программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержа ть:
1) пояснительную записку, в которой конкретизир у ются общие цели основного общего
образования с учётом специфики уче бного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса ;
3) описание места учебного предмета, курс а в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного уче бного
предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов уч ебной деятельности;
7) описание учебно — методического и материально — технического обеспечения образовательного
8) планируемые результаты изучения уч ебного предмета, курса.
Структура рабоч ей программы (ФГОС ООО)
I . Пояснительная записка
— нормативные акты и учебно — методические документы, на
основании которых разработана рабочая программа (ФГОС,
соответствующая Примерная ООП, примерная программа по
как я планирую рабочие и личные задачи | простая система продуктивности
учебному предмету, авторская программа) ;
— общие цели образова ния с учето м с пецифики учебног о
предмета, ку рса;
— роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися
планируемых результатов освоения основной образовательной
программы школы (указывается направленность программы на
формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения конкретного предмета, ку рса) ;
— обоснование выбора содержания части программы по учебному
предмету, формируемой участниками образова тельного
II . О бщ ая ха рак тер исти ка
уч еб ног о пре дме та, кур са
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость
предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на
концепцию соответствующего ФГОС), современных требований
к выпускнику. Показывается прее мственность при из у чении
данного предмета, курса в начальной и основной школе,
расставляются акценты в осуще ствлении связи обучения по
предмету с практикой и с актуа льными проблемами
современности.
III . О писан ие мес та
учебного п редме та, курса
в учебн ом пла не.
В разделе указывается к оличество часов, выделенных на данный
предмет в соответствии с учебным планом.
IV . Личностные,
метапредметные и
предметные результаты
освоения конкретного
В рабочие программы н еобходимо включать не обобщенные
требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а
включать формулировки резу льтатов из авторских программ
разработчиков УМК или п римерной ООП соответствующего
учебного предмета, курса.
уровня общего образования. В данном разделе отражаются
личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с
поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
V . Со держ а ние уч еб ног о
ФГОС ДО. Разработка рабочей программы
пре дме та , кур са
В описании содержания у казываются концепт у альные
разделы и темы из у чения предмета, необх одимые для
реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано
распределение часов по разделам и тем ам, а указано толь ко
общее количество часов, учитель в рабочей программе
распределяет часы по разделам и темам са мостоятельно,
ориентируясь на использ у емые учебно — методические
комплексы. Содержание у чебного предмета, курса включает:
— наименование разделов учебной программы и
характеристика основных содержательных линий,
— перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
— направления проектной деятельности обучающихся,
— использование резерва у чебного времени.
VI . Тематическое
планирование с
определением основных
видов учебной
деятельности (на учебный
Вариант тематического планирования представлены в
приложении. Форма тематичес кого планирования может
повторять авторску ю с внесением необходимых корректировок
Тематическое планировани е с определением основных видов
деятельности у чащихся (на уровне учебных действий): разделы
программы; темы, входящие в данный раздел; основное
по темам; х арактеристика основных видов
деятельности ученика (на у ровне учебных действий),
универсальные у чебные действия, осва иваемые в рамках
изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа,
составляется на один учебный год
VI I . О пи са ни е
м ат е р иа л ь но — те х н ич е с ко г о
о б е с п е ч е н и я
образовательного
процесса (на уровень
В разделе указываются:
— средства об учения: учебно — лабораторное обору дование и
приборы, техни ческие и электронные средства обучения и
контроля знаний у ч ащихся, учебная и справочная литература,
цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и
раздаточный дидактический материал;
— список рекоменду емой уч ебно — методической литературы
должен содержать использу емый учителем учебно —
методический комплекс (УМК) с обязательным у к азанием
учебника, учебные по собия для учащихся, а также содержать
полные выходные данные литерату ры;
— дополнительная литература для учителя и учащихся;
— перечень ЦОРов и ЭОРов;
— перечень обучающих справочно — информационных,
контролирующих и п рочих компьютерных п рограмм,
используемых в образовательном процессе; ( возможе н
табличный вариант.)
VI II . Пла ниру ем ые
рез уль та ты изу че ния
уч еб ног о п ре дм е та , курс а
(на уровень обучения)
Планируемые результаты изучения у чебного предмета, курса
В основной образовательной п рограмме основного общего
образования школы в п у н кте « П ланируемые рез ультаты
освоения ООП» приводятся результаты на конец об у ч ения, т. е.
для основной школы это ок ончание 9- го класса. Все
формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе,
прописываются по годам
— для базового уровня резу льтатов « в ып у скник научится» ,
— для повышенного у ровн я результатов «выпускник получит
возможность научиться» .
Система оц енки планируемых рез ультатов, выраженная в
формах и видах контроля, в определении контрольно —
измерительных матери алов, в показателях уровня у спешности
учащихся ( « х орошо/отлично » , рейтин г, портфолио и др.);
особенности оценки индивиду ального проекта и
индивидуальных достижений обучающихся.
Приложения к программе
— основные понятия курса;
— темы проектов;
— темы творческих работ;
— методические рекомендации и др.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Сценарий праздника для воспитанников средней группы «Осень в гости просим»
- Презентация «Предпринимателями не рождаются. «
- Классный час «Предпринимателями не рождаются. «
- Карта УУД
- Индивидуальный образовательный план шаблон
- Выступление выпускников на Первый звонок
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
Источник: uchitelya.com
1.5.Функции рабочей программы:
2. Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»
- ФГОС НОО, ООО (базовый/профильный уровни);
- Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);
- Методические письма о преподавании предмета;
- Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);
- Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;
3.Технология разработки рабочей программы
- Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.
- Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:
- Адаптированные программы рассматриваются на заседании ШМО, согласовываются с заместителем директора по УВР, утверждаются директором школы. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № …от….20…года», «Согласовано. Замдиректора по УВР», «Утверждаю. Директор школы…» (приложение № 1).
- Авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности. Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор школы…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов (приложение № 2).
- При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
- Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, направление деятельности и пр.
Источник: studfile.net
Рабочая программа воспитания в школе: задачи, структура, правила составления
Что это такое? Рабочая программа воспитания в школе – это обязательный документ образовательного учреждения. По задумке Министерства образования он поможет реформировать воспитательный процесс и снизить бюрократическую нагрузку на педагогов.
Как разработать? Чтобы школам было проще разрабатывать программу, была подготовлена методичка, в которой приводятся примерные разделы и модули. Тем не менее, педагогам стоит быть внимательными и не подходить к процессу формально.
Оглавление:
- Суть рабочей программы воспитания в школе
- Структура рабочей программы воспитания в школе
- Советы по разработке рабочей программы воспитания в школе
- 5 ошибок в разработке рабочей программы воспитания
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.
Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:
Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников
Возможность участия
в творческих конкурсах
Портал “Солнечный свет”
Суть рабочей программы воспитания в школе
В 2021 году в Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года были внесены изменения. Министерство просвещения поручило всем детским садам и школам разработать и утвердить рабочие программы воспитания. Сегодня они считаются неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.
Это было обусловлено необходимостью решить один из основных проблемных вопросов образования – отсутствие адекватной воспитательной деятельности. Тогда как воспитание и образование должны идти в связке. Особое внимание отныне будет уделяться патриотическому воспитанию молодежи.
Стоить отметить, что в школах и раньше разрабатывались воспитательные программы. В начальных классах это была программа духовно-нравственного развития и воспитания, а в средних и старших классах — программа воспитания и социализации.
Однако по сути они никак не реализовывались и существовали скорее формально. Фактически в рамках школьного образования воспитательный процесс налажен не был, он был перенесен на внеурочную деятельность.
Нельзя отрицать, что воспитание неотделимо от образования, поскольку львиную долю времени учащиеся проводят именно в школе. Там – на уроках, переменах, общешкольных и внешкольных мероприятиях, в столовой и библиотеке, во время коммуникации с учителями и одноклассниками – в значительной степени формируется их личность.
Соответственно, рабочая программа воспитания в школе касается не только деятельности на уроках, она имеет отношение ко внеурочной и факультативной активности учащихся.
В документе иначе определяется и само понятие «воспитание», которое отныне включает формирование патриотизма, уважение к Защитникам Отечества и Героям Родины, бережное отношение к культуре, традициям, природе, экологии.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
При разработке собственной программы школы берут за основу примерную программу, созданную и утвержденную специальной комиссией — ФУМО, а также руководствуются методическими рекомендациями, ФГОС и законом «Об образовании».
Рабочая программа воспитания в каждой школе своя, она создается с учетом особенностей учреждения. В документе прописывают мероприятия и виды деятельности, направленные на реализацию государственного плана воспитания молодежи.
ФГОС также дает рекомендации относительно составления отдельных программ для каждой ступени образования: НОО, ООО и СОО. Это связано с тем, что для каждого возраста должны существуют свои воспитательные мероприятия.
Структура рабочей программы воспитания в школе
Примерная программа не является перечнем обязательных мероприятий, она характеризуется гибкостью и вариативностью. В документе описываются возможные способы взаимодействия с учащимися в рамках воспитательной работы. Каждая школа берет из предлагаемого списка то, что кажется ей подходящим и актуальным, и составляет собственную программу.
Учитывая многообразие российских школ, методов работы в них, имеющейся материальной базы и кадровых ресурсов, создать единый документ для всей страны просто не представляется возможным.
При этом существуют обязательные разделы программы воспитания в школе.
- Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
В этом разделе описывают особенности учебного заведения: расположение школы и связанное с этим ее социальное окружение, источники положительного или отрицательного влияния на детей, партнеры школы, контингент учащихся, традиции, принципы, уникальные воспитательные методы.
- Цель и задачи воспитания
Этот раздел посвящен целям и задачам учебного заведения в рамках его воспитательной деятельности. Главным образом они прописаны в примерной программе и могут использоваться при составлении индивидуальной школьной программы.
В начальной школе воспитательный процесс базируется на создании благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества. В средней школе необходимо делать упор на воспитание правильного отношения к семье, труду, отечеству, природе. В воспитании учащихся старших классов особое значение приобретает забота о семье, родном городе или селе, стране в целом, а также опыт участия в социально значимых делах.
В этом разделе перечисляются методы воспитательной деятельности, приводятся конкретные способы ее осуществления. В нем может быть несколько подразделов, причем эти модули рабочей программы воспитания в школе делятся на инвариантные (менять которые нельзя) и вариативные (могут меняться). В рамках каждого модуля реализуется конкретная воспитательная задача всей программы.
К инвариантным модулям относятся «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули это, к примеру, «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
В четвертом разделе говорится о том, как осуществляется анализ рабочей программы воспитания в школе. Это происходит внутри учебного заведения силами самих педагогов. Им необходимо оценивать результаты собственной работы, чтобы иметь возможность вносить в нее коррективы. В этом разделе указываются направления анализа, прописываются его методы.
Объектами анализа могут быть воспитание, социализация и саморазвитие школьников, а также организация совместной деятельности учеников и педагогов. Очевидно, для того, чтобы анализ был возможен, в школе должна быть организована полноценная разноплановая воспитательная работа, дающая результаты.
Включение вариативных модулей в программу обусловлено ресурсами самого образовательного учреждения – кадровыми и материальными. При выборе модулей специалисты учитывают следующие условия:
- степень соответствия модуля текущей деятельности школьников и педагогов;
- степень его значимости для школьников и учителей;
- в модуле присутствует то, чего нет в обязательных модулях программы.
Советы по разработке рабочей программы воспитания в школе
Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания и созданы методические рекомендации по разработке программ самими школами. Рассмотрим основные пункты этих рекомендаций.
- Необходимо создать команду, которая будет работать над программой. Ни один школьный специалист не сможет сделать это в одиночку. В группу должен входить заместитель директора учебного заведения по воспитательной работе, можно пригласить туда заинтересованных педагогов, а также глав родительского и ученического советов.
- Важно определить цели и задачи программы воспитания. Это та основа, на которой будет выстраиваться весь документ и работа с детьми в школе. В каждом учебном заведении они могут быть уникальными, несмотря на общую для всех школ генеральную линию. Ведь социально-экономические условия жизни отличаются от региона к региону. Структура программы может быть аналогична той, что представлена в примерной программе.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
- Следует сформировать своего рода банк, в котором будут храниться идеи педагогов в отношении улучшения воспитательного процесса. Конечно, в примерном плане уже присутствуют разные варианты мероприятий, но очень важно, чтобы учителя включились в работу и придумали что-то свое, исходя из личного опыта общения с учащимися и понимания обстановки в школе. Все идеи собираются в копилке, из которой потом достаются и применяются.
- Программа должна быть рабочей и адекватной текущей ситуации. Нет смысла тратить время на написание документа, который невозможно воплотить в жизнь по каким-то причинам. Реализация рабочей программы воспитания в школе должна быть одной из приоритетных задач руководства.
5 ошибок в разработке рабочей программы воспитания
Составлять программу ради программы
Одна из проблем российского образования и не только – бюрократия, которая заставляет специалистов подходить к составлению документа исключительно с позиции одобрения ее вышестоящим руководством. Программу делают объемной, наполняют ее огромным количеством материалов, чтобы создавалось ощущение глобальной работы.
По большому счету смысл документа не в количестве страниц, а в содержании, которое нередко хромает. Задача составителей – создать план по-настоящему полезной и результативной воспитательной работы, а не просто сдать отчет.
Рабочая программа воспитания в школе в 2022 году – это не объемный талмуд для начальства, а краткая и полезная инструкция, руководство к действию. Она должна быть удобной для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса.
Источник: solncesvet.ru