(от греч. pro — впереди, дальше + + gramma — письмо) — изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, мероприятия, ресурсы, критерии эффективности) ориентирован иная на средний или долгосрочный период. П. в. может быть комплексной и целевой.
Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и намечает общую перспективу его развития. Целевые программы помогают усилить конкретное слабое звено в системе воспитания, поддержать новое перспективное направление работы. К примеру, в школе может действовать целевая программа профилактики наркотической зависимости. При разработке П. в. важно учитывать реальные проблемы сложившейся воспитательной ситуации в конкретном образовательном учреждении, видеть перспективы продуктивного развития образовательно-воспитательного учреждения, находить приемлемые формы и способы реализации обозначенных перспектив.
Найдено научных статей по теме — 15
Нужна ли программа воспитания демократической школе?
Газман Олег Самойлович
Вебинар «Проектирование воспитательной работы в школе. Реализация программы воспитания по ФГОС»
Анализируются различные толкования понятия «программа воспитания» начиная с 1950-х годов, когда в АПН РСФСР была создана первая подобная программа, и вплоть до середины 1990-х годов.
Организация воспитания в вузе (Программно-целевой метод)
Петров А. , Ховрин А. , Шаламова Л.
Программа воспитания культуры толерантности в университете
Мирошниченко Л. , Шарафеева А.
Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников
Борисова Марина Михайловна
Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей.
Содержание речевого воспитания дошкольника в современных программах
Сат Надесса Дарымаевна
Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России
Уваров Евгений Алексеевич, Белаид Моджахед, Яхяви Саид
Во всех странах мира физическое воспитание в начальных и средних образовательных учреждениях (школе) является обязательным предметом.
Региональная программа гражданско-патриотического воспитания молодежи
Авилов Геннадий Михайлович, Радустов Антон Александрович
С татья посвящена описанию результатов оценки воздействия программы гражданско-патриотического воспитания молодежи «Снежный десант» на школьников 15-18 лет.
Источник: didacts.ru
Что такое воспитательная программа
17 сентября в 13:00 по местному времени в эфире «Радио Дача» прозвучал новый выпуск «Семейного часа», посвящённый теме «Программа воспитания» .
Воспитательные меры — Один за всех — 01.04.2018
В эту субботу ведущие Мария Фёдорова и Наталья Суворкина обсудили с экспертом, каковы главные составляющие воспитательного процесса в семье и образовательных организациях, и раскрыли секреты конструктивного общения родителей с педагогами, которое так необходимо для эффективного и непротиворечивого воспитания.
Гостем программы стала Оксана Шестакова – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе Института изучения детства семьи и воспитания РАО.
«Программа воспитания – это документ, который определяет цели и задачи воспитания, направления воспитательной деятельности внутри образовательной организации. И, конечно же, в программе воспитания есть те условия, которые необходимо создать в школе, для того чтобы эти условия обеспечили развитие личности, раскрыли потенциал каждого ребёнка, позволили самоопределиться и реализоваться, чтобы мы все вместе получили достойного гражданина большой, великой и сильной страны», – объяснила Оксана Александровна и отметила, что программа воспитания в каждой школе должна содержать сведения об укладе организации, способах взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся, ученическом самоуправлении, общешкольных делах и внеурочной деятельности.
Эксперт подчеркнула, что роль родителей в воспитании ребёнка «велика настолько, что является базовой, ключевой», ведь именно родители закладывают фундамент воспитания задолго до того, как дети впервые переступают порог образовательной организации, будь то сад, школа или колледж. Именно поэтому, уверена Оксана Александровна, родителям и педагогам нужно придерживаться принципа «разделённой ответственности» и участвовать в создании программы воспитания вместе, учитывая мнение и потребности самих детей.
Ключевым предметом договора всех участников воспитательного процесса в любой образовательной организации является уклад этой организации, пояснила Оксана Шестакова и добавила:
«Иногда, войдя в образовательную организацию, ты замечаешь, что в ней есть такая специфика, дух. Неслучайно уклад называют ещё «духом школы». Это то незримое системообразующее, которое есть в школе и определяет нормы и правила поведения. А нормы и правила поведения перерастают в традиции и ритуалы».
Уклад является многофункциональным инструментом воспитания, считает она. Он не только описывает отличительные особенности образовательной организации, нормы и правила поведения в ней, но и обеспечивает за счёт этого рост результатов образовательной деятельности.
«Уклад сегодня – это ещё и один из инструментов профилактики деструктивного поведения. Когда мы говорим о профилактике, мы работаем со случаем, начинаем его разбирать, оказывать педагогическое воздействие на ребёнка», – настаивает эксперт.
Примечательно, что слушатели, принимая участие в традиционном опросе до эфира, подтвердили необходимость совместных усилий семьи и педагогов в воспитании подрастающего поколения. На вопрос «Кто должен заниматься воспитанием ребёнка?» они ответили так:
- Родители и семья – 36%;
- Воспитатели детских садов и учителя в школе – 2%;
- Педагоги дополнительного образования – 1%;
- Все перечисленные выше – 60%;
- Свой ответ в комментариях оставил 1%.
Опрошенные на улицах родители в целом разделяют мнение большинства участников опроса в социальных сетях, однако некоторые из них делают акцент на роли семьи.
Так, один из мужчин сказал: «Заниматься воспитанием ребёнка должны непосредственно родители, и именно тот вклад, который дают в первую половину жизни ребёнка родители, формирует его в дальнейшем как человека».
А женщины в большей степени делали упор на совместные усилия семьи и школы.
«Школа создаёт условия для самореализации ребёнка, прививает общие ценности, занимается его духовным воспитанием, воспитывает нравственность, развивает способности, умения», – пояснила одна из них.
«Образование – это не только какие-то академические знания, но и нормы жизни, уклады, правила, по которым человек формируется и может жить в обществе», – подчеркнула другая.
Своим «звёздным мнением» о воспитании детей поделился Александр Добронравов – певец, композитор, продюсер и отец четверых детей. Он напомнил, что главным примером для каждого ребёнка прежде всего являются родители – в том, как они относятся друг к другу и к самому ребёнку. А также высказал благодарность педагогам за их непростой труд.
«Самое главное – воспитывать нужно с любовью, любить детей надо. Принимать их такими, какие они есть. Главное в воспитании детей – это личный пример и любовь», – таков совет Александра для всех взрослых, участвующих в процессе воспитания.
А мы напоминаем, что каждая суббота этого года объявляется Днём Воспитания. Так что не пропустите следующий выпуск программы для родителей и педагогов «Семейный час», который состоится 24 сентября в 13:00 по местному времени. Включайте радио и будьте вместе с семьёй!
Для тех, кто пропустил эфир, программа будет доступна и в записи на официальном сайте Института, в группе «Институт Воспитания» в социальной сети «Вконтакте» и в телеграм-канале «Красный конь».
Программа «Семейный час» подготовлена Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО совместно с редакцией радио «Дача» при поддержке Министерства просвещения РФ
Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai
Программа воспитания и субъекты воспитания
Художественным образом беспрограммного воспитания могли бы служить стихи шотландского поэта Р. Бернса:
— Где ты была сегодня, киска? — У королевы, у английской. — Что ты видала во дворце? — Видала мышку на ковре.
Чтобы развернуть перед детьми колоссальное богатство «дворца жизни», необходимо очерчивание основного содержания воспитания — это позволяет педагогу работать целенаправленно и экономно, охватывая все разнообразие удивительного, сложного и прекрасного дворца.
Подходы к составлению воспитательной программы при наличии общего основного содержания воспитания определяет педагог либо педагогический коллектив. Укажем на три таких подхода.
Достоинство такого подхода в его простоте. Недостаток такого подхода — в заведомо неизбежном однообразии, порождающем у детей скуку, а значит, отрицательное отношение к ценности.
Второй вариант. Общая программа дополняется возрастными модификациями (для младшего школьника, младшего подростка, старшего подростка, ранней юности), и педагог работает с группой, ориентируясь как на общую программу, так и на задачи-доминанты. Допустим, для старшеклассников задачей-доминантой выдвигается формирование жизненной позиции, а для старшего подростка такой задачей утверждается формирование образа Человека современного мира.
Второй вариант программы удобен при подвижности педагогических кадров, а также при сильном руководителе, способном организовать общее воспитательное влияние в масштабе школы. Тогда пользование программой выглядит несколько иначе. Допустим, в общей программе обозначена насущная необходимость развить у каждого школьника коммуникативные умения — реализацию соответствующей задачи берет на себя весь педагогический коллектив. Умение же первого знакомства, столь важное для ранней юности, курирует классный руководитель, ведущий группу старшеклассников.
Наличие программы воспитания значительно облегчает профессиональный труд педагога, Открывает ему дорогу к предварительной профессиональной подготовке в летнее время, к подбору специального материала для предстоящей работы с детьми. Но существование программы столь же много улучшает и положение детей в школе: с каждым годом им становится интересно продвижение по ступеням познания жизни, ее усвоения и присвоения новых ценностей для себя, они духовно наполняются и чувствуют, как взрослеют и умнеют.
Внепрограммное же воспитание итоговым результатом имеет следующее. Однажды в совместной игре второклассников и десятиклассников педагог спросил всех участников, чем же отличаются малыши от старших. И дети сказали: «Старшие умнее, а мы. лучше».
Внепрограммное воспитание означает методический тупик, к которому непременно приходит педагог вместе с подросшими детьми, хотя при этом объем и уровень научных знаний повышаются. Наполненный знаниями, может быть, и получит шанс вырасти в духовно богатую личность, но это уже произойдет по воле случая, обстоятельств, стечения благоприятных условий.
Субъектом воспитания является тот, кто владеет программой воспитания, кто, имея осмысленную цель воспитания, столь же ясно осмыслил средства и методы воспитания, а также возможность оценивать результативность воспитания.
Субъект воспитания — педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности.
Понятно, что субъектом воспитания не может стать ребенок.
Более того, скрытая педагогическая позиция умного профессионала содействует тому, чтобы ребенок «забывал» о воспитании, чтобы он «жил» интересной жизнью, обогащаясь взаимодействием с миром, и не воспринимал педагогов как «воспитывающих» его, но видел в них людей, помогающих устроить интересную, достойную реальную жизнь. Воспитанник всегда является субъектом собственной деятельности и взаимодействий с миром и людьми (а значит, и с педагогом).
Должностные роли субъектов воспитания в школе различны. Вот общее очертание этих ролей 8 .
Директор школы — стратег воспитания, он курирует общие направления работы педагогического коллектива и постоянное соотнесение цели воспитания с реальными воспитательными результатами.
Заместитель директора по воспитательной работе — тактик воспитания: его деятельность обеспечивает максимальное использование всех воспитательных средств для конкретного воплощения задач воспитания, продиктованных целью воспитания.
Заместитель директора по учебной работе — тактик воспитательного процесса в сфере научно-познавательной деятельности, он курирует духовное влияние процесса обучения на детей, формирование отношений к миру в ходе учебных занятий с детьми.
Классный руководитель (педагог группы) — стратег и тактик воспитания индивидуальности ребенка, он прослеживает самочувствие ребенка в группе, процесс его личностного развития, успехи разнообразной деятельности, творческие потенции личности, проявление способностей и их развитие, организует педагогическую поддержку в решении проблем индивидуального вхождения ребенка в культуру общества.
Российское воспитание традиционно выдвинуло классного руководителя в качестве ключевой фигуры воспитательного процесса. Он ближе всех стоит к школьнику, непосредственно участвует в организации школьной жизнедеятельности детей. Он истинный наставник и помощник детей, добрый друг и советчик в проблемах жизни. У него особое положение в школе и особенные воспитательные функции: работая с группой он обеспечивает создание благоприятного психологического климата в группе, прослеживает статус каждого ребенка в группе, организует разнообразную деятельность группы, устанавливает связь группы с другими социальными структурами, содействует единству семьи и школы в воспитании ребенка, а центральная его функция — обеспечение духовной активности детей, осмысления вечных вопросов в реальной жизни «здесь и сейчас» в контексте культуры и согласии с образом достойного Человека.
Школьный психолог — куратор психического состояния и самочувствия детей, прослеживает меру и скорость психического развития детей, оказывает психологическую помощь в случае психологических затруднений и выявляет психологические заболевания, а также оснащает растущую личность психологическими средствами саморегуляции и коррекции взаимодействий с миром.
Преподаватель (школьный учитель) — раскрывает научные закономерности определенной научной дисциплины, открывая в них личностный смысл для человека, через факты научных знаний выявляет общие явления жизни и научает подрастающую личность строить свою жизнь с учетом открытых законов.
Социальный работник — оказывает социально-педагогическую помощь детям, оказавшимся в трудных условиях семейной жизни или в асоциальных («группах риска») либо антисоциальных группах.
Хорошо организованное воспитание подразумевает, что любое профессионально-административное лицо в детском учреждении должно обладать способностью быть субъектом воспитания.
Вопросы и задания для самоконтроля
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru