Различные теории обучения по-разному рассматривают сущность и основные этапы усвоения. Наиболее распространенный подход раскрыт в работах С.Л. Рубинштейна и психологов, опирающихся на ассоциативно-рефлекторную теорию учения, в соответствии с которой усвоение предстает как процесс, включающий в себя четыре этапа.
1. Восприятие учебного материала на основе перцепции (непосредственного восприятия) объектов, предметов, явлений, процессов с помощью наглядного образа (модели, схемы и т.д.) или апперцепции; выделение этого объекта из фона и определение его свойств. Организация восприятия осуществляется преподавателем с помощью разнообразных наглядных средств или опоры на имеющиеся впечатления. Результатом данного этапа усвоения является формирование у обучающихся представлений об объекте, явлении и т.д.
2. Осмысление учебного материала путем раскрытия предметного содержания знания в его глубоких и многосторонних взаимосвязях — внутренних и внешних (с другими объектами и предметами). Организация данного этапа предполагает выявление сущности понятия на основе мыслительных действий: сравнения, сопоставления, классификации, анализа, обобщения, абстрагирования от внешних, несущественных признаков и выделения существенных, а также установления взаимосвязи данного учебного материала с другим, изученным ранее. Результатом становится формирование понятий, установление причинно-следственных связей, законов и закономерностей, общих принципов устройства и функционирования определенных механизмов и т.д.
ЭТО должен знать КАЖДЫЙ игрок в Honkai: Star Rail! Как не ЗАРУИНИТЬ свой аккаунт?
3. Запоминание учебного материала в результате многократного восприятия или повторения, воспроизведения существенных свойств и отношений.
4. Применение изученного материала для решения практических задач, в процессе которого происходит овладение стереотипными и творческими способами деятельности, формирование умений и навыков. Организация данного этапа усвоения предполагает включение обучающихся в постепенно усложняющуюся деятельность по решению системы задач: сначала — применение знаний в стандартных ситуациях, затем — перенос их в новую для студента ситуацию, использование для решения новых задач.
Необходимо обратить внимание на достаточную условность выделения данных этапов, так как каждый этап усвоения частично включает в себя другой. Так осмысление начинается уже на этапе восприятия; запоминание (прочность усвоения) зависит от того, как организовано восприятие и осмысление, применение; наконец, все данные этапы могут носить более целостный и нерасторжимый характер в процессе решения проблемных задач, в которых применение, осмысление и запоминание слиты воедино.
Построенная на данной схеме усвоения теория учения В. В. Кра- евского и И. Я. Лернера обусловливает следующую логику работы преподавателя:
3. предъявление студентам некоторого учебного материала для его восприятия и осознания;
4. руководство процессом формирования у них способов применения знаний, т.е. формированием умений и навыков по образцу;
Как быстро повысить уровень Освоения в Honkai Star Rail
5. обеспечение творческого применения студентами ранее изученных знаний и умений [106, с. 95].
В данной схеме усвоения, по мнению В. В. Давыдова и М. И. Ма- хмутова, отражается стремление соединить традиционный, репродуктивный тип обучения с продуктивным, творческим, т.е. в основе лежит общая логика усвоения безотносительно к видам умственной деятельности. Она оказывается несостоятельной в условиях, когда ведущей задачей обучения становится формирование теоретического, творческого мышления, усвоение в процессе которого связано с логикой продуктивной мыслительной деятельности. Удовлетворить эту потребность в состоянии лишь теории деятельностного типа, стремящиеся «объяснить процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений, не репродукцию готовых знаний, а творческое овладение генетическими истоками, происхождением знаний и умений посредством мотивированного п целенаправленного решения задач определенного класса, связанных с проблемными ситуациями» [35, с. 258].
Принципиально важными, с точки зрения деятельностной теории учения, выступают идеи А. Н.Леонтьева об усвоении знаний как процессе освоения умственных действий в результате преобразования действий, совершаемых во внешней, предметной (или истериоризованной) форме, во внутреннюю (путем интериоринации), собственно умственную. На основе данного подхода разработана оригинальная теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, определяющая основные этапы усвоения знаний, умений и навыков.
1. мотивационный: осознание и принятие цели формирования действия;
2. ориентировочный: обучающийся осваивает ориентировочную основу действия (ООД) — инструкцию, алгоритм его выполнения, обеспечивающие его безошибочное выполнение;
3. материальный (материализованный): на основе ООД обучающийся выполняет действие с предметами (материальное) или с моделями предметов (материализованное);
4. громкоречевой: действие выполняется без предметов в форме устной речи путем проговаривания каждой операции;
5. внутриречевой: действие выполняется на основе проговаривания каждого шага про себя (внутренняя речь). При этом постепенно действие свертывается путем слияния отдельных операций в одно целое;
6. умственный: действие переводится во внутренний план и выполняется умственно, без фиксации отдельных шагов, как единое целое, постепенно автоматизируется и становится навыком.
Как уже отмечалось, данного уровня сформированное™ достигают не все действия; сложные действия не автоматизируются, и их формирование завершается на пятом этапе.
