari можно назвать своеобразной легендой среди айтишников и геймеров. Мало кто знает, что изначально она называлась Syzygy Co. В 1971 году ее основатели Нолан Бушнелл и Тед Дэбни решили сменить название на Atari Inc. Оно пришло из древней китайской настольной игры Го, фанатом которой был Бушнелл. Слово «atari» означает «я скоро выиграю».
Компания началась с изобретения Тедом Дэбни точечной схемы движения на экране (Spot Motion Circuit). С этой технологией точка могла двигаться вверх, вниз, влево и вправо по экрану. На тот момент это была революция, которая позволила создать аркадные автоматы для видеоигр. Первой коммерчески успешной игрой стала Computer Space.
В 1972 году Бушнелл и Дэбни наняли своего первого инженера Аллана Алкорна, который разработал еще одну игру. Это был симулятор тенниса, где каждому игроку нужно было отбить квадратный «мяч». В Atari решили назвать игру Pong. И снова игра имела успех. В 1974 году автомат купили более 8 тыс. раз.
Pong стал хитом. Бары, рестораны и другие заведения по всему миру хотели получить автомат с этой игрой. При размещении автомата по договоренности заведение получало 50% от прибыли. К сожалению, Atari не смогла удовлетворить спрос, поскольку у компании не было сотрудников, которые бы обслуживали эти автоматы. В итоге было изготовлено всего около 12 000 автоматов с Pong.
До релиза Pong у Atari не было патента на игру, а потому другие фирмы попросту скопировали ее, тем самым создавая конкуренцию. В будущем Magnavox, конкурент в индустрии видеоигр, и вовсе обвинил Atari в краже игры Tennis Table.
Бушнелл и Дэбни решили не доводить дело до суда — компаньоны не хотели тратить время и деньги, доказывая свои законные права на игру, которую копировали по всей стране. Вместо этого они сосредоточились на расширении игровой линейки. Именно в это время Atari наняла Стива Джобса и Стива Возняка, чтобы они помогли в разработке новых игр.
Однако создание игры и последующие решения Бушнелла стоили компаньонам сотрудничества, а в последующем и дружбы. Когда Pong стал успешным, Дэбни узнал, что Бушнелл запатентовал идею видеосхемы без упоминания Дэбни в патенте. Кроме того, Нолан Бушнелл назначил Теда Дэбни на более низкую должность, чем был сам, и не приглашал на встречи высокого уровня. В марте 1973 года Дэбни покинул компанию.
Это не единственная ссора, которая произошла между ними. Стив Джобс не был популярен среди сотрудников Atari, но единственным, кого он на самом деле разочаровал, стал Стив Возняк. Команда создала Breakout, чтобы присоединиться к другим новым играм — Atari Space Race, Tank и Gotcha. Почти все время над Breakout работал Возняк, а признание и практически все вознаграждение забрал себе Джобс.
Несколько лет спустя Стив Джобс и Стив Возняк ушли, чтобы создать Apple Computer. Позже Возняк узнал о проделках Джобса в Atari, что и стало причиной конфликта между ними.
В 1975 году компания адаптировала Pong для домашнего использования и вышла на рынок игровых консолей. Только в рождество того же 1975 года Atari совместно с дистрибьютором Sears продала более 150 тыс приставок с игрой по $100 за штуку.
Так как у фирмы не было патента на Pong и ее популярность привела к появлению клонов, Atari задумалась о создании консоли следующего поколения и заключила договор с Cyan Engineering. Созданную в сотрудничестве полноценную микропроцессорную консоль назвали в честь велосипеда одного из работников — Stella.
В это же время компания Fairchild Semiconductors выпустила первую в мире домашнюю игровую систему на микропроцессоре — Fairchild Video Entertainemt System, которую в итоге переименуют в Fairchild Channel F. Нолан Бушнелл понял, что нужно немедленно наладить выпуск Stella, а для этого нужны серьезные деньги. Он принял решение продать компанию медиахолдингу Warner Communications. Сделка состоялась 1 октября 1976 года. Бушнелл получил за продажу Atari 28 млн долларов, но остался в совете директоров. Полученные деньги Нолан Бушнелл вложил в разработку консоли VCS (Video Computer System), которую позже переименовали в Atari 2600.
Рынок увидел консоль в 1977 году. В комплекте с ней шло девять игр. За формирование изображения отвечала микросхема Television Interface Adapter, которую разработал Джей Майнер (он же разрабатывал чипсет для Amiga). Именно Atari 2600 перенесла видеоигры из аркадных автоматов к потребителю в дом. За первый год фирма распродала весь тираж — около 400 тыс единиц и стала хитом рождественских продаж 1977 года.
В начале 80-х Нолан Бушнелл ушел из компании из-за разногласий с руководством Warner Communications, а вместе с ним покинул студию и корпоративный дух. Должности управляющих заняли топ-менеджеры, которые не очень разбирались в играх. Они рассчитывали, что новые игры будут продаваться в любом случае, как бы плохо они не были сделаны, ведь Atari к этому времени успела полюбиться игроманам. Однако выпущенная игра E.T. the Extra-Terrestrial стала провалом.
В 1982 году стало ясно, что организация испытывает финансовые трудности. Рынок был перенасыщен, продажи падали. Atari пыталась остаться на плаву, и даже выпустила игру Centipede, которая стала самой прибыльной аркадной игрой 1982 года, а также 11-й самой продаваемой игрой Atari. Наряду с этим компания выпустила Ms. Pac-Man, Pac-Man и Donkey Kong.
Но они выиграли компании лишь дополнительный год.
Warner Communications решила продать Atari в 1984 году, но не нашла ни одного покупателя, который смог бы купить предприятие целиком. Поэтому Atari разделили на несколько подразделений — изготовление устройств и разработку видеоигр. Первую часть компании купил основатель компьютеров Commodore Джек Трэмиел. Оставшаяся часть была переименована в Atari Games Inc. Она закрылась в 2003 году.
В июне 1986 года студия выпустила игровую приставку 7800 ProSystem (Atari 7800), которая должна была исправить неудачный выпуск Atari 5200 и вернуть компании былое превосходство на рынке игровых консолей. В то время ее конкурентами были Nintendo и Sega.
Так, в Atari 7800 были устранены все недостатки Atari 5200: вместо аналоговых джойстиков она имела простые цифровые джойстики и была почти полностью совместима с Atari 2600. Кроме того, она даже стоила дешевле — начальная цена составляла 140 долларов.
Atari 7800 была разработана так, чтобы ее можно было дополнить до полноценного домашнего компьютера, то есть включала клавиатуру, которая имела порт (SIO-порт от 8-разрядного семейства Atari) для подключения дополнительных устройств, например, внешнего дисковода или принтера. Интересно, что в 2009 году IGN составил список лучших игровых консолей, в котором Atari 7800 заняла 17-е место.
Выпуск новых консолей и игр не смог возродить популярность компании, и уже через несколько лет стало ясно, что самые яркие страницы студии становятся частью истории.
В 1996 году Трэмиел продал Atari производителю приводов для гибких дисков Jugi Tandon Storage. В результате сделки компания переименовалась в JTS Corporation, а Трэмиел вошел в ее совет директоров.
В 1998 году корпорация, выпускающая игры, Hasbro Interactive всего за 5 млн долларов приобрела бренд Atari вместе со всей ее интеллектуальной собственностью, но уже в декабре 2000 года передала Atari французскому издателю программного обеспечения Infogrames.
Infogrames завершила полное приобретение всех подразделений Atari в октябре 2008 года, сделав ее дочерней компанией. Впервые с 1984 года Atari объединилась в одно компанию — Atari Inc.
В 2009 году Infogrames официально сменила свое название на Atari SA. После этого последовал ряд изменений в руководстве и корпоративных стратегиях, и спустя десятилетия Atari объявила о планах выпустить свой первый релиз.
В 2017 году компания заявила о возвращении Atari VCS на рынок. Сбор средств начался спустя год на одной из краудфандинговых площадок. После этого последовали задержки производства, поэтому консоль попала в руки потребителей только в декабре 2020 года.
По сути, своим дизайном Atari VCS отдает дань уважения Atari 2600. Однако разработчик преследовал и иные цели: выпустить консоль решили после того, как узнали о наличии спроса у молодой аудитории на снятые с производства игры. Начинка консоли позволяет играть в современные и другие совместимые игры — Atari VCS работает на операционной системе на базе Linux под названием AtariOS.
Вскоре Atari начала разработку редких и ранее не выпускавшихся картриджей. Первый выпуск включал Yars’ Return, Aquaventure и Saboteur — три редкие игры, которые так и не были выпущены, или были выпущены, но ограниченном тиражом.
Все игры производятся и продаются в культовых коробках в стиле Atari 2600. Таким образом компания отдает дань уважения традиционному ретро-дизайну, который в первую очередь привлек внимание к Atari.
В апреле 2021 года генеральным директором компании стал Уэйд Розен. Он намерен восстановить бренд. Под его руководством Atari сосредоточилась на возвращении к своим корням в разработке и издании игр премиум-класса, выпуске новых игр и предоставлении большего количества контента для ПК, консолей и потоковых платформ.
В 2022 году Atari исполнилось 50 лет. В планы Уэйда Розена входит не только сохранить компанию, но и продлить ее существование минимум на следующие полвека.
Фото из открытых источников
Источник: onlinepatent.ru
Вставьте монетку: как жила и почему обанкротилась Atari
На прошлой неделе американский cуд одобрил план выхода компании Atari из банкротства. Легендарный платформодержатель, издатель и разработчик, чье имя по-японски значит «попасть в цель», вероятно, сможет вновь всерьез заняться видеоиграми, но едва ли хоть когда-нибудь вернет себе влияние, какое было у него несколько десятилетий назад. «Канобу» вспоминает, как компания-легенда создала рынок видеоигр, но в итоге осталась без денег.
В 1969 инженеры Нолан Бушнелл и Тэд Дэбни открыли фирму Syzygy, чтобы сделать клон Spacewar – одной из первых компьютерных игр, в которой два корабля расстреливали друг друга в условиях невесомости. Их попытка не была первой. Несколько команд пытались вывести Spacewar на массовый рынок, но их решения чаще всего предполагали наличие терминалов и сервера, а в те времена позволить себе такое могли разве что военные центры и большие университеты. Дэбни и Бушнелл предложили заменить сложные сети одной машиной – в памяти которой, правда, будет только одна игра. Так началась разработка Computer Space, а Syzygy заложили основы для современной игровой индустрии.
Компания собрала корпус из стеклопластика и установила в него устройство для приема монет
Дэбни и Бушнелл заключили сделку с Nutting Associates, производителем
игровых автоматов. Для них компания собрала корпус из стеклопластика и установила в него устройство для приема монет. В ноябре 1971 Computer Space поступила в продажу, и хотя за два месяца до релиза похожее устройство собрали энтузиасты Стэнфордского университета, их Galaxy Game не ушел дальше студенческой поделки – хотя до сих пор сохраняет звание первой видеоигры, для начала которой нужно опустить скормить автомату монетку. Nutting Associates продали примерно тысячу машин, но после кадровых перестановок цифры резко упали. Реализовав еще пятьсот автоматов, фирма свернула производство.
Общий результат был хорош для аркад того времени, но не годился для развлечения нового уровня. Сам Бушнеллл, впрочем, видел проблему в другом. «Игра нравилась мне, нравилась моим друзьям, но все мы были инженерами. Для простого парня с пивком все это было довольно сложным развлечением». Расставшись с Nutting Associates, они с Дэбни сняли офис в Калифорнии, назвались Atari (в штате уже была компания с названием Syzygy) и даже наняли одного сотрудника. До первого успеха – выхода Pong – оставалось немного.
Инженер Алан Элкорн пришел в Atari не только потому что был знаком с ее основателями – у молодого специалиста был богатый опыт работы с электричеством и компьютерами. С другой стороны, Алан пришел в игровую компанию с багажом технических знаний, но без опыта в создании, собственно, игр, поэтому Бушнелл поручил ему задание-разминку. Движущаяся точка, две платформы, счетчик очков. Как признается позже сам Бушнелл, на условия к задачке его вдохновил электронный теннис, игру в который он наблюдал еще студентом. Согласно другой версии, Буншелл впечетлился демонстрацией тенниса на Magnavox Odyssey – первой в мире домашней консоли.
Действующий прототип впечатлил Дэбни и Бушнелла. Осознав, сколько монет можно на нем заработать, они поставили автомат в баре, с владельцем которого дружили. Мелочь потекла рекой, и Бушнелл поехал в Чикаго, показывать прототип потенциальным производителям, но вернулся ни с чем.
Atari захотели собирать автоматы своими силами, но для этого нужны были деньги, а банки отказывались финансировать еще одно развлечение в духе пинбола, который в те времена ассоциировался с мафией. Чудом вырвав кредит, компания наладила производство, и 29 ноября 1972 Pong официально представили публике. Успех был невероятным, и нанятые в ближайшем офисе по трудоустройству рабочие едва справлялись с наплывом заказов. В результате первые партии автоматов часто получались бракованными и не проходили тест на качество.
К началу следующего года Atari начали продавать Pong за рубеж, и примерно в то же время пошли на хитрость. Чтобы избежать эксклюзивных сделок с распространителями, компания втайне от всех открыла Kee Games – почти виртуального конкурента Atari, который возглавил Джо Кинан, хороший друг Бушнелла. Схема была простая. Atari делала условный «новый Pong», Kee Games – абсолютного клона.
Автоматы продавались разным распространителям, и за одну разработку компания получала в два раза больше денег. Через год обман раскрылся, но за успехи в управлении Джо Кинана повысят до президента Atari. Лишившись головы, липовая Kee Games закроется только в феврале 1978.
Первая версия консоли работала на сложной схеме из тысячи проводов, позднее их заменили единственным чипом – самым мощным на потребительском рынке того времени
Сокрушительный успех Pong ознаменовал собой начало новой эры. Игровые автоматы на механической основе становились прошлым, на их место приходили электронные развлечения. В 1974 инженер Atari Гарольд Ли пришел к руководству с идеей «домашнего Pong», и вскоре после этого компания начала разработку системы под кодовым именем Darlene – в честь милой сотрудницы. Первая версия консоли работала на сложной схеме из тысячи проводов, позднее их заменили единственным чипом – самым мощным на потребительском рынке того времени.
Вскоре проект переименовали в Pong Home, и Atari вновь начала поиск распространителей. Как всегда, сложный и во многом неудачный. Столкнувшись с очередными проблемами, компания попыталась продвинуть приставку через спортивные каталоги – точно так же до этого поступили производители Magnavox. Скоро Atari получили предложение эксклюзивной сделки – которую сначала отвергли, но согласились спустя несколько месяцев безуспешных попыток продать консоль распространителям игрушек. Первые версии Home Pong поступили в продажу под брендом Tele-Games, самостоятельную приставку Atari выпустили в 1976-м.
Бушнелл пообещал внушительный бонус тем, кто предложит максимально простые конструкции, и на вызов откликнулись два Стива – Джобс и Возняк
В том же году компания создает Pong для одиночек – Breakout, игру про платформу и скачущий шарик,который разбивает блоки. Бушнелл был уверен, что такая игра обязательно станет популярной, но был недоволен тем, что все проекты Atari используют сложные схемы с парой сотен чипов. Он пообещал внушительный бонус тем, кто предложит максимально простые конструкции, и на вызов откликнулись два Стива – Джобс и Возняк.
Первый работал в Atari с 1973, второй проектировал для Hewlett-Packard. Джобс хорошо знал, на что способен Возняк – в свое время тот собрал свою версию Pong всего из тридцати чипов, – и предложил разделить премию по-братски. В схеме, которую партнеры показали Atari, было всего 44 чипа. Но из премии в $5 тыс.
Возняк получил всего $350 – Джобс просто сказал ему, что компания заплатила 700, и сложил весь остаток в свой карман. Обман вскроется спустя десять лет. Несмотря на скверный инцидент, Нолан Бушнелл в дальнейшем высоко оценит личность Стива и напишет книгу «В поисках нового Джобса» – она, впрочем, больше о креативности, чем об отце iPhone. В 1976 Джобс попытается продать Бушнеллу треть основанной им Apple, но получит отказ.
Джобс был очень усердным. Одной из его особенностей было то, что он интересовался не только технологиями, но и другими вещами. С ним можно было поговорить о философии, ему нравился самоанализ, свобода воли, рационализм и все такое
— Нолан Бушнелл, основатель Atari
Atari начинает разработку новой приставки, но ей не хватает средств. Бушнелл пытается продать компанию, и скоро выходит на Стива Росса, главу Warner Communications (сейчас известна как Time Warner), чьи дети однажды надолго зависли перед игровыми автоматами Atari в Диснейленде. Росс покупает компанию за 28 миллионов и получает место в управлении. Профинансированная таким образом консоль поступает в продажу осенью 1977.
С Atari 2600 (на первых порах – Atari VCS, Video Computer System) связывают расцвет приставок с микропроцессорами внутри и появление игровых картриджей – до этого фиксированные наборы игр были обычно вшиты в аппаратную часть. Помимо самой консоли, в коробке лежали два джойстика и картридж Combat. Позже в комплекте появился Pac-Man.
Покупатели наконец-то могли выбирать игры, разработчики потихоньку учились работать с новыми технологиями. Atari VCS стала самым популярным подарком в Рождество 1979, а после того, как компания лицензировала Space Invaders, и без того высокие прибыли подскочили в разы. К январю следующего года Atari продала 2 млн коробок, еще через два года эта цифра выросла до 10 млн.
К началу восьмидесятых Atari подошла в статусе самой быстрорастущей компании США. Но на фоне рыночных побед внутри коллектива происходят знаковые перестановки. Из-за споров с руководством Warner – те очень хотели, чтобы компания начала производство персональных компьютеров (и добились создания, например, восьмибитного Atari 800), – компанию покидает Нолан Бушнелл, а на верховный пост усаживается Реймонд Кассар. И хотя под его руководством дела у компании шли хорошо, повторить успех Atari 2600 все никак не удавалось, а вскоре появились проблемы.
Во-первых, компания распыляла ресурсы. Помимо приставок и персональных компьютеров, в Atari все еще занимались разработкой игровых автоматов, и это были три практически не связанных между собой направления, работники которых, вдобавок, постоянно соперничали между собой.
Во-вторых, бум консолей привел к тому, что в начале восьмидесятых рынок попросту пересытился: существовало по меньшей мере одиннадцать платформ, у каждой из которых была собственная библиотека игр. Примерно то же происходило с играми. К разработке потянулись люди, до этого в принципе не занятые в индустрии развлечений. Так появилась, например, Chase the Chuck Wagon – отвратительная игра про собаку и лабиринт, разработку которой спонсировала компания Purina, производитель корма для домашних животных.
Примерно в то же время Atari покидает группа сотрудников – они недовольны тем, что компания не упоминает их в титрах и не выплачивает роялти с продаж. Бунтари хотели, чтобы разработчики игр стали узнаваемыми медийными фигурами, на манер режиссеров и композиторов, и для этого открыли собственную студию – Activision. Осознав, что под боком только что вырос конкурент, Atari попыталась добиться запрета на все игры новой компании, но походы в суд ни к чему не привели.
А в 1983 по молодой индустрии ударил кризис. Отчасти его породили все упомянутые факторы, отчасти – инфляция в США и катастрофические Pac-Man и E.T. для Atari 2600. Обе игры спешили выпустить к Рождеству, и чем все закончилось в итоге, сейчас знают многие: рынок видеоигр схлопнулся. По легенде, нераспроданные и возвращенные коробки сложили в грузовики, отвезли куда-то в Нью-Мехико и надежно похоронили.
Компания потеряла 500 млн в кратчайшие сроки, цены на акции Warner рухнули. Atari вновь попытались продать. Убыточная компания в итоге перешла к Джеку Трэмиелу, став Atari Corporation. Warner достались 25% акций и подразделение игровых автоматов. В разных формах оно просуществует до 2001 года и закроется под именем Midway West.
Atari попыталась выйти на рынок с Mindlink – системой, которая позволяла управлять играми с помощью движений бровей
Нового владельца слабо интересовали консоли и тем более игры к ним. Трэмиел видел Atari конкурентом Apple и IBM, и во многом поэтому отказался от сделки с Nintendo. Японцы искали партнеров, чтобы распространить Famicon на американском рынке, но в итоге сделали все сами и тем самым вытянули из кризиса всю игровую индустрию Запада. Только благодаря президенту Nintendo Хироси Ямаути мы с вами сегодня можем играть в Grand Theft Auto 5.
Atari вставала на ноги, но скорее благодаря заработанному имени, чем техническим прорывам, о которых мечтал Трэмиел. 16 и 32-битные компьютеры продавались хорошо, но попытки задать новые тренды в лучшем случае оканчивались ничем. Так Atari попыталась выйти на рынок с Mindlink – системой, которая позволяла управлять играми с помощью движений бровей. Публика новаторский подход не оценила.
От постоянного напряжения бровей начинала болеть голова, а когда во время демонстрации странный обруч надел на голову сотрудник Atari, тот соскользнул на пол и разбился. Проект тотчас свернули. Из экспериментальных моделей, которые должны были определить будущее компьютеров, успеха добился разве что Atari Portfolio, первый карманный компьютер, известный в основном за свою роль в фильме «Терминатор 2»: с его помощью Джон Коннор ломает банкомат и подключается к сети Cyberdyne Systems.
В отчаянии Atari подали совершенно абсурдный иск на $250 млн, обвинив Nintendo в нарушении антимонопольного законодательства
Очевидно, что с таким руководством дела у игрового направления Atari шли еще хуже, и действия отдела больше напоминали судороги. В 1987 компания выпустила игры для Atari 2600 – никому на тот момент не нужные, и потому почти незамеченные игроками и прессой, – и начала бессмысленную войну с Nintendo.
Карманная Atari Lynx создавалась как ответ GameBoy, и даже превосходила японскую приставку в техническом плане (здесь, например, был цветной экран), но нужной популярности добиться не смогла. Отчасти потому что приставка была тяжелой и неэргономичной, отчасти потому что Atari не успели выпустить ее к Рождеству. Не помог даже договор с компанией Flight Video, по которому Lynx можно было взять напрокат во время авиаперелета. В отчаянии Atari подали совершенно абсурдный иск на $250 млн, обвинив Nintendo в том, что она не разрешают разработчикам портировать игры на другие платформы, и вообще огромная их доля на рынке (около 80%) явно говорит о нарушениях антимонопольного законодательства. Дело окончательно закрыли в 1992 году, и иск, конечно, не удовлетворили.
В 1993 Atari вернулись с Jaguar – приставкой, которой хотели победить SNES, Mega Drive и Panasonic 3DO, хотя готовиться нужно было, скорее, к битве с PlayStation и Sega Saturn. При этом сама компания ничего не изобрела – просто профинансировала разработку скромной Flare Technology.
Jaguar выходит в ноябре, за год до PlayStation, и позиционирует себя как первая 64-битная система, хотя на деле 64-битным был только графический сопроцессор. У консоли отвратительный геймпад с клавиатурой от телефона и игры, которые распространяются на картриджах – и это в то время, когда все вокруг переходят на CD, и коснерватизм может позволить себе только Nintendo. Экономический провал был предрешен чуть ли не с самого начала, и спешно выпущенный Atari Jaguar CD положения не спас. К концу 1994 компания продала всего 100 тыс. приставок. Следующая американская консоль выйдет только в 2001.
Два провала подряд вновь поставили Atari на грань банкротства. Трэмиел покинул пост, компанию купил JTS, производитель жестких дисков. Все разработки прекращены, в использовании остается только имя. Через два года, в 1998, компания останки Atari переходят к Hasbro Interactive, но и здесь надолго не задерживаются – Hasbro Interactive входит в состав французской Infogrames.
От компании, которая создала индустрию, по-прежнему хотят только название и права на интеллектуальную собственность. В 2009, после ряда соглашений, Infogrames Entertainment меняет название на Atari, но очевидно, что магия имени больше не действует. В начале 2013 компания запускает процедуру банкротства.
Говорить о том, что Atari возвращается, сейчас, конечно, глупо. Компании разрешили расплатиться с кредиторами, и от одного этого она не перестает считаться банкротом. В современной индустрии вряд ли есть место чудесным воскрешениям. Но история компании учит главному: за падением будет подъем, а для того, чтобы перевернуть мир, часто хватает двух устремленных людей.
Текст: Сергей Колокольников
Источник: kanobu.ru