Что в себя включает программа безопасности аэропорта

Система авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия,эксплуатанта) включает следующие составляющие:

Превентивные меры:

(охрана контролируемых зон аэропорта;

(контроль доступа в контролируемые зоны и к воздушным судам;

(досмотр пассажиров и ручной клади;

(обеспечение безопасности багажа, груза, почтовых отправлений и бортовых запасов;

(оборудование и специальные технические средства авиационной безопасности;

(обучение авиаперсонала, сотрудников аэропорта (авиапредприятия,эксплуатанта) и организаций, связанных с деятельностью ГА мерам авиационной безопасности.

Действия в чрезвычайных ситуациях:

ç порядок взаимодействия ведомств (органов), участие которых предусмотрено по плану действий в чрезвычайной ситуации;

ç ответственность и роль каждого ведомства (органа) в зависимости от типа чрезвычайной ситуации;

ç порядок использования сил и средств в ходе ликвидации последствий (предовращении) чрезвычайной ситуации.

Сканер в аэропорту, как нас видит служба безопасности опасно ли часто проходить через сканер и можно

Выше перечисленные составляющие авиационной безопасности теряют эффективность без основной организационной структуры – службы авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).

Основные составляющие системы авиационной безопасности будут рассмотрены ниже. Остановимся на организационной структуре службы авиационной безопасности и системе подготовки авиаперсонала и сотрудников аэропорта (авиапредприятия,эксплуатанта) в области авиационной безопасности.

Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта). Структура службы авиационной безопасности. Организация работы службы авиационной безопасности

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта)

В соответствии с требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и приказа Министра транспорта РФ от 14.04.94 № 19 для осуществления мер и координации работ по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах (авиапредприятиях)былисозданы службы авиационной безопасности.

Служба авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) в своей деятельности руководствуется:

u Законодательством Российской Федерации в области авиационной безопасности гражданской авиации.

Авиационная безопасность. Как работает служба предполетного досмотра.

u Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

u Федеральными авиационными правилами.

u Нормативными документами ФАС России.

u Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта, введенным приказом Министра транспорта РФ от 17.10.94 № 76,

u Типовым положением о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации, введенным приказом ФАС от 15.07.98 № 222.

Каждое авиапредприятие (эксплуатант) должно иметь в своем составе соответствующую службу авиационной безопасности для реализации Программы авиационной безопасности.

Для реализации Программы авиационной безопасности и контроля ее выполнения персоналом всех служб, руководитель службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) подчинен непосредственно руководителю авиапредприятия (эксплуатанта) и является его заместителем по авиационной безопасности.

Служба авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обеспечивает выполнение Норм, правил и процедур по защите ГА от АНВ своими силами или совместно со службами авиационной безопасности аэропортов базирования (использования) на договорной основе.

При отсутствии договора со службой авиационной безопасности аэропорта на обслуживание ВС в транзитном аэропорту авиапредприятие (эксплуатант) обязан иметь на борту ВС уполномоченного представителя, ответственного за выполнение Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

В аэропорту базирования ВС авиапредприятия (эксплуатанта) и в аэропортах, используемых для выполнения воздушных перевозок, авиапредприятие (эксплуатант) должно выполнять (в части его касающейся) требования Программы авиационной безопасности аэропорта и распоряжения службы авиационной безопасности аэропорта.

Служба авиационной безопасности состоит из следующих типовых структурных подразделений:

ç Обеспечения мер безопасности при обработке потоков пассажиров и грузов.

ç Обеспечения мер безопасности в аэропорту.

ç Обеспечения мер безопасности воздушных судов.

ç Организации мер противодействия актам незаконного вмешательства.

Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта. Она взаимодействует с другими его подразделениями, организациями и эксплуатантами, базирующимися в аэропорту или пользующимися его услугами, а также с территориальными органами ФСБ, МВД, ФПС, ГТК РФ и органами исполнительной власти при решении задач и вопросов, отнесенных к ее компетенции.

è Основной задачей службы авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) является обеспечение защиты деятельности ГА от АНВ путем осуществления превентивных мер безопасности по предотвращению и пресечению захватов (угонов) ВС и иных АНВ.

Положение о службе авиационной безопасности конкретного аэропорта, а также структура и штатное расписание службы авиационной безопасности утверждается руководителем аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта). Должностные инструкции работников службы авиационной безопасности утверждаются начальником службы авиационной безопасности.

è Комплектование службы авиационной безопасности личным составом производится по трудовому соглашению (контракту) из числа граждан РФ (преимущественно мужского пола), прошедших службу в Вооруженных Силах, органах ФСБ, МВД, ГТК и ФПС Российской Федерации. Сотрудники проходят испытательный срок (до трех месяцев) в целях проверки их профессиональной пригодности.

Читайте также:
Как спрятать программу на андроиде

При приеме на работу в службу авиационной безопасности все лица проходят медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению обязанностей по службе. Лица, принимаемые в службу авиационной безопасности на должности, связанные с использованием огнестрельного оружия, проходят проверку в органах внутренних дел РФ.

Сотрудники службы авиационной безопасности проходят специальную подготовку по утвержденным учебным планам и программам.

Руководство аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) обеспечивает службе авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности аэропорта.

Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности осуществляется руководством аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта), структурным подразделением которого она является.

Рис. 4 Деятельность сотрудников службы авиационной безопасности

Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) гражданской авиации

Типовая программа обеспечения авиационной безопасности включает следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Нормативные правовые и другие руководящие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.

3. Информация и связь.

4. Описание деятельности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).

5. Полномочные органы обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании).

6. Организация авиационной безопасности в аэропорту (авиапредприятия, эксплуатанта).

7. Меры по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании), включая Технологию производства досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

8. Ответные меры на акты незаконного вмешательства.

9. Обучение персонала аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) мерам авиационной безопасности.

10. Порядок внесения изменений и дополнений в Программу обеспечения авиационной безопасности.

Приложения к Программе:

r — схема территории аэропорта и расположенных на ней объектов с указанием контролируемых зон;

r — схема организации охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации;

r — договоры с аэропортом (аэропортами) на обеспечение выполнения требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (только для эксплуатантов, авиакомпаний, базирующихся в аэропорту).

Требования по авиационной безопасности к авиаперсоналу

Авиаперсонал должен пройти общую подготовку по авиационной безопасности и изучить в полном объеме вопросы обеспечения авиационной безопасности пассажиров, воздушного судна, аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта). Особое внимание должно уделяться порядку действий в чрезвычайных ситуациях на земле и в воздухе.

Авиаперсонал проходит специальную подготовку с освещением следующих вопросов:

ç законодательные и нормативные акты РФ;

ç Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО по защите ГА от АНВ;

ç понятие о воздушном терроризме и методах борьбы с ним;

ç обеспечение безопасности ВС и объектов ГА;

ç распознавание оружия, взрывных устройств и порядок обращения с ними;

ç действия при захвате террористами воздушного судна с заложниками на борту;

ç методы ведения переговоров с террористами;

ç локализация последствий чрезвычайной ситуации (взрыва, наводнения, пожара).

Рис. 5 Обучение сотрудников службы авиационной безопасности

Источник: infopedia.su

ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА (АВИАПРЕДПРИЯТИЯ, ЭКСПЛУАТАНТА) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Типовая программа обеспечения авиационной безопасности включает следующие разделы.

  • 1. Общие положения.
  • 2. Нормативные правовые и другие руководящие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.
  • 3. Информация и связь.
  • 4. Описание деятельности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).
  • 5. Полномочные органы обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании).
  • 6. Организация авиационной безопасности в аэропорту (авиапредприятия, эксплуатанта).
  • 7. Меры по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании), включая Технологию производства досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.
  • 8. Ответные меры на акты незаконного вмешательства.
  • 9. Обучение персонала аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) мерам авиационной безопасности.
  • 10. Порядок внесения изменений и дополнений в Программу обеспечения авиационной безопасности.

Приложения к Программе:

  • • схема территории аэропорта и расположенных на ней объектов с указанием контролируемых зон;
  • • схема организации охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации;
  • • договоры с аэропортом (аэропортами) на обеспечение выполнения требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (только для эксплуатантов, авиакомпаний, базирующихся в аэропорту).

Требования по авиационной безопасности к авиаперсоналу. Авиаперсонал должен пройти общую подготовку по авиационной безопасности и изучить в полном объеме вопросы обеспечения авиационной безопасности пассажиров, воздушного судна, аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта). Особое внимание должно уделяться порядку действий в чрезвычайных ситуациях на земле и в воздухе.

Авиаперсонал проходит специальную подготовку с освещением следующих вопросов:

  • • законодательные и нормативные акты Российской Федерации;
  • • Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО по защите ГА от АНВ;
  • • понятие о воздушном терроризме и методах борьбы с ним;
  • • обеспечение безопасности ВС и объектов ГА;
  • • распознавание оружия, взрывных устройств и порядок обращения с ними;
  • • действия при захвате террористами воздушного судна с заложниками на борту;
  • • методы ведения переговоров с террористами;
  • • локализация последствий чрезвычайной ситуации (взрыва, наводнения, пожара).

Источник: bstudy.net

Защита аэропорта и воздушных судов от террористических угроз

Аэропорт является важнейшим стратегическим объектом, связывающим в единую сеть ряд воздушных, железнодорожных и автомобильных магистралей. Он образует транснациональный центр, пропускающий через свои терминалы огромные потоки пассажиров. Аэропорт играет роль воздушных ворот не только отдельно взятого города, но порой и целого региона.

Читайте также:
Программа чтобы сравнить рост

Не случайно в смутные времена дворцовых переворотов, революций и войн захватчики наносили первый удар по отделениям связи и транспортным узлам, граждан лишали информации и ограничивали в передвижении, тем самым провозглашали свою власть и сеяли страх. Действия и цели террористов во многом схожи с действиями и целями революционеров и захватчиков.

Средства те же – ограничить перемещение. Взрывы на вокзалах, в аэропортах, самолетах, поездах приводят к тому, что люди с опаской покупают билеты или откладывают путешествия. Аэропорт как транспортный узел выглядит наиболее привлекательным для террористов. Террористический акт в аэропорту или в самолете имеет наиболее сильное воздействие на сознание людей.

Все понимают: помимо того что исчезает возможность быстро перемещаться на большие расстояния, от взрыва может пострадать каждый, какого бы он высокого социального положения ни достиг: будь то VIP-персона, пассажир экономкласса или рядовой сотрудник аэропорта. Но если в аэропорту еще кому-то можно уберечься от взрыва – пользуясь своим высоким статусом пройти через «заднее крылечко», – то в воздухе перед террористами беззащитны все: и экипаж, и пассажиры, и те, на кого могут упасть обломки воздушного судна.
Ввиду особой значимости и привлекательности для террористов аэропортов их уже давно стали оснащать системами безопасности. Это непрерывный, требующий постоянной модернизации процесс. Система безопасности аэропорта строится интегрированной и включает в себя несколько систем:
– охранную сигнализацию периметра;
– охранную сигнализацию помещений;
– видеонаблюдение;
– контроль и управление доступом;
– охранное освещение;
– пожарную сигнализацию;
– пожаротушение.
Защите подлежат залы всех терминалов, служебные помещения, периметр, склады, ангары, места стоянок самолетов.
При организации системы безопасности аэропорта ставится ряд задач:
а) защита от криминальных и террористических посягательств;
б) охрана материальных ценностей. Она подразумевает защиту как от персонала, так и от посторонних лиц. Сюда входят такие угрозы, как хищение имущества и вандализм;
в) контроль процессов жизнеобеспечения аэропорта;
г) контроль безопасности воздушного движения.

Важность последнего наиболее ярко иллюстрирует катастрофа, случившаяся в 1977 г. в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе), где на рулежной дорожке столкнулись два самолета. Из-за сильного тумана диспетчер не сумел вовремя сориентироваться в ситуации и перенаправить воздушные суда.
Стоит уделить особое внимание несанкционированному появлению посторонних лиц и предметов в районе рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос, в помещениях складов, ангаров, в местах стоянок воздушных судов. Системы безопасности многих аэропортов на территории РФ устарели или были установлены без учета всех особенностей объекта. Например, до сих пор контроль доступа на служебные территории осуществляется по старинке – охранником. Чтобы попасть на летное поле через служебный вход, достаточно предъявить служебное удостоверение и задание. Задание представляет собой распечатанную на принтере бумагу, которую вполне возможно изготовить самостоятельно.

Серьезной проблемой является отсутствие разграничения доступа. Человек, имея доступ на какой-либо участок аэропорта, зачастую может перемещаться по всей его территории, включая летное поле, воздушные суда, ангары, складские и технические помещения. За лицами, находящимися на служебной части аэропорта, контроль осуществляется сотрудниками САБ (служба авиационной безопасности) и сводится к выборочной проверке документов.
По завершении рейса экипаж передает самолет другому экипажу, если самолет отправляется в следующий рейс. Или техникам, если самолету требуется какой-либо ремонт. В иных случаях воздушные суда оставляются без присмотра и даже никак не закрываются. Самолеты попадают в сектор обзора видеокамер, но, как показывает практика, это не защищает от проникновения на борт посторонних лиц.

На экране монитора оператор видит фигуру человека, подошедшего к самолету, но у оператора нет возможности определить, нарушитель это или нет – возможно, это техник или еще какой-либо сотрудник, выполняющий свою работу. Все, что может сделать оператор при возникновении подозрений, – сигнализировать в САБ.
Нередки случаи путешествий безбилетников в технических отсеках самолетов. Ввиду низких температур и недостатка кислорода на большой высоте экстремальные полеты «зайцев» порой заканчиваются трагически. Самолет успевает совершить несколько рейсов, прежде чем в топливном отсеке или еще в какой-нибудь не предназначенной для перевозки пассажиров части самолета авиаторы обнаруживают неприятный груз. Это свидетельствует о том, что воздушные суда плохо защищены от несанкционированного доступа и их недостаточно хорошо осматривают перед рейсами.
Еще одна проблема, доставляющая немало хлопот руководству аэропорта и авиакомпаний, – испорченный или пропавший багаж. Имеют место кражи сданных в багаж вещей, совершаемые сотрудниками аэропорта, и небрежное обращение с багажом. Визуального контроля во время загрузки и погрузки багажа, осуществляемого бортпроводником, недостаточно.
Мало в каких аэропортах осуществляется контроль выдачи багажа. С движущейся ленты можно брать любой понравившийся чемодан – на выходе никто не остановит, главное – оказаться проворнее хозяина чемодана. Есть аэропорты, где выдачу багажа вручную снимают на камеру сотрудники полиции или охранники.
Очевидно, что системы безопасности многих аэропортов требуют усовершенствования.
При борьбе с терроризмом основной упор делается на контроль за пассажирами. Но, как показывает практика, те же грузчики имеют возможность совершить диверсию. Если они сбрасывают багаж из багажного отсека на бетон и остаются при этом незамеченными, то им никто не помешает при желании повредить и воздушное судно.
Бортпроводники более свободны в своих действиях. Их, как и пассажиров, проверяют на входе: они проходят через рамку металлодетектора, а вещи отдают на проверку через интраскоп.

Читайте также:
Лучшая программа для работы с базами данных

Но на провоз многих запрещенных предметов охрана закрывает глаза: какой смысл изымать у бортпроводника перочинный нож или ножницы, когда на случай катастрофы в кабине пилотов висит топор, предназначенный для рубки алюминия? Доступ в кокпит бортпроводникам не ограничен. И лимон к чаю стюардессы чем-то нарезают. Бомбу пронести на борт проводникам не позволят, а острые предметы и жидкости – пожалуйста.
Чтобы стать бортпроводником, требуется совсем немного: опрятная внешность, иностранный язык на среднем уровне, здоровье. Полтора месяца несложной учебы в подготовительном центре – и двери служебного входа аэропорта открыты. Устроиться грузчиком еще проще. Террористов ждут с центрального входа, а они приходят с менее защищенного – служебного.

Каким мне видится решение задачи по борьбе с терроризмом
К сожалению, от терроризма полностью не защитит ни одна даже самая совершенная система безопасности . Минимизировать возможность совершения террористических актов позволят следующие меры.
1. Оснащение системой телевизионного наблюдения периметра летного поля, залов всех терминалов, привокзальной площади, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, входов в важные служебно-технические помещения, склады, ангары, места стоянок самолетов. Кроме стационарных камер, следует использовать интеллектуальные детекторы движения с алгоритмами обработки видеосигнала, позволяющие:
– отделить нарушителя от фона;
– исключить ложные тревоги, вызванные птицами, животными, ветром и снегопадом;
– проследить траекторию движения нарушителя.
Камеры, контролирующие подступы к воздушным судам, должны быть высокоскоростными, управляемыми, с объективами высокого разрешения, способные выявить и идентифицировать нарушителя.
Для повышения эффективности защиты территории аэропорта в ночное время не помешает использовать тепловизионный комплекс. Тепловизоры, в отличие от камер «день-ночь», не требуют освещения, они различают инфракрасное излучение и «видят» сквозь многие среды, включая дым, пыль, туман, умеренную листву, высокую траву.

2. Сопряженно с системой телевизионного наблюдения установить систему охранной сигнализации периметра. По сигналам от охранной сигнализации видеокамеры, установленные вблизи точки нарушения периметра, автоматически наводятся на соответствующий участок. При этом на экран контрольного монитора выводится план с точным указанием точки нарушения периметра и видеоинформация с расположенных рядом камер. Такого рода события сопровождаются тревожными звуковыми сигналами.
Для охраны периметра можно использовать различные виды извещателей: вибрационные, проводно-волновые, радиолучевые, емкостные, инфракрасные линейные и т. д.
Ввиду большой протяженности периметра аэропорта и возможной неоднородности ограждения в качестве охранной сигнализации периметра лучше использовать вибрационную кабельную систему. Компоненты системы стационарно располагаются по периметру на колючей проволоке, либо на козырьке ограждения, либо непосредственно на самом ограждении, если оно сетчатое.
Принцип действия вибрационной системы основан на методах проводной радиолокации, регистрации вибраций в чувствительном кабеле и отделения полезных сигналов от помех, вызванных природно-климатическими и индустриальными факторами. Вибрационные охранные извещатели являются всепогодными, практически не имеют ограничений на область своего применения, не требуют зоны отчуждения, вследствие пассивного принципа действия их потребляемая электрическая мощность относительно мала.
Основные ворота и калитка выделяются в самостоятельные охранные зоны периметра в целях оперативного отключения средств обнаружения при въезде/выезде на объект. Запасные (технологические) ворота и калитки должны входить в тот охраняемый участок периметра, на котором они находятся. Ворота обычно оснащаются барьером из инфракрасных охранных извещателей.

3. Сделать проход в служебно-технические зоны по электронным пропускам – индивидуальным бесконтактным магнитным картам – со сложным алгоритмом работы, исключающим проход по чужому пропуску. Служебный вход в аэропорт оборудовать турникетом, работающим по магнитным картам. Около турникета должно быть организовано рабочее место оператора, оснащенное программным обеспечением фотоидентификации, чтобы пройти через турникет было возможно только после того, как оператор сверит данные в пропуске с имеющимся у него списком. Эта мера значительно снизит влияние основной причины «сбоя» систем безопасности – человеческого фактора.
Система контроля и управления доступом (СКУД) должна быть гибкой, мощной, отказоустойчивой, универсальной и наращиваемой. Количество считывающих устройств, подключаемых к одному контроллеру, должно быть значительным на случай роста количества пользователей: сотрудников, а также постоянных и временных и гостей. Система должна быть рассчитана на автономную работу при обрыве сети или выходе из строя управляющего компьютера.
Несмотря на развитие техники и усовершенствование систем безопасности, важную роль в защите от терроризма играют такие факторы, как уровень подготовки персонала, осуществляющего мониторинг, политика государства и сознательность граждан.
По статистике воздушный транспорт является самым безопасным из всех видов транспорта. Уровень безопасности авиации зависит в том числе и от нас с вами.

Источник: www.aktivsb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru