Что такое замысел программы

Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла».

Зачастую замысел понимается в двух смыслах во-первых, «как задуманный план действий или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль художественного произведения». Если в первом случае понятие «замысел» трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам, к примеру, «хранить свои замыслы в тайне — старинная полководческая традиция», «Он понял ее замыслы» и т.п., то во втором случае понятие «замысел» тесно связано с творческим процессом работы над каким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга, сценариста.

СМЫСЛЫ ЗАМЫСЛА всем КРИВДАМ поперёк | Каждая фраза-афоризм | Разбор фильма | Глава✡1

В другом источнике замысел определяется, как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности» и как «задуманное автором построение произведения художественного или научного». Известный ученый и режиссер И.Г. Шароев вкладывает в понятие «замысел» генеральную тему, а А.И. Чечетин, рассуждая о «замысле», связывает его «с тончайшим видом человеческой деятельности — творческим процессом, действенным воссозданием жизни, то есть слиянием темы и драматического действия.

Однако эти определения не дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, который вбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию ее в конкретных художественных формах.

Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговой программы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир.

Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его «несущих» конструкций.

В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.

Расшифровка и скрытый смысл фильма “Замысел” #замысел #иллюминаты #старлайфтв

Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.

Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?», «к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

Читайте также:
Как пользоваться программой зум для видеоконференций на компьютере

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.

Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой программы, решаемое в художественных образах, отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композиционного построения конкретизируют решение замысла.

Поиск художественного зримого образа будущей программы становится следующей важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ программы формируется в недрах фантазии и может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.

Толчком к рождению художественного образа культурно-досуговой программы может служить подробное и глубокое знакомство с личностью героя программы, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, внезапно поразившее воображение автора событие, факт, то есть, весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любознательнее и внимательнее взгляд сценариста, тем шире его возможности в нахождении художественной выразительности программы.

И здесь автора подстерегают подводные рифы творчества — штампы, — однажды найденное и неоднократно повторенное художественное решение программы. Сложность поиска автором художественной выразительности на уровне замысла заключается в умении отказаться от ранее найденных решений, поиск новых, порой нетрадиционных решений образности, умении различить в хорошо знакомых предметах и явлениях неповторимое своеобразие, оригинальную сущность. Художественный образ культурно-досуговой программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность становится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герои, их переживания, явления природы, социальные катаклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении донести художественный образ программы до зрителей.

Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.. Автор мыслит образными категориями, он как бы «прокручивает» в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов.

Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию.

Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширения границ и возможностей для общения.

Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой — от замысла до воплощения на сцене Но, порой, и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги.

Читайте также:
Антисклад программа учета отзывы

В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:

1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала

2. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.

3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.

4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.

5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.

6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

Источник: studopedia.su

Замысел программы

Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел.— это сложное социаль­но-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творче­ское явление. Источником замысла художника является социаль­ная практика человека во всех ее радостных и драматических проявлениях.

Отражая мир вещей и явлений, художник накапли­вает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Пау­стовский в своем произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыс­лями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это ис­подволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию-замысел»[2].

В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображе­ние, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чув­ством, дает возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроиз­водить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу. Воображение дает работу ассоциативной природе ху­дожественного мышления,

40. Рощупкин С.Н. Язык рекламы: Учеб. пособие / С.Н. Рощупкин.- М.: МГУКИ, 2003.

41. Станиславский К.С. Собрание сочинений / К.С. Станиславский.- М.: Искусство, 1954.

42. Станиславский К.С. Этика / К.С. Станиславский. – М., 1981.

43. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: Учеб. пособие / Ю.А.Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- М.: МГУКИ, 2008.

44. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: Учебное пособие / В.Я. Суртаев.- Ростов-на-Дону, 1997.

45. Суртаев В.Я. Социологическое исследование молодежного досуга: теория, история, практика / В.Я. Суртаев. – С-ПБ.-Ростов-на-Дону, 2000.

46. Суртаев В.Я. Молодежь и искусство / В.Я. Суртаев.- СПб., 2002.

47. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен / В.Я. Суртаев.- СПб., 2003.

48. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. И доп. / В.Я. Суртаев.- СПб., 2005.

49. Суртаев В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика / В.Я. Суртаев.- СПб.: СПб ГУКИ, 2006.

50. Суртаев В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики / В.Я. Суртаев.- СПб.: СПб ГУКИ, 2008.

51. Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве / В.Я. Суртаев.- СПб.: СПб ГУКИ, 2010.

52. Суртаев В.Я. Игра в пространстве культуры/В.Я. Суртаев.- СПб.: СПб ГУКИ, 2012.

53. Шароев И.Г. Драматургия массового действия / И.Г. Шароев.- М, 1979.

54. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений/И.Г. Шароев. – М., 1975.

55. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений/ И.Г. Шароев. – М., 1986.

56. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете. /В.Б. Шкловский.-М., 1981

57. www.e-rus.ru – Федеральная целевая программа «Электронная Россия».

58. www.kultura-portal.ru – газета «Культура» (электронная версия).

59. www.tvkultura.ru – Информационный портал телеканала «Культура».

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .

Источник: studopedia.org

Сценарный замысел и его составляющие элементы.

Зарождение замысла – сложный процесс, связанный с инди-видуальными особенностями творческой личности, его миро-восприятием и мироощущением. Возникновение замысла придает поначалу хаотичной работе целенаправленность, не ограничивая при этом воображение, интуицию, фантазию.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова трактует замысел как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова определяет замысел в двух значениях:

1. Задуманный план действий, деятельности, намерение.

2. Заложенный в произведении смысл, идея.

Читайте также:
Программа для настройки пользователей компьютера

Словарь литературоведческих терминов характеризует творческий замысел как представление об основных чертах и свойствах художественного произведения, его содержании и форме, как творческий набросок, намечающий основу произведения.

Тема (от греч. théma – то, что положено в основу)

В замысле культурно-досуговой программы присутствуют не только личность сценариста, его видение мира, но и конечное звено творческого процесса – зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев отметил, что творчество – это процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Таким образом, в основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит ее (программы) тема и идея.

В.И.Даль определяет тему как «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Другими словами, тема культурно-досуговой программы – это круг жизненных явлений, вопросов, проблем, которые волнуют автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных.

Выбор темы досуговой программы определяется мироощущением автора сценария, его жизненными ценностными ориентациями, теми явлениями и связями, которые он считает наиболее важными.

Тема неразрывно связана с идеей драматургического произ-ведения, которая характеризуется как его содержательно-смысловая целостность и продукт эмоционального переживания и освоения жизни автором

Однако идея не может быть сведена лишь к главной авторской мысли. Она – ракурс, точка зрения автора на «факты жизни».

Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-говых программ.

Создание сценария культурно-досуговой программы – это сложный, многоступенчатый творческий процесс, включающий в себя как период накопления информационно-содержательного материала, формирование авторского замысла, так и непосредственное написание этой формы драматургического произведения.

Первый этап «открытия», реализации замысла – создание сценарного плана.

Сценарный план – это структурно-драматургическая основа, набросок композиционного построения сценария с определенным автором идейно-тематическим замыслом и характеристикой аудитории. Это – общее видение будущей досуговой программы, ее основных эпизодов, номеров внутри эпизода и характер их чередования.

Графически сценарный план представляет следующую конструкцию:

1. Название досуговой программы.

2. Форма программы.

3. Характеристика аудитории.

4. Место и время проведения.

5. Композиционное построение сценария:

I. Экспозиция (краткое описание).

II. Завязка. Эпизод 1 (название эпизода, отражающее его тему).

1.1. Название номера.

1.2. Название номера.

1.3. Название номера.

III.Основное действие (состоит, как правило, из 3–4-х эпизодов).

Эпизод 2 (название эпизода, отражающее его тему).

Эпизод 3 (название эпизода).

И далее по количеству эпизодов.

IV. Кульминация. Номер.

Следующий этап – написание литературного сценария.

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием места и времени действия, сценографии, музыкального и светового оформления, сюжета хореографических и пластических композиций, иных средств художественной выразительности.

На этом этапе уточняются общая структура и динамизм драматургического действия, темпоритм программы.

Заключительный этап сценарной работы – составление монтажного листа или рабочего сценария.

Монтажный лист представляет собой режиссерскую партитуру культурно-досуговой программы, в которой точно расписаны все компоненты каждого эпизода и номеров внутри эпизода, а также выразительные средства их обеспечения.

Монтажный лист как режиссерская партитура. Характе-ристика граф монтажного листа.

Монтажный лист представляет собой режиссерскуюпар-титуру культурно-досуговой программы, в которой точно расписаны все компоненты каждого эпизода и номеров внутри эпизода, а также выразительные средства их обеспечения. Это – конечное, интегрированное выражение всех предше-ствующих этапов сценарной работы. Без большой предвари-тельной работы не может быть четкого, а самое главное – реально осуществимого монтажного листа.

В графическом изображении монтажный лист – это табли-ца, состоящая из следующих граф:

1. Номер по порядку. Нумерация необходима при проведе-нии монтировочных репетиций, когда все службы постановоч-ной части в общении между собой пользуются цифровыми обозначениями.

2. Эпизод. Его название должно точно соответствовать названию в литературном сценарии.

4. Номер и исполнитель (ли).

5. Содержание текстов, звучащих со сцены или за сценой (тексты ведущих).

7. Музыкальное и звуковое сопровождение.

9. Видеоряд (кино-, видеоматериалы, мультимедийные пре-зентации и т.п.).

10. Сценография номера.

11. Бутафория и реквизит.

12. Хронометраж номера.

Монтажный лист как режиссерская партитура, в которой содержатся задания всем службам во время проведения куль-турно-досуговой программы, необходим тем, кто обеспечива-ет ее техническое сопровождение, а именно звукорежиссеру, режиссеру по свету (осветителям), режиссеру по видео, по-мощникам режиссера, рабочим сцены.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru