Пытаясь сдержать инфляцию, правительство В.С. Черномырдина провел в 1993 г. денежную реформу: изъял из обращения денежные знаки образца 1961-1992 гг заменил их на новые. Это привело к введению национальных валют всеми странами-членами СНГ.
Состав правительства В.С. Черномырдина постоянно менялся. В 1993 г. многие члены гайдаровского кабинета изменили производственники (А.Н. Сосковец и др.)., Хотя достаточно прочные позиции сохраняли и реформаторы. Первым вице-премьером и министром финансов Президент назначил Б.Г. Федорова.
В сентябре-декабре 1993 г. министром экономики работал Е.Т. Гайдар. Именно благодаря им осенью 1993 г. была осуществлена ??полная либерализация сельского хозяйства, прекратилось мощное финансирование государственного сектора экономики через кредитную и бюджетную системы.
В конце 1993 г. были сделаны необходимые шаги для полноценной макроэкономической стабилизации, в частности дефицит бюджета был сокращен до 6% валового внутреннего продукта (ВВП). После парламентских выборах 12 декабря 1993 г. ситуация в России изменилась. Е.Т. Гайдар и Б. Федоров вынуждены уйти из правительства, и в нем вновь усилились позиции промышленного и аграрного лобби.
Курс БЖД. Пожарная безопасность.
Непоследовательность правительства, давление на него со стороны оппозиции привели осенью 1994 г. к новому усилению инфляции и обвального (на 27%) падение курса рубля 11 октября, названного «черным вторником». В августе 1994 г. российское правительство внедряет новую программу действий, которая имела целью построение «высокоэффективной, динамической, социально ориентированной рыночной экономики». Эта программа предусматривала: жесткий контроль государства за ходом инфляционных процессов, завершения массовой приватизации, привлечения инвестиций в реальное производство, поощрение предпринимательской деятельности населения и повышения его благосостояния. 22 июля 1994 был издан указ Президента Российской Федерации по программе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Он начал второй, «денежный» этап приватизации. Времени предприятия или пакеты их акций стали передаваться только за деньги. Приватизация имущества осуществлялась через денежные, специализированные аукционы, коммерческие и инвестиционные конкурсы, по закрытой подписке. Интенсивно развивался фондовый рынок, оформлялся социальный слой, который имел права собственника.
В течение длительного времени правительству не удавалось остановить сокращение объемов промышленного производства. В тяжелом положении оказались наукоемкие предприятия, где были сосредоточены наиболее квалифицированные кадры и ведущий потенциал развития российской промышленности. Спад производства продукции высоких технологий составил 70% и выше.
Положение в топливно-энергетическом комплексе было несколько лучше, здесь спад составил 28,7%. Возникла реальная угроза деиндустриализации России и ее отступления на позиции стран «третьего мира». Правительства В.С. Черномырдина удалось наконец остановить инфляцию. Если в 1993 г. она достигала 40% в месяц, то в конце 1997 г. не превышала 1%.
Учения ликвидации диверсии
Однако достигнуто это было преимущественно за счет хронических задержек заработной платы коллективам бюджетных предприятий, военнослужащим. Для решения проблем, постоянно возникали, правительство В.С. Черномырдина сознательно шел на увеличение государственного долга.
В конце деятельности этого правительства состоял из внешнего долга в 125 млрд долларов и примерно такой же суммы долга. Последний образовался главным образом за счет выпуска ценных бумаг государственных краткосрочных обязательств (ГКО), которые давали их владельцам сверхвысокие прибыли (до 300% в руб.).
Механизм заимствований через систему ДКЗ был запущен государством в 1996 г. с целью компенсации бюджетного дефицита и был очень рискованным для нее. Покупая ГКС, банки кредитовали государство. Объемы заимствований росли, уверенность банков в их возвращении неуклонно уменьшалась, и поэтому государство было вынуждено соглашаться на увеличение процентов по ним. Время российское руководство стало практиковать кредитования правительства через залоговые аукционы.
Их суть заключалась в том, что финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупных компаний, приватизация которых была запрещена законодательством. На самом деле возвращать кредит государство не собиралась, ведь в бюджете такие средства не были предусмотрены.
После окончания срока кредитования залоговый пакет акций переходил в собственность кредитора. Идею залоговых аукционов выдвинул руководитель ОНЭКСИМ-банка В.А. Потанин. Они проводились преимущественно в 1995 г. Участие в этих аукционах приняли крупнейшие российские финансово-промышленные группы и банки: ОНЭКСИМ-банк (В. Потанин), ЛогоВАЗ (Б.
Березовский), Мост (В. Гусинский), МЕНАТЕП (М. Ходорковский) , СБС — Агро (А. Смоленский), Альфа-групп (М. Фридман), Газпром (Р. Вяхирев) и Лукойл (В. Алекперов).
За небольшие деньги государство отдавала им стратегически значимые, хорошо работающие и прибыльные предприятия. Например, ОНЭКСИМ-банк совместно с Альфа-групп в 1995 г. получили в залог нефтяную компанию СИДАНКО за 130 млн долларов. В 1998 г. 10% пакета акций этой компании они продали уже за 500 млн долларов.
Банк МЕНАТЕП в 1995 г. приобрел контрольный пакет нефтяной кампании ЮКОС за 159 млн долларов, на максимуме капитализации ЮКОС оценивался в 26620000000 долларов. Всего через залоговые аукционы банкам было передано 21 объект государственной собственности, что дало бюджету 5100000000000 рублей. В 1996-1997 гг произошла серия приватизационных сделок.
Те же финансово-промышленные группы и банки приватизировали за счет государства крупные государственные объекты: «Агропромбанк» (СБС-банк), «Восточную нефтяную компанию» (МЕНАТЕП), ведущие телевизионные каналы России — ОРТ (Б. Березовский), НТВ ( Медиа-Мост В. Гусинского) и многие другие. В декабре 1997 г. в лексикон россиян вошло слово «олигархи», под которым понималось узкий круг богатых лиц, совершивших своим бизнесом близость к власти и влияли на принятие государственных решений. Однако эти меры не спасли положения. Государственный долг рос, а вместе с ним и зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ).
Ежегодно государственный бюджет России приходилось согласовывать с МВФ. Весной 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация, страна стояла на пороге полного прекращения выплат пенсий и зарплат. Во многих регионах готовились акции протеста. Главной причиной кризисного состояния российского общества было медленное и непоследовательное проведение реформ.
Пытаясь любой ценой выиграть выборы, политики шли путем невыполнимых обещаний, не решаясь начать социальные реформы, оздоровление финансовой и налоговой систем. Правительство запланировало в бюджете такие доходы, которых в действительности не было, поэтому объем неплатежей продолжал расти. В марте 1997 г. правительство В.С.
Черномырдина укрепился двумя молодыми вице-премьерами — Б.Ю. Немцовым и А.Б. Чубайсом.
Они немедленно начали регулирования естественных монополий, таких, как Российское акционерное общество «Единые энергетические системы России» (РАО «ЕЭС России») и «Газпром», выплатили долги пенсионерам, предложили Государственной Думе секвестр бюджета (сокращение расходных статей) и долгосрочные программы налоговой и жилищно-коммунальной реформ. Либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки, и в экономике появились признаки оздоровления. Однако эти меры не исправили динамику экономического развития в целом. Реальный ВВП России в 1998 г. составил 57% от уровня 1990 г., а это означало, что показатели падения были выше, чем во времена «великой депрессии» в США.
Источник: knigi.studio
Экономическая политика правительства Черномырдина.
Программа реформ не принесла главного ожидаемого результата: правительству не удалось стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 года Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку. Правительство возглавил Виктор Черномырдин. Он внес коррективы в программу реформ:
· он проводил линию по усилению роли государства в экономике.
· Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.
Однако и эти меры не имели успеха:
· Производство продолжало падать,
· казна испытывала страшный дефицит,
· «бегство капитала» усилилось:
· отечественные предприниматели не желали оставлять прибыль в нестабильной России. Иностранные компании тоже не спешили вкладывать деньги в российскую экономику, боясь не только экономической, но и политической нестабильности, а также отсутствия необходимой законодательной базы в стране.
Россия остро нуждалась в деньгах для финансирования реформ. Их предоставили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кроме того, правительство стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые приносили немалый доход. Удалось также убедить население хранить деньги в банках. В результате в бюджете оказались необходимые средства.
Благодаря этому правительству удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.
Однако, продавая ГКО и беря займы у зарубежных финансовых институтов, страна все больше влезала в долги. Необходимо было выплачивать проценты по ГКО, а в бюджете таких средств попросту не было. В итоге над страной нависла новая угроза – опасность долгового кризиса.
В начале 1998 года Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить.
Дефолт (1998).
17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился беспрецедентный финансовый кризис:
· Курс рубля в считанные недели обрушился, подешевев в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились.
· Доверие к банкам вновь было подорвано.
· Банковская система оказалась на краю пропасти.
· Сократился импорт, возникла угроза нового тотального дефицита.
· Лишилось доверия граждан и правительство. Оно вместе с премьером Кириенко было отправлено в отставку.
Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это был шанс для отечественного производства, неожиданно получившего серьезные конкурентные преимущества:
· отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться серьезным спросом.
· Начался новый экономический рост.
В мае 1999 года премьер-министром стал Сергей Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики.
Дата добавления: 2016-05-31 ; просмотров: 18444 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Программы правительства В. Черномырдина
В-четвертых, сохранение на высоких постах в государстве и науке реваншистски настроенных начальников из прежней советской номенклатуры, которым к тому же в принципе не свойственно рыночное мышление.
Многие критики экономических реформ сегодня опять предлагают не просто медлительность и постепенность в реализации этих реформ, но и частичный возврат к прошлому. При этом, декларируя «новые подходы», они по существу предлагают идеи политически обанкротившейся хасбулатов-ской или гэкачепистской программы.
12.4. Программы правительства В. Черномырдина
С приходом к руководству российским правительством В. Черномырдина в декабре 1992 г. появились опасения полного прекращения экономических реформ в России. Они были связаны с его заявлениями о готовности бороться с инфляцией «немонетарными методами», о недопущении впредь «шоковой терапии» и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд руб. Было даже подписано постановление о прямом контроле над ценами
на ряд товаров, которое, однако, через две недели было отменено. Тем не менее 1993-й, 1994-й и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и по существу, не отступая назад, ввел страну в состояние застоя реформ. С приходом в 1997 г. в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно.
Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов.
В первые месяцы пребывания у власти (по крайней мере до апреля 1993 г.) правительство В. Черномырдина вновь вернулось к проинфляционной кредитно-финансовой политике. Несмотря на падение производства, денежно-кредитная эмиссия продолжалась. После апрельского референдума о доверии президенту позиции правительства укрепились, оно ужесточило кредитно-финансовую политику, и темпы инфляции стали снижаться.
Но после парламентских выборов в декабре 1993 г. этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции, и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса.
В октябре 1993 г. в Москве произошел антиправительственный мятеж, направленный против трансформационных и системных реформ. Оппозиция использовала давно сформировавшийся раскол в обществе, чтобы добиться реванша. В случае победы оппозиции возникла бы угроза установления недемократического режима, приостановления приватизации и других реформ. Однако в любом случае октябрьский путч 1993 г. был актом гражданской войны, вооруженного противостояния с
человеческими жертвами. Противостоящие стороны шли в нем до конца, при этом президент Б. Ельцин опирался на поддержку сторонников апрельского референдума 1993 г. и как Верховный главнокомандующий — на армию, а Р. Хасбулатов, А. Руцкой и весь оппозиционный Верховный Совет РФ — на левую оппозицию в стране, на КПРФ, имевшую большинство членов в Совете. Обе противоборствующие стороны нарушали Конституцию и стремились реализовать свои политические интересы: Ельцин — сохранить власть, Хасбулатов — перехва
тить эту власть. Но в итоге правительственные силы остановили мятеж и насилие, не допустили гражданской войны и восстановления диктаторского режима, к которому шла оппозиция, вновь открыли путь к дальнейшим демократическим и экономическим реформам.
Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе, которая требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок, цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности проводимого курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г.
Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993— 1995 гг. Летом 1994 г. появилась новая программа.
В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались такие цели, как возобновление экономического роста, снижение к концу 1995 г. уровня инфляции до 3—5% в месяц, сокращение бюджетного дефицита до 5—6% ВНП и т. д. Конечно, в указанные сроки эти цели достигнуты не были. Ситуация стала улучшаться лишь в 1997— 1998 гг.
В 1998 г. появилась новая правительственная программа с более реалистичными целями.
По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренно-ограничительную финансово-кредитную политику, которая опиралась бы на сокращение дотаций и льгот, военных расходов; налоговую реформу; переключение расходов государства с поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста частного сектора.
На словах все правильно. Однако на деле в 1993—1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Прежде всего не была достигнута макроэкономическая стабилизация, что стало особенно очевидно, когда произошел известный крах на валютной бирже 11 октября 1994 г.
В этот день Министерство финансов продало Центральному банку около 450 млн долл. по курсу около 4000 руб. за доллар, выручив тем самым около 2 трлн руб. Все это говорило о том, что правительство было даже заинтересовано в дестабилизации валютного и финансового рынков. Во всяком случае, оно явно стимулировало финансовый крах многих коммерческих банков с целью финансирования бюджетного дефицита и погашения своей задолженности предприятиям.
Это нанесло серьезный ущерб не только коммерческим банкам, но и значительной части населения страны.
Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная
сфера, где ежегодные темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10%. На деле же капвложения все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.
Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, были ужесточены правила экспорта и импорта ряда товаров и тем самым нарушены требования свободной торговли, приняты антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг.
Несмотря на проведенную еще при Гайдаре либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий, ряд важных отраслей народного хозяйства сохранил прежний статус, не перешел на рыночные рельсы, что явно не соответствовало программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно в этой «золотой жиле» не проведена либерализация и разукрупнение. Более того, эта курица, несущая золотые яйца, получала огромные субсидии и льготы со стороны государства и находилась под его прямым бюрократическим управлением.
Бизнес не отделен от государства, что недопустимо для зрелой рыночной экономики.
И тем не менее, несмотря на все эти негативные явления, нерешительность и противоречивость экономической политики правительства В. Черномырдина, Россия сохранила потенциал
для перехода к новому этапу экономических реформ, призванному реализовать на практике те программные требования по дальнейшему развитию реформ, которые само же правительство неоднократно выдвигало и постоянно не выполняло.
12.5. Последующие программы российского правительства
В марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку, а в августе этого же года был объявлен финансовый дефолт из-за допущенных реформаторами новых серьезных ошибок, связанных с финансовыми манипуляциями с государственными казначейскими облигациями (ГКО) и облигациями федерального займа (ОФЗ), выпущенными для покрытия бюджетного дефицита (осенью 1997 г. сбор налогов достигал лишь 67% запланированного уровня). Пирамида ГКО-ОФЗ стала основой внутренних заимствований в этот период. Негативную роль сыграли и низкие мировые цены на нефть и газ.
В 1998 г. мировая цена на нефть упала до 13,4 долл. за баррель — самый низкий уровень с 1976 г., а в декабре 1998 г. она составила 9,7 долл.
Таким образом дефолт наступил тогда, когда в одной точке сошлись нерешенные внутренние проблемы российской экономики (падение производства, бюджетный дефицит, отсутствие необходимого золотовалютного резерва и инфляция). К этому надо добавить и внешний напор финансового кризиса, начавшегося в Юго-Восточной Азии, и низких мировых цен на нефть и газ.
Вновь назначенный премьер С.
- План правительства по преодолению дефолта
- Глава 14 Приватизация в России
- Государственная программа приватизации
- Некоторые общие итоги приватизации в России
- Малая приватизация
Источник: www.cdforex.com.ru