Что включают в себя личностные результаты освоения программы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Вебинар «Система оценки результатов освоения программы АООП…»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Образовательные результаты: общая характеристика

Источник: studfile.net

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

— определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

— в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

— при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

— понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

— выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

— высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

— объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

— учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

— учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

— учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

— учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

— сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

— классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

— учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

— учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

— называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

— слушать и понимать речь других;

— учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

— учиться оформлять свои мысли в устной форме;

— строить понятные для партнера высказывания;

— уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

— совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

— сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

— учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

— отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

— задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

— рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

Читайте также:
Программа сжатия файлов это

— конструироват ь словосочетания и предложения;

— определять количество слов в предложении;

— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

— выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

— делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

— различать звуки и буквы;

— узнавать и различать буквы алфавита;

— правильно держать ручку и карандаш;

— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

— продолжать заданную закономерность;

— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

— вести счет предметов в пределах 10;

— соотносить число предметов и цифру;

— сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

— составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

— классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

— устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

— распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

— обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

— ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе. Общая схема организации занятия (30 мин).

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

— понимать, что от него требуется в игре;
— определить, может он играть в эту игру или не может;
— определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем. ). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).

Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. м
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.(7-10мин)

Проводятся по желанию педагога.
6. Итог занятия.(3мин)
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.

Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 960 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Введение | В школу с улыбкой | Приложение | И способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики | II. Выявление степени освоения ребенком | Умения говорения | Умения чтения, слушания | Как выявить социально-личностную |

| следующая страница ==>
Функции участников программы | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.008 сек.)

Источник: mybiblioteka.su

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Аникина Л.Н. 1
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Планируемые результаты начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

ФГОС предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарт устанавливает три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальной школы в конкретизации планируемых результатов обучения в начальной школе как отражения требований ФГОС.

Проблема исследования заключается в противоречии: между необходимостью конкретизации планируемых результатов обучения младших школьников как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

Цель исследования: определить особенности планируемых результатов обучения в начальной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: особенности планируемых результатов обучения в начальной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что возможно:

– планируемые результаты, заданные ФГОС конкретизируются и уточняются в зависимости от предмета и года обучения в начальной школе;

– на каждом уроке учитель планирует достижение метапредметных, предметных и личностных результатов;

– каждое задание на уроке и каждый вид деятельности учащихся соотносится с определенными планируемыми результатами;

– достижение планируемых результатов обеспечивается сочетанием различных форм организации учебного процесса, разнообразием методов и средств, а также организации различных видов деятельности учащихся на уроке.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести анализ уроков учителей с точки зрения достижения планируемых результатов обучения.

Методы исследования: теоретические − анализ литературы по проблеме исследования; педагогический анализ уроков, анализ и обобщение результатов исследования.

Читайте также:
Как отключить касперского для установки программы

База исследования: МБОУ «Лицей № 64», г. Краснодара, 2 «А» класс.

1 Планируемые результаты начального образования как отражение требований ФГОС

  1. 1 Понятие и виды планируемых результатов образования в начальной школе

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки – с другой [12, c.90].

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются:

  • лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
  • учащиеся и их родители;
  • профессиональное педагогическое сообщество [8, c.45].

В ФГОС планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, руководителям образовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (например, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно-методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов) [3, c.23].

Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала предмета, но и логику формирования учебных действий.

Рассмотрим виды планируемых результатов в начальной щколе. В планируемых результатах выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана – предметные результаты [7, c.34].

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе моральноэтической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [4, c.234].

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [9, c.13].

Таким образом, планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, они уточняют и конкретизируют требования ФГОС НОО к результатам освоения программы для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся. Также основными видами планируемых результатов в начальной школе являются: личностные, метапредметные и предметные результаты.

1.2 Структура планируемых результатов начального образования

В структуре предметных результатов, отражена логика организации отдельных предметов: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых учебных предметов. Это позволяет учителю, авторам программ и учебников соотносить конечные итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической системы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы оценки. Структура планируемых результатов состоит также из трех уровней описания и трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты [2, c.36].

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета [21, c.90].

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников [6, c.90].

Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся [6, c.30].

Читайте также:
Партнерские программы для заработка список

Таким образом, структура планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития младшего школьника.

1.3 Особенности оценки планируемых результатов начального образования

Оценка достижения требований стандарта проводится на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой. Планируемые результаты служат нормативной основой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса [2, c.90].

Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий [8, c.23].

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

– самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника — принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

– смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

– морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения [12, c.90].

Оценка метапредметных результатов производится на основе оценки планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией» [5, c.123].

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий [9, c.56].

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов [12, c.34].

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим учебным предметам и с учетом характера ошибок, допущенных учеником, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий [8, c.45].

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией [10, c.156].

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.[11, c.45].

Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемый системой начального образования уровень включенности младших школьников в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества) наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатовможет быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных учебных предметов (далее – система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий (далее – система предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания [5, c.56].

Таким образом, система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов.

2 Исследование особенностей планируемых результатов обучения в начальной школе

2.1 Структурирование планируемых результатов образования на уроках математики в начальной школе

Констатирующий эксперимент проводился с 01.02.13 по 01.04.13 на базе МБОУ Лицей № 64, г. Краснодара. Образовательный процесс во 2 «А» классе организован на основе УМК «Школа России». Уроки математики проводятся по учебникам М.М. Моро.

На первом этапе исследования были структурированы планируемые результаты обучения математике для второго класса по программе «Школа России», представленные в таблице 1– «Планируемые результаты обучения математике во 2 классе по УМК «Школа России».

Таблица 1 – Планируемые результаты обучения математике во 2 классе по УМК «Школа России»

Учащийся получит возможность научиться

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru