В школах и вузах активно используются учебники и учебные пособия. Что представляют собой те и другие источники знаний?
В чем заключается специфика учебников?
Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета — в школе, среднем специальном учреждении, вузе. По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.
Учебник предназначен для:
- вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
- предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
- формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.
Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:
- практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);
- хрестоматии (издания, в которых информация по теме изложена очень емко, дополнена различными комментариями, иллюстрациями);
- словари, справочники и энциклопедии (издания, позволяющие студенту знакомиться с различными фактами по изучаемой теме, представленными в широком разнообразии).
Чем учебник отличается от учебного пособия? Комментарий юриста
Учебники, как правило, содержат большое количество страниц — несколько сотен, иногда выпускаются сериями. Освоение материалов с помощью учебников требует от студентов весьма длительного времени, во многих случаях — также разъяснений со стороны преподавателя по тем или иным формулировкам, приведенным в источнике.
Сведения в учебниках носят в основном теоретический характер. Прикладной аспект темы рассматривается уже на занятиях в учебном заведении.
В чем заключается специфика учебных пособий?
Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники или лекционные занятия источник знаний по какой-либо дисциплине или предмету. Структурирован он таким образом, чтобы студент за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.
То есть учебное пособие — это источник:
- в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто — тезисами;
- который имеет небольшой размер, например — в несколько десятков страниц;
- который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.
Таким образом, учебное пособие — это источник, адаптированный для самостоятельного освоения студентом темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.
Учебные пособия классифицируются:
- на методические;
- на наглядные;
- на конспекты;
- на каталоги;
- на иллюстрированные источники (атласы, схемы).
Каждый из указанных типов учебных пособий позволяет студенту освоить тему определенным способом. Методическое пособие более всего похоже на учебник по структуре и способу изложения информации. Наглядные и иллюстрированные источники содержат полезную визуализацию различных фактов по теме. Конспекты позволяют студенту освоить максимальный объем основных фактов по изучаемой теме, каталоги — найти новые источники знаний по исследуемому направлению.
Что надо знать и понимать учителям про ФП учебников, учебные пособия?
Сравнение
Главное отличие учебника от учебного пособия — в предназначении. Первый источник в большинстве случаев является неотъемлемым элементом учебного процесса в аудитории или классе. Второй предназначен преимущественно для самостоятельного освоения студентами знаний. Отсюда — разница в структуре, способе изложения информации в учебниках и учебных пособиях, в масштабах соответствующих источников, в принципах их классификации.
Получается, что учебники и учебные пособия нельзя рассматривать как полностью взаимозаменяемые источники. Первые, безусловно, могут дополняться вторыми, но представить весь объем фактов, отраженных в учебнике и необходимых для освоения студентом темы, в пособии крайне непросто. Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем. Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.
С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие — отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента. Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы. Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий — непродуктивно.
В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно. Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.
Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала. В то время как в учебном пособии информация представлена главным образом только текстом, иногда — небольшими таблицами, схемами.
Учебник — часто значительно более фундаментальный труд, требующий наличия у автора большого объема знаний и компетенций. Нередко издательства рассматривают в качестве потенциальных авторов учебников — чтобы заключить с ними контракты — только специалистов с ученой степенью, профессоров. Учебное пособие может издать, в принципе, любой человек, имеющий необходимые знания, — желательно, конечно, чтобы они были получены в вузе. Кроме того, автор должен быть готов представить их в удобном для освоения студентами виде.
Определив, в чем разница между учебником и учебным пособием, отразим выводы в небольшой таблице.
Таблица
Учебник | Учебное пособие |
Является источником общих знаний, требующих, как правило, разъяснения преподавателем на лекции или на уроке | Является источником знаний более узкоспециализированных, но представленных в меньшем, чем в учебнике, объеме |
Как правило, непосредственно связан с учебным процессом в образовательном учреждении | Может быть использовано в целях самостоятельного освоения темы студентом |
Имеет большой объем — в несколько сотен страниц | Имеет меньший объем — часто в несколько десятков страниц |
Может быть дополнен большим количеством иллюстраций | Обычно дополняется небольшими таблицами, схемами |
Учебники пишутся кандидатами и докторами наук, профессорами | Может быть написано человеком, в принципе разбирающимся в теме, но желательно — также имеющим высшее образование |
Источник: thedifference.ru
Учебно-практическое пособие — это издание, которое, во-первых, утверждено официально. Во-вторых, соответствует определенной программе. В-третьих, в полной мере (либо частично) замещает (дополняет) учебник. Проанализируем отличительные особенности, а также требования, которые предъявляются к ним.
Особенности
Для чего необходимо учебное пособие? Что такое методический комплекс? Эти вопросы актуальны для педагогов образовательных организаций (школ, техникумов, академий, университетов). Чаще всего его выпускают в качестве дополнения к основному учебнику. Все его разделы сопровождаются контрольными вопросами или (и) заданиями обучающего плана, которые помогают осваивать знания по конкретной дисциплине.
Когда применяется
В некоторых случаях электронное учебное пособие выполняет функции главного издания по дисциплине. В частности, если появляется новая дисциплина федерального компонента. По которой на первом этапе нет полноценного учебника. Или он не рекомендован Министерством просвещения РФ. Именно в этот переходный период требуется учебное пособие.
Что такое региональный компонент? В рамках ФГОС второго поколения он введен во всех предметах школьной программы. Предполагается знакомство обучающихся с особенностями региона (традициями, историей, экономикой).
Отличия
Чем интересно учебное пособие? Что такое есть в нем, чего нет в обычном издании, предназначенном для обучения? Так как создается оно более оперативно, включается в него актуальный, новый материал по определенной научной дисциплине. Подается информация в рамках фундаментальных знаний, но помимо апробированных положений и знаний, пособие включает спорные вопросы, которые дают представление о какой-то проблеме с разных точек зрения.
Требования к УП
Каким должно быть качественное учебное пособие? Что такое важное в нем должно быть? В структуру УП должны входить следующие обязательные компоненты:
Специфика содержания
Учебные пособия по языкам, естественным предметам должно соответствовать программе предмета, утвержденной Министерством Просвещения РФ. Главы, разделы, параграфы основной его части должны излагаться логично, согласно тематическому плану предмета.
- иметь основные выводы и рекомендации;
- включать перспективы развития отрасли науки (учебной дисциплины);
- включать выводы и итоги
Оно должно иметь рекомендации, касающиеся последующего самостоятельного рассмотрения сложных проблем.
Справочный и библиографический аппарат УП
Как осуществляется подготовка учебного пособия? Помимо подбора основного материала, о котором речь шла выше, отдельное внимание уделяется и справочных материалам. Библиография предполагает не только список книг, использованных для его создания, но и четкий порядок их расположения. Источники указываются в алфавитном порядке, отмечается издательство, год выпуска, количество страниц.
Если учебное пособие содержит более 10 авторских листов, в него рекомендуется включать алфавитный и именной указатели. Разработаны требования ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам, несоответствие которым является основанием отказа в публикации УП.
Требования к рецензированию
Существуют и определенные требования к рецензии на УП. Она должна давать четкую оценку пособия, анализировать его достоинства и основные недостатки, а также содержать рекомендации по применению в учебном процессе. Состоит она из трех блоков:
- основной части;
- постраничных замечаний;
- заключения
В общей части рецензии отмечается оценка рассматриваемой рукописи по определенным критериям:
- соответствия требованиям стандарта;
- научность и соответствие учебного материала уровню профессиональных образовательных программ;
- корректность в рамках межпредметных связей;
- постановка цели и задач в рамках личностного подхода к обучению и ориентации на достижение желаемого результата;
- инновационность, новизна, присутствие оригинальной авторской идеи;
- соответствие стандартам Министерства Просвещения РФ;
- рациональность и правильность применения обозначений и специальных терминов;
- доступность, четкость изложения, полнота применения литературы, присутствие ссылок на применяемые источники (оформленных по правилам);
- соответствие контрольных заданий и вопросов общему содержанию материала;
- рациональность применения иллюстраций, их связь с текстом;
- рациональность расположения схем, графиков, картинок, их качество;
Вторую часть рецензии освящают следующим вопросам:
- подробному перечню замечаний, отмеченных рецензентом (неправильные формулировки, стилистические и смысловые ошибки, погрешности);
- выделению тех мест рукописи, которые, по мнению эксперта, следует подкорректировать (убрать)
Последний раздел
В заключение предполагается обоснованный конкретный вывод о целесообразности публикации рукописи (при устранении всех отмеченных замечаний) и ее последующем применении в рамках конкретной специальности, к примеру, «Экономика». Учебное пособие может на некоторое время (пока не будет издано книги) стать способом обучения школьников, студентов.
Оформляется текст рецензии на бланке, на котором обязательно указывается наименование документа, наименование, информация о рецензенте (ФИО, должность), подпись, дата, печать.
Если на учебное пособие оформляется коллективная рецензия, в таком случае составляется выписка из протокола заседания коллектива, в рамках которого рукопись рассматривалась.
Варианты вузовских учебных изданий
В зависимости от целевого предназначения УП делят на следующие группы:
- практические;
- теоретические;
- методические
Такие издания опубликовывают или размещают на сайте университета. Независимо от места публикации УП должны по структуре и содержанию соответствовать требованиям, предъявляемым к заявленному типу.
Наглядный пример
В рамках вузовской программы рассматривается такой предмет как психология. Учебное пособие по нему создается в каждом высшем учебном заведении отдельно (с учетом специфики образовательного процесса). В частности, студенты педагогических учебных заведений (специальности: «Коррекционная педагогика», «Сурдопедагогика») занимаются по учебным материалам. В которых акцент делается на детскую психологию.
Что должно быть включено в УП по этой дисциплине? Введение посвящается психологическим заповедям будущего российского педагога. Отдельное внимание уделяется статистическим исследованиям, посвященным оценке здоровья детей.
Далее идет теоретический материал, посвященный следующим моментам:
- общим вопросам детской психологии;
- современным представлениям о нормальном развитии (отклонениям от норм);
- механизмам генетического влияния;
- воздействию социальных факторов на развитие детей разного возраста;
Следующий раздел пособия включает в себя специальные разделы:
- психология умственно отсталых детей;
- развитие одаренности;
- особенности формирования познавательного интереса в предметных областях;
- психология детей с задержками в умственном развитии;
- профилактика диагностики и коррекции при слабовыраженных отклонениях в психофизическом развитии
Отдельное место в пособии занимает сурдопсихология. Студенты могут совершить небольшой исторический экскурс в предмет, познакомиться с причинами нарушений зрения, спецификой формирования познавательной сферы, особенностями развития эмоциональной сферы.
В следующем разделе рассматриваются вопросы, касающиеся психолого-педагогической диагностики различных отклонений.
Обязательным элементом УП являются приложения. К ним относятся: тесты, беседы для родителей, разработки мероприятий для детей с отклонениями в развитии. Завершается учебное пособие по психологии, предназначенное для обучения будущих педагогов, списком литературы.
Подведем итоги
В российской системе образования помимо учебников, справочников, используются и специальные учебные и методические пособия. В каждой научной сфере существуют свои УП, отличающиеся по основному содержанию. Несмотря на различия, между всеми учебно-методическими пособиями есть сходство в структуре. Сначала предполагается введение (постановка цели и задач), затем излагается основной материал (выделяют главы и разделы), заключение содержит выводы и рекомендации, список источников должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам. Многие академии и университеты РФ разрабатывают собственные УП, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к таким материалам Министерством просвещения.
Источник: fb.ru
Чем отличается учебник от учебного пособия
Учебник – это книга, в которой систематизирована информация, знания по конкретной дисциплине. Информация в нем фундаментальна и доказана практически и поэтому дает учащимся основу знаний по тому или иному предмету. Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами.
Как распознать учебник?
- Объем его составляет от 200 – 500 страниц. Редко встречаются учебники с меньшим количеством страниц.
- Он официально утвержден, как правило, министерством образования или другими государственными структурами.
- В нем большое количество иллюстративного материала, который помогает полностью раскрыть суть дисциплины.
Применения учебника
- Вспомогательный материал на уроках, лекция, практикумах и других занятиях.
- Привлечение учащегося к процессу получения знаний.
- Получение предметной и точной информации относительно одного вопроса или всего освоения предмета.
- Используется для формирования умений проводить анализ фактов, событий и составлять на основе этого выводы.
- Для получения полного представления о предмете.
Учебное пособие
Учебное пособие является дополнением к основной программе обучения. В нем собранно в кратком и лаконичном объеме информацию по конкретной теме или нескольким темам.
Сегодня существует несколько видов учебников в зависимости от применения:
- Учебные практикумы, с их помощью учащиеся практически осваивают информацию.
- Учебные хрестоматии, в которых основной материал подкреплен дополнительно схемами, разъяснениями, рисунками.
- Энциклопедические издания, справочные учебники, в них собраны факты, раскрывающие суть дисциплины.
Как определить учебное пособие?
- Компактный объем, до 100 страниц.
- Выпускается как дополнение к основной учебной программе.
- Изложенный материал представлен в форме тезисов, схем, диаграмм.
- Применение учебного пособия
- Самостоятельное изучение одного или нескольких вопросов, для которых не требуются разъяснения учителя или лектора.
- Для того чтобы узнать самую новую и актуальную информацию в области изучения
- Помощь в составлении конспектов, так как многие пособия выполнены в виде тезисов и конспектов.
Учебных пособий также несколько видов: методического, наглядного характера, в виде конспектов лекций или в виде каталогов, а также источники иллюстративного вида, к которым можно отнести атлас или схему.
Общее между учебником и учебным пособием
- Используются при процессе изучения. И первый, и второй вид литературы востребован в школах, колледжах, университетах.
- Являются учебной литературой. Учебник или пособие сложно, например, отнести к художественной литературе.
- Применяются при подготовке к контрольным, экзаменам. Учебник содержит фундаментальные основы по предмету, необходимые для успешного прохождения испытаний, пособие дополняет новой информацией, систематизирует визуально в виде схем, таблиц.
- Учебник и учебное пособие различаются по типам, в зависимости от содержания и отрасли применения.
Основные различия
- В области знания. Учебник излагает обобщенные результаты, доказанные практически и систематизированные. Учебное пособие может содержать дополнение к уже известным фактам, явлениям. Информация, более специализированная и дозирована в меньшем объеме, чем у учебника.
- В разъяснении. Учебник зачастую включает в себя сложный материал, большое количество фактов, понятий, которые требует пояснения учителя или лектора. Учебное пособие построено в более простом формате, доступном для самостоятельного изучения.
- Размер. Учебник обычно объемом от 200 и более страниц, каждый вопрос подробно расписан, плюс имеются иллюстрации и иногда справочный материал. Учебное пособие компактно, материал подан, сжато такой формат позволяет носить с собой.
- Авторы. Составлением учебников занимаются доктора, кандидаты наук, учителя высшей категории. Составление учебника – это длительный процесс, занимающий много времени, включая редакцию и оформление. Часто в этом случае составлением занимается не один автор, а целая группа, результаты их работы и становятся учебником. Учебное пособие при желании может составить любой желающий, если он чувствует, что обладает нужными знаниями и навыками в данной сфере, и желательно обладающий профильным образованием. Информацию об этом можно посмотреть в начале учебника, в разделе редколлегия.
Учебник и учебное пособие – это не два антипода, которые смогут заменить друг друга. Это скорее единая конструкция, в котором учебник дает основу, фундамент знаний, а учебное пособие дополняет недостающие фрагменты. Применение двух этих видов учебной литературы позволит получить наиболее полные, точные знания, навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной или научной деятельности.
Источник: vchemraznica.ru