Выберите наилучший ответ на каждый из следующих вопросов или дополните предложения. Правильные варианты ответов приведены в конце раздела.
1. Что является основным предметом биомеханики?
a. изучение структуры движения
b. изучение техники движения
c. изучение временных и силовых характеристик движения
d. изучение эффективности движения
2. Прикладная биомеханика изучает:
a. взаимодействие тела с окружающей средой
b. связь кинематических и динамических характеристик движения
c. роль сил в движении человека
d. движения человека в особых условиях
3. Биомеханика физических упражнений изучает:
a. линейные движения
b. вращательные движения
c. статику движения
d. динамику движения
e. статику и динамику движения
4. Что нового привнес Н.А. Бернштейн в развитие биомеханики?
a. маятниковую теорию
b. теорию управления движением
c. теорию мышечного сокращения
d. теорию акцептора действия
Физическая культура 7 класс (Урок№17 — Способы двигательной деятельности. Легкая атлетика.)
5. Кто из ученых доказал, что спинной мозг не только способен генерировать локомоторные движения, но и обладает свойством тренируе-мости?
d. Ю.П. Герасименко
6. Что вносит лимбическая система в управление движением?
7. Что является двигательной программой?
а. невральная сеть, которая может генерировать соответствующую поведению схему выходного сигнала в отсутствии внешних стимулов
b. копия центральной команды, подаваемая из двигательной зоны коры головного мозга назад в супрасегментные центры
c. группа мышц, которая вынуждена действовать в качестве одной единицы
d. стереотипная последовательность команд, подаваемая из спинного мозга в мышцы, чтобы вызвать конкретное поведение
8. Какая часть сенсорно-двигательной зоны коры головного мозга активна во время осуществления воображаемых движений?
a. преддвигательная зона
b. основная соматосенсорная зона
c. дополнительная двигательная зона
d. задняя теменная зона
9. Важнейшая сенсорная информация в управлении вертикальным положением тела:
d. все вышеперечисленные
10. Что такое мышечный тонус?
a. реакция мотонейронов на растягивание мышцы
b. сопротивление растягиванию, оказываемое релаксационной мышцей
c. уровень активности мышцы в состоянии покоя согласно ЭМГ
d. отношение объема мышцы к количеству сократительных белков
11. Что является основным элементом в двигательной системе?
a. твердая основа (кости)
b. подвижные соединения (суставы, сращения, сухожилия, связки)
d. мотонейроны и чувствительные нервные окончания
e. все перечисленное выше
12. При какой нагрузке большебериовая кость меньше деформируется во время бега?
13. Ремоделирование кости лучше всего осуществляется в результате:
a. систематических нагрузок
b. нагрузок большой мощности
c. статических нагрузок
d. отсутствия нагрузок
14. Чем объяснить понижение прочности костей космонавтов после пребывания в космосе?
Двигательные центры мозга — Вячеслав Дубынин
a. снижением пьезоэлектрических потенциалов
b. уменьшением фактора безопасности
c. развитием остеопороза
d. повышенной деминерализацией
15. Сухожилия и связки состоят главным образом из:
16. Какое свойство сухожилий и связок влияет на их зависимое от скорости сопротивление растяжению?
17. Как называется процесс смазки, при котором смазывающее вещество разделяет соприкасающиеся суставные поверхности?
b. граничное смазывание
c. жидкостное гидродинамическое смазывание
d. вязкое смазывание
18. Что из приведенного ниже не является свойством мышцы?
d. сократительная способность
19. Чему в среднем равна константа мышечного (удельного) натяжения?
20. Мышечное усилие складывается из:
a. суммы потоков эфферентной импульсации
b. разности мембранных потенциалов
c. произведения удельного натяжения на площадь поперечного сечения мышцы —
d. отношения удельного натяжения к площади поперечного сечения мышцы
21. Какой компонент не относится к одному из трех классов нейронов?
d. чувствительное нервное окончание
22.0 чем сигнализируют сухожильные органы?
a. об изменении длины мышцы
b. о мышечной силе
c. о локальном давлении на кожу
d. о смещении сустава
23. Сколько имеет степеней свободы движения, совершенно свободное тело?
24. Какой компонент движения не характерен для бедренного сустава?
d. внутренне-внешнее вращение
25. Какой тип двигательных единиц образует наибольшую величину силы?
26. Многосуставные мышцы в открытых кинематических цепях, действуя совместно:
a. всегда вызывают сопутствующие движения
b. не могут вызвать сопутствующих движений
c. могут вызвать сопутствующие движения
27. Что из нижеперечисленного не отражает существа общего центра тяжести тела?
a. точка, к которой приложена равнодействующая всех сил тяжести частей тела
b. точка, во все стороны от которой силы тяжести взаимно уравновешиваются
c. точка, во все стороны от которой силы тяжести не одинаковые
d. точка, вокруг которой равномерно распределены все части тела
28. Какое физическое явление лежит в основе метода измерения силы?
b. электромагнитная индукция
c. эффект Допплера
29. Что из перечисленного ниже не описывает кинематики движения?
30. Когда скорость имеет максимум, каким будет ускорение?
31. Что не является единицей измерения ускорения?
32. К динамическим характеристикам не относится:
b. темп движения
d. сила тяжести тела
33. Мерой вращательного действия силы на тело является:
a. центростремительная сила
b. момент количества движения
34. Что не влияет на силу лобового сопротивления среды?
a. Миделево сечение
c. коэффициенты ламинарного и турбулентного потоков среды
d. плотность среды
e. скорость среды относительно объекта
35. Что произойдет с работой силы трения при уменьшении нормального давления?
c. останется без изменения
36. 3а счет чего происходит накапливание потенциальной энергии?
c. перемещения ОЦТ ближе к горизонтальной плоскости
d. поддержания равновесия тела
37. Эффективность приложения сил рассчитывается из:
a. произведения полезной и затраченной работы
b. разности между затраченной и полезной работой
c. отношения полезной ко всей затраченной работе
d. отношения всей затраченной работы к полезной
38. Какой самый лучшим синонимом термина «результирующее усилие мышц»?
a. результирующий вращающий момент мышц
b. результирующее действие мышц
c. равнодействующее усилие мышц
d. общее усилие мышц
39. Что является наилучшим определением устойчивости тела?
a. механическое равновесие
b. восстановление равновесия после возмущения
c. максимальное опорное основание
d. неподвижная система, которая не перемещается
40. Какие переменные влияют на способность мышцы использовать накапливаемую упругую энергию?
a. имеющаяся химическая энергия
b. время между эксцентрическим и концентрическим сокращениями
c. скорость растяжения
d. величина растяжения
41. Стартовые действия направлены на:
a. развитие максимальной силы отталкивания
b. быстрейший переход от покоя к наибольшей скорости движения
c. развитие момента силы тяжести
d. достижение уравновешенности горизонтальной и вертикальной составляющих
42. Вращающий момент создается за счет силы тяжести тела и реакции опоры, когда:
a. вертикальная составляющая опорной реакции не проходит через ОЦТ
b. вертикальная составляющая опорной реакции проходит через ОЦТ
c. нет правильного ответа
43. Начальное вращение тела может быть создано и вне опоры, за счет:
b. мышечной тяги
c. смещения ОЦТ тела
d. изменения момента инерции
44. При каких локомоциях возникает безопорное положение тела?
b. ходьба на лыжах
c. бег на коньках
d. бег в легкой атлетике
45. Какой оптимальный угол отталкивания в прыжках в длину?
46. Какую положительную роль играет уменьшение горизонтальной составляющей реакции опоры в прыжках в высоту с разбега?
a. ускоряет продвижение тела вперед
b. тормозит продвижение тела вперед
c. увеличивает силу инерции
d. уменьшает силу инерции
47. Что обусловливает ускорение тела при спортивном плавании?
a. движущие силы
b. тормозящие силы
c. инерционные силы
d. разность сил движущих и тормозящих
48. Что является основной мерой ударного взаимодействия?
b. момент импульса сила
49. Чем существенно отличается бросок и толчок?
a. целью изменения количества движения снаряда
b. проксимально-дистальнои последовательностью активности сегментов тела
c. жесткостью конечности
d. длительностью контакта
50. Какое воздействие не обеспечивается в результате повышения температуры тела, обусловливаемого разминкой?
a. увеличение тиксотропности
b. увеличение растяжимости соединительной ткани
c. увеличение мышечного кровотока
d. снижение мышечной вязкости
51. Разминка показала повышение мышечной температуры и, следовательно, увеличение образования энергии. Почему?
a. возрастает Vmax
b. упражнения на растягивание повышают гибкость
c. увеличивается время пол у релаксации
d. уменьшается время сокращения
52. Какие из упражнений на развитие гибкости более предпочтительны в реабилитационных целях?
c. сочетающие растяжение с возбуждением мышц
d. фиксационно-релаксационные растяжения
53. Почему быстродействующая мышца может обеспечить образование большего количества энергии в отличие от медленнодействующей?
a. медленнодействующая мышца создает меньшее усилие
b. быстродействующая мышца характеризуется более высокой оптимальной скоростью укорочения
c. быстродействующая мышца быстрее утомляется
d. медленнодействующая мышца имеет меньшую площадь поперечного сечения
54. Какие мышцы наиболее подвержены деформации (травме)?
а. суставные мышцы
c. двусуставные мышцы
55. Правильно ли считать, что мышечное утомление — класс постоянных эффектов, ухудшающих работоспособность?
56. Какая сила сокращения мышцы от максимума не вызывает адаптивной (тренирующей) реакции?
57. Какие стимулы в большей мере влияют на количество и качество мышечной ткани?
58. Какое явление лучше всего характеризует физиологическую основу плиометрических упражнений?
a. взаимосвязь работа-энергия
b. рефлекс растяжения
c. взаимосвязь импульс-количество движения
d. последовательность эксцентрических и концентрических сокращений
59. Почему мышечная масса и сила с возрастом уменьшаются?
a. заболевания ведет к мышечной атрофии
b. мышца подвергается недостаточной нагрузке, чтобы поддерживать высокие уровни синтеза белков
c. двигательные нейроны отмирают и лишают мышечные волокна нервной иннервации
60. Какие факторы способствуют возрастному снижению способности контролировать позу?
a. пониженная функциональная способность мышечной системы
b. нарушенная способность координировать активность мышц-синергистов
c. короткий период времени латентных реакций
d. аномальный выбор сенсорной информации
1.а | 11.е | 21.d | 31. а | 41. b | 51. a |
2. d | 12. b | 22. а | 32. b | 42. a | 52. d |
3. е | 13. а | 23. с | 33. d | 43. с | 53. b |
4. b | 14. d | 24. а | 34. b | 44. d | 54. с |
5. d | 15. с | 25. b | 35. а | 45. с | 55. b |
6. а | 16. b | 26. с | 36. b | 46. a | 56. a |
7. d | 17. а | 27. с | 37. с | 47. d | 57. d |
8. с | 18. b | 28. d | 38. d | 48. a | 58. a |
9. d | 19. d | 29. а | 39. а | 49. с | 59. с |
10. с | 20. с | 30. с | 40. b | 50. d | 60. d |
Источник: studopedia.su
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Управление движениями немыслимо без согласования активности большого количества мышц. Характер этого согласования зависит от двигательной задачи. Так, если нужно взять стакан воды, то ЦНС должна располагать информацией о положении стакана относительно тела и об исходном положении руки.
Однако чтобы движение было успешным, кисть заранее раскрылась на величину, соответствующую размеру стакана, чтобы сгибатели пальцев сжимали стакан с силой, достаточной для предотвращения проскальзывания, чтобы приложенная сила была достататочной для плавного подъёма, но не вызывала резкого отрыва, чтобы ориентация стакана в кисти после захвата всё время была вертикальной. Таким образом, чтобы реализация движения соответствовала двигательной задаче, необходимы не только данные о пространственных соотношениях, но и сведения о свойствах объекта манипулирования. Многие из этих сведений не могут быть получены в ходе самого движения посредством обратных связей, а должны быть предусмотрены на этапе планирования. Следовательно, для осуществления движения должна быть сформирована двигательная программа. Двигательную или центральную программу рассматривают как заготовленный набор базовых двигательных команд, а также набор готовых корректирующих подпрограмм, обеспечивающих реализацию движения с учётом текущих афферентных сигналов и информации, поступающей от других частей ЦНС.
Зарождение побуждения к движению связано с активностью подкорковых и корковых мотивационных зон. Замысел движения формируется в ассоциативных зонах коры. Далее происходит формирование программы движения с участием базальных ганглиев и мозжечка, действующих на двигательную кору через ядра таламуса. За реализацию программы отвечает двигательная кора и нижележащие стволовые и спинальные двигательные центры.
Предполагается, что двигательная память содержит обобщённые классы двигательных программ, из числа которых в соответствии с двигательной задачей выбирается нужная. Программа модифицируется применительно к ситуации: однотипные движения могут выполняться быстрее или медленнее, с большей или меньшей амплитудой.
Интересно, что одна и та же программа может быть реализована разными наборами мышц. Так, почерк человека сохраняет характерные черты при письме правой и левой рукой и даже карандашом, зажатым в зубах или прикреплённым к носку ботинка. Такой межконечностный перенос навыка возможен потому, что система управления движениями является многоуровневой (уровень планирования движения и уровень его исполнения в ней не совпадают). Действительно, произвольное движение планируется в терминах трёхмерного евклидового пространства. Для исполнения этого плана необходимо перевести линейные перемещения в соответствующие угловые переменные (изменения суставных углов), определить, какие мышечные моменты необходимы для этих угловых перемещений и, наконец, сформировать двигательные команды, которые вызовут активацию мышц, дающую необходимые значения моментов.
Двигательная программа может быть реализована различными способами. В простейшем случае ЦНС посылает к мышцам заранее сформированную последовательность команд, не подвергающуюся во время реализации никакой коррекции. В этом случае говорят о разомкнутой системе управления. Подобное управление используется при осуществлении быстрых, так называемых «баллистических» движений.
Чаще всего ход осуществления движения сравнивается с его планом на основе сигналов от многочисленных рецепторов, и в реализуемую программу вносятся нужные коррекции. Это замкнутая система управления с обратными связями. Однако и такое управление имеет недостатки.
В связи с относительно малыми скоростями проведения сигналов, значительными задержками в центральном звене обратной связи и значительным временем, необходимым для развития усилия мышцей, коррекция движения по сигналу обратной связи может запаздывать. Поэтому во многих случаях целесообразно реагировать не на отклонение от плана движения, а на само внешнее возмущение ещё до того, как оно успело вызвать отклонение. Такое управление называют управлением по возмущению.
Другим способом уменьшения влияния задержек является антиципация. Во многих случаях ЦНС способна предусмотреть в двигательной программе появление возмущений ещё до их возникновения. Примечательно, что эта упреждающая «позная» активность (антиципация) осуществляется автоматически с очень короткими центральными задержками.
Роль упреждающей активности в стабилизации положения звеньев тела иллюстрирует простой пример. Если официант удерживает на ладони вытянутой руки поднос с бутылкой шампанского и рюмками, а другой человек внезапно снимет бутылку с подноса, то рука резко подпрыгнет вверх с соответствующими последствиями. Если же он сам снимет бутылку свободной рукой, то рука с подносом останется на прежнем уровне.
Дата добавления: 2016-06-05 ; просмотров: 1461 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Что является двигательной программой
. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 349 с.
В каталоге: Психология, Медицина
Прислано в библиотеку: 22021989
Важнейшим качеством многоуровневой системы управления движениями является не столько соподчинение иерархически устроенных уровней, сколько сложное разделение труда. Такое разделение обусловлено, с одной стороны, анатомическим строением этой системы, состоящей из эволюционно различных структур мозга, которые до определенной степени сохранили специфику своего функционирования, с другой стороны – необычайно сложным устройством исполнительного аппарата, его огромной размерностью. Другая особенность функционирования этой системы состоит в разделении упомянутых уровней на ведущий и фоновые (в зависимости от текущей двигательной задачи и условий ее реализации).
4. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Управление движениями немыслимо без согласования активности большого количества мышц. Характер этого согласования зависит от двигательной задачи. Так, если нужно взять стакан воды, то ЦНС должна располагать информацией о положении стакана относительно тела и об исходном положении руки.
Однако чтобы движение было успешным, кисть заранее раскрылась на величину, соответствующую размеру стакана, чтобы сгибатели пальцев сжимали стакан с силой, достаточной для предотвращения проскальзывания, чтобы приложенная сила была достататочной для плавного подъема, но не вызывала резкого отрыва, чтобы ориентация стакана в кисти после захвата все время была вертикальной. Таким образом, чтобы реализация движения соответствовала двигательной задаче, необходимы не только данные о пространственных соотношениях, но и сведения о свойствах объекта манипулирования. Многие из этих сведений не могут быть получены в ходе самого движения посредством обратных связей, а должны быть предусмотрены на этапе планирования. Следовательно, для осуществления движения должна быть сформирована двигательная программа. Двигательную или центральную программу рассматривают как заготовленный набор базовых двигательных команд, а также набор готовых корректирующих подпрограмм, обеспечивающих реализацию движения с учетом текущих афферентных сигналов и информации, поступающей от других частей ЦНС.
Источник: pedlib.ru