Что входило в эстетическую программу русского футуризма

Особенности возникновения футуризма и его проникновение в русскую литературу. Основные литературные группы футуристов и их участники.

Нестерова И.А. Футуризм в литературе // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и истоки футуризма

улица входит в дом Умберто Боччони

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год

Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.

Футуризм – это течение в искусстве, возникшее на базе модернизма в начала ХХ века. Оно отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуризм основан на идеи создания нового индустриального мира с отторжением всего старого и прославлении прогресса.

АУДИО. Как начинался русский футуризм. Курс «Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России»

Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как «Lacerba», «Poesia» и издательство «Poesia».

Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.

В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.

Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.

Русский футуризм – одно из направлений авангарда. В литературе русский футуризм превратился в смелое и грубое повествование, смелую жесткую поэзию, в которой не было места человеку. Там было место лишь энергии и революции.

  • К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
  • Протест против сложившихся норм стихосложения;
  • Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
  • Бунтарская направленность произведений;
  • Создание «заумного языка».

Школы футуризма в русской литературе

В России футуризм был представлен несколькими школами, каждая из которых считала себя главенствующей. В каждую школу входили знаменитые литераторы своего времени.

школы футуризм

Школы русского футуризма

Эгофутуризм сложился вокруг известного в начале XX века писателя Игоря Северянина. Особенностью произведений эгофутуристов являлось культивирование широкого использования иностранных слов и возведение себялюбия до непостижимых высот. К числу самых известных эгофутуристов относят: Иван Игнатьев, Игорь Северянин, Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин.

Читайте также:
Как выделить диапазон в таблице программы excel

С чего начался футуризм и как о нём узнали в России?

Эгофутуризм – это школа русского футуризма, которая основана на том, что эго человека сильно превозносится.

Эгофутуристы позиционируют себя как новое прогрессивное течение с большими перспективами. Активно печатаются листовки и издаются манифесты. В 1912 году Игорь Северянин отдаляется от школы эгофутуристов в свете его растущей популярности в среде символистов.Пропагандой в литературных кругах начинает заниматься молодой и перспективный поэт Иван Игнатьев.

Однако в 1914 году поэт покончил собой. Игнатьев перерезал себе горло бритвой вечером 21 января. Школа эгофутуризма исчерпала себя уже к 1920 году. Многие представители перешли к имаджинистам.

Кубофутуризм появился в 1910 году в литературной группе «Гилея». Участники называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне». Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник «Садок судей», фактически определивший создание группы «Гилея».

Кубофутуризм – симбиоз кубизма и футуризма содержащий в себе необходимость разложить предметы и явления на составляющие в рамках особенностей футуризма.

Кубофутуризм отличается провокационными высказываниями, спорными рифмами и смелой для того времени риторикой. В круг кубофутуристов входили братья Бурлюковы, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившиц.

Несомненно, самым известным представителем кубофутуризма является Владимир Маяковский. Его стихи знает каждый. Они взрывные резкие и жизненные.

маяковский

Владимир Маяковский 1920год

Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
Я –
гражданин
Советского Союза.

Талантливый поэт творил с революцией в сердце. Поэт искренне верил в советского человека, в его силу. Его стихи хорошо были восприняты не только читателями, но и властью.

Мезонин поэзии – это еще одна популярная в начале XX века школа футуризма. Мезонин поэзии относился к умеренной группе футуристов. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич. Мезонин поэзии просуществовал до 1913 года и потом распался. Причиной распада данной группы стало отсутствие четкой идейной платформы.

Расплывчатость тезисов, на которые опиралась данная школа футуризма, привела к осознанию бессмысленности её существования участниками.

«Центрифуга» – это школа футуризма, идейной вдохновителем которой был Борис Пастернак. Эта литературная группа, возникшая в 1913 году в Москве «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В ней нашли приют футуристы из распавшегося «Мезонина поэзии» и оставшиеся члены школы эгофутуристов, которые пришли в Центрифугу после смерти Ивана Игнатьева. Особенностью данной школы являлся глубокий слог и ритм поэзии. Теоретическую базу «Центрифуги» составляло то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Источник: odiplom.ru

Футуризм как литературное направление

Что стало толчком для появления футуризма? На этом уроке мы узнаем, откуда, когда и как в России появился футуризм, обозначим главные черты этого литературного направления, определим, какое место занимал футуризм в литературе начала XX века.

Читайте также:
В какой программе сделать дизайн проект квартиры самостоятельно

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Футуризм как литературное направление»

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, откуда, когда и как в России появился футуризм.

· Обозначим главные черты этого литературного направления.

· Определим, какое место занимал футуризм в литературе начала двадцатого века.

В литературе начала XX века развивалась борьба четырёх главных литературных направлений. Это символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм, о котором мы и будем говорить на нашем уроке.

Футуризм в русской литературе: основные черты, представители

kubofuturisty_gileya1-800x445

Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.

Название интересующего нас направления в искусстве произошло от латинского слова futurum, то есть будущее. Другими словами, футуризм позиционировался как искусство будущего. Развитие он получил в Италии и России.

Первым футуристом был итальянский поэт Филиппо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года во французской газете Le Figaro «Манифест футуризма».

«Музеи – кладбища! – утверждал он. — Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего. ˂…˃ Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской. ˂…˃ Красота может быть только в борьбе. ˂…˃ Мы будем восхвалять войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине. ˂…˃ Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма».

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Давид Бурлюк. Коллаж

Первым поэтическим сборником футуристов стал «Садок судей». Этот альманах вышел всего два раза: первый – в апреле 1910 года, второй – в 1913 году. Некоторый литературоведы называют «Судок судей» первым манифестом русских футуристов, хотя программной статьи в нем не было. Зато она была в следующем сборнике поэтов группы «Гилея», называвших себя будетлянами.

Читайте также:
Как пользоваться программой hdclone

Называлась она, как и сама книга, «Пощечина общественному вкусу». Было это в 1912 году.

Именно статья «Пощечина общественному вкусу», написанная Давидом Бурлюком, Алексеем Кручёных и Владимиром Маяковским в гостинице «Романовка» в Москве, считается манифестом русского футуризма.

Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru