Что в числе источников финансирования программ по охране окружающей среды

Одним из важнейших методов экономического управления является финансирование, т.е. представление денежных средств на какие-либо строго определенные мероприятия, в данном случае природоохранные.

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны окружающей среды, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровне государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов.

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования.

УТБ #9 / охрана окружающей среды / экономическое регулирование / нормирование / доцент Ахтямов

Эта система была неэффективной, поскольку средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как они не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулиро-вания охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и платы за загрязнение позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) финансирование природоохранных мероприя-тий и экологических программ производилось за счет следующих источников:

— бюджеты всех уровней;

— средства предприятий, учреждений и организаций;

— внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

— фонды экологического страхования;

— займы в инвалюте;

— средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Отметим значение и некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.

В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Законодательством РФ установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятия.

Функциональные возможности программного продукта «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП»

Внебюджетные целевые поресурсные фонды были созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.

Внебюджетные экологические фонды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Основным источником формирования экологических фондов стали платежи за загрязнение окружающей природной среды. Внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (от 1991 г.) была создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне – Федеральный экологический фонд, на среднем – фонды субъектов Федерации, на нижнем – районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экофондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что средства экофондов дополняли бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).

В настоящее время вместо внебюджетных экологических фондов все средства аккумулируются в Консолидированном фонде.

Источником формирования экологических фондов согласно Закону об охране окружающей среды было следующее:

1. Платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

2. Штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

3. Средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

4. Средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

5. Добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность – только на цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном банке, обслуживающем предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях.

Источниками формирования ЭФП являются:

– амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

– платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

– штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

– платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов, вносимых предприятием, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

– целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

– кредиты государственных и коммерческих банков;

– доходы (депозитный процент) от хранения в банке;

– прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Читайте также:
Какие программы обработки текста используют для подготовки к изданию книг журналов

Основные направления расходования средств ЭФП:

1. Различные природоохранные нужды (строительство или реконструкция пылегазоочистных установок и т.д.);

2. Осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также с юридическими лицами и гражданами;

3. Финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению «экологической нагрузки» на окружающую среду).

Общественные фонды охраны окружающей среды «образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды».

Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий. Так, в бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социаль-но-экономических, экологических условий.

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической обстановки в России Федеральный экофонд и территориальные экофонды РФ являются одним из важных источников финансирования природоохранительной деятельности в стране. В то же время консолидация территориальных экофондов в бюджеты разных уровней в отдельных регионах РФ привела к значительному сокращению финансирования природоохранных мероприятий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Источники финансирования природоохранных

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной степени отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы активную роль начинает играть сфера природопользования охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Феде­рального бюджета и внебюджетных фондов.

Экологические фонды

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий [7].

Федеральный экологический фонд – внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10 % от собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также из средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондовявляются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финансирования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользователей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования в следующих случаях:

– для строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

– создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

– развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т. д.);

– создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

– создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

– научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

– исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;

– проведения работ по экологической экспертизе объектов;

– создания предприятий с целью решения экологических проблем;

– заселения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

– организации экологического образования и воспитания пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

Часть средств (до 5 %) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, длявосстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

Читайте также:
Несохраняемость это характеристика учитываемая при разработке программы маркетинга

Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются счет следующих платежей:

– за загрязнение окружающей среды;

– за сверхнормативное использование природных ресурсов (также потери);

– платы по искам в возмещение ущерба;

– штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

– средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов.

Формирование фондов может также идти за счет добровольных взносов. Кроме того, в эти фонды поступают:

· отчисления на природоохранные мероприятия из государственного и местного бюджетов;

· средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

· доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

· средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;

· прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

· средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов небходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льготдолжна включать:

– уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

– налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, ути­лизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).

Для льготного налогообложения также желательны:

· уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

· прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

· исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

·соответствующее использование подсистемы налогового кредита.

При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.

В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

Система стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области охраны окружающей среды и ПР может предусматривать скидки с дохода для налогообложения в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затраты.

Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

– степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

– нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

– территориальные лимиты природопользования;

– необходимые темпы перестройки народно-хозяйственных структур на экологической основе;

– уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;

– природоохранная ценность территории.

Экологические льготыпредоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки на территорию.

Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях, в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления [7, 17].

Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.

К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение.

Источник: megaobuchalka.ru

Источник финансирования охраны окружающей природной среды.

Одним из важнейших методов экономического управления является финансирование, т.е. представление денежных средств на какие-либо строго определенные мероприятия, в данном случае природоохранные.

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны окружающей среды, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровне государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов.

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования.

Эта система была неэффективной, поскольку средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как они не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулиро-вания охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и платы за загрязнение позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) финансирование природоохранных мероприя-тий и экологических программ производилось за счет следующих исто-чников:

Читайте также:
Прекращена работа программы illustrator

— бюджеты всех уровней;

— средства предприятий, учреждений и организаций;

— внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

— фонды экологического страхования;

— займы в инвалюте;

— средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Отметим значение и некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.

В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Законодательством РФ установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятия.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды были созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.

Внебюджетные экологические фонды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Основным источником формирования экологических фондов стали платежи за загрязнение окружающей природной среды. Внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (от 1991 г.) была создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне – Федеральный экологический фонд, на среднем – фонды субъектов Федерации, на нижнем – районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экофондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что средства экофондов дополняли бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).

В настоящее время вместо внебюджетных экологических фондов все средства аккумулируются в Консолидированном фонде.

Источником формирования экологических фондов согласно Закону об охране окружающей среды было следующее:

1. Платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

2. Штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

3. Средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

4. Средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

5. Добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность – только на цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном банке, обслуживающем предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

– амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

– платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

– штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

– платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов, вносимых предприятием, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

– целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

– кредиты государственных и коммерческих банков;

– доходы (депозитный процент) от хранения в банке;

– прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

1. Различные природоохранные нужды (строительство или реконструкция пылегазоочистных установок и т.д.);

2. Осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также с юридическими лицами и гражданами;

3. Финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению «экологической нагрузки» на окружающую среду).

Общественные фонды охраны окружающей среды «образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды».

Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий. Так, в бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социаль-но-экономических, экологических условий [4].

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической обстановки в России Федеральный экофонд и территориальные экофонды РФ являются одним из важных источников финансирования природоохранительной деятельности в стране. В то же время консолидация территориальных экофондов в бюджеты разных уровней в отдельных регионах РФ привела к значительному сокращению финансирования природоохранных мероприятий.

10. Информационное обеспечение управления рекреационным природопользованием.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru