Что такое учебная программа в педагогике это

Виды и характеристики учебных планов

Содержание обучения отражено в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной работы, наглядных пособиях. План в педагогике – это основной нормативный документ с определенной структурой и требованиями.

Для работы в общеобразовательном заведении учителя пользуются различными видами учебных планов:

Базисный учебный план

Определение 1

Базисный план (БУП) – это главный государственный нормативный документ, являющийся составляющей частью государственного стандарта в данной предметной области и области воспитания.

Он одобрен Государственной Думой (для основной школы) или Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной и средней школы). Предоставление базисного плана рассматривается в качестве государственной нормы общего, среднего образования и является государственным стандартом.

Базисный план включает в себя:

  • общая продолжительность обучения и поэтапная;
  • недельная обязательная предметная нагрузка согласно стандарту, а также дополнительные занятия;
  • недельная часовая нагрузка, включающая распределение часов на занятия;
  • общая часовая нагрузка, выделяемая государственным стандартом, включающая постоянную нагрузку учащихся, дополнительные, самостоятельная и внеклассная работа.

Базисный план считается основой в учебных заведениях и первичным документом.

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

Типовой учебный план

Определение 2

Типовой учебный план – это необязательный документ, выполняемый на основании базисного. Одобряется Министерством общего и профессионального образования РФ.

Данный вид учебного плана не всегда может соответствовать требованиям учебных заведений, которые формируют и корректируют свои собственные.

Что такое учебный план? Это такой план общеобразовательной школы, который готовится, основываясь на государственном базисном и региональном учебных планах. В них передаются характерные черты определенной школы. Учебные планы классифицируют на:

  • индивидуальный учебный план школы, который основывается на базисном в течение долгого периода;
  • рабочий план, созданный, основываясь на текущих условиях и утверждаемый ежегодно на совете школы.

Рабочий учебный план – это документ, способный определять структуру курса и объем времени на его изучение с рабочими и авторскими программами.

Образование в учебных заведениях любого типа отражают разделение воспитания на фундаментальное и технологическое. Первое рассматривается как основа в школе. Старший этап предусматривает увеличение количества технологической подготовки.

Образовательные сферы основываются на них при составлении учебных планов, соответствующих ступени образовательной организации, а само обучение разделяется на теоретическое и практическое.

Учебный план включает в себя инвариантную часть, называемую ядром, служащую в качестве ознакомления учащихся с общекультурными и национальными значимыми ценностями, позволяющую развить индивидуальные качества школьника, и вариативная часть, обеспечивающую индивидуальный характер становления учащихся.

Основная образовательная программа: проектирование и планируемые результаты

Учебный план общеобразовательной школы

Он формируется на основании государственного базисного и регионального учебных планов. В документе отражены характерные черты школы. Рассматривают несколько типов школьных планов:

  • индивидуальный учебный план школы, созданный на основе базисного, для демонстрирования индивидуальности школы;
  • рабочий учебный план.

При помощи учебного плана в школе можно создавать оптимизированную систему контроля качества образования, проверять внутреннюю работу школы в едином образовательном пространстве, соблюдая последовательность перехода между ступенями воспитательного процесса и развития определенных навыков, необходимых для дальнейшего получения качественных знаний. Учебные планы включают в себя федеральный, национальный и школьный элементы.

Читайте также:
Для чего нужна программа astraltoolbox

Потребности определенной образовательной организации учитываются федеральными и национально-региональными компонентами, отражаются в школьной системе учебного планирования.

Источник: zaochnik.com

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план — это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план — это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий:

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные — материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические — учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем — более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые — материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие — только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные — сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Источник: bookap.info

Что такое учебная программа в педагогике это

39. Характеристика учебных программ

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

Читайте также:
Photoshop adobe illustrator что это за программа

– перечень тем изучаемого материала;

– рекомендации по количеству времени на каждую тему;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– рабочие школьные программы;

– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и Космос
  • Биология
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Деловая литература
  • Домашние животные
  • Домоводство
  • Здоровье
  • История
  • Компьютеры и Интернет
  • Кулинария
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Науч. литер. — прочее
  • Педагогика
  • Политика
  • Психология
  • Религиоведение
  • Сад и огород
  • Самосовершенствование
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Технические науки
  • Транспорт и авиация
  • Учебники
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Хобби и ремесла
  • Шпаргалки
  • Эзотерика
  • Юриспруденция
  • Языкознание

Источник: www.redov.ru

Учебный предмет и учебная программа

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образова­ния, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных пред­метах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Читайте также:
File identifier что это за программа и нужна ли она

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и ав­торскими. Типовые учебные программы разрабатываются на ос­нове требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утвер­ждаются Министерством общего и профессионального образова­ния Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабо­чей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методиче­ского, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в дан­ной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании кур­сов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста уча­щихся. Недостатком концентрического способа является замед­ление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и Х классах.

При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во вре­мени и применяется в основном при разработке учебных про­грамм в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования вза­имно дополняют друг друга.

Смотрите также:

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика».

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Источник: bibliotekar.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru