Какие? Что ушло, а что добавили взамен? Попробуем разобраться, сопоставив сегодняшние программы с тем, что читала школота времён позднего Леонида Ильича и раннего Михаил Сергеевича (двух промежуточных можно не считать – они правили страной, не приходя в сознание, из больничной палаты).
Во все времена включённая в школьную программу книжная премудрость служила целям пропаганды и агитации, а также государственной заинтересованности в тех или иных мотивированных действиях. Наглядный факт – в 1937 году в школьной программе «Анна Каренина» сменилась «Войной и миром». Замена одного большого романа другим мотивировалась тем, что в детях важнее воспитывать не личные трепыхания на мещанскую тематику, а действия в интересах общего блага.
Чуть позже Федора Михайловича полностью исключили из программы, а вернули лишь в конце 50-х. Почему? Вероятнее всего, дело в тексте под названием «Бесы», демонстрировавшем весьма скептическое отношение писателя к революции, в известном антисемитизме и национализме автора.
Книга из школьной программы по литературе, которую в 19 веке считали… #литература #книги
Аналогичные изменения происходили и впоследствии. Разберёмся, какие именно.
5-7 классы
В обязательном списке теперь отсутствуют «Денискины рассказы» и шальная пионерская вольница под командованием Тимура Гареев, любимца советских пионервожатых. Это место теперь занято платоновским «Никитой» и астафьевским «Васюткиным озером».
И первые, и вторые – книги о героизме и преодолении. В обеих парах главные герои – тинейджеры. Разница в индивидуальном и коллективном: если у Тимура была ватажка, то Васятке приходится справляться со всем в одну физиономию.
Валентина Катаева «Сын полка» и «Белеет парус одинокий» сменил всё тот же Виктор Астафьев – «Конь с розовой гривой». Интересно, это коррупционный интерес или беззаветная любовь к классику деревенской прозы?
Горького сменил Валентин Распутин – если прежде была «Мать» и «Песнь о буревестнике», последнюю даже учили наизусть и читали по ролям, то теперь сплошные «Уроки французского».
«Детство», впрочем, осталось – почему-то от удовольствия продемонстрировать гнусности крестьянской жизни и быта дореволюционной России составители отказаться не смогли. Читают два эпизода: сцену на пристани и последующий приезд в новое жилище, а также субботнюю порку детей в доме Каширина, с знакомой поколениям советских детей лавкой, розгами и незатейливыми советами Яшки-Цыганка, как сделать, чтоб тебя не так больно пороли.
А что, полезная информация!
В седьмом добавились ещё две книжки Платонова в обмен на «Трёх толстяков» Юрия Олеши. Может быть, проблема в стилистических параллелях между толстяками и нынешней российской властью?
По части зарубежной литературы можно выделить «Ромео и Джульетту», «Вино из одуванчиков» и «Каникулы» Рея Брэдбери. Отличные книги, конечно. Но выбор удивительный.
Думаю, что уже все поняли: порыв революции, борьба за общие победы, ценности и равенство с братством, поучительные басенки про то, как важно засунуть поглубже своё мнение и подчиняться решениям коллектива сменились на частные достижения, беды, трагедии, горести и радости. Важное место получили произведения, подчёркивающие ценность семьи и родственных отношений – взять того же Брэдбери.
Почему школьную программу по литературе изменили? Это произведение неожиданно добавили в программу
8-11 классы
В старшей школе ещё интереснее, ведь благодаря полученным в этом возрасте знаниям и сформировавшимся ассоциативным рядам закладываются основы правового и гражданского сознания. Подросток осознаёт свое место и роль в общественных отношениях. Посмотрим, что учительство и власти делают для формирования подлинного гражданина и какими методами.
В восьмом снова платоновщина и астафьевщина – с неизменным «Котлованом». Книга непростая, не очень приятная, неоднозначная. Многие даже считают, что неудачная. Но она есть.
Зачем столько этих авторов – при достаточной однообразности и ровной стилистике смысла в этом нет. На ум приходит только одна мысль: включили, чтобы акцентировать разрыв с коммунистическим «вчера», ведь отношения с красной властью у обоих были непростыми. Запрет на печать и переиздание, замалчивание, обструкции в прессе и посмертное признание – таков был путь.
Исчезла шолоховская «Поднятая целина». Книга серьёзная, «прочная», качественная, но, видимо, идеологически несвоевременная. Её место заняла «Судьба человека» — тоже очень достойно, но совсем про другое. Не нашлось места «Тихому Дону» и большому пласту пролетарских писателей и поэтов. Лермонтова и Пушкина подвинули Ахматова, Пастернак, Цветаева, Мандельштам, немножко дают и шестидесятников – Ахмадулину, Евтушенко и так далее.
Зато Солженицына вдоволь – и «Раковый корпус», и повествование про один день безвестного политзаключённого в советском концентрационном лагере, и «Матрёнин двор».
Вместо заключительного слова
Подводя черту: советская программа стала по содержанию и по сути антисоветской.
Стала ли она вследствие таких перемен более скудной? Пожалуй. Оправданы ли эти меры? Отчасти. Школьник вполне может обойтись без идеологических игр Гайдара или Катаева, героизировавших новый советский строй.
Не особо нужны и юмористические книжки Олеши и Драгунского – из последнего современный ребёнок поймёт лишь что магистры были очень рассеянными людьми, а маленький Дениска жил в весьма престижном районе.
Источник: smapse.livejournal.com
Депутаты просят убрать «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы. Учителя говорят, что и так не изучают его с детьми
Исключить «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы предлагают уже не впервые — и вот на днях в Думе об этом снова вспомнили. Но есть нюанс: главного произведения Александра Солженицына в полном объеме в программе на самом деле нет.
Что произошло
22 января на встрече со студентами одного из вузов в Ростове-на-Дону первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин, по данным ТАСС, заявил, что из школьной программы по литературе следует исключить произведения, которые не прошли «испытания временем», не соответствуют действительности и представляют собой «сплетни в виде версий».
Одним из таких произведений Вяткин назвал «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. «Как показал исторический анализ „Архипелага ГУЛАГа“, который пока еще не убрали, а я думаю, недолго осталось ему находиться в школьных программах, многие факты Александром Исаевичем были высосаны из пальца, придуманы. Историки проверяли все факты. Была попытка получить за это премию — за то, что он вымарал в грязи свою собственную родину», — заявил Вяткин 22 января. И добавил, что при этом в обязательную школьную программу по литературе должен вернуться «целый ряд произведений советских авторов», в том числе «Молодая гвардия» Александра Фадеева и «Горячий снег» Юрия Бондарева.
Как и когда «Архипелаг ГУЛАГ» появился в школьной программе
В сентябре 2008-го, тогда еще на посту премьер-министра, Владимир Путин поручил Минобрнауки включить творчество нобелевского лауреата Александра Солженицына в школьную программу по литературе в более полном объеме. До этого оно было представлено рассказом «Матрёнин двор» в средней школе и повестью «Один день Ивана Денисовича» — в старшей. «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательную программу по литературе не входил, книгу читали разве что в профильных классах.
В сентябре 2009 года министр образования и науки Андрей Фурсенко подписал указ о включении книги «Архипелаг ГУЛАГ» в федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Но не в полном объеме.
Адаптированную для школьников версию поручили подготовить вдове писателя Наталье Солженицыной
Солженицына сократила оригинальное произведение в 4 раза. В 2010 году оно было опубликовано в издательстве «Просвещение» и разослано в школьные библиотеки — увесистый трехтомник превратился в одну книгу на 500 с лишним страниц.
«Без знания того, что здесь (в книге) изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране и мы с трудом сможем думать о будущем», — приводит РИА «Новости» слова Владимира Путина, сказанные по поводу выхода «школьной» версии произведения в октябре 2010 года.
Изучать «Архипелаг ГУЛАГ» было предписано в 11-х классах в рамках уроков литературы, посвященных репрессиям, — на них в программе было отведено 4 часа.
Важная деталь: в кодификаторе содержания ЕГЭ по литературе при этом ни полная, ни сокращенная «школьная» версия книги не появилась.
То есть произведение в программу вроде бы внесли, но его изучение носило скорее ознакомительный характер. А учитывая то, что в старшей школе и тем более в 11-м классе вся учеба, по сути, заточена на подготовку к ЕГЭ, на практике проходить с детьми еще один том в 500 страниц у учителей просто не было возможности. Сразу несколько преподавателей литературы из разных российских школ анонимно сообщили «Мелу», что никогда не изучали с детьми это произведение — ни ознакомительно, ни тем более в полном (пусть и адаптированном для школьников) объеме.
Выходит, получилась некая книга-фантом: формально в школьной программе она числилась, но, так как ЕГЭ по ней не сдавали, у учителей до этого произведения просто не доходили руки, и школьники так и не начали его массово изучать.
Как менялась и меняется школьная программа по литературе
Самые масштабные изменения, связанные со школьной программой по русской литературе, случились в 90-х годах XX века. Тогда вместо программных советских романов (тех самых «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия» и так далее) в школьных списках появились «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» Платонова и как раз Солженицын и его «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор».
Обязательный минимум произведений для изучения на уроках литературы в школе был составлен в 1997 году, он же затем стал основой первого кодификатора ЕГЭ по литературе.
В 2009 году, напомним, в этот обязательный минимум (но не в КИМ ЕГЭ) вошла сокращенная версия книги «Архипелаг ГУЛАГ». А в 2014 году Минобрнауки вынесло данные списки литературы из ФГОС — и они стали частью ПООП, примерной основной образовательной программы.
ПООП для 10–11 классов состояла из трех списков литературы.
Список А — перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В — перечень важных для школьной программы авторов, с примерами их произведений, которые (по выбору учителя) могут изучаться на уроках.
Список C — перечень тем, важных для изучения.
«Архипелаг ГУЛАГ» фигурировал в «Списке В», то есть в перечне рекомендованной к изучению литературы. И снова не появился в КИМ ЕГЭ. А учителя, несмотря на то что образовательная программа была «примерной», все так же ориентировались на авторов и произведения из кодификатора ЕГЭ.
В 2022 году ПООП для 10-х и 11-х классов были снова включены в обновленные ФГОС — то есть списки литературы из «примерных» опять стали обязательными. «Архипелаг ГУЛАГ» появился там как произведение из «Списка В». Тогда же книга впервые вошла в кодификатор ЕГЭ, но не целиком, а с пометкой «фрагменты». В КИМах к ЕГЭ по литературе — 2023 произведение тоже есть, пометка «фрагменты» на месте.
Что будет дальше
Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отреагировала на предложение депутата Вяткина исключить «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы заявлением о том, что «вопросы исключения из школьной программы того или иного раздела, произведения или, наоборот, включения в программу — это сложный и длительный процесс. Такие решения не принимаются просто так, на основании частного мнения. . И вопрос об исключении произведения Александра Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ“ не стоял и не стоит».
Что же касается расширения школьной программы за счет других произведений и авторов, о которых упоминал Вяткин, то оно уже началось.
Так, на встрече с ветеранами Wow в день 80-летия прорыва блокады Ленинграда Владимир Путин поддержал идею включить в школьную программу произведения «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Сын артиллериста» Константина Симонова, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Донские рассказы» Михаила Шолохова, «Русский характер» Алексея Толстого, «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Брестская крепость» Сергея Смирнова.
«Молодая гвардия» Фадеева, собственно, уже вошла в перечень обязательных произведений школьной программы, изучать ее начнут в 2023 учебном году.
Некоторые учителя русского языка и литературы обеспокоены, за счет удаления каких произведений будет осуществляться столь масштабное расширение программы, ведь о дополнительных часах, выделенных на уроки литературы, речи пока не идет.
«Ради чего изучать роман? Видимо, не ради его художественного достоинства и не из-за того влияния, которое этот роман оказал на литературу, а именно ради политических соображений: в романе описан подвиг молодогвардейцев. Но если мы хотим осветить правду об этой выдающейся истории, то давайте изучать ее в рамках курса истории. А не добавлять в программу, где и так много объемных произведений, очередной том», — комментировал включение «Молодой гвардии» в школьную программу учитель словесности и доцент Школы филологических наук НИУ ВШЭ Михаил Павловец в большом интервью «Мелу».
Источник: mel.fm
Что выкинули из школьной программы по литературе за последние 25 лет
Приветствую вас на канале «Кошка с книжкой». Давайте сравним наши воспоминания и посмотрим что читают современные школьники и не читали мы, и наоборот.
Фото https://newstracker.ru/
Литература всегда была отражением настроений в обществе. Например, вы знали что в 30-х — 40-х годах прошлого века в школьной программе заменили «Анну Каренину» на «Войну и мир». Обосновывалось это тем, что важнее не личные переживания, а общественное благо. Достоевского в это же время совсем убрали из школьной программы. Не укладывался Федор Михайлович со своим отношением к революции в новые рамки.
А теперь посмотрим как изменился список литературы в наше время. Так как это был мой любимый предмет, хорошо помню все что мы проходили в школе. Сравню его с тем, что есть в школьной программе сейчас.
В программе обязательного чтения больше нет «Денискиных рассказов» Драгунского и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Зато появились А. Платонов «Никита» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Если сравнивать книгу Гайдара и Астафьева, то коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур был с командой, Васютка помог всем один.
Еще одну книгу Астафьева нашла в списке литературы 6 класса «Конь с розовой гривой», мне даже интересно стало почему Астафьева стало так много в школьной программе. А вот «Сын полка» Катаева убрали.
Так же вместо книг Максима Горького о трудном детстве, теперь читают книги Распутина. Например «Уроки французского». Горького стало гораздо меньше, впрочем, его «Детство» программе осталось, зато нет «Песни о Буревестнике». Я даже помню как в школе нам рассказывали, что это книга о свободе. Цитата из другого произведения Горького: «Рожденный ползать летать не может».
В 7 классе нашла еще 2 книги Платонова «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире», а вот «Трех Толстяков» Олеши больше не проходят (да простят меня учителя, которые пишут что их и не было). Мы читали в школе эту великолепную книгу. Тибул, кукла. Современные дети меня даже не поймут. В списке зарубежной литературы удивил Рэй Бредбери «Каникулы».
Почему именно эта книга?
В целом могу сказать что все книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а так же коллектив и сплоченность из школьной программы убрали. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии. О жизни и ценности семьи (те же «Каникулы» Брэдбери).
Тут самое интересное. Так как образ мыслей, поступков осознание себя в обществе закладывается именно в этом возрасте. Давайте посмотрим как изменился список литературы с моего времени.
Снова Платонов и Астафьев. Такое чувство, что это главные авторы современности. Я Платонова изучала в университете. Честно скажу не люблю я его. «Котлован» вообще считаю ужасной книгой, что и пыталась доказать на экзамены своему педагогу. Не оценил, но дискуссия была интересная. Зачем его столько в школьной программе?
Насколько я помню отношения с властью у него были сложные. Запрещали печататься, критиковали, признали только после кончины. Легко сделать вывод, о том что и включили его в программу, чтобы показать разрыв с прошлым.
Источник: dzen.ru