Что является средствами осуществления программы по развитию речи у детей

Содержание

Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 25.06.2023).

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА!

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].

3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.

5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3].

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).

Во второй младшей группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).

В старшей и подготовительной группах:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].

Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами» [5].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
  3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  4. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
  5. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
  6. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6
  7. Школа сказок. http://www.trizminsk.org
Читайте также:
Как работать в программе опен документ

Основные термины (генерируются автоматически): средство общения, правильная речь педагога, ребенок, речевое развитие, формирование речи, возрастная группа, детская литература, дошкольный возраст, монологическая речь, речевое взаимодействие.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Важным условием развития монологической речи детей является формирование

Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Особенности развития монологической речи современных.

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах.

Консультация для педагогов «Развитие связной. »

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Вспомним виды речи. Разговор двух или нескольких лиц называется

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Публикация «Консультация „Основные направления и средства речевого развития детей“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.

• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

Читайте также:
Какие есть кассовые программы

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ :

— Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

— Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

— Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

— Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Источник: www.maam.ru

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

11 мая 2021 Иголкина Наталья Анатольевна
7131 267 0 0

Содержимое публикации

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей .

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка . От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка , при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка , его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе .

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная , богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития .

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия , наблюдения, экспериментальную деятельность , речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности .

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности .

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности .

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей .

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка .

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников .

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность . Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности . Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность , детей дошкольного возраста — игровая деятельность .

Для развития речи используются разнообразные средства :

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях ;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) .

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение . Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения . Она не возникает из самой природы ребенка , а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка . Противоречия , возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка , к овладению им все новыми средствами общения, формами речи . Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым , которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи , они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах .

Читайте также:
Как проверить растяжение цепи ГРМ через программу

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

«Кто к нам пришел?» , «Назови свое имя» , «Мяч по кругу» , «Паровозик дружбы» , «Прокати мяч и назови» , «Да-да и нет-нет» , «Найди себе пару» , «Поздоровайся!» , «Нужно делать так!» , «Подари улыбку другу» , «Узнай по голосу»

В группах имеются картотека «Развитие навыков общения» , где представлены эти и другие игры.

Развитие речи и игровая деятельность

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи . В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи . Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности , вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи , художественно-речевой деятельности .

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей .

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его , придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций , поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь .

Развивать речь ребенка , не включая ее в какую-либо деятельность , невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка , не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно , так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей .

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи :

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности , способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи , учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи :

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника ;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи ;

— развитие ладового чувства , музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь : разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Одним из основных средств речевого развития является обучение . Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду ».

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей .

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей . Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения , которые трудно сформировать в других видах деятельности .

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве , самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило, при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например : 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада . Это объясняется самой природой речевой деятельности . Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи .

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru