Купить программку перед началом спектакля для многих является своеобразным ритуалом. Интересно, что программка – это не только сувенир, но и важный театральный документ. В фондах Малого театра хранятся программки с конца XIX века и до современных, и каждая из них может о многом рассказать: и об актёрах, и о драматургии, и даже о зрителях и здании театра. Так, на программках XIX века с обратной стороны печатался план зрительного зала. Кто-то из зрителей делал на программке зарисовки главных героев спектакля, а кто-то обводил имена любимых артистов.
Сейчас в Новом Щепкинском фойе Малого театра проходит выставка «История театральной программы», на которой представлены копии и оригиналы программок разных лет. Почему «Театральной программы»? Потому что официально эта брошюрка с действующими лицами и исполнителями называется именно так. Дело в том, что раньше в один вечер давали два, а иногда и три спектакля, и, конечно, для каждого такого вечера печатали «программу», которая со временем стала называться «программка».
Цифровой театр
К концу XIX века для программок Московского Императорского театра был разработан единый дизайн: на обложке были изображены Большой и Малый театры, театральные маски и лира, как символы искусства. В течение нескольких лет изображение оставалось прежним, но менялась цветовая гамма программки. В отличие от сегодняшних программок, программки XIX в. – начала XX вв. печатались к каждому спектаклю, то есть на них ставилась дата и состав исполнителей, игравших именно в этот день. Для особых мероприятий – например, благотворительных или юбилейных спектаклей — делались особые программки, с индивидуальным дизайном, например. На обложке такой программки помещали изображение, например, драматурга, у которого был юбилей, а внутри писали, в каком порядке будут сыграны отрывки из его произведений.
В советское время, в 1920-1930 гг., появилась новая тенденция: было создано оформление под каждый спектакль. Так, на программке к спектаклю «Горе от ума» была изображена декорационная конструкция; к спектаклю «Лес» — вид со сцены на зрительный зал; к спектаклю «Плоды просвещения» — профиль Л. Н. Толстого и т.д.
Примерно с 50-х годы ХХ века программки ко всем спектаклям снова стали выглядеть единообразно: они печатались на плотной бумаге, на обложке был символически изображен Малый театр, в желтой рамке было написано название спектакля и драматург, а внутри – список действующих лиц и исполнителей. Такие типовые программки были в ходу в Малом театре достаточно долго. В 1990-2000 гг. Малый театр несколько раз обновлял оформление программки: менялся формат, печаталось изображение памятника А. Н. Островскому или сцен из спектакля, прежней оставалась лишь желтая цветовая гамма, гармонировавшая с цветом здания театра.
Сейчас многие программки Малого театра представляют собой небольшие буклеты, где представлены эскизы и фотографии, а также рассказывается о создании данного спектакля.
Источник: dzen.ru
«Театр детям» Информационно-просветительская программа
Е.О. Захарьянц Театральная программа как вид документа
Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции – социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы – признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.
Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].
Составляющие театральной программы
Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам – составляющим.
Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:
Одной из важнейших составляющих документа является номинативная – от латинского nomina – имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про — прежде и графо – пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.
Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко –тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения – эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.
Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы – буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.
Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем – перцептивной составляющей, – относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком.
Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная – электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.
Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» — составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.
Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде
Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.
Рис. 2. Программа спектакля РАМТ «Инь и Янь»
Источник: theoryofculture.ru
Театральная программа как вид документа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Представлено исследование театральной программы с точки зрения документологии . Театральная программа рассмотрена в соответствии с общими положениями документологии , как вид документа , существующий в сфере театрального искусства. С одной стороны, театральная программа играет роль посредника между создателями театрального действия и зрителями. С другой стороны, является свидетелем истории театра, который дает возможность проследить развитие театрального искусства. Представлены все составляющие документа , взаимосвязь составляющих, эволюция театральной программы . Проведенное исследование показывает значение театральной программы в истории театрального искусства.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Захарьянц Е.О.
Спектакль «ё» — визитная карточка мим-театра «За двумя Зайцами»
Творческий дневник в театральном искусстве
Традиция Мейерхольда в Польше после 1945 года: Ежи Гротовский, Ежи Яроцкий, Тадеуш Кантор
Опыт классификации объектов, входящих в систему электронной книги
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Theater program as the document type
The paper presents a study theatre from the point of view of science of documents. The theatre program is considered in accordance with the General provisions of science of documents, as the document existing in the field of theatrical art. On the one hand, the theatre program plays the role of intermediary between the creators of the theatrical action and the audience. On the other hand, is a witness to the history of the theater, which gives an opportunity to trace the development of theatrical art. Presents all components of the document , the relationship of the components, the evolution of the theatre program.
The study shows the value of a theatre program in history of theatre art.
Текст научной работы на тему «Театральная программа как вид документа»
Е.О. ЗАХАРЬЯНЦ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ВИД ДОКУМЕНТА
Представлено исследование театральной программы с точки зрения документологии. Театральная программа рассмотрена в соответствии с общими положениями документологии, как вид документа, существующий в сфере театрального искусства. С одной стороны, театральная программа играет роль посредника между создателями театрального действия и зрителями.
С другой стороны, является свидетелем истории театра, который дает возможность проследить развитие театрального искусства. Представлены все составляющие документа, взаимосвязь составляющих, эволюция театральной программы. Проведенное исследование показывает значение театральной программы в истории театрального искусства.
Ключевые слова: документология, документ, театральная программа, составляющие документа.
Theater program as the document type
The paper presents a study theatre from the point of view of science of documents. The theatre program is considered in accordance with the General provisions of science of documents, as the document existing in the field of theatrical art. On the one hand, the theatre program plays the role of intermediary between the creators of the theatrical action and the audience. On the other hand, is a witness to the history of the theater, which gives an opportunity to trace the development of theatrical art. Presents all components of the document, the relationship of the components, the evolution of the theatre program.
The study shows the value of a theatre program in history of theatre art.
Key words: documentology, document, theater program, the components of the document.
Е.О. ЗАХАРЬЯНЦ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ВИД ДОКУМЕНТА
Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции — социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы — признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.
Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].
Составляющие театральной программы Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам — составляющим.
Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:
Одной из важнейших составляющих документа является номинативная — от латинского nomina — имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про — прежде и графо — пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.
Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной, которая выражает информационную сущность документа. Семантика (от др.-греч. огщаупкю^ — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит — ответ на эти вопросы связан именно
Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля — режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера — человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко -тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения — эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.
Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы — буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYШ веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.
В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем
— перцептивной составляющей, — относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для
распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная — электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.
Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» — составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.
СОСТАВ СИМФОНИЧЕСНОГО ОРНЕСТРА
1 II КНН С A.- til»
t III Ill’tll» К. Д.
I вердников в и.
САН .’Ц.’ К s в »»»tiX, -.1 1 . . I ■- ‘■■ с’
Источник: cyberleninka.ru