— снятие тревожности, агрессивности, выработка чувства спокойствия и уверенности в период адаптации.
— выявление детей, находящихся в сложных условиях проживания на начальной стадии посещения ДОУ (кризисные семьи).
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от внимания и поведения детей, количества повторений игр.
Эта программа ориентирована на детей третьего и четвертого лет жизни. Рекомендовано проводить занятия вместе с воспитателем, работающим на группе. Это позволит проводить игры с детьми по их пожеланию чаще в течение недели. К тому же быстрее разучиваются игры. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, принятие каждого ребенка.
Не стоит насильно заставлять детей играть. Можно использовать представленные материалы не только во время адаптации, но и для улучшения микроклимата группы.
Необходимыми условиями проведения занятий являются:
— добровольное желание ребенка в участии занятий;
— желание родителей принимать участие в занятиях;
Рабочая программа воспитателя детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
— продолжительность занятий от 10 до 15 минут
— наполняемость группы 1-4 ребенка.
Источник: psichologvsadu.ru
Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «А вот и Я!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Адаптация к детскому саду — тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенным фактором, стрессом.
Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя и др. Но каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Программа «А вот и Я!» предназначена для детей раннего возраста от 1,5 лет до 3 лет и нацелена на профилактику дезадаптации при поступлении в дошкольное учреждение. Она разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией национальной образовательной политики РФ от 03.08.2006 г. N 201 , Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования , Закон ом Тульской области от 09.02.2004 N 433-ЗТО «Об образовании», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации и режима работы дошкольных образовательных организаций , основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Особенности игры в развитии детей раннего возраста: игровые этапы, задачи, важные условия.
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию, любит нравиться другим, подражает сверстникам, играет в простые групповые игры. Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое.
Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-двигательная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Определяет цвет, форму, размер. Рассматривает картинки, разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец, выделяет парную картинку по образцу. Психологическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?».
Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный — пустой). Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно подчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду. «. Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?».
Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).
- определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
- проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- анализ результатов опытно — экспериментальной работы;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду (снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии);
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения, мелкой моторики у детей раннего возраста;
- развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В основе программы лежит взаимодействие воспитателя, психолога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что способствует благоприятной адаптации детей раннего возраста.
За основу была взята программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Занятия по программе начинаются с упражнений, в которых педагог-психолог в различных формах знакомится с детьми(тактильная, визуальная, аудиальная). Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Принципы построения и реализации программы:
- принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип систематичности и последовательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
- принцип комплексности и интегративности – решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип индивидуализации — учет разноуровнего развития, состояния здоровья детей, а также учёт типа детско-родительских отношений;
- принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Источник: www.uchmet.ru
Программа по адаптации детей к условиям ДОУ
Организация адаптационного периода детей 2-3 лет к условиям ДОО.
Основной ценностью ФГОС ДО, стало его ориентация на психолого педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша; физического, нервно-психического, и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность-здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает в создании стенах детского сада для вновь прибывших детей особую атмосферу, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша. И педагоги понимают на сколько ответственен в момент адаптации ребенка к условиям детского сада и на сколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Положение ФГОС ДОакцент делают на создание наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкания ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитании детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарного воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов работы с детьми составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи в сопровождении ребенка в дошкольном учреждении. Несомненная значимость данной проблемы послужило основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Составили мы эту программу совместно со психологам нашего ДОУ Княжевской Ириной Валентиной.
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ функциональному предназначению является специальной организации адаптационного периода детей раннего возраста в форме организации-групповой; по времени реализации-на период адаптации. Программа разработана по методическим рекомендациям таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М. А., Смирнова Е. О., Доронова Т. Н., и другие.
Новизна программы состоит в том, что расширено взаимодействие ДОУ. Родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребенка в ДОУ, а также получать информацию, квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей раннего возраста к условиям ДОУ, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей.
Цель нашей программы.
Создание благоприятного воспитательного пространства семья и ДОУ в организации адаптации детей раннего возраста.
Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Внедрить аффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
Привлечь внимание сотрудника ДОУ к проблеме организации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленная на благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
За основу процесса адаптации детей к условиям ДОУ взята модель адаптационного периода детей 2-3 годов жизни А. В. Белкиной. Для оптимизации процесса успешной адаптации в группах используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы разработанная А. В. Белкиной. Разработан режим дня.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, мы воспитатели группы используем разнообразные методы и приемы работы с детьми. Составили перспективное планирование на адаптационный период для детей 2-3 лет. Перспективное планирование составили на один месяц. Каждая неделя называлась по разному, по мере привыкания детей.
- « Мы знакомимся»
- « Мы привыкаем»
- «Мы освоимся»
- « Детский сад наш дом родной»
Источник: kopilkaurokov.ru