Что за программа артемис

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) представило в понедельник обновленный план своей лунной программы Artemis, первый этап которой (Artemis 1) теперь намечен на 2021 год, а второй (Artemis 2) — на 2023 год. Документ опубликован на сайте ведомства.

Читайте «Хайтек» в
  • Зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) от НАСА.
  • Китайский микроспутник «Лунцзян-2» и спутник-ретранслятор «Цюэцяо» на гало-орбите вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля-Луна.

Вот как выглядит научная спутниковая группировка в космическом пространстве Солнечной системы:

Планы Китая по исследованию Луны (сейчас на обратной стороне Луны работает миссия «Чанъэ-4», выполнены программы «Чанъэ-1»-«Чанъэ-3»):

2020 год — миссия «Чанъэ-5» с возвращаемым модулем на Землю, который доставит несколько килограмм лунного грунта для новых исследований и открытий.

Когда была анонсирована программа NASA Artemis?

В мае 2019 года НАСА запустила лунную программу «Артемида» с первой вехой — высадкой на лунную поверхность в 2024 году своих астронавтов.

США возвращается на Луну: детали программы Артемида

Артемида — это древнегреческая богиня и сестра Аполлона, имя которого носила первая лунная программа США 1960-70-х годов, в ходе которой в рамках шести экспедиций на Луне побывали 12 американских астронавтов, а на Землю было доставлено свыше 380 кг образцов лунного грунта.

План лунной программы NASA Artemis

Первая плановая лунная пятилетка

Этот десятилетний план предусматривает использование как частных ракет-носителей, космических аппаратов и модулей, так и разработок НАСА (тяжелую ракету Space Launch rocket — SLS Block 1B, космический корабль Orion и орбитальную лунную базу Gateway) для поэтапного вывода на орбиту Луны большого объема полезной нагрузки и нескольких экипажей.

Причем в качестве подрядчиков будут задействованы как уже проверенные и работающие в космосе компании, так и новые, которые еще раскроют свой потенциал.

Например, в НАСА уже выбрали 11 компаний для участия в программе «Артемида» для проведения исследовательских работ и создания прототипа посадочного модуля.

Что анонсировано НАСА сейчас?

  • Artemis 1 предусматривает беспилотный полет установленного на ракету SLS (Space Launch System) корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на Землю.
  • Второй этап (Artemis 2) — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту.

По программе CLPS (Commercial Lunar Payload Services) будет осуществляться по две посадки частных автоматизированных аппаратов в год, начиная с 2021.

  • Сама высадка на Луну, которая считается третьим этапом миссии (Artemis 3), должна произойти, как и планировалось ранее, в 2024 году.

Все элементы, которые нам нужны для успешной высадки на Луну в 2024 году, находятся в процессе реализации, и мы быстро движемся к достижению этой цели.

ЗАЧЕМ ЛЕТЕТЬ НА ЛУНУ? | Artemis — РАЗБОР

Осуществлена она будет посредством одного пилотируемого посадочного аппарата, который будет выбран позднее, исходя из степени готовности и привлекательности предоставляемых характеристик и цены.

Запуск первого модуля Gateway в 2023 году, за которым последует миссия пополнения запасов GLS-1 (Dragon XL будет также запущен на Falcon Heavy). Окололунная станция Gateway может быть использована для Артемиды III, для Артемиды IV и далее.

Постепенное строительство базы на поверхности спутника Земли в конце 2020-х годов.

Что изменилось?

Изначально первый этап программы был намечен на конец 2020 года, а второй — на 2022 год, однако помощник заместителя директора НАСА Том Уитмайер в середине мая информировал, что начало реализации Artemis 1 будет перенесено на конец 2021 года в связи с задержками при создании ракеты-носителя SLS из-за распространения коронавируса.

Бюджет программы «Артемида»

Оценочный бюджет лунной программы «Артемида» составляет от 6 до 8 млрд долларов в год сверх существующего бюджета НАСА, составляющего около 20 млрд долларов.

Основная проблема — это своевременное и полное финансирование этапов программы «Артемида», чтобы сроки реализации не были сорваны, а планируемые задачи были выполнены.

Если даже половина плана программы «Артемида» будет воплощена в жизнь, то в 2024 году нас ожидает высадка первых Земных исследователей в этом столетии в окрестностях южного полюса Луны.

В сентябре прошлого года корпорация Lockheed Martin выиграла контракт на строительство космических кораблей Orion, предназначенных для запусков к Луне в рамках программы Artemis.

В НАСА сообщили, что Lockheed Martin обязалась построить минимум шесть или максимум 12 кораблей в период до 30 сентября 2030 года. Строительство первых трех кораблей Orion для миссий Artemis 3–5 оценивается в $2,7 млрд. Еще три корабля для миссий Artemis 6–8, стоимость которых составит $1,9 млрд, НАСА планировало заказать в 2022 году.

В марте 2019 года президент США Дональд Трамп потребовал от НАСА «любой ценой» отправить американцев на Луну до 2024 года. Он пообещал выделить дополнительные $1,6 млрд бюджету агентства для освоения Луны и Марса, чтобы Соединенные Штаты смогли «вернуться в космос по-крупному».

Читать также

Источник: hightech.fm

Artemis: слетать на Луну оказалось проще, чем вернуться

У американской программы Artemis («Артемида») по возвращению человека на Луну — сложная судьба. Будучи в значительной степени наследницей закрытой программы Constellation («Созвездие»), она то откатывалась «вправо», то ей, наоборот, назначали малореальные сроки — типа высадки на Луну в 2024 году. Постоянный перенос сроков запуска сверхтяжёлой ракеты-носителя SLS, судебные тяжбы с Blue Origin, недофинансирование и отсутствие скафандров — это лишь малая часть текущих проблем Artemis.

Читайте также:
Зачем нужна кнопка Яндекс на панели задач что это за программа

Возможно, американскую программу подстегнёт проект ILRS, совместной лунной станции России и Китая. Хорошо бы получить новую лунную гонку, столь же динамичную и насыщенную, как и во времена Apollo. Тем более что теперь в прицеле не только Луна, но и Марс.

▍ Сверхтяжёлая SLS как ключевой элемент программы Artemis

10 лет назад NASA начала программу Space Launch System (SLS) – разработку сверхтяжёлой ракеты-носителя (РН) для миссий на Луну, к Марсу и в дальний космос. Её реализация столкнулась с политическими, репутационными рисками и техническими проблемами. В результате тестовый пуск SLS, изначально планируемый на 2017 г., многократно откладывался, актуальный сегодня срок — первая половина 2022 г. С таким долгостроем, уже вызвавшим двукратный перерасход средств ($19,6 млрд) и получившим у американцев прозвище Senate Launch System, может сравниться разве что строительство уникального инфракрасного телескопа James Webb (Pro космос о нём писал: проект растянулся на 20 лет, бюджет оказался превышен в 20 раз). Стоимость одного запуска SLS оценивалась в $2 млрд, что много даже для США. При этом общий бюджет программы Artemis приближается к $38 млрд (включая $18 млрд на разработку космического корабля Orion).

Почему NASA упорно продолжает держаться за SLS? Теоретически можно отправить миссию на Луну двумя-тремя пусками уже имеющихся тяжёлых ракет-носителей: ULA Delta 4 Heavy или SpaceX Falcon Heavy. Или дождаться готовности сверхтяжёлого корабля Starship. Тем более что есть вероятность старта последнего даже раньше SLS, несмотря на палки в колёса от регулятора FAA и большой объём работы, которую ещё предстоит проделать SpaceX.

Причина — в масштабности проекта SLS, который «нельзя просто взять и закрыть». При этом медлительность работ по программе, по словам одного из аналитиков, превратилась из недостатка в одну из характерных черт, не более.

Создание NASA собственной сверхтяжёлой РН стабильно обеспечивает работой десятки тысяч человек в 41 из 50 штатов США (генеральные подрядчики, субподрядчики и их поставщики). Естественно, в сохранении текущего положения дел заинтересованы сенаторы от этих штатов независимо от своей партийной принадлежности. Да и сами генподрядчики со своим мощным лобби совсем не против довести дело до конца. Так что политическая поддержка у программы SLS — на уровне «бог».

В игру вступают и такие эфемерные факторы, как национальная гордость и сохранение статуса разработчика чего-то масштабного. Предельно ясно выразился Бейли Хатчисон, сенатор-республиканец от Техаса, один из двух председателей сенатского комитета по коммерции, курирующего космос (кстати, вторым был Бил Нельсон, сенатор-демократ от Флориды, нынешний глава NASA). На пресс-конференции 2012 г. во время презентации агентством NASA концепции SLS Block 1 Хатчисон заявил, что доставку на НОО и развитие там NASA готово отдать частникам, в то время как само агентство продолжит заниматься более серьёзными вещами. Вот так вот, — правильным мальчикам нужны самые большие игрушки.

Плановый разрыв топливного бака LH2 (для жидкого водорода) первой ступени SLS в ходе прочностных испытаний на предельные нагрузки. Источник: NASA, Aerospaceamerica

▍ С чем связаны проблемы создания SLS?

Прежде всего, с тем же самым политическим лобби. Текущий облик SLS был навязан сверху сенаторами для максимальной унификации новой РН с наработками предыдущих программ (для их продолжения и сохранения рабочих мест). Так SLS унаследовал двигатели первой ступени RS-25 от Space Shuttle разработки Aerojet Rocketdyne — после завершения их полётов осталось 16 движков (хватит на 4 старта).

От той же программы перешли твердотопливные ускорители разработки Northrop Grumman. Верхняя ступень практически в неизменном виде перекочевала с Delta IV, а от закрытой президентом Обамой программы Constellation с РН Ares — сам космический корабль Orion разработки Lockheed Martin. В итоге всё это предстояло интегрировать в первую ступень SLS, которую заново должен был разработать Boeing. За разработку сервисного модуля корабля Orion взялся Airbus при поддержке ESA, а за верхнюю криогенную ступень на основе двигателей RL-10B2 производства Aerojet — Boeing совместно с ULA.

В результате новая ракета NASA создавалась в основном на основе технологий предыдущего поколения, не обещая выдающихся показателей. Энергоэффективность (энергоемкость по объему) жидкого водорода двигателей RS-25 всё равно оказывается ниже, чем у керосиновой смеси RP-1 для двигателей F-1 Saturn-V. В результате даже в своём самом мощном перспективном варианте (Block 2 Cargo) SLS проигрывает по грузоподъёмности РН Saturn-V, разработанной более полувека назад (46 против 48,6 т к Луне соответственно). У начального варианта SLS Block 1 она вообще «всего» 27 т, в будущем её планируют довести в Block 1B до 38 т.

А ведь в России принято ругать «Роскосмос» и разработчиков РН «Ангара» именно за это: характеристики новой ракеты в целом такие же, как у старой. При этом упускают из виду, что ракета переведена на пару «керосин – кислород», которая гораздо экологичнее, чем пара «гептил – амин» на «Протоне». И вдруг видим, что за океаном действует та же логика «озеленения», а большие организационные системы также склонны к сохранению максимального числа рабочих мест и «раздаче всем сёстрам по серьгам».

По замыслу, использование уже имеющихся компонентов должно было снизить стоимость разработки всей системы, но на практике это вылилось в сложности взаимодействия большого числа партнёров-генеральных подрядчиков, их субподрядчиков и поставщиков (это не SpaceX, разрабатывающая всё in-house). Такая иерархическая структура взаимодействия свела к минимуму возможность гибкой адаптации к изменениям, снизив общую эффективность коммуникации. Свой вклад в задержку программы SLS внесла пандемия и участившиеся ураганы, а также ряд технических и производственных проблем. Самой известной из них стала ошибка в монтаже гигантского цилиндрического сварочного аппарата для сборки 50-метровой первой ступени одного из субподрядчиков Boeing, к тому же под него забыли укрепить фундамент — с кем не бывает? Это и прочие, менее значительные технические сложности, потянули на дополнительные расходы в $2 млрд с задержкой программы по меньшей мере на 2 года.

Читайте также:
Fnet что это за программа

Но вот 6 октября NASA объявило о сертификации конструкции РН SLS, что открывает дорогу к первому полёту — он ожидается в первой половине 2022 г. Будем надеяться, он станет успешным. Пока же NASA находится на этапе согласования контракта с Boeing по строительству 10 первых ступеней SLS и 9 более мощных верхних ступеней следующего этапа Block 1B.

План первого этапа программы Artemis (строительство орбитальной станции и высадки на Луну). Источник: NASA

▍ Новые проблемы программы Artemis: HLS и скафандры

Всё было бы не так плохо, если бы проблемы в Artemis были только с SLS. Но у всех на слуху ситуация с HLS (лунный посадочный модуль), работы по которому NASA попросило SpaceX приостановить до ноября, пока не закончится рассмотрение иска Blue Origin в федеральном апелляционном суде США. Поводом для иска стал выбор агентством SpaceX как единственного исполнителя по HLS на апрельском тендере на $2,9 млрд.

Напомним, что для участия в тендере NASA по HLS Blue Origin собрал национальную команду с проектом трехмодульного National HLS, включающую также Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper, и, что неудивительно, основные генподрядчики по SLS. Так что история явно ожидает продолжения. SpaceX перешла дорогу всем самым известным лоббистам — тяжеловесам от ВПК. Но NASA и радо бы было дать аналогичный контракт национальной команде под лидерством Blue Origin, но у него просто не хватит на это денег (Конгресс США одобрил лишь четверть запрашиваемого бюджета NASA на 2021 г.). В итоге агентству на модернизацию наземной инфраструктуры и стартовых комплексов для программы Artemis NASA пришлось недавно буквально вымаливать в Конгрессе США несколько млрд долларов — мы писали об этом.

Кстати, некоторые эксперты справедливо возмущаются выбором NASA — зачем платить SpaceX за избыточную забрасываемую массу к Луне (масcа ILV HLS национальной команды явно на порядок ниже, чем возможности 100 т Starship). Притом что отправка Starship к Луне потребует ещё 8 рейсов танкеров по его заправке. А модули National HLS можно вообще вывести за три пуска существующими тяжёлыми РН и собрать потом на орбите. В общем, аргументы у противников SpaceX в защиту как SLS, так и национальной команды Blue Origin тоже имеются.

Сравнение концепций HLS от трёх компаний, прошедших предварительный отбор на тендере NASA (слева-направо): SpaceX (выиграла), Dynetics и Blue Origin в консорциуме с Draper, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Источник: IEEE

На слуху и ещё одна проблема миссии Artemis, на этот раз со скафандрами. В августе аудиторы NASA признали, что и скафандры для Луны не будут готовы к пилотируемой миссии Artemis 3 в 2024 г. И это после 14 лет разработки! Поэтому на прошлой неделе NASA нашло в себе силы и обратилось к частному сектору за помощью.

▍ План реализации программы Artemis

  • Artemis 1 — Сейчас первый пуск SLS намечен на первую половину 2022 года. В ходе запуска корабль Orion облетит Луну и на её орбиту будет выведено 13 кубсатов. Что дальше?
  • Artemis 2 — Миссия запланирована на конец 2023г. Планируется пилотируемый облёт естественного спутника Земли с посадкой на его поверхность небольших луноходов для поиска наилучшего места под лунную базу.
  • Artemis 3 — Это первая пилотируемая Миссия пока запланирована на 2024 г., хотя неготовность скафандров и прогресс по другим компонентам заставляет в нём усомниться. Астронавты полетят к лунной орбитальной станции Lunar Gateway, строительство которой к тому моменту уже должны начать частные компании (без использования SLS). К станции заранее будет доставлен посадочный модуль HLS, в который перейдут прибывшие на Orion астронавты. И наконец высадятся на поверхность Луны.
  • Artemis 4 — 7 — Далее планируются уже ежегодные пилотируемые миссии в 2025—2028 гг. и строительство долговременной лунной базы.

Общий вид орбитальной станции Lunar Gateway 2019 г., ещё с российским многофункциональным модулем. Источник: ESA

▍ Марс — главное отличие Artemis от Apollo

Основное отличие «Артемиды» от программы «Аполлон» полувековой давности — в создании орбитальной станции и строительстве долговременной лунной базы. Луна во всех программных документах рассматривается NASA как промежуточный этап отработки технологий для достижения основной цели — Марса. Ещё одно важное отличие — широкая международная кооперация.

Так сервисный модуль корабля Orion создаёт Airbus, а ESA, JAXA и CSA участвуют в разработке модулей международной орбитальной станции Lunar Gateway. По размерам она получится примерно в 6 раз меньше МКС, и будет состоять из жилого/логистического и двигательного/транспортного модулей (первая фаза, строительство начнётся в 2023 г.). В дальнейшем к ним прибавятся ещё два модуля – международный жилой и научно-коммуникационный ESPRIT. Lunar Gateway будет рассчитана на пребывание экипажа из 4 человек в течение 1—2 месяцев.

Что касается Artemis Base Camp, то база, рассчитанная на пребывание 4 астронавтов, будет представлять не монолитный объект, а скорее «россыпь» автоматов, луноходов и обеспечивающей инфраструктуры (в т.ч. и ядерные энергетические установки Kilopower с электрической мощностью до 10 кВт). Хотя долговременный обитаемый модуль там тоже, конечно, будет.

Увеличится и длительность пребывания астронавтов на Луне — всё-таки теперь нужно не просто флаг воткнуть, а заняться серьёзными научными исследованиями. Начать выработку кислорода и водорода изо льда, протестировать их применение в качестве топлива, а кислорода — для дыхания. Поэтому экипаж миссии Artemis 3 проведёт на Луне 7 суток (вместо максимум 3 для Apollo), а с началом полноценного функционирования лунной базы длительность экспедиции вырастет до 1 месяца.

Для Apollo зоны высадки миссий выбирались исходя из безопасности — искали сравнительно ровную поверхность. А для всех миссий Artemis приоритетным стал район Южного полюса Луны, где предполагается наличие водяного льда. Он предварительно будет исследован большим числом автоматических станций в рамках программы NASA CLPS («сервис коммерческой лунной нагрузки»).

Читайте также:
News suite что это за программа и нужна ли она на телефоне

Это тоже новшество, — начиная с 2022 г. по программе CLPS планируется отправлять на Луну по меньшей мере по два посадочных модуля в год с научной аппаратурой. Некоторые будут включать небольшие луноходы. Первыми станут посадочные платформы Peregrine разработки Astrobotic и Nova-C от Intuitive Machines.

План второго этапа программы Artemis и подготовка к экспедиции на Марс (строительство лунной базы, расширение орбитальной станции для «подскока»). Источник: NASA

▍ Начало новой лунной гонки

Изначально предполагалось участие в программе Artemis и «Роскосмоса», но Дмитрий Рогозин ясно дал понять NASA, что Россия будет участвовать в проекте только на условиях равного партнёра. Поскольку ничего больше, чем разработку небольшого многофункционального модуля для Lunar Gateway России не предложили, она начала прорабатывать проект совместной научной станции ILRS с Китаем. Декларацию по ILRS «Роскосмос» и Китайская национальная космическая администрация (CNSA) собираются подписать на предстоящем International Astronautical Congress, который пройдёт в Дубае уже 25-29 октября этого года (держим пальцы). С общей концепцией ILRS можно ознакомиться в брошюре «Роскосмоса» и видеоролике.

Основной фокус — на исследованиях автоматами. Но в 2021 году Китай на авиасалоне в Чжухае представил макет сверхтяжёлой РН Long March 9 (первый полёт ожидается в 2028 г., вводит до 50 т к Луне) и пилотируемый корабль, подходящий для миссий в дальний космос (Pro космос о нём писал). Эта связка может доставить на Луну и людей.

Первая разведывательная фаза продлится до 2025 г. (китайские миссии Chang’e-4, 6 и 7, а также российские миссии «Луна» 25, 26 и 27). Основная цель — отработка технологий мягкой посадки, проведение исследований (лунных и орбитальных), поиск лучшего места для создания лунной базы. Вторая, промежуточная, фаза продлится между 2026-2030 гг. (миссии Chang’e-8 и «Луна-28»).

После чего начнётся третья фаза, собственно строительство первой очереди ILRS в составе как орбитальной станции, так и лунного сегмента. Планируется отправка на неё ежегодных экспедиций в период 2030-2035 гг. ILRS тоже будет «россыпью» различных объектов: посадочного модуля, транспортных средств, долгосрочного обитаемого модуля, научных инструментов и обеспечивающей инфраструктуры.

