При применении метода наблюдения в границах конкретного исследования, необходима методика наблюдения. Она разрабатывается в соответствии со структурой исследования, имеющей специфические особенности, касающиеся наблюдения.
Проблемы, решаемые при помощи наблюдения
В начале исследования следует сформулировать тот вопрос, ответ на который хотел бы получить исследователь. При помощи методики наблюдения решается проблема ознакомления с новой областью, о которой нужно составить представление, выделить объекты, зафиксировать феномены устойчивого типа для более подробного анализа.
Вопросы, которые должен задать себе исследователь: что нового для психологии открывает область исследования? Что можно изучить, опираясь на материалы наблюдения, и какие гипотезы выдвинуть?
Еще один круг проблем, решаемый при помощи метода наблюдения, исследования специфического характера, которые не решаются при помощи других методов. Например, какие стратегии ведения спора выбирают женщины и мужчины? В чем они схожи и чем различаются? На эти вопросы исследователь ответит, прибегнув к методу наблюдения. Затраты усилий, количество искажений будут наименьшими при выборе данного метода в отличие от опроса или эксперимента.
Что такое единицы наблюдения?
Постановка целей и задач наблюдения
Цели и задачи наблюдения также нужно ставить, исходя из решаемой проблемы. Будет это поиск материала для дальнейших исследований или разработка конкретного вопроса. Любое научное наблюдение подразумевает постановку цели и разработку программы. Постановка цели – основной признак, который отличает научное наблюдение от обычного.
Цели могут быть разными, от обобщенных до узких, специфических. С точки зрения сформулированной цели наблюдение можно разделить на поисковое и исследовательское. Если имеющихся данных об объекте мало и предполагается эти данные получить, то цель наблюдения будет общей: наблюдать в целом. Для исследователя важна вся информация, собранная об объекте.
Наблюдения исследовательского типа основываются на предварительных знаниях об объекте. В процессе исследования ставится частная задача и проверяется конкретная гипотеза. То есть следует формулировать цель более узко.
От постановки цели зависит выбор единиц наблюдения. Также в соответствии с целями выстраивается программа наблюдения – подробное описание того, что будет наблюдаться, в каких условиях, как будет организовано наблюдение в рамках каждой сессии и как будут регистрироваться данные. Программа наблюдения должна ответить на следующие вопросы: что наблюдать, когда, у кого и каким образом? Ответы на эти вопросы и являются задачами наблюдения, которые четко должны быть поставлены в программе. Если хоть одна задача не будет решена в ходе наблюдения, значит цель не достигнута.
- Что наблюдать? – выбор единиц наблюдения и способов их фиксации.
- Когда наблюдать? – выбор ситуации наблюдения и ее временного промежутка.
- У кого наблюдать? – выбор способов формирования выборки испытуемых.
Выборка испытуемых является общей для всех научных методов. Более подробно рассмотрим вопрос о единицах и ситуациях наблюдения.
Статистика. Урок 2. Статистическое наблюдение. Часть 1
Выбор единиц наблюдения
Основным этапом разработки программы наблюдения является выбор ключевых показателей, который позволяет разбить возможные проявления наблюдаемого момента на части и выбрать те из них, которые должны быть зарегистрированы. От того, на каких теоретических позициях стоят исследователи и какие цели преследуют, зависит выбор единиц наблюдения. Количество проявлений поведения огромно, они варьируются от легко наблюдаемых до сложно поддающихся наблюдению. Легко наблюдать за жестами, мимикой, высказываниями. Сложно наблюдаемыми проявлениями являются краткосрочные мимические проявления, саккады, определенные движения глаз.
Если объектом психологического наблюдения становится группа, то набор поведенческих проявлений в разы увеличивается. Такое количество результатов наблюдения зафиксировать трудно. Для этого и нужен четко поставленный исследовательский вопрос и сформулированная цель, чтобы определить проявления, подлежащие наблюдению.
Например, цель наблюдения – изучение особенностей взаимодействия молодого рабочего с членами бригады. Исследователю не нужно наблюдать за тем, как ведет себя молодой рабочий в семье, с друзьями, не работающими с ним вместе, даже как он проявляет себя во взаимодействии с начальством. При наличии конкретной цели это становится ненужным, намного упрощается работа исследователя.
Выбор единиц наблюдения – один из важных этапов планирования, где определяются как явление, так и поведенческие проявления, связанные с ним. Задаются рамки наблюдения, происходит определение языка описаний и способы фиксирования результатов.
Выбор единиц наблюдения – это формулирование операциональных определений изучаемого явления, теоретических конструктов в терминах наблюдаемых явлений и операционного набора при помощи которого эти явления могут быть измерены.
Идея операциональных определений пришла в психологию из физики, ее применение делало действия по изучению явлений более согласованными. В психологии операциональные определения тоже очень важны, поскольку выбор измерительных инструментов для внутренних переменных сложен.
Одному и тому же явлению в различных исследованиях могут быть даны разные операциональные определения, причем, в зависимости от конкретной операционализации изучаемого психологического феномена, полученные результаты могут оказаться разными. Например, умственное развитие операционально может быть определено как количество правильно решенных заданий в тесте Амтхауэра или как число верных ответов в любом другом тесте. Кроме того, можно спросить человека о том, высокое ли у него умственное развитие. Психологическая характеристика во всех случаях будет одинаковой – умственное развитие. Операционализации будут разными, соответственно результаты тоже будут различаться.
Операционализации могут быть качественными и количественными. Качественный показатель дает ответ на вопрос, есть ли исследуемая характеристика в психике и картине поведения человека. Например, рассержен человек или нет, чувствителен к холоду или нет и т.д. Количественный показатель дает ответ на вопрос, в какой степени выражена исследуемая характеристика у человека. Например, насколько хорошо человек ориентируется в незнакомой местности.
Таблица 1. Примеры качественной и количественной операционализации заботы об окружении.
Качественная операционализация
Количественная операционализация
- Позвонив по телефону, спрашивает ли человек собеседника, удобно ли ему говорить?
- Разговаривает ли он громко в кабинете, где работают еще несколько сотрудников?
- Доносит ли он мусор на улице до урны, или не задумываясь, бросает себе под ноги?
Анализируя ответы на вопросы, можно прийти к выводу, заботится ли человек о том, как будут чувствовать себя люди в результате его действий или это его не волнует.
- Сколько раз человек спрашивает у собеседника, уместен ли звонок, если он совершил десять телефонных звонков?
- Сколько раз человека просили разговаривать потише, так как это мешает другим?
Частота происходящих событий, говорит о том, насколько человек заботится об окружающих.
Существует несколько подходов к выбору единиц наблюдения. В простых случаях выбираются 1-2 единицы, которые лучше всего отражают исследуемую реальность. Например, изучая плохое настроение младенца, можно фиксировать только его плач. Такой подход упростит работу наблюдателя, но другие моменты, имеющие отношение к этому явлению будут упущены.
Обычно внутренняя переменная к одному-двум признакам не сводится, чаще всего наблюдению подлежат несколько признаков. При этом в одних признаках интересующее явление будет отражено полно, в других – частично.
Категории наблюдения
Т.В.Корнилова акцентирует внимание на двух способах выделения ключевых показателей: при помощи единиц и категорий наблюдения.
Единицы наблюдения – это проявления поведения, описанные обычным языком ( человек занервничал, повернулся в сторону шума, улыбнулся).
Определение 3
Категории – теоретически нагруженные единицы (человек демонстрирует синдром эмоционального выгорания).
Категории содержат в себе как описание поведения, так и его теоретическую интерпретацию. Строго разработанная теория может быть воплощена в системе категорий наблюдения. Примером может служить методика Р.Бейлза, она описывает 12 категорий поведения, которые могут обнаруживаться при групповом решении задач. Наблюдатель должен относить к одной из этих категорий каждое высказывание участников группы, принимая во внимание не только содержательную сторону, но и эмоциональную составляющую, а также на какой стадии решения задачи находится группа. Категории дополняют друг друга и полностью дают описание всего процесса решения задачи группой.
После того, как выбраны ключевые показатели происходит распределение ситуаций наблюдения. Ситуации должны быть выбраны так, чтобы они имели репрезентативность по отношению к изучаемому явлению. Должно быть обеспечено максимальное проявление характеристики и возможность наблюдения. При этом частота проявления характеристики в ситуации должна соответствовать частоте проявления в реальной жизни.
Выбор ситуации зависит от сформулированной цели. Если это изучение особенностей поведения в специфических условиях, то ситуации должны включать в себя эти специфические условия. Например, если изучается состояние волнения, то ситуации должны включать в себя наличие этого состояния: выступление перед аудиторией, чтение доклада, защита диссертации, сдача экзамена. А вот ситуация домашнего обеда сюда явно не подойдет, поскольку рассматриваемый признак не будет проявляться. Такой подход называется выборкой событий.
Если изучается общее поведение человека, то выбираются разнообразные ситуации, в которых проявляются разные стороны поведения. Такой подход называется выборкой ситуаций.
В наблюдении важна не только ситуативная специфика , но и количество ситуаций. Оно должно быть объемным, так как это гарантирует получение полных, не искаженных сведений
Важно правильно распределить ситуации наблюдения по времени и определить частоту сессий наблюдения. Более надежными считаются данные, полученные при длительных наблюдениях с большим количеством ситуаций. Сессий наблюдения должно быть несколько через определенные временные промежутки. Достаточность сессий наблюдения и ситуаций определяется целями и задачами исследования.
Например, при доказательстве того, что улыбка возникает чаще в социальных ситуациях, нежели в ситуациях достижения цели, Р. Краут и Р. Джонстон изучали видеозапись игры в боулинг в течение нескольких часов. Существование выученной беспомощности М.Зелигман доказал при помощи наблюдения за шестью собаками. А способность животных решать интеллектуальные задачи доказывалась при помощи круглосуточной видеозаписи на протяжении долгого времени.
Следующим вопросом является, как в течение сессии будет происходить регистрация результатов. При наблюдении непрерывного вида фиксирование происходит безостановочно в ходе всей сессии наблюдения. Исследуя динамику работоспособности сотрудников, наблюдение ведется весь рабочий день, и выбранные единицы наблюдения постоянно фиксируются. Такой подход имеет свои преимущества, которые заключаются во всеобъемлющем охвате изучаемого явления. Данный подход предъявляет очень высокие требования к наблюдателю.
Можно использовать сокращенное непрерывное наблюдение. Суть его в том, что фиксация происходит непрерывно в определенное время. Наблюдение за сотрудником производится не весь день, а по одному часу утром, днем и вечером. При таком подходе важно выбрать время, когда наблюдаемое явление проявляется наиболее ярко. Исследуя работоспособность, необходимо наблюдение в разные части рабочего дня, иначе результаты не будут объективными.
Временной сэмплинг – выбор временных моментов для фиксирования показателей.
Можно использовать выборку временных интервалов, выборку временных точек, случайную выборку временных точек.
Выборка временных интервалов – вся сессия разбита на непродолжительные интервалы времени.
Длина интервала зависит от особенностей наблюдаемых явлений и подробности протокола. В течение интервала данные фиксируются по принципу «было – не было». Если ключевая характеристика проявилась во время интервала, отметка об этом заносится в протокол. Отметка будет только одна, независимо от того сколько раз в интервале повторялось это явление.
Так было организовано наблюдение, изучающее имитацию детьми элементов агрессии. 20 минут – время сессии наблюдения, оно разделено на 5-секундные интервалы, их оказалось 240. В каждом интервале отмечалось присутствие или отсутствие единиц наблюдения. Таким образом, выводилась частота проявления конкретного вида поведения.
Выборка временных точек (срезов) дает моментальные срезы поведения во время непосредственной фиксации. Сессия при этом также делится на интервалы, регистрация осуществляется в конце интервала и фиксируется только момент временной точки. Если единицы наблюдения проявляются в интервале, но не наблюдаются в момент временной точки, они не фиксируются.
Например сессия разграничена на 5-минутные интервалы, фиксируется то поведение, которое наблюдается в конце пятой минуты. Продолжительность временных интервалов должна быть подобрана так, чтобы выборка срезов была репрезентативной. Этот метод чувствителен к длительности интервалов, и качество данных зависит от верности выбора времени для осуществления срезов.
В целях избежания ошибок, связанных с цикличностью записи данных, используют модифицированную версию этого метода – случайную выборку временных точек. Общая идея прежняя: фиксация данных в конце каждого интервала. Однако длительность интервалов разная, устанавливается не произвольно, а на основании таблиц случайных чисел. Каждое число указывает на то, сколько времени должно пройти между срезами. Этот вариант лучшим образом показывает реальную частоту проявления целевого поведения.
Когда определены все содержательные моменты программы наблюдения, необходимо определить способы фиксации данных и вид протокола наблюдения. Должны быть предусмотрены технические средства, которые могут понадобится при протоколировании.
Источник: zaochnik-com.com
Программа наблюдения
перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе статистического наблюдения.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Программа наблюдения»
Эмпирические методы исследования в психологии
Для проведения любого исследования необходима исследовательская программа, от научной обоснованности.
Определение 2 Программа – это теоретико-методологическая основа процедур психологического исследования.
Благодаря программе задается определенная последовательность этаповисследования – постановка проблемы.
В программе могут быть выделены методологический и процедурный разделы.
Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое
Автор Валентина Николаевна Норина
Источник Справочник
Категория Психология
Статья от экспертов
Программы наблюдения и скрининга больных с семейной гиперхолестеринемией
Семейная гиперхолестеринемия является самым распространенным моногенным заболеванием, связанным с преждевременным развитием ишемической болезни сердца. Осведомленность об эффективности, значимости и доступности скрининговых программ, направленных на идентификацию индексных пациентов и их родственников с семейной гиперхолестеринемией, может привести к существенному снижению бремени сердечно-сосудистых заболеваний. Раннее выявление, инициация адекватной гиполипидемической терапии и контроль за пациентами с семейной гиперхолестеринемией на базе липидных центров приведут к снижению смертности и инвалидизации населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Автор(ы) Чубыкина У.В.
Афанасьева О.И.
Тмоян Н.А. +1
Источник Атеросклероз и дислипидемии
Научный журнал
Программа педагогического наблюдения
Содержание Программы педагогического наблюдения Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно.
составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.
Примерный план Программы педагогического наблюдения: Тема педагогического наблюдения.
Примерные Программы педагогического наблюдения Примерная программа педагогического наблюдения за процессом.
Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.
Источник: spravochnick.ru
Подготовка статистического наблюдения, составление программы статистического наблюдения
Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. Эта стадия работы определяет все последующие. На ней дается определение объекта и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения.
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Единица наблюдения — это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения.
Как уже отмечалось, для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз — значение признака (или нескольких признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений. В самом деле, трудно установить границы даже, казалось бы, очевидного объекта — совокупности промышленных предприятий: что входит в понятие промышленного предприятия, а что — нет?
Входят ли в круг промышленных предприятия по ремонту и мойке автомобилей, закупке и переработке фруктов и т.д.? Устанавливать ли цензовые значения только по численности работников или по стоимости производственного оборудования? При переписи населения возникают следующие вопросы: учитывать ли тех граждан, которые длительное время работают за границей; как учитывать тех, кто находится в заключении, на службе в армии и т.д.? Все эти вопросы требуют всестороннего обсуждения. Их решение основано на том, что является конечным результатом.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; ее границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения — это то время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое — для предупреждения неполного учета или повторного счета, а также для обеспечения сопоставимости данных.
При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата, по состоянию на которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и время окончания регистрации данных, т.е. срок наблюдения. Так, последняя всесоюзная перепись населения проводилась в течение 8 дней — с 12-го по 19-е января 1989 г.; 5-процентная микроперепись населения Российской Федерации проводилась в течение 10 дней — с 14-го по 23-е февраля 1994 г. И в том и в другом случае срок наблюдения приходился на зимний период и те даты, когда у работающих меньше отпусков, нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов.
При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения, ведь состав населения России и его характеристики постоянно меняются. Поэтому данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента в микропереписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13-го на 14-е февраля. Соответственно в бланки микропереписи заносились все живущие на данный момент времени и не вносились родившиеся после 0 часов ночи с 13-го на 14-е февраля, а также умершие до этого времени.
При переоценке основных фондов устанавливается критическая дата, по состоянию на которую учитываются основные фонды (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.).
Второй принцип, немаловажный для получения достоверных данных при опросах, — не включать в программу наблюдения вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.
Например, при изучении потенциальной эмиграции не стоит включать в анкету прямой вопрос типа: «Вы собираетесь уехать за границу на длительное время или навсегда?». Более эффективно использовать систему вопросов, составленных таким образом, чтобы их сочетание позволяло сделать заключения, которые вы хотели бы получить через ответы на прямой вопрос. Например, понимая, что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди, скорее всего, не укажут, имеет смысл задать косвенные вопросы, например: «Есть ли среди ваших знакомых люди с месячным доходом 10 тыс. долларов США и более?» и т.д.
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки — вопросы, прямо связанные с целью исследования, контрольные вопросы. Выделение последних весьма условно, т.к. один и тот же вопрос может выполнять как содержательную, так и контрольную функцию. Так, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей, их возрасте, образовании и т.д. Все они логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. То же в бюджетных обследованиях: вопросы о доходах и расходах выполняют и познавательную, и функцию взаимного контроля.
Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу совокупности, к которой относятся регистрируемые данные. В социологических исследованиях опрос обычно анонимный. Однако, чтобы избежать недоучета или повторного счета, каждой единице наблюдения (опрашиваемому) присваивается какой-либо номер (шифр), а также фиксируется место проживания (населенный пункт).
При сборе данных в форме отчетности опознавательными признаками являются название предприятия (организации), его шифр в регистре государственной статистики, отраслевая принадлежность, адрес, номер телефона, факса и т.п.
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа: цифровую, альтернативную (да или нет), многовариантную, когда ответ выбирается из нескольких предлагаемых вариантов ответа. Так, на вопрос о возрасте, стаже работы ответ дается в цифровой форме: указывается соответственно число исполнившихся или проработанных лет; на вопрос о наличии автомобиля или дачи ответ будет в альтернативной форме — да или нет; на вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой ответ выбирается из предлагаемых вариантов.
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую обработку данных, т.к. каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или шифр и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и вписаны самими опрашиваемыми (респондентами).
В переписях населения и других специальных исследованиях, проводимых государственной статистикой, подсказы обычно включают все варианты ответов (без дописывания). Например, вопрос о типе жилого помещения в программе микропереписи 1994 г. включал следующие варианты ответов: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие, другое жилое помещение, снимает жилое помещение.
Составление программы наблюдения — сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций.
Программы таких важных и массовых работ, как перепись населения, переоценка основных фондов и другие, обсуждаются на специальных совещаниях, в печати, что обеспечивает их высокое качество. Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения — это бланки, опросные листы, анкеты и т.д., где напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. В формуляре должно быть предусмотрено место для ответа.
Качество данных статистического наблюдения зависит не только от перечисленных факторов, но и от подготовленности счетчиков (регистраторов, интервьюеров). Для них организуется инструктаж по разъяснению вопросов анкеты (или другого формуляра наблюдения) и пользованию инструкцией. Объясняется, например, что при наличии подсказов счетчик обязан ознакомить респондента со всеми вариантами ответов, не выделяя из них те, которые он сам считает наиболее вероятными.
Доброжелательность счетчика, его умение вступать в контакт с людьми влияют на атмосферу опроса, а значит, и на его результаты. Важной этической проблемой является анонимность полученных ответов.
Уверенность в анонимности снимает напряженность при регистрации мнений, суждений, пожеланий, а также характеристик благосостояния (каким имуществом владеет респондент, имеет ли сбережения, что из крупных вещей приобрел за последний год и т.д.). Иногда в интересах планирования, наблюдения, контроля данных полная анонимность респондентов не соблюдается — можно говорить лишь о доверительности. Так, если для проведения опроса с целью изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались списки избирателей, то соответствующий код респондента позволяет идентифицировать его. В таких случаях респондент должен быть убежден, что его ответы как персональные никогда не будут использованы. Они войдут в общую совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей.
Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы наблюдения необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция либо издается в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах или на самом формуляре наблюдения (обычно на оборотной стороне).
Источник: megaobuchalka.ru