Что входит в концепцию программы развитие

Содержание

Наличие четкой концепции развития организации является одним из факторов ее успеха в перспективе. Проработка концепции развития предприятия особенно актуальная, когда кризисы в экономике происходят все чаще и чаще. К сожалению, до сих пор не многие компании задумываются о разработке концепции развития, а также о создании механизма ее реализации. В данной статье рассматривается само понятие концепции развития компании, а также технология ее разработки.

Вполне вероятно, что многие владельцы компаний не считают какой-то серьезной проблемой отсутствие четкой концепции развития. Ведь у них в голове есть определенное представление о том, как должна развиваться компания.

Кроме того, некоторые собственники считают, что задумываться о разработке концепции развития организации нужно только крупным предприятиям. Вообще-то, в такой точке зрения есть определенный смысл в том случае, если речь идет о совсем небольшом бизнесе, у которого нет каких-то планов по развитию.

То есть если изначально стартап запускался в сегменте малого (или даже микро) бизнеса и у его основателя не было никаких планов по развитию данного бизнеса. Ведь кого-то из собственников может устраивать, что его бизнес является совсем небольшим, и он не хочет его развивать. В таком случае, пожалуй, и правда, нет какого-то смысла в разработке концепции развития.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года: сценарии действий для профессионалов

Но даже если запускается совсем небольшой бизнес, но у его основателей есть планы создать более крупную компанию, то в таком случае лучше сразу же разработать концепцию развития еще на стадии создания бизнеса.

Если компания уже пережила стадию малого бизнеса и планирует дальше развиваться, то наличие концепции развития, можно сказать, является обязательным условием для достижения успеха в будущем.

Концепция развития организации: что это такое

Концепция развития организации должна давать четкое представление о том, как компания будет развиваться в определенном периоде времени.

Рис. 1. Состав концепции развития организации

Состав концепции развития организации

Иными словами концепция развития организации должна включать ее основную долгосрочную цель (миссию), основные направления развития для реализации данной цели, более детальные цели компании на планируемый период времени, а также стратегию их достижения.

В каждой компании должно быть четкое понимание того зачем она вообще существует и ради чего работает. В некотором смысле можно сказать, что миссия – это идеальная (недостижимая) цель, к которой должна стремиться компания.

Пожалуй, миссия – это единственная цель, которая может не иметь четкой привязки ко времени. Все остальные составляющие концепции развития уже должны иметь четкую привязку к перспективному периоду планирования.

При разработке концепции развития компании необходимо отталкиваться от определенных исходных предположений, касающихся того как будет развиваться компания и внешняя среда.

Концепция развития школы

С учетом миссии должна быть сформулирована стратегическая идея развития компании – за счет чего и как должна развиваться компания.

Также должны быть выделены основные (ключевые) направления, по которым должно происходить развитие компании в том периоде, на который составляется концепция развития.

Кроме того, необходимо понять, что компания должна научиться делать в первую очередь, чтобы реализовать свою концепцию развития.

Для того чтобы понимать каких результатов достигает компания в процесс своего развития, а также для оценки эффективности данной работы, необходимо определить четкие количественные критерии – цели.

Цели компании должны включать в себя и самые важные (стратегические) цели, и операционные цели (цели нижнего уровня).

Наконец, последнее, что должно быть прописано в концепции развития, это стратегия достижения выбранных целей. То есть необходимо определить конкретный путь достижения выбранных целей. Можно сказать, что стратегия определяет политику работы компании во всех продуктовых, функциональных и ресурсных аспектах ее деятельности.

Концепции развития предприятия: технология разработки и реализации

Для разработки концепции развития можно создать временную рабочую группу (ВРГ), в состав которой нужно включить представителей всех основных бизнес-процессов компании. Это необходимо для обеспечения комплексного подхода к разработке концепции развития организации.

Если речь идет о разработке концепции развития не стартапа, а уже действующей компании, то первое с чего нужно начать – это провести обследование предприятия, чтобы понимать в каком состоянии находится компании и внешняя среда. Образно говоря, нужно определить точку «А», в которой находится компания к началу разработки концепции развития организации.

Затем необходимо проработать все составляющие концепции развития предприятия. В любом случае нужно четко понимать, что в конкретной компании будет рассматриваться в качестве концепции развития. Поэтому перед ее созданием нужно разработать и утвердить состав и формат концепции развития предприятия. После того как будет утвержден состав и формат концепции развития нужно будет разработать все ее компоненты.

Для реализации концепции развития необходимо разработать программу развития, включающую в себя конкретные проекты развития, реализация которых позволит достичь намеченных целей.

Кроме того, необходимо будет разработать и внедрить механизм управления развитием. Ведь важно не только разработать концепцию и программу развития организации, но и обеспечить их выполнение. Для этого нужен определенный организационный механизм.

Таким образом, общая схема разработки и реализации концепции и программы развития предприятия выглядит так, как показано на рисунке 2.

Рис. 2. Схема разработки и реализации концепции и программы развития предприятия

Схема разработки и реализации концепции и программы развития предприятия

Концепции развития компании: особенности разработки и реализации с участием консультантов

В общем-то, любая компания может самостоятельно разработать концепцию и программу развития и реализовать ее с использованием механизма управления развитием (его тоже компания может разработать и внедрить самостоятельно). Если выполнять все это с консультантами, то можно сэкономить время и увеличить вероятность успеха всей этой работы, поскольку консультанты обладают соответствующими технологиями и опытом. В состав ВРГ по разработке концепции и программы развития можно включить внешних консультантов.

Но для того чтобы консультанты работали максимально эффективно им нужно изучить деятельность компании и те наработки, связанные с концепцией развития, которые могут уже быть у компании до начала проекта.

Таким образом, первый этап, который нужно будет реализовать, это постановка задачи, в ходе которого консультанты проведут комплексное обследование организации. Также в рамках данного этапа будет согласован с компанией состав и формат концепции и программы развития предприятия. Кроме того, нужно будет сформировать ВРГ, которая в дальнейшем будет заниматься разработкой концепции и программы развития.

На следующем этапе нужно будет разработать концепцию развития компании, в соответствии с форматом, утвержденным на предыдущем этапе проекта. Также нужно будет уточнить и согласовать состав и формат программы развития, и подготовить ее краткое описание.

На третьем этапе проекта нужно разработать детальную программу развития, включающую подробное описание всех проектов развития, а также их количественные модели, в соответствии с которыми нужно будет разработать стратегические бюджеты развития компании.

Еще один важный результат третьего этапа – разработанная система управления развитием. Ведь важно не только разработать качественную программу развития, но и добиться ее эффективного выполнения. Для этого и нужно будет разработать механизм управления развитием предприятия.

Итак, основные этапы и результаты проекта представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Основные этапы проекта по разработке и реализации концепции и программы развития компании

Основные этапы проекта по разработке и реализации концепции и программы развития компании

Несомненно, в каждой конкретной компании могут быть свои нюансы, которые нужно учитывать при разработке и реализации концепции и программы развития. Но в любом случае есть базовые правила и принципы, которые нарушать нельзя. Они были кратко рассмотрены в данной статье.

Читайте также:
Как осуществляется проверка целостности жесткого диска с помощью программы partition magic

Источник: rik-company.ru

Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.

Анна Шорина
Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.

Программа развития ДОУ : назначение, свойства (принципы, структура, требования к составлению.

Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

— исходное состояние ДОУ;

— образ желаемого будущего (концепция ДОУ);

— последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.

Публикация «Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению,» размещена в разделах

Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.

Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиями и условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом, чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.

При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.

Структура каждого раздела программы :

I. Информация – справка о ДОУ

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:

— анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны, это важный инструмент воспитания педколлектива;

— информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

— рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т. е. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с небольшого анализа социума, затем указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно – массовые объекты. Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состоянии материально – технической базы, характеристика воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Фиксируются основные итоги воспитательно-образовательного процесса; достижения педагогического коллектива; наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходима также краткая информация об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.

II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного

процесса по всем линиям развития (физическое воспитанье и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основной для составления самых разных справок и отчетов.

Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1 – 2 года включает:

— уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;

— готовность детей к школе.

Важно проанализировать научно – методическое обеспечение развивающегося учебно–воспитательного процесса и профессиональную компетенцию педагогов. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение между требованиями и результатами и социальным заказом?»

Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

III. Концепция и стратегия развития ДОУ

Концепция – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Окончательный, правильный, выбор можно сделать, после коллективного поиска новых идей, способов решения выявленных проблем, изучения регулярно пополняемого педагогами «банка идей», опыта коллег, разработок ученых и т. д. Это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или Центр развития ребенка. Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в их организации обучения по новым технологиям, поддерживает постоянную связь со школой и анализирует процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.

1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

— структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;

— новые или модернизированные программы;

— новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;

— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;

— характеристика дополнительных услуг.

2. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;

— новые методы управления.

Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.

IV. План действий.

План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения, ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения, и затем составляется план действий на следующий этап.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).

ционные Кадровые Научно-

технические Финансовые Мотива-

1 2 3 4 5 6 7 8

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Читайте также:
До какого года действует программа 450 тыс

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения

(Где) Сроки проведения

(Когда) Ответственный

(Кто) Объем финансирования

(Сколько средств)

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.

Вот как участвовал в подготовке программы педколлектив одного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими:

1. Чем наш детский сад привлекает родителей?

2. Что в работе детсада вам не нравится?

3. Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

4. Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?

Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с. – (Библиотека руководителя ДОУ)

2. Детский сад: книга для заведующих / В. М. Изгаршева, Т. П. Сафонова, Е. А. Лебедева и др. ; Под. ред. Л. П. Тарасовой. – 3-3 изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 256 с., ил.

3. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.

4. Третьякова П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. / Библиотека руководителя ДОУ. – М. : Издательство УЦ «Перспектива», 2010. – 312с.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Источник: www.maam.ru

Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации

Несмашная, И. В. Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации / И. В. Несмашная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/346/78081/ (дата обращения: 14.06.2023).

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.

Ключевые слова: программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.

To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.

Keywords: program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.

Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. А. Каратаева, Т. Н. Патрахина, Б. А. Райзберг, Е. В. Чертоляс, Э. Ш. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.

Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает актуальность представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций

Объектом данного исследования явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.

Предмет исследования : программа развития дошкольной образовательной организации.

Целью данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие задачи:

  1. определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
  2. представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
  3. обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.

Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.

Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.

Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.

Читайте также:
Лучшая программа для просмотра изображений для mac

Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.

Программа развития ДОУ нацелена на реализацию трёх наиболее важных задач. Наиболее значимой среди них является выработка стратегических и тактических принципов перехода дошкольного образовательного учреждения к образу желаемого будущего. Для этого необходимо изучить и зафиксировать текущее состояние организации, нацеленное на реализацию стратегических целей и задач, а также выработать понимание желаемого образа будущего организации, к которому следует стремиться. Необходимо выработать перспективный план движения к намеченной цели, соответствующий потребностям и возможностям организации, а также её философии [1, с.48].

Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.

Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.

Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Н. Дроздова):

  1. «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
  2. прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
  3. рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
  4. реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
  5. целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
  6. контролируемость — операциональность контроля за промежуточными и конечными результатами, соответствие их поставленным целям» [6].

Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:

– информация о ДОУ;

– проблемный анализ уровня работы учреждения;

– концептуальное видение будущего организации;

– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;

– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,

Разрабатывая программы, авторы ставят своей целью полноценно раскрыть предназначение образовательной организации, миссия которой помочь формированию личности ребёнка. При её разработке серьёзное значение отводится разработке основной концепции развития организации, определению её цели и формулированию основных задач.

Вместе с тем, программа позволяет раскрыть актуальность, новизну и практическую значимость перспективных планов проектной деятельности, которые определены в организации приоритетными. В программе раскрываются как научно-теоретические составляющие, на которых базируется данный проект, так и показатели, которые помогают оценить степень достижимости поставленной цели. Каждая программа развития предполагает серьёзный анализ имеющихся ресурсов, которые влияют на временные рамки реализации программы, выбор её исполнителей, а также ресурсное, в том числе информационное обеспечение проекта [5 с. 88]. Программы развития ДОУ включают определение инструментов анализа и коррекции результатов. Заключительным этапом разработки программы является перспективное планирование дальнейшего развития образовательной организации.

Необходимость разработки программы развития определяется ограниченностью ресурсов для её реализации и высокой значимостью достижимости максимально полезных результатов. Не меньшее значение имеет необходимость согласовывать деятельность множества людей, особенно в условиях существующей нестабильности как внешней, так и внутренней среды организации. Программно-целевой подход к управлению является наиболее оптимальным инструментом реализации потенциала организации, несмотря на трудность разработки программы развития и неготовность к такому формату работы многих представителей педагогической общественности [3 с. 25]. На данный момент все программы развития образовательных организаций базируются на стратегических документах федерального значения, а следовательно, так или иначе, отвечают целям и задачам развития образования всей страны.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.

На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что стратегическое развитие ДОО является действенным средством обеспечения качества дошкольного образования при условии разработки целостной программы развития ДОУ. Программа развития дошкольной образовательной организации отражает все аспекты, влияющие на её успешную реализацию, в том числе те, которые являются наиболее проблемными и требуют безотлагательных действий [4 с. 179].

  1. Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
  2. Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
  3. Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
  4. Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
  5. Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.
  6. Дроздов И. Н. Управление развитием организации. — Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет, 2002. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 13.01.2012. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4498

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, программа развития, разработка программы развития, дошкольное образование, образовательная организация, стратегическое развитие, дальнейшее развитие, дошкольное образовательное учреждение, значительная роль, национальное значение.

Ключевые слова

инновационный менеджмент, программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций

программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент

Похожие статьи

Направления развития дошкольной образовательной.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и Национальный проект «Демография» на 2019–2024 г. ставит перед собой ряд мероприятий, касающихся развития дошкольных образовательных организаций, к которым относится [1]

Современные приоритеты развития дошкольного.

Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который предусматривает четкое взаимодействие с родителями. Интересы родителей тесно переплетаются с задачами дошкольного учреждения.

Проектирование основной образовательной программы.

Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

 Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Особенности организации дополнительных образовательных.

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ.

Педагог дошкольной образовательной организации.

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного. Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

Соответственно основные тенденции развития дошкольного образования связаны с

Организация разработки образовательной программы дошкольного учебного заведения

— М.: Сфера, 2004. — С. 34–67. Проектирование развития образовательных программ.

Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития.

Программа развития — это управленческий документ, определяющий стратегические цели, задачи и способы их реализации. Программа развития содержит в себе конкретные индикаторы устойчивого развития образовательного учреждения для каждого объекта.

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного.

Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе

8. Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части

образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru