11 сентября 1990 года подавляющим большинством голосов — 213 «за», против 2 при шести воздержавшихся — Верховный Совет РСФСР одобрил программу стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, разработанную рабочей группой С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского и внесенную Советом Министров России.
В. Кара-Мурза― Вы слушаете программу «Грани недели» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». У микрофона – Владимир Кара-Мурза младший.
Наша сегодняшняя историческая рубрика посвящена 30-й годовщине не реализованной, но навсегда вошедшей в российскую историю попытке перевести экономику страны на рельсы современного рыночного капитализма.
27 июля 90-го года президент СССР Михаил Горбачев и председатель Верховного Совета России Борис Ельцин подписали совместное поручение о разработке программы перехода к рыночной экономике, получившей название «500 дней». В течение лета в подмосковном доме отдыха «Архангельское» группа экономистов под руководством заместителя председателя Совмина РСФСР Григория Явлинского работала над амбициозным планом экономических реформ.
За 500 дней не успели бы Швейцарией стать
Основными положениями программы были приватизация государственной собственности, децентрализация экономики и создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства. Программу предполагалось осуществлять в несколько этапов. Первый предусматривал приватизацию жилья, земли и мелких предприятий, второй – либерализацию цен, третий – стабилизацию рынка. На четвертом этапе, по замыслу авторов, должен был начаться экономический рост. Одним из центральных элементов программы «500 дней» было сохранение хозяйственной связи между республиками СССР и единого экономического пространства.
Важным отличием плана Явлинского от последующих реформ было проведение малой приватизации, то есть создания класса собственников и частной конкуренции в экономике до либерализации цен. «Если бы люди получили возможность на свои сбережения купить магазины, рестораны, парикмахерские, мастерские, грузовые автомобили, автобусы и т.п., то появилась бы реальная частная собственность, массовое предпринимательство, в России возник бы средний класс, — вспоминал Явлинский в одном из интервью. – Таким путем Россия могла построить эффективную экономическую систему современного капитализма». Профессор экономики Гарвардского университета Янош Корнаи называл «500 дней» лучшей программой перехода к рынку, написанной в Европе.
В сентябре 90-го программа «500 дней» и сопутствующие законопроекты были утверждены Верховным Советом России. Однако союзное правительство подготовило альтернативный план, разработанный под руководством премьера Николая Рыжкова. В качестве компромисса Горбачев предлагает сделать гибрид из двух разных программ.
16 октября 90-го года Григорий Явлинский уходит из российского правительства из-за невозможности реализовать свою программу. Вместе с соратниками по работе над планом «500 дней» он создает Центр экономических и политических исследований (ЭПИцентр). Именно команда ЭПИцентра в 92-м году будет готовить региональную программу экономических реформ для Нижегородской области, которую реализует губернатор Борис Немцов.
Илларионов: Программа Явлинского «500 дней» — самая серьезная работа по реформированию страны
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА — эпоха перемен»
«Известия» 11 сентября 1990 года.
«Известия» 17 сентября 1990 года.
«Известия» 19 сентября 1990 года.
«Известия» 20 сентября 1990 года.
«Известия» 22 сентября 1990 года.
«Известия» 24 сентября 1990 года.
«Известия» 2 октября 1990 года.
Источник: ed-glezin.livejournal.com
«500 дней»
«500 дней»(«Проект Явлинского – Шаталина», «Переход к рынку»), нереализованная программа экономических реформ в СССР, целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.
Истоки программы
В основу программы «500 дней» была положена программа «400 дней доверия», разработанная в январе – феврале 1990 г. экономистами Г. А. Явлинским , А. Ю. Михайловым и М. М. Задорновым в качестве альтернативы программе союзного уровня Рыжкова – Абалкина , готовившейся под руководством заместителя председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкина . По сравнению с правительственной программой проект «400 дней доверия» предполагал более решительные действия, включая поэтапное освобождение цен, массовую приватизацию государственной собственности посредством продажи в рассрочку, аренды с последующим выкупом, акционирования и др. форм разгосударствления собственности, ускоренное развитие малого предпринимательства, сокращение государственных расходов («минимальный потребительский бюджет»), а также перестройку финансовой системы страны. Проект «400 дней доверия» был ориентирован на введение поста Президента СССР.
Все мероприятия программы были взаимоувязаны и синхронизированы по дням, при этом предусматривалась вариативность мероприятий в зависимости от успеха каждого этапа. По мнению авторов проекта, залогом успеха реформы являлась «её комплексность и радикальность» ( Явлинский. 1990. С. 4).
Реализация программы включала четыре этапа: подготовительный (первые 50 дней), разгосударствление собственности (50–180-й дни), запуск рыночного механизма (180–300-й дни), стабилизация (300–400-й дни). В результате осуществления предлагавшихся мероприятий в течение обозначенного срока должен был появиться «генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства» ( Явлинский. 1990. С. 15). Проект «400 дней доверия» получил положительную экспертную оценку в странах Западной Европы и Японии.
В апреле – мае 1990 г. специалисты социально-экономического отдела Центрального комитета (ЦК) КПСС предложили свой вариант программы экономических преобразований. Наибольший вклад внесли помощник Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам Н. Я. Петраков и будущий министр финансов РСФСР Б. Г. Фёдоров . Разработка подобных документов активизировалась из-за уменьшения шансов на успешную реализацию программы, разработанной под руководством Л. И. Абалкина, а также провала государственного плана на 1990 г. и усиления кризисных тенденций в экономике. Свою роль в ускорении разработки реформ сыграл и первый опыт радикальных реформ правительства Т. Мазовецкого в Польской Республике.
В мае 1990 г. Совет Министров СССР внёс на рассмотрение Верховного Совета СССР «Концепцию-90», ключевым положением которой было единовременное повышение цен. Программа была не только раскритикована участниками Съезда народных депутатов СССР и общественностью, но и содержала требования отставки ряда министров Совета Министров СССР. Эти обстоятельства крайне ограничивали возможности проведения экономических преобразований из единого центра, в экономике усилилась несбалансированность, вызванная стремительным обесценением рубля и массовыми разрывами хозяйственных связей между предприятиями. Особое значение имело принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), а затем деклараций о независимости и другими союзными республиками.
Создание программы «500 дней» и её основные положения
После избрания Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая 1990) новое российское руководство взяло на вооружение концепцию проекта «400 дней доверия» в качестве основы экономической программы, в июле Г. А. Явлинский занял пост заместителя председателя Совета министров РСФСР. Вскоре программа была переименована в «500 дней». Программа виделась как основа экономической части будущего союзного договора, а в её основе лежала идея сохранения республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и продуманной приватизации через акционирование и т. д. При этом разработчики исходили из убеждения, что республики должны будут нести полную ответственность за экономическое развитие своих территорий.
Союзному центру делегировались следующие полномочия ( Кирсанов. 2019. С. 185):
- создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности и борьбы с организованной преступностью;
- разработка и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзного значения;
- реализация согласованной денежно-кредитной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля;
- регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды энергоносителей, сырья, товаров и услуг, перевозку грузов, а также разработка и введение единых таможенных правил;
- выработка и согласование с республиками основных направлений внешнеэкономической политики;
- обеспечение экологической безопасности;
- управление сферами деятельности и целевыми программами, требующими по своему характеру единого руководства.
Все мероприятия программы «500 дней» (опубликована в брошюре «Переход к рынку»), как и предшествовавшего проекта, были сгруппированы в несколько этапов, в ходе которых предстояло «осуществить преобразования, открывающие дорогу развитию рыночных отношений и обеспечивающие зримое улучшение положения в экономике и в жизни людей» ( Переход к рынку. 1990. С. 46). В ходе выступления на сессии Верховного Совета РСФСР 11 сентября 1990 г. Г. А. Явлинский называл свою программу «500 дней», позднее в прессе её упоминали также как «Переход к рынку» и «проект Явлинского – Шаталина».
Первый этап включал «программу чрезвычайных мер» (1 октября 1990 – начало 1991), в том числе принятие союзным и республиканскими руководителями ключевых законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы. Одновременно с этим Президент СССР и руководители союзных республик наделялись чрезвычайными полномочиями в области осуществления денежно-финансовой политики.
Предполагалось начать акционирование государственных предприятий и перерегистрацию земель колхозов и совхозов с выделением их членам земельных наделов. Ещё одна составляющая этого этапа – кардинальный пересмотр всех статей союзного, республиканских и местных бюджетов в целях сокращения расходных обязательств. Под сокращение попадали прежде всего производственные инвестиции, дотации и субсидии для большинства предприятий, строительные объекты с низким процентом готовности, предоставление помощи иностранным государствам, финансирование Министерства обороны СССР. Вводился запрет для государственных банков на прямое кредитование бюджетных расходов.
В ходе третьего этапа (250–400-й дни) должны были стабилизироваться рынок потребительских товаров и средств производства и заработать новая система хозяйственных связей. Ожидалось, что до 40% основных промышленных фондов и не менее 60% объектов торговли перейдут в частные руки, а основные административно-организационные структуры управления предприятиями будут ликвидированы. На этот же период приходилась большая часть работы по созданию условий для развития конкуренции между отечественными производителями, включая активное проведение антимонопольной политики. В качестве возможных негативных последствий прогнозировались ухудшение положения и разорение ряда предприятий, спад производства и рост безработицы.
Четвёртый этап (400–500-й дни), по мнению реформаторов, предполагал начало экономического подъёма. На этом этапе должны были «сложиться предпосылки для ощутимого усиления экономической активности, прежде всего в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, аграрном секторе и отраслях сферы услуг» ( Переход к рынку. 1990. С. 59). Итог четвёртого этапа авторы программы видели в формировании сбалансированных цен и бюджета, насыщенного потребительского рынка, современной банковской системы, валютного рынка и достижении внутренней конвертируемости рубля.
Судьба программы летом – осенью 1990 г.
Стараясь не допустить выхода ситуации из-под контроля, летом 1990 г. М. С. Горбачёв заявил о необходимости объединения усилий и выработки новой программы экономических реформ, которая учла бы интересы и республик, и Союза в целом. 27 июля Горбачёв, Б. Н. Ельцин, Н. И. Рыжков и И. С. Силаев подписали поручение о создании рабочей группы для подготовки в срок до 1 сентября того же года союзной программы перехода к рыночной экономике. В состав рабочей группы вошли преимущественно учёные-экономисты: С. С. Шаталин (руководитель группы), Н. Я. Петраков, А. П. Вавилов , Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Б. Г. Фёдоров, Е. Г. Ясин , Т. В. Ярыгина, а также представители всех союзных республик, кроме Эстонии.
Однако союзное правительство сразу же продемонстрировало нежелание участвовать в совместной работе, а Госплан , Министерство финансов СССР и Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР отказались предоставить членам рабочей группы необходимые для расчёта стабилизационных мероприятий данные. Вскоре между рабочей группой и союзным правительством выявились серьёзные расхождения в подходах к решению ключевых проблем (финансы и цены, экономический союз и др.). В то же время рабочей группе удалось достичь консенсуса с представителями республик по основному вопросу – проекту Договора об экономическом союзе.
В ночь с 1 на 2 сентября 1990 г. программа «Переход к рынку» и 20 проектов законов были направлены Ельцину. В это же время в Президентский совет СССР поступила программа правительства СССР. В течение первой декады сентября проходило согласование программ Совета Министров СССР и рабочей группы С. С. Шаталина.
Представленный советником генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики, академиком А. Г. Аганбегяном сводный текст представлял собой сокращённую и немного переработанную программу «500 дней». 11 сентября программа «500 дней» была поддержана большинством Верховного Совета РСФСР. Вместе с тем союзный парламент, также рассматривавший программу «500 дней» (в доработанном варианте), так и не принял окончательного решения, предоставив дополнительные полномочия президенту и дав поручение о подготовке к 15 октября единой программы перехода к рынку на основе всё тех же «500 дней».
В середине октября М. С. Горбачёв направил в Верховный Совет СССР «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которые состояли всего из 60 страниц и не являлись экономической программой. Тем самым Горбачёв отказался от поддержки программы «500 дней», объяснив своё решение следующим образом: «Республикам надо было дать право решать, когда и какие конкретные меры осуществлять.
А центр должен был обеспечить общую координацию в проведении реформ. Отсюда и название документа…» ( Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 1. Москва, 1995. С. 579). «Основные направления» были одобрены Верховным Советом СССР почти единогласно.
По этому поводу один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х гг. в России, Е. Т. Гайдар, написал, что «с этого момента вплоть до осени 91-го года о какой бы то ни было экономически осмысленной политике можно было забыть. Между рушащимся Союзом и Россией началась ожесточённая борьба за власть» ( Кротов. 2001. С. 93).
Г. А. Явлинский со своей командой в октябре 1990 г. подали в отставку, впоследствии многократно заявляли, что осуществление «500 дней» позволило бы сохранить союзное государство. Создалась новая ситуация, в которой приступить к реализации программы «500 дней» стало уже невозможно – существенным образом изменились политические, экономические и организационные условия.
Кирсанов Роман Геннадьевич
в 10:18 (GMT+3) Обратная связь
Информация
Области знаний: Экономическая история СССР, История СССР. Политика и политические отношения Другие наименования: «Проект Явлинского – Шаталина»; «Переход к рынку» Дата проведения: 1990 год Историческое государство: СССР, РСФСР Современное государство: Российская Федерация
Источник: bigenc.ru
500 дней до рая
ФОТО: ЮРИЙ ЛИЗУНОВ, ВЛАДИМИР МУСАЭЛЬЯН/ТАСС
Основным претендентом на пост российского премьера был глава концерна «БУТЭК» Михаил Бочаров. Однако премьером стал зампред союзного Совмина Иван Силаев. Но Бочаров успел породить определенный казус. Как кандидату в премьеры ему нужна была программа. И он стал убеждать Ельцина и депутатов, что такая программа у него есть, и она предполагает переход к рынку за 500 дней.
Основой ее стала программа Явлинского, которая попала к Бочарову. Совершенно справедливо, что такая ситуация возмутила Явлинского. Он и Евгений Ясин потребовали разъяснений от Бориса Ельцина. В ответ Ельцин предложил Явлинскому стать вице-премьером, главой Госкомиссии по экономической реформе. А Ясин не получил ничего.
МЕЖДУ ЕЛЬЦИНЫМ И ГОРБАЧЁВЫМВ ответ активизируется горбачевская сторона. В стане Президента СССР хорошо понимают, что готовящаяся отдельная российская программа по переходу к рынку – это не только перехват инициативы у союзных органов власти, но и шаг по дезинтеграции СССР.
И Горбачёв с сотоварищами видят единственный выход из ситуации: предложить Ельцину совместно разрабатывать программу перехода к рынку. Более того, сам Явлинский был не против такого варианта. Во время своего разговора с Ельциным он так и говорит, что бессмысленно разрабатывать его программу только в рамках РСФСР.
Этот разговор состоялся в середине июля во время отпуска Ельцина в Юрмале. 27 июля Горбачёв, Ельцин и два премьера – Николай Рыжков и Иван Силаев – подписывают союзно-российское соглашение о создании общей экономической программы. У каждого из участников данного соглашения были свои планы на будущее: Горбачёв считал, что он затянул в рамки договоренностей Ельцина.
А вот Ельцин имел свой план: он считал, что может требовать от Горбачёва назначать на ключевые должности союзного правительства свои креатуры. И если он продавит этот вопрос, то тогда он захватит союзный Совмин. А если не продавит, то у него будет повод обвинить Горбачёва в срыве договоренности и идти по пути суверенизации.
2 августа Горбачев подписывает распоряжение «О подготовке концепции союзного перехода на рыночную экономику как основы Союзного договора», согласно которому образовывалась рабочая группа, которая к 1 сентября должна была разработать программу. Сама ситуация явно смешная: как можно разработать сложнейшую программу для такой сложнейшей страны, как СССР менее, чем за месяц.
В ее состав вошли как члены близкой к Горбачёву команды экономических советников (Станислав Шаталин и т.д.) и эксперты двух Совминов – СССР и РСФСР. Фактическими руководителями группы были Станислав Шаталин и Григорий Явлинский. Контроль за ее деятельностью был возложен на Президента СССР и председателя Верховного Совета РСФСР.
А союзный премьер Николай Рыжков оказывался как бы ни при чем. А ведь еще 4 июня Верховный Совет обязал Совет Министров СССР представить все к тому же 1 сентября программу перехода к рынку. Ответственным за это был вице-премьер союзного правительства и председатель Государственного комитета по реформированию экономики Леонид Абалкин.
Формально он вошел и в комиссии Шаталина-Явлинского. Однако реально возникла конкуренция двух программ. Тут имел место и некоторый нюанс. Дело в том, что к тому моменту и Горбачёв, и Ельцин были крайне недовольны Рыжковым. Ельцин еще со свердловских времен не терпел Рыжкова.
А Горбачёв был очень насторожен по отношению к премьеру, когда в марте 1990 года вдруг выяснилось, что он может стать ему альтернативой. В итоге весь август 1990 года прошел под знаком борьбы между двумя рабочими группами – шаталинско-явлинской и абалкинской. Отзвуки этой борьбы доносились до форосской резиденции, где отдыхал Михаил Горбачёв.
И в районе 19 августа Горбачёв принял стратегическое решение: он поручил Александру Яковлеву разработать проект Кабинета министров при президенте, который заменит самостоятельный Совет Министров СССР. Два дня спустя – 21 августа – во время встречи Горбачёва из отпуска Рыжков вступил в полемику со своими оппонентами из группы Шаталина-Явлинского.
22 августа Горбачёв пять часов встречался с членами шаталинской группы. 23 августа – прошла его встреча с Рыжковым. А 30–31 августа прошло расширенное заседание Президентского совета и Совета Федерации, на котором конфликт команд Рыжкова-Абалкина и Шаталина-Явлинского вышел в открытую фазу.
4 сентября Горбачёв на совещании в Кремле заслушал авторов обеих программ – Абалкина и Явлинского. Это вылилось в открытый спор. И по итогам совещания Горбачёв заявил, что поручает академику Абелу Аганбегяну (не входил ни в группу Абалкина, ни в группу Шаталина-Явлинского) собрать разработчиков обеих программ и сделать общий документ.
Принято решение доразработки документа Аганбегяна не обсуждать ничего на Верховных Советах – союзном и российском. Однако 10 сентября российский парламент начал обсуждение программы Шаталина-Явлинского, и 11 сентября утвердил эту программу и направил ее своим союзным коллегам. А Горбачёв был на встрече со своим американским коллегой Джорджем Бушем-старшим в Финляндии.
Синхронно 10–11 сентября шла сессия Верховного Совета СССР. Вечером 10 сентября премьер Рыжков направил в союзный парламент свою программу, так как российские коллеги нарушили договоренность.
21 сентября Горбачёв делает «ход конем»: он заявляет на сессии Верховного Совета, что необходимо подготовить программу на основе (а) программы Шаталина-Явлинского, (б) программы Абалкина и (в) взяв за основу компромиссный вариант, подготовленный Аганбегяном. То есть фактически Горбачёв похоронил проект Явлинского. Не исключено, что при этом Горбачёв еще и сознательно издевался.
А иначе, как объяснить тот факт, что на одном из совещаний по новой программе основной спор свелся не к содержанию, а к количеству страниц, на которых она должна быть изложена. 9 октября Верховный Совет РСФСР принял постановление, что «500 дней» – это единственный путь спасения страны, и если союзные власти не поддержат, то Россия будет реализовывать ее самостоятельно.
Однако 17 октября автор «суперплана» Григорий Явлинский подал в отставку. Его заявление лежало без движения до ноября, и было подписано 21 ноября. Так что же знаменовала вся эта история? СУХОЙ ОСТАТОКС помощью игры в «500 дней» оба центра власти – союзный и российский – добились своих тактических целей.
Ельцин сумел показать, что его штаб имеет прорывные идеи в области экономики, ради которых он даже готов сотрудничать с Горбачёвым. И фактически достиг своей главной цели: он продемонстрировал, что якобы вынужден дальше идти по пути суверенизации РСФСР, так как Горбачёв недоговороспособен.
Горбачёв же не сумел запутать договоренностями Ельцина, но он сумел использовать новоявленного российского лидера и Явлинского как таран против ставшего его оппонентом премьера Рыжкова. Отказ от «500 дней» породил открытое противостояние консервативного и либерального крыла горбачевского окружения.
И чтобы снять это противостояние Горбачёв объявил 17 ноября о роспуске Президентского совета и Совета Министров СССР и создании вместо них Совета национальной безопасности и Кабинета министров при президенте. В тот же день о своем желании покинуть союзное правительство заявил главный оппонент Явлинского – Леонид Абалкин.
По всей вероятности, ни Горбачёв, ни Ельцин не собирались всерьез использовать «500 дней» в качестве экономической программы. Их цель была другая: оба они хотели достичь своих сиюминутных политических целей, переиграть друг друга.
Горбачёв и Ельцин, похоже, хорошо понимали всю разрушительную сущность этой программы. Причем Ельцин, видимо, опасался разрушительной силы «500 дней» больше, чем Горбачёв. Ведь в отличие от союзного президента он был восходящей политической звездой, боявшейся растерять рейтинг.
Якобы в одной из бесед с одним из влиятельных американских сенаторов-республиканцев Ельцин спросил, может ли реализация программы «500 дней» отрицательно сказаться на его политических перспективах. Сенатор ответил, что да. Тогда Ельцин сказал, что не будет реализовывать программу до своих выборов президентом России.
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ХРИСТОФОРОВ/ТАСС Что же касается Явлинского, то эти события не сделали его «автором рыночных реформ», но превратили в многолетнего героя политической сцены, существующего на ней до сих пор.
И пусть сегодня его место на этой сцене весьма скромное, но в былые времена он был там одним из центральных и колоритных персонажей. Вообще вся эта история напоминает «скверный анекдот», если пользоваться терминологией русского классика. Некий научный сотрудник, получивший номенклатурную должность, сочиняет утопическую программу перехода к рынку.
Эта программа сразу становится частью аппаратной борьбы. Потом текст программы просто крадут, а когда это выясняется, то автору программы предлагается в качестве отступного высокий административный пост. Программу, конечно, не то что не реализовали, но даже не смогли утвердить. Зато ее автор превратился в политика и неоднократного участника президентской гонки.
Все это было бы крайне смешно, если бы не было так грустно. Весь этот фарс разыгрывался на глазах у всего общества. И общество вполне серьезно внимало этому фарсу. Можно, конечно, сказать, что общество было неинформированно об истинной подоплеке событий. Однако все это происходило в период беспрецедентной гласности.
Кроме того, даже минимальных экономических знаний было достаточно для того, чтобы понять, что та программа, которую предлагал Явлинский, нереализуема. Тем более, в такие сжатые сроки. Общество все это видело и не могло не понимать. Однако рассматривало все это шоу всерьез. Итог всей этой ситуации – известен.
Однако, видимо, что Россия вступает в такой период, который очень похож на перестройку. Хочется надеяться, что история не повторится.
Источник: www.sovsekretno.ru