Что в себя включает программа исследования

Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа исследования – это изложение основных принципов и методологии исследования, его исследования, процедуры и организации.

Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:

а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.

б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.

в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.3. Проблемная ситуация.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Чем выполнить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы:

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2.Определение цели и постановка задач исследования.

3.Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.Предворительный системный анализ объекта исследования.

5.Развертывание рабочих гипотез.

6.Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Метод фокус-групп.

Метод фокус-групп – это фокусированное интервью, проводимое не с одним информантом, а с группой, отобранной по специальным параметрам. Отбираемая группа для исследований в PR-кампании должна представлять одну из целевых аудиторий.

Метод фокус-групп в PR-кампании используется для:

– выявления и ограничения целевых аудиторий;

– позиционирования базисного субъекта PR;

– апробации коммуникационных сообщений на целевых аудиториях (проверка качества аргументации, характера изобразительных решений, форм убеждения, тестирование эмоциональных реакций);

– тестирования и отработки креативных концепций на целевых аудиториях;

– оценки эффективности PR-кампании;

– отработки инструментария для сбора информации иными методами.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.7. Ключевые понятия исследования

Наилучший эффект метод фокус-групп дает при четком ограничении обсуждаемой проблемы (точном фокусировании) и при предъявлении стимульной PR-информации (печатные информационные или PR-материалы, материалы на аудио- или видеоносителях и т.п.).

Технология проведения фокус-группы заключается в следующем.

1. Рекомендуемый количественный состав группы – 8–12 человек. Основные правила подбора участников:

– группа должна быть по возможности более однородной (гомогенной) в социально-статусном, интеллектуальном и коммуникативном отношениях: неоднородность, наличие явных лидеров или аутсайдеров разрушает группу, может привести к конфликтам;

– наиболее важные социально-демографические параметры гомогенности группы – образование и возраст;

– группа не должна быть гомогенной по ценностям, вкусовым пристрастиям, отношению к базисному субъекту PR и ключевым идеям PR-кампании;

– группа должна состоять из не знакомых между собой людей.

2. Для управления групповой дискуссией подбирается опытный специалист, обладающий знанием обсуждаемой проблемы и высокой коммуникативной компетентностью. Этот специалист называется модератором. Модератор ведет дискуссию динамично, давая возможность высказаться всем членам группы.

Он должен уметь уловить позицию (мнение) каждого и четко сформулировать ее для дальнейшего обсуждения. Он не навязывает своего мнения, умело ведет психологическую нить беседы, сглаживая активность лидеров фокус-группы и стимулируя робких и молчунов. Модератор должен пресекать попытки увести дискуссию в сторону от обсуждаемой проблемы, строго следить за тем, чтобы в группе не возникло конфликтных ситуаций.

3. Модератор работает по специально разработанному сценарию – гайду, задающему направленность и динамику дискуссии. Гайд должен включать в себя:

– введение, содержащее приветствие модератора, его представление и постановку задачи дискуссии;

– представление участников, объяснение правил дискуссии;

– вводные постановочные вопросы или стимульные PR-материалы, задающие направление обсуждения;

– функционально-психологические блоки, позволяющие переходить от одного обсуждаемого вопроса к другому. В рамках одной фокус-группы рекомендуется обсуждение не более 4–5 базовых вопросов;

– вопросы, направленные на выявление мнения других людей, большинства, общественного мнения по обсуждаемой проблеме;

– заключительные вопросы об отношении к завершающейся дискуссии, к партнерам по фокус-группе, об отношении к модератору.

Таким образом, гайд имеет двухуровневую структуру. На первом уровне представлены базовые вопросы, выносимые на обсуждение. На втором – конкретизирующие, уточняющие вопросы, позволяющие вести дискуссию в нужном направлении, стимулировать участников к высказыванию.

4. Весь ход дискуссии в рамках фокус-группы записывается на специальный носитель. Наиболее эффективной является видеозапись, причем с нескольких камер. Она позволяет зафиксировать как вербальные, так и невербальные реакции участников, в целом более точно оценить динамику отношения группы к обсуждаемой проблеме. Участники фокус-группы должны быть предупреждены о том, что ведется видеозапись. Наиболее эффективным является проведение фокус-групп в специально оборудованных фокус-студиях, где одна стена представляет собой односторонне проницаемое стекло (зеркало), за которым работают операторы, не мешающие участникам обсуждения.

Читайте также:
Cougar программа для настройки

5. Рекомендуемая продолжительность фокус-группы – 1,5–2,5 часа.

6. Анализ результатов производится после расшифровки записи дискуссии на основании описания и интерпретации индивидуальных и групповых вербальных и невербальных реакций аудитории на предъявляемые стимульные материалы, сюжеты и вопросы модератора.

7. Для устойчивого решения поставленной задачи с конкретными типами целевых аудиторий следует провести 3–4 фокус-группы.

В последнее десятилетие в PR и маркетинговых исследованиях стали формироваться новые варианты работы с фокус-группами. В частности, широкое распространение получил ECG-метод, или метод расширенных креативных фокус-групп. Он вводит в групповую дискуссию новые виды стимульных материалов, расширяющих рамки

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1758 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Что включает в себя программа прикладного социологического исследования?

Тема: Что включает в себя программа прикладного социологического исследования?

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.34K | Скачано: 158 | Добавлен 10.11.09 в 23:44 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Год и город: Владимир 2007

Вопросы
1. Что включает в себя программа прикладного социологического исследования? Почему разработка программы исследования требует высокой квалификации социолога? стр.1-7
2. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом с точки зрения социальной стратификации. В чем между ними разница? К какому типу, на ваш взгляд, следует отнести современное российское общество? Почему? стр.8-11
3. Гипотеза в социологическом исследовании – это:
а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;
б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;
в) описание процедуры сбора данных;
г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки стр.12
Литература стр.13

2. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом с точки зрения социальной стратификации. В чем между ними разница? К какому типу, на ваш взгляд, следует отнести современное российское общество?
Стратификация (т.е. неравенство в доходах, объеме власти, престиже и образовании) возникла вместе с зарождением человеческого общества.
В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые.
Закрытым является такое общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшее либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
— при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
— при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал, семьи не имел. Его разрешалось убивать.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в котором человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом. Согласно канонам этой религии, люди проживают больше, чем одну жизнь.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если оно было плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники); кшатрии (войны); вайшии (купцы); шудры (рабочие и крестьяне). Помимо них насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст и подкаст.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV – XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X – XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины XVIII века утвердилось сословие деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус.
Понятие «класс» появилось лишь в XVIII веке. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и в основном выделяют три класса: высший, низший и средний.
Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.
Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а так же тех кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы.
Средний класс включает в себя наемных работников – чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
Различают также старый средний класс (ремесленники и мелкие собственники) и новый средний класс (управляющие, профессиональные работники умственного труда, менеджеры и так далее). Данный новый слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть ближе к буржуазии. Этот слой соединят в себе и новые производственные силы, и новые управленческие функции.
В современной России средний класс находится в зародышевом состоянии. Российское общество развивается очень драматично, наступает поляризация общества, деление на «очень богатых» и «очень бедных», в подобных условиях просто нет места среднему классу. Сегодня социальная структура дезинтегрирована. Старые классы фактически разрушены, а новые еще не успели сформироваться. Средняя страта не обрела еще довольно четких контуров социально слоевой структуры.
Рассмотрение социальной структуры не может быть сколько-нибудь полным без такого ее существенного элемента, как элита. В нынешней России она сложилась на двойственной основе. С одной стороны, это выходцы из эшелонов партийно-хозяйственного актива, с другой- бывшая интеллектуальная контрэлита, поднявшаяся к власти на демократической волне противостояния прежней системе и пополнившаяся на этом пути выходцами из теневой экономики. Эти две части сосуществуют в рамках властных структур, так и не сливаясь полностью.
Сегодня можно признать необходимость изучения безработных, как особой страты, группы в структуре общества. К категориям безработных относят тех, кто обращается в службу занятости для поиска новой более приемлемой работы. Анализ данных показывает, что безработные по своему материальному достатку весьма поляризованы, дифференцированы по образованию и профессии (внутри своей группы). Высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
Итак, исходя из всего написанного выше можно сказать, что наше общество поделено на страты. За последние годы общество претерпело много изменений, появились новые страты, такие как: безработица, средняя страта. Но все еще сохраняется поляризация общества. Можно провести линию «богатые-бедные». Старые классы уже разрушаются а новые не успевают сформироваться.

Читайте также:
Способы поддержки детской инициативы по программе детство

3. Гипотеза в социологическом исследовании — это
положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными.

Литература
1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002. – 352с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Г. Волкова. – Изд.2-е, испр.и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512с.
3. Добреньков В.И., Кавченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768с.
4. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 479с.
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред.проф. В.Н.

Лавриненко. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник: studrb.ru

Программа и рабочий план социологического исследования

Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Это обязательный исходный документ любого социологического исследования, независимо оттого, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает разделы:

  • • теоретический (цель, задание, предмет и объект исследования, определение понятий);
  • • методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора, обработки и анализа данных);
  • • организационный (план исследования, порядок исследования, распределение человеческих и финансовых ресурсов).

Программа социологического исследования состоит из целого ряда компонентов:

  • • исходная методологическая парадигма, мировоззренческая позиция исследователей, которая обусловливает методы, логику и результаты социологического исследования;
  • • цель исследования, объединяющая интересы ученых и заказчиков;
  • • объект и предмет заявленного исследования;
  • • задачи исследования (основные и вспомогательные);
  • • понятийно-категориальная структура исследования;
  • • вероятные модели исследования;
  • • выработка и сравнительный анализ гипотез исследования;
  • • планирование исследовательских работ;
  • • выработка методики исследования;
  • • обеспечение связи между всеми компонентами исследования;
  • • подготовка парадигмы и отчета.
Читайте также:
Как называется программа для записи на диск

Программа заявленного исследования включает блоки: теоретический, методический и организационный.

I. Теоретический блок программы исследования.

Цель исследования может быть разной. Поэтому она конкретизируется в задачах, которые подразделяются на содержательные, методические и организационные.

Объект социологического исследования определяется исходя из проблемы заявленного исследования. Никакая социальная проблема не существует сама по себе, а предусматривает своего носителя — определенное социальное сообщество.

Операционализация исследования позволяет:

  • • осуществить анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечить научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;
  • • осуществить измерение и регистрацию явлений, которые изучаются с помощью количественных показателей, получаемых в процессе исследования.

Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение относительно структуры социального явления, которое изучается, формулируемое в соответствии со следующими требованиями:

  • • гипотезы должны быть совместимыми с фактами, подлежащими изучению;
  • • из противоречивых друг друга гипотез, выдвинутых для объяснения фактов, подавляющей является та, которая однозначно объясняет их;
  • • связь выдвигаемых гипотез должна быть очевидной и тесной;
  • • при выдвижении гипотез необходимо осознавать вероятностный характер их выводов;
  • • нельзя руководствоваться гипотезами, которые противоречат друг другу.

И. Методический блок программы исследования, по мнению И.Ф. Девятко [57], содержит центральную позицию — построение выборки. Автор предполагает, что задача построения выборки возникает всякий раз, когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей.

Выборка — это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно заданной совокупности. Проведение полномасштабной переписи или сплошного опроса населения, по утверждению автора, требует значительных финансовых и трудовых затрат, которые к тому же могут пропасть впустую в случае, если в разработке методики исследования были допущены принципиальные просчеты.

Другая причина заинтересованности в выборках связана с тем, что выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода. Третья причина заключается в том, что эта процедура реализует фундаментальный принцип рандомизации, т.е. случайного отбора (от англ, random — случайный, выбранный наугад).

Наилучшей моделью отбора считается вероятностная или случайная, выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц. Однако мы считаем, что при проведении маркетинговых или электоральных исследований использовать только лишь вероятностную выборку было бы неверно.

III. Организационный блок программы исследования включает в себя элементы исследовательского плана или проекта, о котором было сказано выше.

Речь идет не только о логике теоретического анализа аспектов предстоящего исследования, но и о таких вещах, как составление предварительной характеристики объекта исследования (в территориальном, количественном, демографическом, политическом аспектах), в зависимости от характера исследования и содержания информации, которую хотел бы получить исследователь. Речь идет о подготовке и тестировании опросных документов (анкет, бланков интервью, гайдов для фокус- групп), в том числе и через организацию разведывательных исследований.

Речь идет о подготовке интервьюеров (инструктажи) и привязке конкретных интервьюеров к отдельным группам респондентов (например, в места компактного проживания этнических общностей целесообразно направлять интервьюеров, относящихся к данным этносам). Речь идет о разработке системы контроля работы интервьюеров, а в отдельных случаях и о системе их защиты (такие случаи, к сожалению, еще встречаются). Речь идет о «калькулировании» нагрузки на интервьюера, которая, с одной стороны, должна учитывать параметры времени, отведенного на полевой этап исследования, а с другой — физические возможности интервьюеров или условия, в которых проходит полевой этап исследования (гололед, жара, проблемы с освещением домов и улиц). Нельзя в организационном блоке программы исследования упускать и вопросы обработки первичной социологической информации, включающие в себя отбраковку опросных документов, не отвечающих требованиям, «ремонт выборки», выбор форм математического анализа полученной информации и форм подачи иллюстративного материала.

Эмпирические социологические исследования являются реальной основой общесоциологической теории и теорий среднего уровня. Именно эти чрезвычайно разнообразные исследования делают социологию «по- лугуманитарной-полуточной» наукой, поскольку предполагают выбор и четкое следование количественным параметрам — во времени, в пространстве, в методике и применяемых технологиях.

Можно сделать вывод о том, что только детальная разработка и согласование проекта исследования являются обязательным условием, выполнение которого предваряет подготовку программы и рабочего плана исследования. Программа социологического исследования обеспечивает переход от общих методологических принципов исследования к его методам, технике, методике и процедурам.

  • 1. Каковы основные этапы социологического исследования?
  • 2. Что такое «программа социологического исследования»?
  • 3. Каковы требования социологии к программе?
  • 4. Сформулируйте функции программы социологического исследования.
  • 5. Раскройте процедуры алгоритма разработки программы исследования.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru