Здравствуйте, друзья! С помощью статьи «Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция» мы вместе создали рабочие программы. Думаю, предложенная пошаговая инструкция позволила вам без труда справиться с этой задачей.
Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция
Счастливый Кормчий 28 июля 2022
Сегодня мы поговорим о том, нужна ли пояснительная записка к Рабочим программам предметов по ФГОС-3. Она есть в Конструкторе рабочих программ, в Примерных рабочих программах, поэтому логично, что многие педагоги уверены, что включать её в программы необходимо.
источник — сайт «multiurok.ru»
Чтобы не быть голословной, в своих статьях я всегда ссылаюсь на документы, в данном случае на ФГОС НОО и ФГОС ООО. Эти документы имеют силу закона, и именно на них мы должны опираться при составлении рабочих программ.
Вот точная выдержка из п. 32.1 ФГОС ООО:
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
Составление рабочей программы.
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Точно такие же требования изложены в п. 31.1 ФГОС НОО.
Как видите, ни слова о пояснительной записке здесь нет.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения. Примерная рабочая программа позволит учителю…
Пояснительная записка разъясняет цели, которые преследуют составители Примерной программы.
Другое дело, если вашим школьным Положением о РП пояснительная записка закреплена в качестве одного из структурных элементов. В таком случае вы обязаны её включить в свою рабочую программу. Но это должна быть пояснительная записка к вашей программе, а не к примерной. Значит, в ней не должно быть слов и выражений: «примерная», «разработана с целью оказания методической помощи», «позволит учителю разработать» и пр.
Благодарю за поддержку и комментарии.
Источник: dzen.ru
Пояснительная записка. Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:
Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:
· кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начальной ступени обучения;
Рабочая программа инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО
· дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке необходимо отразить:
· цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
· общую характеристику учебного предмета;
· ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
· место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
· результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной ступени общего образования;
сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;
• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
• особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный);
· сведения об УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (список учебников и учебных пособий утверждается приказом директора ОУ в соответствии с утвержденными МОН РФ федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ);
· предпочтительные формы контроля;
· педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным элементом пояснительной записки. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС НОО, а также социальный заказ на образовательные услуги со стороны родительской общественности.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
В этих требованиях, как правило, отражаются:
· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
· конечная система или комплекс знаний;
· перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Пояснительная записка к рабочей программе по различным учебным предметам: особенности составления
Пояснительная записка к рабочей программе является ее обязательным компонентом. Проанализируем особенности ее составления в зависимости от того, для какой возрастной группы предназначается планирование.
Особенности написания
Что должна включать в себя пояснительная записка рабочей программы по физической культуре? В первую очередь педагог данной учебной дисциплины указывает учебно-методический комплект, по которому он планирует преподавание курса. Кроме того, пояснительная записка рабочей программы по физической культуре предполагает перечисление тех умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по мере изучения курса. По новым федеральным образовательным стандартам в программе педагогом указываются и УУН для каждой ступени обучения.
Пояснительная записка к рабочей программе составляется для 1-4-го классов, средней ступени, а также учеников 9-11-го классов. Рассмотрим подробнее готовые пояснительные записки по данной учебной дисциплине.
Младшая школа
Пояснительная записка к рабочей программе (1 класс), связанная с физическим воспитанием, должна обеспечивать реализацию новых стандартов второго поколения для начального образования. В качестве учебно-методического комплекта используется «Школа России» для 1-4-го классов. Он включает учебник Ляха В. И. «Физическая культура», издательство «Просвещение», 2012 г.
Что еще включает пояснительная записка? Рабочая программа по ФГОС по физической культуре отмечает, что преподавание данного предмета предполагает три часа в неделю, учебная дисциплина является обязательной для всех российских школ.
В рамках физической культуры учитель предполагает сочетание теоретических знаний с разными способами двигательной активности. К теоретическим вопросам, которые включает в себя пояснительная записка к рабочей программе, относится знакомство с историей отечественного спорта, личная гигиена.
В программе выделяется несколько тематических разделов:
- гимнастика с фрагментами акробатики;
- спортивные и подвижные игры;
- легкая атлетика;
- лыжная подготовка.
Пояснительная записка (рабочая программа по ФГОС) предполагает описание подвижных игр, в процессе которых у школьников будут формироваться УУН. В материале, касающемся способов двигательной работы, предусматривается формирование у подрастающего поколения простейших навыков самостоятельной физической подготовки, обучение их основам доврачебной помощи.
Требования к УУН по физической культуре
В качестве базового элемента в области физического воспитания на начальной ступени обучения подразумевается развитие индивидуальных компетенций школьников. Выражаются УУН в умении самостоятельной организации своей работы, выборе средств и способов достижения поставленной цели, активном вовлечении других ребят в совместную деятельность. Пояснительная записка к рабочей программе должна указывать и личностные результаты усвоения учебной дисциплины учениками первого класса. Например, дети должны получить навыки поведения в нестандартных ситуациях, сформировать уважительное отношение к сверстникам, педагогу. Метапредметные результаты предполагают определенные умения, которые формируются по физической культуре у школьников:
- характеристика поступков и действий, их объективная оценка на базе собственного опыта;
- умение находить ошибки по мере выполнения заданий, искать варианты их устранения;
- толерантность;
- бережное отношение к природе во время активных занятий по физической культуре;
- планирование индивидуальной деятельности на базе оборудования и инвентаря, имеющегося в наличии;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск способов их улучшения;
- умение видеть красоту при выполнении физических упражнений.
Что еще включает в себя пояснительная записка к рабочей программе? 2 класс предполагает умение осуществлять оценку осанки и телосложения, проводить сравнение с эталонами.
Особенности развития
Дети в этом возрасте способны управлять эмоциями, общаясь со своими сверстниками. Преподаватель физической культуры уделяет особое внимание формированию у своих воспитанников чувства хладнокровия, рассудительности, сдержанности. Среди УУН по данной учебной дисциплине отметим техничное исполнение двигательных упражнений, владение базовыми навыками основных спортивных игр, включенных в школьную программу.
В качестве предметных результатов, предполагаемых при завершении данного курса, выделим самостоятельную организацию своего режима дня, владение информацией об истории спорта, определение индивидуальных параметров физического развития (массы тела, длины).
Ученики среднего звена должны владеть навыками оказания посильной помощи и поддержки одноклассников во время выполнения спортивных упражнений. Особое внимание в своей работе преподаватель физической культуры уделяет формированию доброжелательного и уважительного отношения к другим воспитанникам, взрослым людям.
Средняя школа
Как на этой ступени обучения составляется пояснительная записка к рабочей программе? 5 класс отличается многообразием учебных дисциплин, которые должен усвоить школьник. В зависимости от специфики предмета, существуют определенные нюансы учебной программы педагога. Но есть и общие положения, которые должна содержать любая из них.
Сначала прописывается пояснительная записка к рабочим программам (школа России). Она подразумевает детальное рассмотрение учебно-методического комплекта (книга, рабочая тетрадь, сборники задач), который будет использоваться преподавателем во время обучения.
Пояснительная записка к рабочей программе предполагает перечисление всех универсальных учебных навыков, которыми должны овладеть школьники при изучении материала по определенной учебной дисциплине. Рассмотрим подробнее. Например, если составляется пояснительная записка к рабочей программе 6 класса по математике, указываются те вычислительные навыки, которыми должен будет овладеть ребенок к концу учебного года.
Планирование по математике
Помимо УМК, описания всех универсальных учебных навыков, что еще должна содержать рабочая программа? Пояснительная записка по математике сопровождается указанием способов отработки приобретенных школьниками ЗУН, указание количества контрольных и самостоятельных работ. Данный предмет относится к учебным дисциплинам повышенной сложности, поэтому к нему предъявляют особые требования.
Помимо запланированных по программе вариантов контроля, на средней ступени обучения ребятам предлагаются общешкольные министерские контрольные работы. Они направлены на проверку уровня усвоения основного математического аппарата, выявление проблем. В девятом классе всем российским школьникам необходимо справиться с ОГЭ по математике, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании. В противном случае им придется остаться на повторный курс обучения либо вместо желаемого документа довольствоваться справкой.
Планирование по истории
Некоторые отличительные особенности подразумевает рабочая программа по истории. Пояснительная записка предполагает подробное указание всех тем, которые будут рассмотрены в курсе в рамках регионального компонента. Что подразумевается в данном случае? В первую очередь идет речь о том, как будет осуществляться знакомство учащихся с историей родного края, его достопримечательностями, природными объектами. Кроме того, в УМК учитель истории указывает весь перечень сборников, пособий, электронных ресурсов, которые он планирует применять в рамках регионального компонента.
Планирование по русскому языку
Как составляется пояснительная записка к рабочей программе? Русский язык является вторым обязательным предметом, по которому должны продемонстрировать свои знания и навыки ученики девятого класса. По мере изучения данной учебной дисциплины предполагается постепенное усложнение учебного материала, введение научных терминов и понятий, отработка их в ходе выполнения упражнений.
Пояснительная записка должна содержать информацию о том, какое количество сочинений, изложений, диктантов будет проведено за учебный курс. В качестве дополнительных проверочных работ предлагаются и внешкольные работы, например министерские диктанты.
Планирование по химии
Приведем более подробное планирование на основе школьного курса химии. Для рабочей программы по данной учебной дисциплине применяется авторская программа Габриеляна. Она соответствует Федеральным стандартам второго поколения. Она утверждена Министерством образования РФ, является вариантом для преподавания базового уровня химии в среднем и старшем звене общеобразовательных учебных заведений.
В качестве исходных документов, используемых для составления рабочего планирования, используются базисный учебный план, утвержденный Министерством РФ. Рабочая программа рассчитана на преподавание химии на средней ступени обучения два раза в неделю, в старших классах — по одному уроку в неделю.
В курсе неорганической химии предполагается проведение семи практических работ, пяти плановых контрольных работ в каждом классе. По новым требованиям ФГОС в курс введен региональный компонент, предполагающий знакомство школьников с различными производствами, существующими в регионе.
При изучении курса химии учитываются следующие цели и задачи:
- получение школьниками первичных знаний о естественнонаучной картине окружающего мира, формирование представлений об основных законах и химических явлениях;
- приобретение навыков проведения практической и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время;
- развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие познавательного интереса к преподаваемой учебной дисциплине;
- воспитание позитивного отношения к живой природе, окружающему миру;
- развитие самостоятельности;
- практическое использование теоретической информации в повседневной жизни.
Программа по химии реализуется посредством применения традиционных образовательных технологий, использования инновационных методических приемов. На всех ступенях обучения предполагается применение проблемного обучения, развивающего и опережающего обучения, информационных технологий, дифференцированного подхода к каждому школьнику.
Для осуществления систематического контроля усвоения учащимися универсальных учебных навыков, предполагается проведение практических, лабораторных, самостоятельных, контрольных работ. При их составлении педагог использует комбинирование тестовых и классических вариантов заданий по химии.
Особое место уделяется созданию индивидуальных образовательных траекторий, благодаря чему у каждого ученика появляется возможность для гармонического развития, самореализации, повышения своего интеллектуального уровня при обучении в общеобразовательной школе.
Основные навыки, умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса:
- самостоятельность планирования своей познавательной деятельности;
- применение фрагментов причинно-следственного, а также структурного анализа;
- исследование простых связей и закономерностей, выявление определенных характеристик рассматриваемого объекта; информации, касающейся изучаемого явления.
Ученики должны давать развернутый ответ на вопросы учителя, аргументировать свою позицию, объяснять те положения, которые они приводят в качестве подтверждения своего выступления.
На старшей ступени обучения предполагается применение школьниками современных компьютерных технологий при составлении презентаций, написании проектных и исследовательских работ. Для выполнения заданий повышенной сложности у старшеклассников должен быть сформирован математический аппарат.
Особое значение в рамках регионального компонента уделяется формированию на уроках химии у детей бережного отношения к окружающей среде, систематизации научной информации, статистической обработке результатов, получаемых по мере проведения исследований.
Среди предметных знаний и умений, которыми должны овладеть при изучении химии ученики 8-11 классов общеобразовательных школ, отметим составление уравнений реакций, расстановку коэффициентов, решение расчетных задач разных типов.
В девятом классе уделяется внимание обзорному рассмотрению основных органических веществ, их биологическому значению, использованию в повседневной жизни.
Выпускники старшей ступени обучения должны не только владеть теоретическими вопросами, касающимися химических процессов, законов, явлений, но и свободно оперировать основными практическими навыками.
Заключение
Независимо от преподаваемой учебной дисциплины, всеми школьными учителями составляется рабочая программа по предмету. Ее структура разрабатывается и утверждается в каждом конкретном учебном заведении, имеет некоторые отличия по содержанию регионального компонента.
После введения в российские дошкольные учебные заведения стандартов второго поколения подобные учебные планы по каждого виду занятий стали писать и воспитатели детских садов. Любая программа имеет определенную структуру, которой должны придерживаться все педагогические работники страны, независимо от вида учебного заведения.
Сначала прописывается пояснительная записка, в которой четко указываются цели, основные задачи курса, его элементы. Учитель указывает в своем рабочем плане УМК, по которому он будет работать с учениками. Также в планировании должны быть отмечены часы, которые будут выделяться на проведение контрольных, практических, лабораторных работ.
Источник: www.syl.ru