Российские школы с 2016 года финансируются по нормативно-подушевому принципу — бюджет школы зависит от количества учеников. Не все довольны этой системой оплаты труда. Наши читатели пишут, что в некоторых регионах школам предлагают выбирать между нормативно-подушевым подходом и другой системой оплаты труда. Разбираемся, в чем плюсы «подушевки», какая система была раньше, какие варианты есть еще.
Что такое нормативно-подушевой подход?
Норматив устанавливают на основании требований к определению нормативных затрат в образовании, утвержденных приказом министерства образования и науки. В требованиях сказано, что на норматив влияют форма обучения, тип организации, требования ФГОС. Регионы и муниципалитеты могут вводить дополнительные коэффициенты — для школ с высоким рейтингом или школ в отдаленных районах.
Какие минусы у нормативно-подушевой системы оплаты труда?
Не все школы выжили. Некоторые попали под оптимизацию и были закрыты или объединены с другими школами. Также закрытие коснулось малокомплектных школ, но некоторые из них удалось отстоять силами жителей.
Программа госгарантий, рекомендации по способам оплаты и другие изменения в системе ОМС с 2023 года
Некоторым регионам пришлось тяжелей. Например, по исследованиям ВШЭ, норматив в Нижегородской области в 2009 году составлял 9000 рублей на ученика в год. Не все муниципалитеты могут своевременно выделять деньги в школы, потому что средств не хватает.
Школам пришлось зарабатывать. От введения новой системы оплаты труда выиграли крупные и некоторые сельские школы. Другим пришлось делать ставку на внебюджетные услуги. При этом зарабатывать директоров и учителей никто не учил.
А плюсы?
Некоторые школы стали конкурентноспособными. Бюджет зависит от количества учеников, значит, нужно всеми силами привлекать к себе новых ребят. Родители имеют право выбирать школы вне зависимости от прописки — те школы, что смогли обучать лучше и доказать это родителям, получили больше учеников и денег. Также выиграли те школы, что смогли развить внебюджетные услуги.
Некоторые сельские школы выиграли. При старой системе оплаты труда бюджет равномерно делили на все школы. Крупным сельским школам вводили «минусовый» коэффициент, чтобы другим школам тоже достались средства. Теперь этой необходимости не стало: крупные сельские школы получили большое финансирование.
Какая система была до нормативно-подушевой?
Раньше школы получали деньги вне зависимости от количества учеников. Если говорить просто, то их делили поровну по всем школам. Если сложнее, то действовали коэффициенты в зависимости от удаленности школы, от ее типа и статуса.
Педагоги получали зарплату в зависимости от занимаемого разряда. Педагогу присваивали с 7 по 11 разряд единой тарифной сетки. Педагог, только пришедший в школу после педагогического училища или колледжа, получал 7 разряд. Дальше разряд рос со стажем. Также можно было получить 12, 13 и 14 разряды.
Их давали за вторую, первую и высшую квалификационные категории.
Ставка — сколько часов ведет учитель — играет свою роль и в новой, и в старой системе. В нормативно-подушевой еще появились компенсационные и стимулирующие выплаты, но это скорее совпадение, а не следствие.
Методические подходы к разработке территориальных программ госгарантий часть 2
И правда можно выбирать систему оплаты?
Пока точно нет. В некоторых регионах, например, в Бурятии, пытаются придумать систему, альтернативную подушевой. Пока вариантов несколько, но известно, что возвращаться к единой тарифной сетке не собираются. Скорее всего, будут по-другому считать норматив на ученика: в одних селах введут дополнительные коэффициенты, в других уберут.
И даже если можно выбирать систему оплаты труда, решаться это будет на уровне регионов, а не конкретных школ.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
результаты поиска по запросу: норматив
86. Перечислите группы нормативов , используемых для разработки Программы:
- 1. нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- 2. нормативы объемов специализированной и профилактической помощи;
- 3. нормативы объемов профилактической помощи и финансовых затрат на единицу объема профилактической помощи;
- 4. нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на одного жителя;
- 5. нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на одного больного.
87. Какие виды медицинской помощи в рамках Программы регламентируются нормативами ?
- 1. амбулаторно-поликлиническая помощь; помощь, предоставляемая в диспансерах; стационарная помощь; профилактическая помощь;
- 2. амбулаторно-поликлиническая помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; специализированная медицинская помощь;
- 3. доврачебная помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; скорая медицинская помощь;
- 4. амбулаторно-поликлиническая помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; скорая медицинская помощь
- 5. доврачебная помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; специализированная помощь.
88. Что устанавливает подушевой норматив финансирования Программы?
- 1. размер средств на финансирование целевых медико-социальных программ (в расчете на 1 человека в год);
- 2. размер средств на компенсацию затрат по предоставлению населению амбулаторной и стационарной медицинской помощи (в расчете на 1 пациента в год);
- 3. размер средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной стационарной медицинской помощи (в расчете на 1 пациента в год);
- 4. размер средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи (в расчете на 1 обратившегося в поликлинику пациента в год);
- 5. размер средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год).
91. Какие данные необходимы для анализа выполнения норматива финансовых затрат на стационарную помощь?
- 1. объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; подушевой норматив финансирования программы;
- 2. объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре;
- 3. объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; общая сумма финансовых затрат на 1 больного в стационаре;
- 4. объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день;
- 5. объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 койку в стационаре.
Gee Test
Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.
Источник: geetest.ru
VII. Подушевые нормативы финансирования Программы
Подушевыми нормативами финансирования Программы являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
Подушевые нормативы финансирования Программы формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных в разделах V и VI Программы, с учетом районных коэффициентов.
Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) и составляют в среднем 3378 рублей, в том числе 1613 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования и 1765 рублей за счет средств соответствующих бюджетов, включающих финансирование скорой медицинской помощи, высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказания медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период, содержания медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, а также финансирование прочих видов деятельности, указанных в разделе IV Программы.
Выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.
Цели, принципы формирования и структура тпгг
ТПГГ представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой населению за счет: средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений. ТПГГ содержит территориальные нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и показатели их финансового обеспечения.
Цели разработки ТПГГ:
- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования;
- обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
- обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения;
- обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой;
- научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат На соответствующую единицу объема медицинской помощи;
- Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
- Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС и учреждений, финансируемых из бюджета;
- Сводный расчет объемов и стоимости Территориальной программы (Госзаказ);
- Согласованные объемы медицинской помощи и их финансирования муниципальных образований (муниципальный заказ);
- План реализации государственного и муниципальных заказов объемов гарантируемой медицинской помощи населению лечебно-профилактическими учреждениями субъекта Российской Федерации, ведомственными лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями, расположенными за пределами данной территории;
- Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;
- Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению территории субъекта Российской Федерации;
- Сводный расчет стоимости утвержденной ТПГГ, включающей Территориальную программу ОМС.
Источник: studfile.net