Предполагаемый состав лунной базы ILRS России и Китая к 2035 г. Источник: «Роскосмос»

Возможно, к совместной программе России и Китая по лунной базе присоединятся также Бразилия и ESA (они участвуют и в Artemis) и другие международные партнёры. Таким образом, проект ILRS становится прямым конкурентом программы Artemis, но отстаёт на 5-6 лет. Тем не менее, можно ожидать, что уже первые успехи ILRS приведут в чувство руководство США и NASA, превратив Artemis из «процесса ради процесса» во внятную программу с чёткими целями, сроками и ответственными. Собственно, как это и произошло с Apollo.

материал подготовлен Сергеем Мальцевым, редактором медиа Pro космос

  • космос
  • космонавтика
  • космические корабли
  • ruvds_статьи
  • Pro космос
  • Блог компании RUVDS.com
  • Читальный зал
  • Научно-популярное
  • Космонавтика
  • Будущее здесь

Источник: habr.com

Что за программа артемис

We uninstall what others can’t

Что такое программа-вымогатель Artemis?

Артемида — это новый вирус, блокирующий файлы, который блокирует личные файлы пользователей, размещенные на зараженном компьютере Windows, с помощью надежного алгоритма шифрования.. Как только это удастся, преступники шантажируют жертв, чтобы они заплатили в записке о выкупе, представленной в виде всплывающего окна. Однако, это не лучший вариант, как бы важны для вас эти данные. Если ваш компьютер заражен вымогателем Kook, нет причин платить за расшифровку ваших файлов, потому что в большинстве случаев киберпреступники будут просить больше денег, даже если вы заплатите полную стоимость выкупа. Вместо, вы можете следовать этому руководству, чтобы полностью удалить программу-вымогатель Artemis и бесплатно расшифровать файлы .ultimate.

Содержание записки о выкупе:

удалить программу-вымогатель Artemis

Скриншот зашифрованных вирусом Artemis файлов:

Есть два решения для удаления Artemis Ransomware и расшифровки ваших файлов.. Первый — использовать инструмент для автоматического удаления.. Этот метод подходит даже для неопытных пользователей, поскольку инструмент удаления может удалить все экземпляры вируса всего за несколько кликов.. Второй — использовать Руководство по удалению вручную.. Это более сложный способ, требующий специальных навыков работы с компьютером..

Как вымогатель Artemis попадает на мой компьютер?

Киберпреступники используют различные методы для доставки вируса на целевой компьютер.. Вирусы-вымогатели могут проникать на компьютеры жертв более чем одним или двумя способами., в большинстве случаев, Атака криптовирусного вымогательства осуществляется с помощью следующих методов:

Программное обеспечение

Хакеры используют специальный инструментарий для эксплуатации известных уязвимостей в системах или приложениях.. Вот почему вы всегда должны делать обновления Windows вовремя и поддерживать их в актуальном состоянии.. Помните, что эти обновления закрывают дыры в системе безопасности, через которые вирус может проникнуть на ваш компьютер.. Убедитесь, что ваша операционная система не устарела и официально поддерживается, например, Windows XP, перспектива, 7 больше не поддерживаются.

Вредоносный

Киберпреступники часто злоупотребляют встроенной функцией Windows — протоколом удаленного рабочего стола для заражения компьютеров программами-вымогателями.. Сюда, они получают доступ к целевому компьютеру удаленно и устанавливают вирусы вручную. Чтобы избежать заражения через RDP, вы должны установить отличное от 3389 TCP-порт и используйте более надежный пароль.

Чтобы полностью удалить программу-вымогатель с вашего компьютера, вам нужно будет установить антивирусное программное обеспечение. Мы рекомендуем использовать SpyHunter

Единственный эффективный способ восстановить файлы — скопировать их из сохраненной резервной копии.. Если у вас нет подходящей резервной копии, вы можете использовать стороннее программное обеспечение для восстановления, такое как Звездное восстановление данных

Как удалить программу-вымогатель Artemis?

Рекомендуемое решение:

  • Инструмент для удаления
  • Инструмент восстановления
  • Инструмент предотвращения

Источник: www.free-uninstall.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru