ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЦРР — Д/С №99» ГОРОДА ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.
30 января 2021 г.
Методическое обеспечение образовательной программы Дополнительного образования
Методическое обеспечение образовательной программы.
Учебно-методический комплекс.
1. Федеральный Закон о правах и свободах педагога в творческой деятельности.
2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.
3. Учебно-методический комплекс: компоненты и оформление.
Содержание лекции
Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).
Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Понятие и сущность методического обеспечения образовательного процесса
Определение 1
Современное учебно-методическое обеспечение предмета Физическая культура. Рабочие программы
Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, реализуемого впоследствии на практике.
Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации. Именно методическое обеспечение задаёт структуру образовательному процессу и отображает его основные элементы.
Основные требования к содержанию методического обеспечения образовательным процессом, вне зависимости от того, на то он направлен (изучение темы, раздела, дисциплины, курса и т.д.):
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1
Основными целями формирования комплекса методического обеспечения образовательного процесса являются:
- Цель для педагога: отражение реального положения обеспеченности необходимыми средствами обучения, анализ уровня раскрытия учебной дисциплины в рабочих программах и введение их в практическую образовательную деятельность.
- Цель для учащегося: качественное получение теоретических знаний и практических навыков в рамках изучаемой учебной дисциплины.
«Методическое обеспечение образовательного процесса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основные средства обучения, включаемые в методическое обеспечение образовательного процесса
К основным средствам обучения, которые обязательно должны быть включены с комплекс методического обучения образовательного процесса, относятся:
- Учебно-методическая литература, представленная: учебниками, учебными пособиями, конспектами, справочниками, альбомами, методическими пособиями и т.д. Учебно-методическая литература может быть представлена как печатными изданиями, так и в виде электронных носителей.
- Учебно-наглядные пособия, которые представлены в виде плакатов, схем, рисунков, фотографий, чертежей, графиков, таблиц и диаграмм. Могут быть в печатном виде, а также средствами мультимедиа.
- Натуральные средства, которые представлены макетами или непосредственно реальными приборами, механизмами, инструментами, моделями и образцами. Кроме того, к данным источникам учебной информации относятся разнообразные карточки с заданиями, дидактические задания для проведения лабораторных, практических, курсовых и самостоятельных работ, а также для решения ситуационных задач.
- Технические средства обучения, представленные аудиовизуальными средствами (магнитофоны, проигрыватель, телевизоры, Интернет и т.п.) и техническими средствами программирования.
Содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует от педагога профессионального и ответственного подхода. Он должен включать в себя все обязательные пункты по каждому разделу методического обеспечения.
Обучение биологии по новому ФГОС СОО: учебно-методическое обеспечение
Организация работы по разработке методического обеспечения осуществляется на основании учебного плана по учебной дисциплине (курсу, предмету, модулю). В разработке принимает участие не только педагог, но и методические работники образовательного учреждения и специально созданная цикловая комиссия.
Замечание 2
Все материалы, которые педагог предполагает включить в методическое обеспечение образовательного процесса, предварительно проходят обсуждение на заседании цикловой (предметной) комиссии. Контрольно-оценочные и рабочие программы предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебной и методической работе. Комплекты контрольно-оценочных средств и программ промежуточной аттестации предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.
- Теоретическими материалами, обязательными для изучения.
- Заданиями текущего и промежуточного контроля знаний.
- Эталонами ответов ко всем заданиям самостоятельных и контрольных работ, для контроля за уровнем освоения учебного материала.
- Ссылки на источники с дополнительной информацией по курсу, дисциплине, модулю и т.д.
- Словари и глоссарий, содержащие основные термины, изучаемые учащимися в рамках конкретного раздела, модуля, дисциплины и т.д.
Источник: spravochnick.ru
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Программа дополнительного образования — это путь к достижению определенного уровня образованности обучающихся и одновременно показатель готовности педагога к совершенствованию своей профессиональной культуры.
Как правило, совершенствуют программу в несколько приемов, возвращаясь, осмысливая и корректируя ее. Это непрерывный процесс.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — обязательный структурный элемент, совокупность систематизированных материалов: текстовых и нетекстовых, в котором содержатся именно рекомендации к реализации данной программы, даже в том случае, если педагог использует государственные программы или программы другого автора.
Оценить
1516 1
Содержимое разработки
Выступление по теме:
«Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы»
«Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ПДО»
Программа дополнительного образования — это путь к достижению определенного уровня образованности обучающихся и одновременно показатель готовности педагога к совершенствованию своей профессиональной культуры.
Как правило, совершенствуют программу в несколько приемов, возвращаясь, осмысливая и корректируя ее. Это непрерывный процесс.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — обязательный структурный элемент, совокупность систематизированных материалов: текстовых и нетекстовых, в котором содержатся именно рекомендации к реализации данной программы, даже в том случае, если педагог использует государственные программы или программы другого автора. В любом случае всегда есть отличительные особенности, свойственные работе только этого педагога.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы должно быть представлено как:
Раздел программы, описывающий специфические подходы, формы, методы и рекомендации для её реализации. То есть то, без чего программа становится обезличенной.
Приложение из средств программно-методического обеспечения, объединенного в учебно-методический комплекс (УМК). Здесь материал излагается в полном объеме и должен быть глубоким по содержанию. Такие рекомендации нужны педагогу для обобщения своего педагогического опыта и аттестации.
Методическое обеспечение образовательной программы как первый раздел включает в себя краткое и лаконичное:
описание педагогических методик и технологий обучения и воспитания, используемых педагогом;
описание основных методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса;
описание основных подходов и технологий решения творческих задач, способов и приемов развития творческого потенциала ребенка;
описание технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики) и контрольные материалы по годам обучения: виды, методы, периодичность, предполагаемые результаты педагогической деятельности, система оценок и фиксации результатов;
материально-технические условия оснащения занятий: помещение, перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на группу обучающихся), финансирование.
В разделе «Приложение» средства программно-методического обеспечения, объединяются в учебно-методический комплекс (УМК), который включает в себя:
прикладные методические материалы;
Учебно-программные материалы:
Учебно-методические материалы:
2.1. Методическая разработка-издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого – либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (сценарии, занятия, разработки походов, экскурсий, конкурсов, конференций, подборки игр, собственные разработки занятий, открытые занятия с анализом, обобщающие занятия, схемы проведения занятий и т.д.).
Сценарий — подробная запись праздника, массового мероприятия со словами ведущего, чтецов, актеров, текстами стихов, поэтических произведений, песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая и музыкальная партитура, движение участников на сцене, в зале и т.д.
Занятие, план, план-конспект – документ, регламентирующий ход деятельности образовательного процесса в дополнительном образовании.
Методическая разработка оформляется на формате А-4, шрифт «Times NewRoman», размер шрифта 12-14, все поля 20 мм, междустрочный интервал-одинарный.
Примерная схема методической разработки
1-я страница — Титульный лист.
2-я страница — Название темы; План изложения материала.
3-я страница — 1.Введение. Актуальность работы с позиции требований современного общества. Необходимость изучения вопроса психологами, педагогами, практиками. Методологические подходы. История вопроса.
Ученые, работавшие над вопросом, их позиции, сущность проблемы, пути решения.
2.Основная часть. Цели и задачи образовательной деятельности. Система деятельности. Конкретный практический материал: рекомендации, сценарии, конспекты занятий, памятки, таблицы, планы, дидактический материал, творческие работы обучающихся.
3.Список использованной литературы.
Название и форма проведения мероприятия.
Пояснительная записка. Цели, задачи. Метод проведения. Направление (дидактическое = обучающее, развивающее, воспитывающее), возраст детей, условия проведения, осуществления.
Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений и т.д.).
Методические советы на подготовительный период: правильное распределение поручений.
Сценарный план, ход проведения мероприятия.
Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части, ссылки на авторов и название источников с указанием страниц.
Методические советы организаторам и постановщикам (где проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.)
Приложение практического материала: рекомендации, сценарии, памятки, таблицы, дидактический материал.
2.2. Методические рекомендации: 1)краткий лаконичный совет или комплекс предложений и указаний по применению того или иного метода, педагогического приема, способа действия, способствующий внедрению наиболее эффективных форм работы для решения какой — либо проблемы педагогики, т.е. материалы в помощь педагогу, ребенку, родителю, обобщающие опыт : «В помощь педагогу дополнительного образования…», «Проведение родительских собраний…», «Технология составления…», «Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ», «МР по постановке экспериментов или опытов»; «Методические рекомендации по организации исследовательской работы»; «Методические рекомендации для организации индивидуальной работы с детьми»; «Тематика опытнической или исследовательской работы» и т. д.), 2)пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает вопросы:
Решению каких задач способствует данная методика;
Кому адресована;
На основании каких документов и фактов составлена;
Какова система изложения материала.
Методические рекомендации по объему могут быть от нескольких строчек до 1-2 страниц.
Этапы написания методических рекомендаций
Выбор актуальной темы.
Изучение литературы по избранной теме.
Накопление фактического материала.
Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
Распределение содержания работы по разделам.
Структура методических рекомендаций
Вступительная часть. Пояснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
Основная часть. Содержание состоит из анализа и показа передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
Приложение: памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т.д.)
Информационно-методические материалы
Описание педагогических методик и технологий, методов и приемов.
Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
Инструкция – 1)нормативный акт, издаваемый руководителями вышестоящих органов в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства; 2)собрание правил, регламентирующих деятельность.
Методическое пособие — помощь в чем-либо. Пояснения по наиболее сложным темам; схемы и таблицы; разъяснения по поставленным задачам и достигнутым результатам. Методическое пособие включает в себя краткие методические советы и рекомендации; отдельные моменты методических разработок разных занятий; методическое пособие включает в себя теоретический, практический и наглядный материал.
Прикладные методические материалы — вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции:
Картотека — совокупность организованных определенным образом карточек с зафиксированным на них данными. Картотеки газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний передового педагогического опыта, диапозитивов, фонозаписей и т.д.
Каталог — нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов (каталоги иллюстративного материала по тематике занятий и т.п.).
Диагностические методики — систематизация и описание аналитических и диагностических методик, используемых педагогом по каждой теме или разделу; описание основных критериев оценки работ обучающихся, которые бы соответствовали бы поставленным целям; для выяснения меры удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие обучающихся могут применяться социологические и психологические методики (приложить их описание);
Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработки массовых материалов: подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. Помещаются в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, общую тетрадь, конверты.
Тематическая папка содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения в определенном направлении, методические рекомендации, разработки и сценарии массовых мероприятий, материалы из опыта работы, библиографию, дидактический материал.
Учебно-теоретические материалы:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
Курс лекций – изложение материала, раскрывающее и расширяющее систему представлений о том или ином предмете, явлении в области какой-либо науки, литературы, искусства.
Учебно-практические материалы:
Сборник — практикум (задач, упражнений, ситуаций, контрольных, лабораторных работ) –
Самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего – либо без помощи руководителя;
Памятка — то, что должен помнить адресат: его обязанности, план проведения основных дел, и т.п. Ключевые слова: «обсудите, поставьте, добейтесь, создайте…».
Учебно-наглядные материалы — издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию:
Плакат — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны и предназначенного для экспонирования;
Картографическое пособие;
Графическая информация;
Коллекции (какие и их количество);
Видео-, аудиоматериалы;
Дидактические карточки и т.д.
Учебно-справочные материалы:
Справка — дополнительная информация по теме. Оформляется в виде текстовой брошюры или карточек — отдельных листов
Учебно-библиографические материалы:
Литература — библиографический список (указатель, библиография), используемой и рекомендуемой литературы для педагогов и детей; помощь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.
Приложения нумеруются и должны иметь название. Нумерация страниц — сквозная, включая все приложения.
Учебно-методическое обеспечение программы на занятиях по вокалу.
Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:
помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;
инструмент (синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
в студии должна быть доска с нотными линейками, компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;
звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.
Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.; пение в речевой позиции С. Риггса; фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий).
Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.
Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.
Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.
Буйлова Л.Н, Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 160с.
Дополнительное образование в образовательном учреждении/Сост.Н.И. Ерёменко. — Волгоград: Корифей,2007. — 96 с.
Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/ Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002 г. -112 с.
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов/ Под ред Н.К Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 96 с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. — М.: Айрис-пресс, 2003.-176 с. — (Методика).
Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 128 с. — (Методика).
- Комплексно-целевая программа военно-патриотического воспитания «Честь и мужество»
- Проект по духовно-нравственному воспитанию Образовательные Кирилло-Мефйодиевские тчения
- КГБОУ ДОД КЦИТР и социальные проблемы учащихся
- Модель здоровьесбережения МКОУ ООШ № 23
- Образовательная программа инновационной образовательной практики
Источник: www.prodlenka.org