В свою очередь, характер усвоения, а следовательно учения, зависит от характера ООД и от того, каким способом овладевает ею студент. Выделяют три типа ООД:
1. Ориентировочная основа действия дается в готовом виде (демонстрация образца, процесса выполнения действия). Затем студент воспроизводит его в аналогичных условиях на основе подражания, что приводит к необходимости переделывать работу, исправлять ошибки, неоднократно повторять действие. Это дает низкую степень эффективности учения и непрочное, медленное усвоение.
2. Дается полная ориентировочная основа конкретного действия в виде пошаговой программы его выполнения. Студент может безошибочно выполнить данное действие, повышается степень осознанности выполнения, снижается время на усвоение действия. Но при этом приобретается умение выполнять данное действие только в одной конкретной ситуации.
3. Студент осваивает общий принцип составления ООД для целого класса действий, и в каждой конкретной ситуации, используя данный принцип, составляет ООД сам. Для данного типа учения характерна ориентировка студентов на выделение в учебном материале таких существенных свойств и отношений, которые будут служить опорными точками для выполнения любого частного задания данного вида. Таким образом формируется действие, которое студент способен перенести на выполнение целого класса задач.
1-й и 2-й типы ООД характеризуют репродуктивный уровень учебной деятельности, в которой алгоритмы и правила буквально воспроизводятся в типовых ситуациях без какого-либо дополнения или изменения имеющейся информации (пересказ, копирование образцов, выполнение упражнений по алгоритму и т.д.). При этом, по мнению В. П. Беспалько, репродуктивную деятельность с опорой на внешнюю подсказку можно назвать узнаванием, а если она осуществляется без опоры, путем воспроизведения по памяти ранее усвоенного способа действия (ООД), то можно говорить о «чистом» воспроизведении.
3-й тип ориентировки и учения обеспечивает развитие теоретического мышления студентов и интенсивное, творческое усвоение необходимых знаний и умений. Он соответствует продуктивному уровню учебной деятельности, который также может быть разделен на два подуровня:
1. эвристический — продуктивная деятельность выполняется с использованием известной, но преобразованной ООД;
2. творческий — деятельность выполняется новым, никому не известным способом (новая ООД) [12, с. 36 — 37].
В соответствии с тем, какой тип ООД и учения преобладает в деятельности студента, В. П. Беспалько выделяет четыре уровня усвоения:
8) Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действии с ними (знания-знакомства).
9) Репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации или ООД, например решение типовой задачи (знания-копии).
10) Продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной ООД типового действия и построения на ее основе субъективно новой ООД для нетипового действия (эвристический).
11) Продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой ООД, в процессе которого добываются объективно новые знания (творческий) [12, с.
Система предлагаемых В. П. Беспалько уровней усвоения дополняется в профессиональной педагогике 5-м уровнем — исследовательским, характеризующим деятельность, связанную с контролем качества и испытанием продукции в научных исследованиях и отраслях экономики, с проведением целенаправленных наблюдений, воспроизведением объекта познания на новом уровне, с новыми свойствами, предполагающую организацию оригинальных условий его применения, выдвижение предположений (гипотез) и их проверку в процессе формирующего, лабораторного, производственного и других экспериментов [32; 33].
Кроме данной классификации, интенсивно используется в педагогической практике определение уровней усвоения в соответствии с общими этапами усвоения [99, с. 164— 165]. В. П.Симонов выделяет следующие уровни усвоения знаний.
2.1. Опознание, различение: соответствует первому этапу усвоения, характеризуется наличием у студентов представления об основных свойствах, признаках предмета, явления, процесса, умением выделять их из рада других предметов, явлений и т.д.
2.2. Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного: студент знает, помнит и может воспроизвести учебный материал. Данный уровень является достаточным для усвоения конкретных фактов, дат, количественных показателей, правил, аксиом, не требующих понимания, объяснения. В то же время характеризует низкий уровень усвоения материала, требующего понимания и применения.
2.3. Понимание, осмысленное воспроизведение: обучающийся не только воспроизводит учебный материал, но и понимает его сущность, может его объяснить, интерпретировать, пересказать своими словами, привести конкретные примеры.
2.4. Применение в стандартных ситуациях, действия по образцу: полученные, осмысленные и закрепленные знания применяются для решения типовых задач.
2.5. Перенос, применение имеющихся знаний и способов деятельности в новых условиях, для решения новых задач: обучающиеся используют полученные знания и способы деятельности в нестандартных, неалгоритмизированных ситуациях, дополняя, развивая, перекомбинируя их, вырабатывают на основе уже освоенных новые способы. Данный уровень, в отличие от всех других, является творческим и характеризует высокий уровень усвоения.
В зависимости от уровня усвоения учебного материала обучающимся определяют степень его обученности. Знание уровней усвоения необходимо преподавателю также для того, чтобы диагностично определить цели обучения и разработать материалы для объективного контроля качества усвоения учебного материала на всех этапах обучения. Кроме того, становление студента как субъекта учебной деятельности, способного самостоятельно ставить цели, анализировать и оценивать результаты своего учебного труда, также зависит от степени осознания им уровней усвоения как эталона и параметров определения эффективности учения. Методика определения качества усвоения на основе выделенных В. П. Беспалько уровней, а также система используемых с этой целью тестов приводится в разд. 4.6.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org
Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала
Показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.
Различают пять уровней усвоения учебного материала:
1. Нулевой уровень (Понимание) — это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
2. Первый уровень (Опознание) — это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
3. Второй уровень (Воспроизведение) — это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).
4. Третий уровень (Применение) — это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
5. Четвертый уровень (Творческая деятельность) — это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.
Уровень представления обозначается a и может меняться от 0 до 4.
Для измерения степени владения учебным материалом на каждом уровне используют коэффициент:
P1 — количество правильно выполненных существенных операций в процессе решения задания
P2 — общее количество существенных операций в задании
Под существенными понимают те операции, которые выполняются на проверяемом уровне a. Операции, принадлежащие к более низким уровням, в число существенных не входят.
Исходя из этого:.
Таким образом, уровень усвоения учебного материала может быть использован для оценивания качества знаний бучаемого и выставления оценки. Предлагаются следующие критерии:
Неудовлетворительно |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
При следует продолжать процесс обучения на том же уровне.
Вопрос 25. Содержание воспитания в начальной школе.
Базовая культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли-нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
· развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
· содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
· развитие основных двигательных качеств;
· формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
· воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
· приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Источник: cyberpedia.su
Уровни усвоения учебного материала
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.
Швейцарский ботаник Огюстен Пирам Декандоль (1778—1841), предложивший в 1813 году термин «таксономия»
В рамках образовательной технологии Б. Блумом (1913-1999) в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей.
В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).
Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
— знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
— понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
— анализ (взаимосвязей, принципов построения);
— синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание,применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).
В основу отечественных разработок положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Однако сегодня еще нет отечественных разработок уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента. Здесь возникают следующие трудности:
— предлагаемые уровни усвоения учебного материала должны однозначно восприниматься педагогическим сообществом;
— необходимо, чтобы они позволяли получить взаимнооднозначное соответствие сложности конкретного задания и уровня усвоения представленного доминирующего элемента содержания;
— сложно получить полное покрытие всех возможных знаний и способов деятельности.
Сравним группу педагогических целей, выделяемую зарубежными и отечественными специалистами
Б. Блум, Д. Кратволь | О.Е. Лебедев | И. Я. Лернер |
Когнитивная, познавательная область | Развитие знаний | Знания о природе, обществе, технике, человеке |
Психомоторная область | Развитие умений и навыков | Опыт осуществления способов деятельности |
Активная эмоционально-ценностная область | Развитие системы отношений | Эмоционально-чувственный опыт |
Можно сказать, что все указанные авторы достаточно близки в своих подходах, но между ними наблюдается некоторая терминологическая разница. При этом к первой области относят различные уровни усвоения знаний, ко второй — умения (усвоенные способы деятельности) в разной степени самостоятельности их выполнения, а к третьей – отношения, интересы, склонности.
Рассмотрим проведенную конкретизацию целей результатов различными специалистами
Уровни усвоения учебного материала
Б. Блум | В.П. Симонов | В.П. Беспалько | В.Н. Максимова | М.Н. Скаткин | О.Е. Лебедев | В.И. Тесленко |
Знание | Различение | Ученический (узнавание) | Узнавание | Воспроизведение понятия | Информированность | Информационный |
Понимание | Запоминание | Алгоритмический (решение типовых задач) | Запоминание | Узнавание понятия | Функциональная грамотность | Репродуктивный |
Применение | Понимание | Эвристический (выбор действия) | Понимание | Применение понятия | Грамотность | Базовый |
Анализ | Простейшие умения и навыки | Творческий (поиск действия) | Применение | Воспроизведение системы понятий | Компетентность | Повышенный |
Синтез | Перенос | Применение системы понятий | Творческий | |||
Оценка |
Во всех работах речь идет об одних и тех же уровнях, особенно в первых трех случаях, но далее следует их совершенствование, различное по качеству и объему.
Рассмотрим подробнее классификацию, предложенную В. И. Тесленко, он выделяет следующие этапы усвоения знаний:
1. информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.
2. репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.
3. базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.
4. повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.
5. творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
Есть еще такой подход к определению уровней усвоения уч.материала:
Нулевой уровень — это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность учащегося на «нулевом» уровне называют Пониманием.
Первый уровень — это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, — Знания-знакомства.
Второй уровень — это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, — Знания-копии.
Третий уровень — это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, — Знания-умения.
Четвертый уровень — это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).
Таксономия Блума
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложения в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом (1913—1999).
Уровни учебных целей | Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. | воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. | — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура | — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. |
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. |
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. | — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Источник: megaobuchalka.ru