Что является важнейшим условием выбора музыкального материала для изучения программы школьниками

Кожина, А. Д. Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка / А. Д. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76899/ (дата обращения: 17.06.2023).

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: музыкальная наглядность, использование песенного материала, критерии отбора песен, процесс обучения иностранному языку.

Одной из наиболее интересных, важных и актуальных проблем в области методики преподавания иностранных языков является обучение детей разных возрастов с использованием песенного материала на иностранном языке. Песенный материал является важным элементом любого языка, чем и может быть объяснено столь пристальное внимание к нему. Что не менее важно, песня являет собой отличный способ вызвать повышенный интерес как по отношению к культуре страны изучаемого языка, так и к самому языку. Использование песенного материала на уроке иностранного языка позволяет, кроме того, эффективно организовать активизацию и повторение языкового материала.

Что есть у музыки. Свойства музыкальных звучаний.

Необходимым умением при подготовке к работе с песней на уроке иностранного языка выступает умение отбирать песенный материал, подходящий для конкретной цели и задачи урока, необходимых к выполнению. Кроме того, важным и значимым является замечание о том, что в принципе не все песни относятся к той категории песенного материала, который может быть использован в стенах класса.

Для целостного понимания картины теоретической базы применения песни на уроке немецкого языка необходимо провести анализ целей и задач, которые преследует применение песенного материала на уроке. Любая педагогическая деятельность должна иметь под собой определенную цель, быть оправданной с методологической точки зрения, иметь определенные научные обоснования своего применения. Именно поэтому крайне важной задачей данного этапа исследования видится дефиниция целей, а также задач, которые воплощаются при использовании песенного материала на уроке иностранного языка, в том числе и на уроке немецкого.

К. Пайк утверждает, что во время начального этапа обучении интонации иностранного языка, определение правильности тона представляет непростую задачу для ученика [Pike 1975: 79] Именно поэтому его методологическое предложение включает в себя не только распевание интонаций, но и воспроизводство их на музыкальном инструменте, что может стать хорошим началом для последующего овладения особенностями иностранной интонации.

Введенное А. И. Николаевой [Николаева 1999:7] понятие «музыкальный стиль», связанное с такими категориями языка, как текст и контекст. Автор исследования утверждает, что механизмы восприятия и воспроизведения слова, в частности и музыкальной интонации как единства с последующим вниканием в их смысл, а также пониманием создаваемого текста, могут быть представлены в качестве аналогичных. Ученый убеждена, что этот единый механизм позволяет воспринимать слово, фразу и текст как целостность с единственным различием в масштабе.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ: ПОШАГОВАЯ СХЕМА

В качестве дополнения к развитию музыкальных навыков пение оказывает положительное влияние на здоровье ребенка, так как улучшает дыхательную функцию его организма. Исследователь М. Л. Лазарев [Лазарев 1997:57] отмечает, что вокальная активность содействует эмоциональной «саморегуляции» организма, что может стать первым уверенным шагом на пути выздоровления. Этот тип активности способен сочетать в себе все оздоровительные действия, придать им ритм, последовательность, целостность и, что не менее важно, эстетическую форму. Эмоции тесно связаны с дыханием. Это значит, что пение, оказывая влияние на дыхание с помощью музыкальной фразы, моделирует эмоциональное состояние ученика, что, в свою очередь, имеет огромное влияние на эффективность процесса обучения иностранному языку.

Как и любое иное произведение искусства, песня имеет коммуникативную функцию, что означает передачу получателю при ее посредничестве содержания, заложенного автором. Несмотря на аналогию целей, песенный и лингвострановедческий материал имеют и различия. В то время как последний, будучи представленным в текстовой форме, направлен, в большей степени, на информирование читателя (слушателя), что обуславливает его влияние на интеллект и память, песня как страноведческий материал влияет на эмоции человека и его образно-художественную память.

