Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.
С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.
Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.
Метод Монтессори: что это такое?
Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.
Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.
Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.

Принципы методики
Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.
Развитие ребёнка по системе Монтессори
Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.
Основными принципами системы являются:
- Самостоятельность ребёнка.
- Свобода в установленных границах.
- Естественное психологическое, физическое и социальное развитие.
Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.
Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Основные положения
- В процессе обучения ребенок проявляет активность, а находящийся рядом взрослый — не наставник, а только помощник.
- Ребенок самостоятельно принимает решение, какой деятельностью заниматься.
- Дети старшего возраста помогают младшим освоить то, что уже умеют сами. Такое обучение способствует развитию лидерских качеств у старших.
- Занятия проходят в специальной среде.
- Главная задача педагога — добиться, чтобы у детей появился интерес, побуждающий их к дальнейшему самостоятельному развитию.
- Запреты и критика недопустимы. Ребенок может совершать ошибки и самостоятельно их анализировать.
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.

Суть методики Монтессори
Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.
Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.
Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.

Основы педагогики
Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал.
Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия.
Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.
Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:
- Повседневная жизнь — в этой зоне упражнений ребенок учится уходу за своими вещами, уходу за собой.
- Языковая — в игре ребенок знакомится с буквами, учится писать слова.
- Сенсорная — в специальных играх развиваются органы чувств, изучаются величина и размеры предметов.
- Естествознания — ребенок знакомится с миром, космосом, ботаникой, географией, физикой, анатомией и другими науками.
- Математическая — здесь дети знакомятся с цифрами и учатся математическим действиям.
Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки.
После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться.
Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.
Источник: kidsmi.ru
Методика Монтессори для раннего развития ребенка — философия педагогики и разделение учебного пространства
Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.
Что такое методика Монтессори
Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.
После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.
Развитие ребенка по системе Монтессори
Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.
Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.
Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Основная философия педагогики
Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:
- ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
- родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
- взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.
Основные принципы
Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:
- малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
- развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
- воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.
Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:
- Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
- Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
- Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
- Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
- Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.
Достоинства и недостатки системы
Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:
- детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
- ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
- подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
- малыши учатся уважать личное пространство других;
- нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
- умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
- разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
- такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
- ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
- малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
- развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.
Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:
- недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
- для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
- поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
- детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
- ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
- система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори
- практическую;
- сенсорную;
- языковую;
- математическую;
- космическую.
Зона реальной жизни
Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:
- ухаживать за собой (менять одежду, готовить, пр.);
- коммуницировать с другими учениками, педагогом;
- ухаживать за вещами (поливать цветы, убирать помещение, кормить животных);
- передвигаться разными способами (ходить по линии, бесшумно, пр.).
Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:
- сосуды для переливания воды;
- комнатные цветы в горшках;
- бизиборды или «умные доски»;
- ножницы;
- срезанные цветы;
- лейки;
- скатерти;
- совок с веником;
- полоски, которые наклеивают на пол (по ним ребята ходят, перенося разные предметы).
Зона сенсорного развития
В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:
- звонки, шумовые цилиндры;
- наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;
- цветные таблички;
- таблички разного веса (учат различать массу предметов);
- коробочки с запахами;
- теплые кувшины;
- шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;
- сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;
- вкусовые баночки.

Зона математики
Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:
- конструктивные треугольники, геометрический комод;
- цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);
- цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);
- башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);
- числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);
- таблицы математических действий, марки.
Языковая зона
Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:
- книги;
- рамки для штриховки;
- буквы из шершавой бумаги;
- коробочки с фигурками для интуитивного чтения;
- подвижный алфавит;
- подписи к предметам;
- карточки с изображением разных предметов;
- металлические фигурки-вкладыши.
Космическая зона
Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:
- литературой, содержащей информацию на ту или иную тему;
- календарями, линией времени;
- макетом солнечной системы, континентов, ландшафтов;
- классификацией животных и растений;
- материалами для проведения опытов, экспериментов.
Метод Монтессори в домашних условиях
Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:
- Практическая. Дети получают в ней элементарные бытовые умения. Инвентарем могут служить щетки, совки, пуговицы, шнурки, наборы для чистки обуви, пр.
- Зона восприятия. Элементы должны отличаться формой, цветом, размером, весом (крышки, бутылки, коробочки, баночки, пр.). Мелкие предметы помогают развить мелкую моторику, отработать движения, развить память, внимание.
- Математический уголок. Предметы должны совершенствовать навыки абстрактного мышления, тренировать усидчивость и терпеливость. Материалами выступают наборы геометрических фигур, счетные палочки, пр.
- Языковая зона. Малышу предлагают все, что необходимо для письма и чтения – кубики, объемные буквы, азбуку, прописи.
- Космическая часть. Знакомит с окружающим миром (загадками природы, погодными явлениями, пр.). Материалом выступают карты, фигурки или изображения животных, камешки, ракушки, книжки, пр.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях
Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.
Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.
Методика Монтессори для детей от 1 года
На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.
Специальные упражнения
Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:
- Секретная коробочка. Сложите в большой сундучок баночки, флакончики, маленькие коробочки. В каждый из предметов положите еще что-то более мелкое. Раскручивая и раскрывая предметы, детки тренируют мелкую моторику.
- Рыбалка. Любимую игрушку крохи помещают в глубокую/широкую миску, засыпают крупой, макаронами. Дополнительно в сыпучем содержимом зарывают каштаны, небольшие колбочки и другие предметы. Ученик должен отыскать спрятанное.
- Художник. Распечатайте шаблон рисунка, дайте его крохе вместе с кусочками цветной бумаги. Смажьте фигурку клеем и предложите разукрасить ее с помощью цветных кусочков.
Игротека для ребенка от 2 до 3 лет
По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:
- Пазлы. Разрежьте старые открытки на 4-6 частей, покажите крохе, как их можно сложить в одну картинку и предложите повторить.
- Конструктор. Используются лоскутки ткани, камушки, бусинки, веревочки, пр. Задача родителей – предоставить чаду материалы и наблюдать. Карапуз сам найдет способ их комбинировать.
- Сортировщик. Игра призвана приучить кроху к тому, что у каждого предмета в доме есть свое место. Кроме того, малыш будет привыкать группировать вещи по цвету, способу применения, размеру. Обеспечьте его разными предметами, корочками и ящичками, установив правила и несколько раз показав место каждой вещи.
Спорные моменты в методике Монтессори
Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:
- Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
- Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
- Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
- Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.
Видео
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Источник: sovets.net
Что такое Монтессори-педагогика, и чем она так хороша (а чем — не очень): большой ликбез
31 августа 2020 исполнилось 150 лет со дня рождения итальянского врача и педагога Марии Монтессори, разработавшей собственную педагогическую систему. Вы наверняка хоть раз слышали о Монтессори-садах и Монтессори-игрушках, а мы хотим рассказать вам о том, что вообще такое Монтессори-педагогика, чем она отличается от других педагогических систем, и почему она до сих пор популярна.
2 сентября 2020

Иллюстрация Елизаветы Стрельцовой
В чем суть Монтессори-педагогики?
В основе Монтессори-педагогики лежат идеи свободного воспитания и гуманистической педагогики. Это значит, что в рамках этой образовательной системы детям предоставлена свобода выбора в установленных границах, а также созданы условия для гармоничного и естественного развития. Главным в образовательном процессе является ребенок, его интересы и желания, а не учитель, который выполняет скорее поддерживающую и направляющую функцию.
Основные принципы
- Уважение к ребенку. Уважение — это базовый принцип Монтессори-педагогики (стоит отметить, что в начале двадцатого века, когда Мария Монтессори разработала свою систему образования, этот принцип был не очень широко распространен). Уважение проявляется в том, что взрослые не нарушают и не прерывают занятия ребенка, предоставляют им свободу выбора и дают возможность самостоятельно осваивать новые навыки и получать новые знания.
- Впитывающий разум. Монтессори-образование основывается на том, что дети непрерывно чему-то учатся, просто взаимодействуя с миром вокруг них. Посредством органов чувств дети постоянно получают самую разную информацию об окружающем мире, а затем анализируют и осмысливают ее.
- Сензитивные периоды. Мария Монтессори утверждала, что существуют определенные периоды, в которые дети лучше осваивают новые навыки. Они еще называются “сензитивными периодами”, и длятся они столько, сколько необходимо ребенку для освоения навыков. Сроки наступления разных сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. Монтессори-педагогика учит распознавать сензитивные периоды у детей и обеспечивать их необходимыми ресурсами для того, чтобы эти периоды прошли максимально эффективно.
- Специальная среда. Метод Монтессори предполагает, что лучше всего дети учатся и развиваются в специально созданной для этого среде. Она должна быть полностью ориентирована на детей, предоставлять им свободу действий и позволять исследовать среду любыми способами.
- Автообразование. Принцип автообразования или самообразования заключается в том, что дети способны всему научиться самостоятельно. В рамках Монтессори-образования педагоги обеспечивают детям необходимую среду, вдохновение, наставление и поддержку, необходимую им для самостоятельного исследования мира.
Как выглядит Монтессори-среда?
Помещения садов и школ, организованных по методу Монтессори, заметно отличаются от групп обычных детских садиков. Вот отличительные особенности Монтессори-среды:
- Минималистичные интерьеры, приглушенные цвета, минимум декора и прочих отвлекающих элементов
- Большое количество свободного пространства
- Отсутствие классических парт и одного закрепленного места для учителя
- Мебель и дидактические материалы организованы так, чтобы дети могли свободно перемещаться и легко получать доступ ко всему, что их заинтересует
- Класс разделен на несколько зон, каждой из которых соответствует определенное занятие
- Использование природных и натуральных материалов
- Живые растения.
Каковы преимущества Монтессори-педагогики?
Благодаря своей простоте и стремлению к естественности методы Монтессори-педагогики противоположны методам традиционной системы образования, чем и привлекают родителей, которые не готовы с ранних лет погружать детей в негибкую систему со строгими требованиями. Вот, почему родители по всему миру выбирают Монтессори-образование для своих детей.
Социализация
В рамках Монтессори-педагогики дети занимаются в смешанных возрастных группах (первая ступень обучения подходит детям от трех до шести лет), а это значит, что кроме самостоятельного познания окружающей среды, дети могут перенимать навыки друг у друга, повторяя за более старшими одногруппниками.
Независимость и свобода действий
Это действительно весомый плюс Монтессори-педагогики: дети получают намного больше свободы и самостоятельности, чем в обычных детсадах, что позволяет им развивать творческий потенциал, учит мыслить нестандартно, лучше контролировать себя и улучшает самооценку.
Любовь к обучению
“Самый значимый и долгосрочный эффект Монтессори-образования, который я наблюдала, это то, что выпускники Монтессори-школ сохраняют любознательность и интерес к людям и миру вокруг них, воспринимая обучение как процесс длиной в жизнь, а не как страдания, которые заканчиваются, едва прозвенит школьный звонок”, — говорит основательница международной школы Монтессори в Японии Карен Рикс.
Согласно принципам Монтессори-педагогики, дети изучают новые навыки по собственному желанию, а педагоги скорее направляют их инициативы в правильное русло. Это и помогает детям сохранить естественный интерес к учебе на протяжении всей жизни.
Инклюзивность
Система Монтессори-образования с самого начала включала в себя детей с особенностями развития. Свободный подход к образовательному процессу и разновозрастный состав учеников сглаживает границы между нейротипичными детьми и детьми с особенностями, что позволяет им успешнее социализироваться и изучать новое без давления и конкуренции.
Какие минусы у Монтессори-педагогики?
Как у любой образовательной системы, у системы Монтессори тоже есть свои минусы, которые для многих родителей могут оказаться существенными. Давайте разберемся, что не так с Монтессори-образованием.
Высокая стоимость обучения
Монтессори-сады и школы по всему миру не могут похвастаться доступными ценами — это логично, учитывая высокие требования к организации пространства и образовательным материалам. Несмотря на то, что популярность Монтессори-учреждений высока и привлекает многих родителей, доступной эту форму образования не назовешь.
Элитарность
За многими садами и школами Монтессори закрепилась слава закрытых и элитарных заведений, куда не так просто попасть. Членские взносы, вступительные сборы, строго ограниченное количество учеников и (опять-таки) высокие цены за обучение делают Монтессори-образование привилегией, которая доступна немногим. Это не очень похоже на то, что изначально задумывала Мария Монтессори, но, скорее всего, эта тенденция сохранится до тех пор, пока государственная система образования не возьмет систему Монтессори на вооружение, чтобы сделать ее более доступной.
Отсутствие структуры
Метод Монтессори не предполагает наличия у педагогов четкой образовательной программы — им намного важнее следовать за ребенком, его интересами и способностями. Как и в любых других свободных системах образования, это может порождать дисбаланс между качеством изучения различных предметов и перекос в знаниях ребенка.
Мало границ
Детям, особенно маленьким, нужны границы и предсказуемые правила. В Монтессори-среде тоже есть свои правила, например, после того, как дети поиграли с игрушками или использовали материалы для творчества, они должны самостоятельно убрать их на место, но таких правил совсем мало. Это может стать скорее негативным фактором для некоторых детей, которым требуется больше дисциплины. Да, в традиционной системе образования у детей больше ограничений и правил, однако некоторые ученики могут наоборот чувствовать себя комфортнее в этой полностью отрегулированной и предсказуемой среде.
На данный момент в мире существует порядка 20 тысяч Монтессори-школ (причем пять тысяч из них приходятся на США, среди которых десять процентов школ — бесплатные и общедоступные). По мере того, как усиливается критика традиционной системы образования, тем сильнее растет популярность альтернативных и более свободных образовательных систем — например, таких, как Монтессори.
Понятное дело, что выбор сада и школы для ребенка зависит от миллиона разных факторов, включающих в себя материальное положение семьи и личные особенности ребенка, однако всегда хорошо знать существующие альтернативы, если вам кажется, что традиционное образование вам не подходит.
Ещё почитать по теме
Великая и ужасная адаптация к детскому саду: как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи
Как устроены детские сады в Германии, Швеции, Англии и Китае
Родительское собрание в детском саду, бессмысленное и беспощадное
Источник: n-e-n.ru