2. Научно-исследовательская работа содержит три взаимосвязанные части
1) описательную (обзорную, в которой представлен
категориальный аппарат: актуальность, цель, объект,
предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа
исследования, методы исследования, база исследования,
этапы исследования, практическая значимость, структура
работы);
2) основную (содержательную: теоретическая и
практическая части);
3) заключительную – это анализ результатов
исследования
в
виде
выводов,
заключений,
методических рекомендаций и т.д.
3.
Актуальность
факторами:
исследования
определяется
несколькими
— необходимостью дополнения теоретических построений,
относящихся к изучаемому явлению;
— потребностью в новых данных;
— потребностью в новых методах;
— потребностью практики.
В работе необходимо обосновать актуальность – т.е. объяснить,
Искусство написания научно-исследовательской работы.
почему данную проблему нужно в настоящее время изучить
4. Анализ актуальности исследования
Параметры
Сущность параметров
Социальная
аргументация
проблемы
Какие
новые
социальные
условия,
предпосылки
обуславливают актуальность изучаемого явления сейчас.
Освещение данной проблемы в официальных документах.
Какие социальные запросы общества могут быть
удовлетворены решением данной проблемы.
Научная аргументация
проблемы
Освещение вопроса в современной теории, степень
разработки проблемы.
С решением, каких научных проблем связана проблема
исследования.
Какие потребности педагогики и психологии могут быть
удовлетворены решением данной проблемы.
Обоснование проблемы с позиций развития (достижения)
других наук
5.
Параметры
Сущность параметров
Историко-аналитическое обоснование
проблемы с позиции развития
педагогической мысли в прошлом и
настоящем.
Когда и как данная проблема трактовалась
раньше.
Почему в настоящее время проблема вновь
актуальна.
В чём новизна проблемы.
Обоснование проблемы с точки зрения
практики современной
образовательной деятельности
Почему данная проблема привлекает
внимание практических работников.
Какие потребности практики могут быть
удовлетворены решением данной
проблемы.
Какие имеются достижения, что надо
обобщить, что нужно проанализировать.
6.
Цель исследования – это его желаемы конечный результат. Наиболее
типичны следующие цели, начинающиеся со слов:
— определить характеристику;
— выявить взаимосвязь явлений;
— изучить динамику педагогического явления;
— описать новый эффект явления;
— обобщить общие закономерности;
— создать классификацию, типологию;
— создать (разработать) методику;
— адаптировать ранее разработанную методику.
7.
Объект исследования — это процесс или явление,
порождающие проблемную ситуацию (широкая
область исследования).
Предмет исследования – это то, что находится в
границах объекта. Предметом исследования могут
быть явления в целом, отдельные их стороны,
аспекты и отношения между отдельными
сторонами и целым (узкая область исследования).
8.
Гипотеза – предположение, при котором на основе
ряда факторов делается вывод о существовании объекта,
связи или причины явления, причем этот вывод нельзя
считать вполне доказанным.
Гипотезы разделяются на виды:
а) линейная – гипотеза, заключённая в одно
распространённое предложение;
б) разветвлённая – гипотеза, представленная рядом
условий, необходимых для решения проблемы
исследования.
9.
Задачи исследования – это выбор средств для достижения
цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка
задач основывается на дроблении цели исследования на
подцели. В работе может быть несколько задач (не более 4-х):
• Провести теоретико-методологический анализ состояния
исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе;
• Уточнить основополагающие понятия, особенности,
характеристики исследуемой проблемы;
• Разработать содержательно-технологическое обеспечение
решения исследуемой проблемы;
• Экспериментальным путём проверить эффективность
представленной исследователем системы, модели, методики
и т.п.
10.
Методологическая основа исследования – это ранее
известные в науке методологические подходы,
концепции, теории, которые были использованы на
практике в решении конкретной проблемы и дали
положительные результаты.
• Например:
теории соотношения культуры и
образования (В.Л. Бенин, Н.Б. Крылова, В.В.
Сафонова,
В.Д.
Семёнов
и
др.);
теории
моделирования образовательного пространства как
особой социальной практики (В.Д. Могилевский, Л.Л.
Супрунова, Е.В. Ткаченко и др.); теории развития
речи (М.Т. Баранов, Г.А. Богданова, А.Д. Деткина,
Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А.
Плёнкин, Л.А. Шкатова и др.); теории единства
сознания, деятельности и общения (Н.Ф. Алиева, В.А.
Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров и др.)
11.
Методы исследования – основные способы, с
помощью которых проводится исследование.
• Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкета,
собеседование, изучение продуктов деятельности
обучающихся, изучение и обобщение передового
опыта, опытная проверка, педагогический
эксперимент.
• Теоретические методы исследования: анализ и синтез,
индукция и дедукция, логические методы (сходства и
расхождения, метод сопутствующих изменений).
12.
База исследования – любое образовательное
учреждение, в котором проводиться практическая
часть (опытно-поисковая работа) исследования.
Местонахождение,
наименование
и
номер
образовательного учреждения пишется во введении
работы полностью.
Этапы исследования – основные периоды работы
исследования (первый, второй, третий этапы и т.д.).
13.
Опытно-поисковая работа. Характерным для
исследования является систематическое изменение
условий наблюдения за явлением и связи его с
другими явлениями с целью выявить его природу,
происхождение
и
способы
сознательного
овладения данным процессом.
Педагогический эксперимент – это основной метод
исследования
14.
Сущность педагогического эксперимента характеризуется:
— преднамеренным внесением в образовательный процесс
принципиально важных изменений в соответствии с задачей
исследования и гипотезой;
— организацией образовательного процесса, позволяющей
видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения;
— глубоким качественным анализом и наиболее точным
количественным
измерением
как
введенных
в
образовательный процесс видоизмененных компонентов, так
и результатов всего процесса.
15.
1.Зачем проводится эксперимент, какова его цель?
2.Что
проверяется,
отрабатывается
или
предполагается найти в данном эксперименте?
3. Как организуется, в каких условиях проводится
эксперимент, какова его методика?
16.
Практическая значимость – определяется
влиянием полученных в ходе исследования данных
на эффективность образовательного процесса в
целом или педагогического явления в отдельности.
17.
Структура работы – это описание составляющих
компонентов. Например: Содержание работы
(уточняется какой именно) изложено на …
страницах и состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и
приложений, содержит 15 таблиц, 23 рисунка.
Библиографический
список
включает…наименований.
18.
Важным для исследования является определение
количества и качества объекта, которые необходимо
изучить. Статистические методы позволяют
сделать это на научной основе и оценить уровень
достоверности полученных результатов.
Материалы анкетного опроса группируются по
определенным признакам и обрабатываются
статистически (таблицы).
19. Табличный анализ анкетного опроса
Вопросы
Ответы
Число отвечающих
В абсолютных
числах
В процентах
20. Табличная модель описания эксперимента
Группа
Ее
характерист
ика до
эксперимент
а
Ее
характеристик
а после
эксперимента
Произошедши
е изменения
Экспериментальная
Х1
Х2
Х2-х1
Контрольная
Y1
Y2
Y2-y1
21.
Анализ результатов исследования. Описание
итогов научно-исследовательской работы, как
правило, вызывает затруднение у студентов. Нами
определены
три
параметра,
по
которым
целесообразно
планировать
описание
аналитического
материала.
Содержательная
характеристика каждого параметра составлена таким
образом, что может служить порядком описания
эксперимента (таблица)
22. Порядок анализа результатов исследования
23. Порядок анализа результатов исследования
Параметр
анализа
Содержательная характеристика исследования
Научная
новизна
Уточнение (принципов, закономерностей и т.д.)
Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме.
Опровержение устаревших идей и позиций.
Рекомендации по применению в практике научных идей и подходов.
24. Схема построения содержания исследовательских работ
№ Копмозиционное
построение
Содержание
1
Вводная часть – это
категориальный аппарат,
который пишется во
введении
Обоснование актуальности исследования
(актуальности проблемы);
характеристика имеющихся на эту тему работ,
теорий, историография вопроса;
выделение конкретного вопроса (предмета
исследования);
выдвижение гипотезы;
обоснование использования избранной теории
(метода);
предварительное формулирование выводов.
2
Основная часть (состоит из
Освещение методики и техники исследования,
двух составляющих: теории и излагается история вопроса (если нужно) и
практики)
ожидаемый результат
25. Схема построения содержания исследовательских работ
№ Копмозиционное
построение
Содержание
3
Краткое изложение научного исследования;
окончательная формулировка выводов;
список авторских работ.
Заключительная часть – это
анализ результатов
исследования
26.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы
1. Теоретико – педагогические предпосылки изучаемой проблемы
2. Содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы или
Теоретико-методическая основа изучения исследуемой проблемы
3. Педагогические условия, необходимые для решения данной проблемы
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно – поисковая работа по теме исследования
2.1. Логика и этапы осуществления опытно-поисковой работы по теме исследования
2.2. Организационно-методические аспекты изучаемой темы
2.3. Результаты осуществления опытно – поисковой работы
по теме исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
27.
Дополнительные требования к НИР
1) Орфографическая и пунктуационная грамотность.
2) Язык и стиль (краткость, доказательность, научность).
3) Чёткость и структурность опытно-поисковой работы.
4) Краткость, но ёмкость теоретической части работы.
5) Логика и целостность восприятия темы.
6) Практическая направленность работы.
7) Опора на нормативно-правовую базу: законы, положения, программы и т.д.
8) Оформление библиографического списка по новым требованиям.
9) Лозунги и призывы исключить, использовать конкретные предложения и
методические рекомендации.
10) Количество библиографических источников = страницам работы.
Источник: ppt-online.org
ГОСТ НИР (научно-исследовательской работы)
Многие учащиеся и сотрудники вузов сталкиваются в своей учебной деятельности с необходимостью написания фундаментального научного труда с целью получения звания или степени.
Таким трудом является научно-исследовательская работа – деятельность, направленная на сбор, анализ и систематизацию информации, на проверку существующих закономерностей и на новые открытия. НИР предполагает научный поиск и нацелена на достижение значимых в исследовательской среде результатов.
Чтобы написать и защитить работу научного характера, необходимо сверяться с постановлениями ГОСТов.
Требования ГОСТ к НИР
Аббревиатура ГОСТ означает межгосударственный стандарт, имеющий силу на территории стран СНГ. Принятая и получившая развитие в Советском Союзе система ГОСТов контролировала качество продукции, услуг и работ: те, что прошли проверку, отвечали ее высоким требованиям.
Существует 2 действующих госстандарта для пишущих НИР:
- ГОСТ 15.101-98, регламентирующий порядок выполнения НИР для организаций, связанных с производством.
- ГОСТ 7.32-2017, демонстрирующий модель оформления отчета о НИР.
Последним можно руководствоваться при разработке самого исследования.
Общие требования к научно-исследовательской работе
ГОСТ НИР призван помочь студентам и научным работникам в составлении и оформлении документа и сопровождается примерами для наглядности.
В первую очередь, ГОСТ необходим для единообразия, что придает готовым текстам удобную для чтения форму, облегчает их обработку и дает возможность сравнения с другими подобными материалами в научных целях.
НИР предполагает наличие технического задания (ТЗ) или контракт с заказчиком.
Требования к НИР:
- Строгое следование ТЗ и выдерживание сроков.
- Подчинение единым общепринятым стандартам.
- Купить научно-исследовательскую работу Систематизированная структура исследования.
- Четкость, контрастность текста и графических материалов.
- Это должно быть полезное, новое и актуальное исследование.
- Приложенный отчет о произведенной работе.
Существует несколько этапов НИР:
- Определение направления своего исследования.
- Построение теории и применение ее на практике (проведение экспериментов).
- Изучение результатов исследования и их синтез.
- Разработка отчетной документации.
- Подготовка к сдаче и защите НИР.
Структура НИР по ГОСТу
В процессе работы над НИР составляется отчет – итоговый документ, в котором автор структурирует всю основную информацию исследования.
Следует знать, что отчет бывает двух видов: заключительный и промежуточный (если техническое задание предусматривает несколько этапов).
Последовательность разделов НИР и ее отчета подчиняется логике исследования, отражая ход мыслей и действий автора.
К структурным компонентам НИР относятся:
- Титульный лист.
- Список исполнителей.
- Реферат.
Требования к структуре
Титульный лист
- Полное название образовательного ведомства и учебного заведения.
- Вид работы (курсовая, выпускная, диссертация).
- ФИО исполнителя.
- ФИО научного руководителя, его звание и научную степень.
- Факультет, номер группы.
- Название исследования.
- Год написания.
- Город.
Титульный лист отчета содержит более детальную информацию:
- Названия ведомства образования и конкретной учебной организации.
- Регистрационные номера НИР и ее отчета.
- Грифы согласования и утверждения.
- Подписи, печати руководителя и даты их проставления.
- Вид документа.
- Сведения о НИР и об отчете (указывать только их наименования).
- Шифры и номера научно-технической программы, темы, книги отчета.
- ФИО руководителя НИР.
- ФИО исполнителя (если он единственный).
- Город и год.
Внимание: если отчет состоит из нескольких книг, у каждой должен быть свой собственный титульный лист.
Список исполнителей
Список оформляется в виде столбца. Необходимо указать не только данные руководителей и соисполнителей работы (фамилии, должности, звания и подписи), но и их роль в подготовке исследования и отчета о нем.
В случае единственного исполнителя, его данные выносятся на титульный лист, а список исполнителей не оформляется.
Реферат
В реферате должна быть обобщающая информация количественного характера: объем документа и графического материала, число приложений и источников, книг отчета. Указываются также ключевые слова (не больше 15), которые отображают суть содержания и облегчают процесс информационного поиска.
Так как реферат соединяет в себе главную информацию из введения, заключения и основной части, то в его тексте следует указать:
- Объект исследования и прогнозы о его развитии.
- Цели и методы работы.
- Новизну результатов, область их применения и итоги внедрения.
- Значимость работы.
- Историю вопроса.
Номера страниц приводятся через отточие для каждого заголовка. Для названий подразделов и пунктов необходим абзацный отступ от главных разделов в размере 2 и 4 знаков соответственно.
Пункты содержания нужно оформить так, чтобы они в точности отображали названия заголовков внутри документа, и имели ту же последовательность и формулировку. Нельзя сокращать слова и опускать какие-либо параграфы.
Термины и определения
Здесь нужно дать определения терминам, использованных в отчете, чтобы исключить разночтения.
Перечень сокращений и обозначений
Условные обозначения и сокращения (включая специальные) требуют пояснений. Но если их насчитывается меньше 3, то разрешено эту информацию указывать прямо в тексте или подстрочной сноске.
Следует знать, что можно объединять определения и сокращения в один структурный элемент, особенно в отчете.
Введение
Любое исследование должно постепенно вводить читателя в свою тему, раскрывая шаг за шагом суть, составляющие элементы которой сводятся к:
- Проблеме исследования.
- Объекту и предмету исследования.
- Гипотезе (теоретическому результату).
- Актуальности и новизне.
- Цели и задачам.
- Обзору источникам и истории вопроса.
- Методологии (методам, которыми руководствовался исполнитель в своем исследовании).
- Структуре работы.
Тезисы введения отражают фундамент всей работы, и потому, грамотно составив вступительную статью, исполнитель покажет, насколько он разбирается в выбранной теме.
Основная часть
Основная часть НИР – это центр всего документа, который содержит:
- Теоретическое обоснование выбранной темы и экспериментальные исследования.
- Вывод о ценности, пользе и перспективах полученных результатов НИР.
Повествование основной части должно развертываться связно, логично и закономерно. Разбитый на смысловые блоки текст обязан отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные задачи и, в итоге, добраться до намеченной цели.
Основная часть включает в себя:
- разделы, подразделы (имеют заголовки).
- пункты, подпункты (без заголовков).
Текстовый материал может дополнять графический: изображения, таблицы, диаграммы, графики и другие.
Заключение
Заключение – это черта, которую автор подводит под своим исследованием. Рассуждая и высказывая свою точку зрения на проведенные научные эксперименты, ему следует сопоставить изначальные ожидания и полученный итог.
Оценив, насколько полно были решены поставленные задачи, нужно сделать краткий обзор по итогам выполненной НИР или по ее этапу. Достигнута цель или нет – заключение должно осветить результат. Его эффективность должна быть видна на практике, поэтому в заключении нужно разработать план по внедрению своей научной находки в жизнь.
Там, где кончается понимание одного явления, начинается постижение другого – желательно наметить новые перспективы своего авторского труда с опорой на проведенную работу.
Список использованных источников
Список литературы, на которую опирался текст исследования, иллюстрирует уровень подлинности и авторитетности работы.
Оформление списка источников зависит от требований конкретного научного руководителя. Библиографические данные могут разделяться в соответствии с типологией литературы (научная, учебная, художественная; нормативные документы) и на основе языка-оригинала (иноязычные и русскоязычные). Обязательно выстраивать список в алфавитном порядке.
Структура каждого отдельного пункта списка регламентирована и всегда одинакова (фамилия, инициалы автора, выходные данные, количество страниц).
Приложения
В приложения выносятся материалы, дополняющие текст, но которые нецелесообразно размещать в основной части:
- Математические расчеты.
- Вспомогательные таблицы.
- Иллюстрации.
- Описание инструкций и алгоритмов программ.
Внимание: для приложений допустимым форматом является А3.
В тексте необходимо указать ссылки на соответствующие приложения, которые располагаются в порядке их упоминания. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок и порядковое обозначение прописными буквами русского алфавита.
Оформление научно-исследовательской работы по ГОСТу
Текст печатается на обычной белой офисной бумаге формата А4 на одной стороне листа.
- Цвет: черный.
- Кегль: не менее 12 пт.
- Шрифт основного текста: Times New Roman.
- Межстрочный интервал: 1,5 строки.
- Абзацный отступ: 1,25 см.
- Левое поле: 30 мм.
- Правое поле: 15 мм.
- Верхнее и нижнее поля: 20 мм.
- Полужирный шрифт: для заголовков разделов и подразделов.
- Курсив: для терминов на латыни и обозначения объектов.
- Разная гарнитура: для формул, теорем.
Текст пишется на русском языке, но наименования и собственные имена рекомендуется писать на языке оригинала (либо используется транслитерация с добавлением оригинального написания).
Заголовки оформляются прописными буквами полужирным шрифтом в центре строки без подчеркивания и без точки. Они призваны отражать суть разделов и подразделов, а значит, должны быть емкими, четкими. Заголовки разделов и подразделов начинаются с абзацного отступа после порядкового номера без точки. Каждый раздел начинается с новой страницы.
Внимание: переносы слов в заголовках недопустимы!
Страницы нумеруются арабскими цифрами по центру нижней части. Титульный лист, иллюстрации, приложения на отдельных листах пронумеровываются, подчиняясь общему порядку. При перечислении информация подается столбиком и маркируется начальным тире или строчными буквами русского алфавита со скобкой. При нумерации параграфов точка в конце не используется.
Для наглядности удобно использовать графические изображения и таблицы, а многие научные тексты не могут обойтись без расчетов. Правила их оформления таковы:
- Иллюстрации и таблицы даются со ссылками.
- Рисунки нумеруются арабскими цифрами.
- Рисунки в приложениях имеют отдельную нумерацию.
- Допускается подрисуночный текст (пояснения к рисунку).
- Информация о таблице печатается над ней с левой стороны.
- Математические расчеты даются отдельно, сверху и снизу отделяясь пустыми строками.
- Под каждой формулой даются разъяснения к символам.
НИР и отчет о ней требуют от автора максимального погружения в тему, ответственного подхода и исключительной внимательности к деталям. Оформляя документ, исполнитель обязан следовать установленным образцам, не допуская вольностей. Каждый напечатанный символ здесь имеет свое место, а каждый пробел имеет значение. И от того, насколько внешне стандартизированным окажется научный труд, зависит общая оценка его внутреннего содержания.
Источник: prorektor.ru
НИР как начальный этап инновационного процесса
Научные открытия, новые теоретические знания, исходя из потребностей их коммерциализации, переходят в фазу прикладных исследований, включающих этапы поисковых исследований и научно-исследовательской работы. Этому предшествуют стратегические решения особой генерации, благодаря которым развивается новейшее поколение инновационных процессов. Где-то на срединной стадии НИОКР находится линия водораздела между научной мыслью и рыночно-общественными потребностями. Инноватика же обеспечивает сдвиг воплощенного научного знания вправо, в ходе которого проект НИР трансформируется в инвестиционно-инновационный проект.
История развития научной деятельности
Любой вид человеческой деятельности связан с реализацией продуктивной или репродуктивной функции. Продуктивная функция реализуется через деятельность, имеющую цель получить субъективно воспринимаемый или объективно оцениваемый новый результат. Примерами могут служить инновационный проект, изобретение, научное открытие и т.д. Репродуктивная функция связана с воспроизводством человека, копированием собственной его деятельности или деятельности других людей. Примерами данного типа могут быть: функция продолжения рода, выполнение производственных операций, бизнес-процессов и процессов общественно-социального устройства.
Научно-исследовательская деятельность (НИД) продуктивна по своей сути и также имеет черты проектно-организованной системы. Следовательно, ей свойственны все значимые признаки организации и присущи определенная методология и методика реализации. С учетом этого вашему вниманию предлагается модель двухкомпонентной структуры НИД, представленная ниже. В связи с проектным типом устройства НИД, она, как любой проект, проходит через следующие фазы.
- Проектирование. Результатом здесь является научная гипотеза, модель системы нового знания, план выполнения работ.
- Проведение исследовательских работ с целью проверить выдвинутую научную гипотезу.
- Подведение итогов и переосмысление полученных результатов для построения следующих гипотез и их проверки в ходе постановки новых проектных задач.
Системная модель структуры научно-исследовательской деятельности
(нажмите для увеличения)
Современное состояние культуры и уровня развития НИД возникло не на пустом месте, его предварял длительный генезис научного творчества. Наука возникла наряду с другими формами восприятия, осмысления действительности и даже значительно позже. Речь идет о религиозном воззрении на Мир, искусстве, эстетике, этике и философии. Можно предположить, что в истории человечества наука зародилась примерно 5 тысяч лет назад. Шумер, Древний Египет, Китай, Индия – вот те цивилизации, где сформировалась и стала постепенно развиваться, если можно так выразиться, протонаука. Великие имена титанов мысли дошли до современников и олицетворяются с крупными вехами этого тернистого пути, среди них:
- древнегреческие мыслители Аристотель, Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей;
- ученые раннего Средневековья Персии и Азии Бируни, Ибн Сина и другие;
- схоласты Средневековья Европы Эриуген, Фома Аквинский, Бонавентура и т.п.;
- алхимики и астрологии более поздней эпохи периода Великой Инквизиции.
С XII века стали возникать университеты как научные и образовательные центры, известные до сих пор, в таких Европейских городах, как Париж, Болонь, Оксфорд, Кембридж, Неаполь. Ближе к венцу эпохи Возрождения, в период Позднего Ренессанса, в Италии и Англии появились гении, поднявшие «знамя научного промысла» на новую высоту. Яркие «бриллианты» засверкали на научном Олимпе: Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие. Смена феодального строя буржуазным привела к невиданному развитию науки. В России те же процессы шли своим чередом, и имена русских деятелей науки заслуженно вписаны в Мировую летопись:
- Михаил Ломоносов;
- Николай Лобачевский;
- Пафнутий Чебышев;
- Софья Ковалевская;
- Александр Столетов;
- Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века начался экспоненциальный рост науки и ее роли в общественном устройстве. В XX веке один научный прорыв стал сменяться другим, с 50-х годов началась НТР. В текущий момент, в период перехода мировой цивилизации на 6-ой технологический уклад, принято говорить о симбиозе науки и бизнеса, выражающемся в зрелом инновационном типе развития экономики западных государств и некоторых стран 3-го Мира, хотя по сути 2-го Мира уже нет более 25 лет.
Сущность понятия НИР
Научно-исследовательская деятельность делится на три больших последовательно и параллельно выполняемых блока: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования и разработки. Цель фундаментальных изысканий состоит в открытии, изучении новых законов, явлений природы, расширении научного знания и установления его пригодности на практике. Эти результаты после теоретического закрепления ложатся в основу прикладных исследований, которые нацелены на поиск путей использования законов, нахождение и совершенствование способов и средств человеческой деятельности. В свою очередь, прикладные научные изыскания подразделяются на следующие виды исследований и работ:
- поисковые;
- научно-исследовательские;
- опытно-конструкторские.
Целями и задачами научно-исследовательской работы (НИР) являются конкретные результаты, выраженные в создании новых опытных установок, образцов техники, приборов, принципиально новых технологий. Центральным источником НИР является сформулированная проблема. Под проблемой понимается противоречие (неопределенность), которое устанавливается в процессе познания того или иного явления. Устранение этого противоречия или неопределенности не представляется возможным с позиции существующего знания. Исходя из научного метода и с точки зрения диалектического подхода в философии, проблема формируется как противоречие, возникшее в рамках целого.
С учетом направленности НИР можно выделить несколько типов проблем, служащих одним из оснований для классификации видов научно-исследовательских работ.
- Научная проблема – противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения.
- Социальная проблема – установленное противоречие в развитии общественных отношений и отдельных элементов общественной системы.
- Технологическая проблема – противоречие (неопределенность), возникающее при создании технологий, которое невозможно устранить на основе действующей технологической концепции.
Выписка из ГОСТ 15.101-98, введенного в действие 01.07.2000 г.
Ключевым документом для запуска исследовательских работ является ТЗ на НИР и, если заказчик присутствует, контракт на выполнение работ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. В разделе «Общие положения» стандарта описано, какие требования должны включаться в техническое задание на НИР в обязательном порядке. Документ «Техническое задание» или соответствующее Приложение к контракту готовится на основе следующих информационных элементов:
- описание объекта исследования и требований к нему;
- функциональный состав общетехнического характера применительно к объектам исследования;
- перечень теорий, закономерностей, физических и иных эффектов, позволяющих сформулировать принцип действия предмета исследования;
- предполагаемые технические решения;
- сведения о ресурсных составляющих НИР (потенциал исполнителя, требуемые производственные, материальные и финансовые ресурсы);
- маркетингово-рыночная информация;
- ожидаемый экономический эффект.
Методологические аспекты НИР
Перед тем, как мы перейдем к разбору структуры научно-исследовательской работы, еще раз вернемся к вопросу о классификации НИР. Классификационными признаками могут служить:
- характер связи с производством;
- важность для экономики страны;
- источники финансирования;
- тип исполнителя НИР;
- уровень проблемы с сопутствующими видами единиц научного управления;
- степень включенности в инновационный процесс.
Классификация научно-исследовательских работ в РФ
(нажмите для увеличения)
Хотя с позиции инноватики НИР не так часто применяются в фундаментальных исследованиях, тем не менее, и такая практика также получает распространение, в том числе и в крупных корпоративных научных центрах РФ. Взять, к примеру, фармацевтику, автомобилестроение, которое активно идет по пути создания беспилотных экипажей и электромобилей, способных конкурировать с ДВС, и т.п. Перейдем к рассмотрению последовательности мероприятий исследовательских работ и обозначим основные этапы НИР. Они по составу отличаются от этапов процесса НИР и состоят из восьми этапов научно-исследовательской работы.
- Формулирование проблемы, темы, цели и задач НИР.
- Изучение литературных источников, выполнение исследований, подготовка к техническому проектированию.
- Проведение работ по техническому проектированию в нескольких вариантах.
- Разработка и ТЭО проекта.
- Выполнение рабочего проектирования.
- Создание опытного образца с последующими производственными испытаниями.
- Доработка опытного образца.
- Испытания с участием государственной приемочной комиссии.
В свою очередь, процесс НИР состоит из шести типовых этапов.
- Уточнение проблемы, выбор направления НИР, формулирование ее темы. Начало работ по планированию научно-исследовательской работы, составлению ТЗ, предварительных расчетов экономической эффективности.
- Формулирование, постановка целей и задач НИР на основе подобранной литературы, библиографии, патентных изысканий, аннотаций и реферирования источников, анализа полученной информации. На данном этапе техническое задание на НИР окончательно согласовывается и утверждается.
- Этап теоретических исследований, в ходе которых изучается сущность рассматриваемого явления, формируются гипотезы, создаются модели, их математическое обоснование и анализ.
- Экспериментальные исследования, имеющие собственную структуру методологической разработки, планирования и исполнения. Непосредственное проведение серии экспериментов завершается выдачей заключения на основании обработки результатов экспериментальных исследований.
- Анализ и оформление результатов НИР, составление отчета по научно-исследовательской работе. В анализе задействуются: техническое задание на НИР, полученные теоретические выводы, модели, результаты экспериментов. Гипотезы получают подтверждение или опровержение, формулируются научные выводы как важнейший аспект отчета по НИР, теория получает развитие.
- Этап внедрения результатов НИР в производство, формирование предпосылок для коммерциализации создаваемого новшества, переход инновационного проекта в стадию ОКР.
Этап экспериментальных исследований
Теоретический этап НИР является отдельной предметной областью со своей особой спецификой. И очевидно, что сформулированные теоретические выводы должны подтверждаться экспериментом, являющимся одной из ключевых частей научного исследования. Под ним понимается набор действий, направленных на создание необходимых условий, позволяющих воспроизвести изучаемое явление в наиболее чистом неискаженном виде. Целью эксперимента является проверка рассматриваемых гипотез, проверка свойств объектов исследования, проверка выводов теории.
Методология экспериментальных исследований определяется назначением данного этапа НИР и видом применяемого эксперимента. Эксперименты различаются по многочисленным признакам: цели, способы формирования условий выполнения, типы организации проведения. К основаниям для их классификации можно также отнести характер внешних воздействий на объект изучения, тип модели, исследуемой в эксперименте, число варьируемых факторов и т.д. Среди специфических видов экспериментальных исследований выделяются следующие.
- Естественный и искусственный виды экспериментов.
- Констатирующий эксперимент.
- Поисковый эксперимент.
- Контролирующий эксперимент.
- Решающий эксперимент.
- Лабораторный и натурный виды экспериментов.
- Мысленный, информационный и вещественный виды экспериментов.
- Технологический и вычислительный эксперименты.
К каждому из обозначенных выше видов применяются соответствующие экспериментальные методы. Но какой бы метод ни был выбран, в силу уникальности каждой такой работы в любом случае необходимо уточнять или даже заново разрабатывать методику ее проведения. При этом необходимо предусматривать:
- ресурсы на предварительное наблюдение за изучаемым объектом;
- подбор объектов для эксперимента с исключением воздействия случайных факторов;
- обеспечение систематического наблюдения за развитием процесса или явления;
- выбор пределов измерений;
- систематическую регистрацию измерений;
- создание усложняющих эксперимент ситуаций;
- создание условий для перехода от эмпирического опыта к анализу, логическим обобщениям и синтезу в подтверждение или опровержение теоретических предположений.
На данной стадии НИР среди выполняемых работ выделяются следующие этапы экспериментального исследования.
- Формулирование цели и задач эксперимента.
- Выбор экспериментальной области, варьируемых факторов, математической модели представления данных.
- Планирование экспериментальных мероприятий (разработка методики проведения, обоснование объема работ, числа опытов и т.д.).
- Описание проведения эксперимента и организация его проведения (подготовка моделей, образцов, оборудования, средств измерения и т.п.).
- Собственно проведение эксперимента.
- Проверка предпосылок статического характера для получения корректных данных и первичная обработка результатов.
- Анализ результатов и сопоставление с гипотезами теоретического этапа.
- Предварительные выводы и корректировка теоретических обобщений.
- Назначение и проведение дополнительных экспериментов.
- Формулирование окончательных выводов и рекомендаций по использованию полученных сведений.
Завершаем настоящую статью, посвященную основам научно-исследовательской работы – первого этапа полноценно развернутого инновационного проекта. Современному проект-менеджеру уже пора превращать «Terra Incognita» НИР во вполне понятный и ясный процесс. Это связано с тем, что таков неизбежный мировой тренд. И хотя далеко не каждая компания способна себе позволить собственную науку, но представлять, как возникает научный продукт, бизнесу и его представителям становится с каждым днем все более важным.
Источник: projectimo.ru