Посредством привития ученикам любви к иностранной культуре, знакомства их с миром духовных ценностей других народов педагог разрешает задачу развития культурного компонента в составе языковой личности ученика. Это проявляется в активизации их ассоциативно-образного мышления в направлении иноязычной культуры.

В песне находит свое воплощение душа народа, его культура, а педагог, в свою очередь, выступает в качестве посредника в учебном процессе, стимулятора познавательной деятельности учеников.

Таком образом, в качестве целей и задач обучения немецкому языку с использованием песенных материалов выступает, с одной стороны, развитие артикуляционных и интонационных речевых навыков у ребенка; с другой — нормализация состояния его здоровья, улучшения эмоционального фона в классе.

В частности, можно выделить и следующие задачи:

  1. развитие аудитивных навыков;
  2. развитие навыков произношения;
  3. развитие навыков грамматики;
  4. развитие речевых умений;
  5. пополнение активного вокабуляра;
  6. знакомство учеников с элементами иноязычной культуры.

Однако, для того, чтобы песня оказала необходимое положительное влияние, следует придерживаться конкретного алгоритма в процессе ее тщательного отбора.

Используемая на уроке музыка должна прийтись по вкусу той аудитории, на которую она ориентирована, то есть ученикам. Следует выбирать современную, живую музыку. В том случае, если выбранная песня будет обладать запоминающимся мотивом и словам, ученики будут петь ее не только в школе, но и ради собственного удовольствия за ее пределами, что в свою очередь, несомненно, даст положительный эффект в виде запоминания грамматических конструкций и лексических единиц, использованных в песенном тексте. Такой способ запоминания материала является куда более действенным, поскольку последний не «выпадает» из головы по завершении урока, но устойчиво запоминается.

Очевидным является тот факт, что в случае, когда учитель в процессе выбора песни для урока руководствуется современными предпочтениями своих учеников, мотивация последних значительно возрастает, проявляется интерес к уроку. Впрочем, отнюдь не любой музыкальный материал, способный представить интерес для ребенка школьного возраста, может быть использован в стенах класса. В процессе отбора материала, предназначенного для достижения образовательных целей, необходимо принимать во внимание следующие критерии:

  1. аутентичность (работа с аутентичными материалами дает детям возможность прикоснуться к иной национальной культуре; кроме того, подобного рода материалы отвечают лингвострановедческим целям обучения и эффективно воздействуют на мотивацию ребенка в классе);
  2. положительное эмоциональное воздействие на ученика (следует выбирать песенный материал таким образом, чтобы он положительно влиял как на мотивирующую, так и на эмоциональную составляющую личности ребенка, создавал комфортную атмосферу общения ученика и преподавателя);
  3. соответствие интересам и возрасту (песенный материал, привлеченный к использованию на уроке должен освещать те проблемы, которые являются актуальными для молодежи; в случае несоблюдения данного критерия, положительный эффект от работы с музыкой будет в значительной степени нивелирован, даже несмотря на высокую лингвистическую, художественную, методологическую и географическую ценность избранного материала);
  4. методологическая ценность для развития и совершенствования навыков в соответствии с программой обучения (один из основных критериев, преподавателем должны быть выбраны такие песни, текст которых соответствует тематике урока, содержит в себе ранее пройденный лексический материал, представляет новые слова в доступном и понятном формате контекста; кроме того, усвоение новых лексических единиц может быть в значительной степени упрощено посредством четкости ритма и рифмы в тексте используемой песни).

Для сочетания аудио- и видеоэффекта могут быть применены видеоклипы. Данный вид учебных материалов обладает собственной спецификой, что обуславливает необходимость основательного подхода к его отбору. К критериям отбора видеоматериалов к уроку относятся:

Читайте также:
Самая лучшая программа для ускорения игр

В качестве элементов видеоклипа, оказывающих дополнительный положительный эффект следует упомянуть:

  1. присутствие исполнителя в кадре (его артикуляция способствует лучшем пониманию текста песни со стороны ученика);
  2. культурологический фон (в случае, когда видеоролик демонстрирует реалии иноязычной культуры, как-то: традиции и обычаи, это положительно сказывается на процессе учения);

Исходя из совокупности перечисленных выше фактов, следует сделать вывод о том, что подбор музыкального материала для урока является серьезной методологической деятельностью, не исключающей свои трудности. При отборе песенного материала следует учитывать целый комплекс критериев, соблюдение которых является ключевым фактором для эффективности применения песни на уроке

  1. Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). — М., 1954.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2004
  3. Граф Т. А. Роль песен в обучении немецкому языку при формировании фонетических, лексических и грамматических навыков учащихся / Т. А. Граф // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2014. — № 32. — С. 231–297.
  4. Замарина С. Ю. Использование музыки на уроке иностранного языка / Замарина С. Ю. // Психология и педагогика: методика и проблемы. — 2016. — № 36. — С. 165–183
  5. Дегтерева Т. А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.
  6. Комарова Ю. А., Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов / Ю. А. Комарова, А. Бирюлина // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 4. — С. 41–46.

Основные термины (генерируются автоматически): песенный материал, иностранный язык, урок, иноязычная культура, материал, музыкальная наглядность, музыкальный материал, немецкий язык, положительный эффект, стен класса.

Источник: moluch.ru

Музыкальный материал: основания отбора и систематизации

Музыкальный материал является основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, музыкальных знаний и обретения навыков творческой самореализации в музыкальном искусстве. В различных программах музыкальный материал представлен списком конкретных произведений, обращение к которым направлено на знакомство детей:

— с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;

— различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

— средствами музыкальной выразительности и их ролью в создании музыкального образа;

— музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами, ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами.

Музыкальный материал программ «Музыка» содержит инструментальные, вокальные, инструментально-вокальные произведения русских композиторов (М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А. П. Бородина, П.И.Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова,

1 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская ГП Сергеева Т.С.Шмагина. — М., 2010. — С. 5.

2 Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Музыкальное искусство: Записная книжка музыканта: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2004.

С.В.Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Р.К.Щедриа и др.), зарубежных (И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф Шуберта, Ф.Шопена, Э.Грига, К.Дебюсси и др.), народные Пени (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Г.Гладкова, Е.Крылатова, В.Шаинского и др.), песни бардов (В.Высоцкого, С.Никитина и др.).

Основными критериями отбора при этом для составителей программ являются следующие ориентиры:

— высокий уровень художественных достоинств;

Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет психолого-возрастных особенностей детей.

Принцип выбора учебного материала согласуется с тематизмом программ.

Например, составители программы «Музыка» под ред. Д. Б. Кабалевского в 4-й четверти 3-го класса в теме «Построение (формы) музыки» предлагают для слушания произведения одночастные («Вечер» В.Салманова), двухчастные («Песня Сольвейг» из музыки Э, Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), трехчастные (Ария Ивана Сусанина из IV действия оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки), и форме рондо («Спящая княжна» А. П.Бородина) и др.

Аналогичная взаимосвязь тематизма и музыкального материала прослеживается в других программах для начальной школы. Например, в 4-й четверти 2-го класса, согласно программе «Музыка» Алеева, Науменко, Кичак, на уроке по теме «Тембры-краски» рекомендуется обращение к фрагментам следующих сочинений: «Страдания Иисуса», № 7 из органного цикла «Рождество господне» О. Мессиана, I часть Итальянского концерта (в клавесинном исполнении), Прелюдия ре мажор, соч. 23 № 4 С.В.Рахманинова (фортепиано), Вариация 1 из цикла «Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для молодежи)» (соло арфы), Симфония № 7, I часть, заключительная партия (соло колокольчиков).

Количество предлагаемых программами произведений специально дается авторами-составителями в несколько большем объеме, что позволяет учителю в соответствии с принципом вариативности выбирать тот материал, который отвечает уровню музыкального развития отдельного класса.

Наряду с примерным музыкальным материалом, предназначенным для музыкально-слушательской деятельности, перечень рекомендуемых произведений включает вокально-хоровой репертуар. Основаниями отбора вокально-хорового репертуара являются следующие критерии:

— соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей с целью охраны здоровья детского голоса;

— адекватность психическим особенностям учащихся;

— высокий уровень художественных достоинств;

— небольшие объемы ввиду непродолжительности произвольного внимания младших школьников;

— образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;

Рассмотрим на примере программы «Музыка», разработанной коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского, предлагаемый учителю вокально-хоровой репертуар для работы с детьми второго года обучения:

«Уж как шла лиса», русская народная прибаутка;

«Не летай, соловей» русская народная песня;

«Букварь», грузинская народная мелодия, русский текст В. Викторова;

«Белочка» З.Левиной, сл. Л.Некрасовой;

«Песня о школе» Д.Кабалевского, сл. В.Викторова;

«Колыбельная» («Гуленьки, гуленьки») А.Лядова, сл. народные;

«Веселый музыкант» А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.

Анализируя программный список, нетрудно заметить, что он включает в себя как образцы фольклора, так и композиторские сочинения. Среди композиторов в предлагаемом списке представлены различные школы — классическая школа XIX века и современная школа композиторского письма.

Предлагаемые программой песни соответствуют возрастным особенностям младших школьников: сенсорно-перцептивной потребности учащихся, предполагающей отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, чувственное впечатление. Кроме того, предлагаемый репертуар адекватен певческим возможностям детей, тем самым изначально способствуя охране детских голосов. Песни подвижные соседствуют с песнями напевными и плавными. Некоторое преобладание последних объяснимо певческой задачей научить детей петь «связно», «протяжно», что в сути своей характерно для отечественной певческой культуры в целом.

Программный репертуар каждого года обучения предполагает усложнение задач вокально-певческой работы: постепенное расширение диапазона детского голоса, объема певческого дыхания, совершенствование слухового контроля учащихся.

На определенном этапе наряду с одноголосными песнями авторами программ рекомендуются двухголосные сочинения (русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», эстонскаяНнродная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»), н тмкже каноны (русская народная песня «Со вьюном я хожу»; Французская народная песня «Пастушья», норвежская народная песня «Камертон» и др.).

Выбор авторами программ вокально-хорового материала согласуется с тематикой уроков. Так, согласно программе Алеева, Науменко, Кичак, на уроке по теме «Озорные частушки» (1-я четверть, 2-го класса) предлагается разучить с детьми «Частушки» Т.Попатенко, сл. М. Кравчука, «Мальчишечьи куплеты» на музыкальную тему «Тамбовские припевки», слова народные.

На уроке «Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига» (2-я четверть 4-го класса) — «Заход солнца» Э. Грига на сл. А. Мунка.

Учитель вправе самостоятельно выбирать вокально-хоровой репертуар. Например, в программе «Музыка» О.С.Нечаевой предлагается в 3-й четверти 1-го класса (тема «Мир общения: 111 о такое музыкальная речь?») познакомить детей со средствами музыкальной выразительности. Ни сколько не нарушая предлагаемой автором программы тематики, учитель может обратиться к песням Г.А.Струве из цикла «Песенки-картинки» на слова В. Викторова («Тихая песенка», «Громкая песенка», «Веселая песенка», «Грустная песенка», «Быстрая песенка», «Медленная песенка»), ясно и доступно раскрывающие младшим школьникам значение лада, темпа, динамики в музыке.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как на компьютере отсутствует Steam api64 dll Call of Duty

Выученные на уроках музыки песни и хоровые произведения явятся украшением школьных праздников и концертов. Например, песни из цикла «Несколько вредных советов» В. Самарина на сл. Г. Остера 1 могут прозвучать в школьном юмористическом празднике «Ералаш», песня «Три белых коня» Е. Крылатова на сл. Л.Дербенева 2 на новогоднем празднике «Здравствуй, здравствуй, Новый год!».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проанализируйте примерный музыкальный репертуар ныне действующих программ «Музыка» для организации музыкально-слушательской деятельности учащихся начальной школы. Вы заметите, что для лучшего освоения и более глубокого осмысления музыкального материала младшими школьниками некоторые произведения периодически повторяются. Проследите принцип концентрического освоения музыкального материала на примере конкретного музыкального произведения (по вашему выбору), заполните табл. 6.

1 Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся. В 4 вып. / сост. Л. И. Уколова, М.С.Осеннева. — М., 2005, вып. 2. — С. 96—101.

2 Там же. — С. 68-70.

1. Обратившись к Хрестоматиям музыкального материала, познакомьтесь с предлагаемым авторами программ вокально-хоровым репертуаром и проанализируйте его в соответствии с профессиональной позицией Б. С. Рачиной.

«Выбор репертуара определяется следующими критериями:

1) пониманием законов музыкально-певческого развития детей и умением предугадывать динамику этого развития:

— соответствием содержания произведения возрасту детей;

— подчинением репертуара учебно-воспитательным задачам;

— развитием музыкального вкуса, развитием музыкального кругозора учащихся;

— обеспечением посредством правильного выбора репертуара целенаправленного развития мышления, внимания, памяти детей, их эмоциональной отзывчивости на музыку;

2) развитием разных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием:

— рассмотрением музыкального произведения с точки зрения интонационного языка, выразительности и вокальности мелодии, диапазона, лада, особенностей гармонии, аккомпанемента и сочетания его с мелодией, своеобразия метроритмической структуры произведения с точки зрения соответствия возможностям детей разного возраста;

— соответствия тембровой стороны партитуры, тесситуры, штрихов, динамики, особенностей вокальной орфоэпии, уровню овладения певческими и хоровыми навыкамиметодике работы хормейстера;

— соотношением музыкального материала внутри программы по жанрам, стилю, темам;

3) соответствием репертуара методике работы хормейстера:

соотношением произведений различного уровня сложности: (цельно петь и легкие, и трудные, и посильные произведения; соблюдением равновесия художественных и технических задач» 1 .

2. Кабалевский утверждал, что музыкальные произведения, включенные и программу, надо рассматривать лишь как примеры, поясняющие тип характер и степень сложности музыки, которая может быть привлечена к данному уроку. «Знания и опыт учителя подскажут ему, какие произведения он может включить в уроки взамен указанных в программе»2.

Познакомьтесь с примерным музыкальным материалом программы «Музыка» и составьте альтернативный список произведений для музыкально-слушательской деятельности в процессе изучения учащимися конкретной темы.

3. Познакомьтесь с фонохрестоматиями музыкального материала.Записи каких выдающихся исполнителей и исполнительских коллективоввключены в фонохрестоматии в целях знакомства младших школьником с отечественным и зарубежным исполнительским искусством?

1 Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб., 2007. – С. 175-176.

2 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 кл. под рук. Д.Б. Кабалевского. – М..

2006. – С. 11.

Глава 4

Источник: megaobuchalka.ru

Методическое сообщение «Принцип подбора репертуара в развитии музыкальных способностей учащихся».

Не секрет, что учебный процесс в ДШИ должен быть организован таким образом, чтобы содействовать развитию у учащихся любви к музыке и расширению их обще-музыкального кругозора в целом.

Задача педагога ДШИ на этом этапе состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью

Скачать:

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Музыкальная академия

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

Батюта Елены Алексеевны

Принципы подбора репертуара для развития

музыкальных интересов учащихся ДШИ

Не секрет, что учебный процесс в ДШИ должен быть организован таким образом, чтобы содействовать развитию у учащихся любви к музыке и расширению их обще-музыкального кругозора в целом.

Задача педагога ДШИ на этом этапе состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании или танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.

В основе владения любым инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание (слух) ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться обще-музыкальное воспитание ученика.

Одна из важных особенностей музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.

Основа работы в музыкальных школах и школах искусств – индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика, — и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, навыков, приемов исполнительской работы.

Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДШИ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе. При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.

Программа каждого ученика — музыкальная пища растущего организма — должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые, и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения, расширяющие его музыкальный кругозор, воспитывающие его вкус, помогающие ему всесторонне развивать владение инструментом.

О значении подбора репертуара учащимся А.Б. Гольденвейзер пишет следующее: “Какую литературу давать детям? Надо давать хорошую музыку. Есть целый ряд произведений в детской классической литературе, вроде сонатин Клементи, легких произведений Баха и т.п., есть немало хороших произведений более поздних композиторов, есть много ценного у русских, советских авторов, которые создали большую детскую литературу, — достаточно указать на Чайковского, Майкапара, Гедике и многих других. Если исполнитель очень склонен к классической музыке, надо давать ему современный репертуар, если он склонен к современному репертуару, ему надо давать классическую музыку.”

Среди педагогов встречаются сторонники “классического” воспитания детей, которые рассуждают: “Зачем ученикам современная музыка, если есть Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Чайковский”. Репертуар ученика должен быть стилистически разнообразным. Искусственное отгораживание от сложившихся творческих школ ни к чему хорошему не приведет. Любой репертуарный комплекс без современной музыки будет обедненным и неполноценным.

Репертуарный комплекс должен охватывать произведения различных стилей, жанров и периодов — от старинной до современной музыки.

Л.Баренбойм в своих трудах утверждал, что: “Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая её.”

Читайте также:
Victoria описание как работать с программой

По мнению многих педагогов, умело составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта

Главными критериями выбора репертуара являются :

— художественная ценность произведения, где основные составляющие этого понятия — глубина содержания и совершенство музыкальной формы;

— доступность, трактуемая как динамично развивающееся понятие, отражающее исполнительский уровень конкретного учащегося”.

Важность правильного выбора при обучении игре на фортепиано признаётся всеми педагогами. О требованиях к его подбору написаны многочисленные пособия, методические разработки и теоретические труды.

Т.Б. Юдовина-Гальперина считает, что “репертуар для начального обучения должен отвечать “логике усвоения ребенком материала”, что должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, что музыка, “строго и сурово” отобранная для обучения, должна быть “пусть самой простой, но талантливой”.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

ВЫВОД: наряду с традиционными программными требованиями составления репертуара, педагогически целесообразно включать в репертуар и произведения, способствующие сохранению мотивации музицирования учащихся, даже если они выходят за границы программных требований.

Отношение обучающегося к музыке — мотив для занятий ею сегодня, но многие педагоги скорее ориентируются в своей работе на освоение инструмента, чем на освоение языка музыки. Такая позиция является основной причиной того широко распространенного явления, что подавляющее число выпускников музыкальных школ так и не приобщились к музыке за время обучения.

Направления работы педагога в решении этой проблемы :

  1. Определение музыкальных познаний, пристрастий ученика, как отправной точки для его дальнейшего индивидуального развития.
  2. Целенаправленная работа педагога с учеником над освоением музыкального языка – образного содержания и структурного строения произведений, направлений, стилей, жанров, различных форм и т.д. Мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. С расширением круга музыкальных интересов, формированием вкуса ученика, музыка становится частью его внутренней, духовой жизни; он уже не только занимается на инструменте, но и слушает музыкальные записи, посещает концерты.
  3. Нормальным можно считать положение, при котором уровень освоения музыкального языка, а, следовательно, и уровень музыкального мышления несколько опережает инструментальное, техническое развитие учащегося. Мотивация занятий в таких случаях носит духовный характер и способствует оптимальному развитию всех процессов становления юного музыканта.
  4. Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

  1. Увлеченность музыкой:

а) Освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса.

б) Доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар.

в) Слушание музыки в концертах, записях, игра педагога.

г) Выступления на концертах, перед классом, родителями.

д) Игра в ансамбле, коллективные занятия.

  1. Контакт ученика и педагога:

а) Заинтересованность и благожелательность педагога.

б) Уважение к ученику, желание понять и изучить его личность.

в) Общение с учеником на самые различные темы.

г) Внеклассная работа.

  1. Психологические аспекты мотивации:

а) Работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней.

б) Поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, творческого самовыражения.

в) Использование педагогом факторов, стимулирующих занятия: самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших учеников игрой продвинутых старших.

г) Поощрение ученика.

  1. Работа с родителями :

а) Родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его присутствие на уроках необходимо.

б) Заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная домашняя атмосфера, повышающая интерес ученика к занятиям, поднимающая их престижность.

  1. Любовь к своему инструменту .

Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика, так как создающиеся благоприятные психологические предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.

Факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой :

а) Авторитарные методы преподавания не способствуют развитию личностных качеств ученика, лишают ученика возможности самовыразиться, проявить творческую инициативу.

б) Равнодушие. Возникающая у ученика антипатия к педагогу может легко перерасти в аналогичное чувство к музыке, инструменту.

в) Форсированное обучение. Обычно является следствием амбиций педагога, его желанием показать себя. Не справляющийся с объемом и сложностью заданий теряет уверенность в себе.

г) Формализованное отношение педагога к программным требованиям ДШИ.

Тот факт, что занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно и очень интересное, ученик должен понять как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укрепилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем обществе. Профессионализм педагога, участие родителей, создание художественной атмосферы в классе, а также посещение концертов, просмотры музыкальных передач по телевидению, прослушивание записей – все это должно способствовать формированию заинтересованного отношения учащихся к музыке, осознанию её как значительного явления в духовной жизни людей. При таком подходе музыка может стать неотъемлемой частью жизни ученика.

ВЫВОД: репертуар– важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке, что, безусловно, не оспаривается никем из педагогов-музыкантов.

Традиционные требования составления репертуара ориентированы лишь на высокохудожественные, классические образцы музыкальных произведений, что заведомо оказывается за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся. Вместе с тем, ряд авторов, такие как И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования, как:

  1. Доступность как по содержанию, так и по средствам выразительности.
  2. Игра в ансамбле, коллективные занятия.
  3. Общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся.
  4. Обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся.

Таким образом , целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся ДШИ.

И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. –М.: Музыка, 1971.
  2. Амонашвили Ш А. Школа жизни. –М., 1996.
  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1969.
  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. –Л., 1973.
  5. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1974.
  6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М., 1972.
  7. Корнилова Т.Н. Диагностика мотивации и готовности к риску.- М.: «Институт психологии РАН», 1997.- 232с.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.- 288с.
  9. Милич Б. Воспитание ученика- пианиста.- М.: КИФАРА, 2002.
  10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1958.
  11. Осеннева М.С.,Безбородова Л.А.Методика музыкального воспитания младших школьников. –М.: Академия, 2001.- 368с.
  12. Психология и педагогика. Учеб. Пособие /Под ред.А.А.Бодалева, в.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. –585 с.
  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.: Академия, 1998.- 288с.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М. 1984.
  15. Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
  16. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.–М.: Просвещение,1984- 176с.
  17. Черная М.Р. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. _ Тверь: Твер. гос. ун-т., 2002. -76с.
  18. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности.- Ярославль, 1991.
  19. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.- М., 1986.
  20. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. –М.: Советская Россия, 1960.
  21. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз или я – детский педагог. СПб.: Союз художников, 2002.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru