Что такое ценностные ориентиры в рабочей программе

Ценностные ориентиры образования – это основные принципы, идеалы, которые лежат в основе построения образовательной деятельности, ее стратегии и тактики.

Ценностные ориентиры образования включают в себя основы его организации:

  1. Целевое назначение;
  2. Задачи;
  3. Направления;
  4. Принципы;
  5. Ценностные установки обучения и воспитания;
  6. Формы организации учебно-воспитательной работы.

Тенденции современного образования

Современное образование претерпевает изменения, вызванные новыми веяниями социального развития и реалиями времени: информационное развитие, научно-технический прогресс, приоритет личности и ее развития в всех областях деятельности.

Основными тенденциями развития современного образования являются следующие аспекты:

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

  • Культ науки уходит в прошлое. В образовании приоритет ставится на развитие навыков познания и самопознания;
  • Образовательная система строится таким образом, чтобы способствовать самопроектированию личности, саморазвитию и самоутверждению подрастающего поколения;
  • Познание базирующееся на формировании картины мироздания, путем ее усвоения из знаковой и текстовой информации;
  • Человеческая личность – высшая ценность образовательной системы;
  • Индивидуальные особенности личности и ее познавательные возможности – ориентир для организации образовательной деятельности;
  • Личностная ориентация содержания образования, выбора форм и методов его организации;
  • Творческая ориентация образовательных программ;
  • Развивающая образовательная деятельность на всех уровнях и стадиях обучения;
  • Информатизация образовательного процесса;
  • Внедрение новых технологий в образовательную деятельность;
  • Переход от когнитивного педагогического процесса к ценностной его ориентации и смысловой организации;
  • Изменение роли образовательной деятельности: направленность на подготовку к быстро меняющимся условиям социальной среды, к реальной жизнедеятельности, формирование активной жизненной позиции, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Построение образовательного процесса, основанного на взаимопонимании и взаимодействии его участников;
  • В основе развития подрастающего поколения лежит ознакомление с нормами и ценностями культуры;
  • Утверждение самоценности человеческой личности, как основы реализации образовательной деятельности.

«Ценностные ориентиры современного образования в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Ценностные ориентиры современных книг

Таким образом, тенденции современного образования свидетельствуют об изменении ценностных ориентиров педагогического процесса. В ходе обучения и воспитания предполагается приоритетная позиция личности учащегося и создание условий для ее полноценного гармоничного развития.

Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентиры современного образования демонстрируют потребности общества и государства, а также отдельной личности к итогам освоения образовательной программы конкретного уровня.

Целевое назначение и задачи современного образования

Современное образование нацелено на всестороннее гармоничное развитие личности каждого учащегося. Это приводит к изменению его ориентиров и ценностных установок. Исходя из общей цели образовательной деятельности, можно выделить ряд подцелей и задач образования:

  1. Развитие гражданской идентичности личности. Сюда входит патриотическое воспитание, формирование чувства долга и ответственности, развитие чувства причастности к своей Родине и своему народу, формирование основ толерантности и культурной идентичности, признание многообразия культур и возможностей их сосуществования.
  2. Развитие навыков положительного социального контактирования. Необходимо развить умение устанавливать положительные социальные контакты, стремиться к сотрудничеству, быть готовым оказывать помощь и поддержку другим людям. Сюда же входит и развитие навыков принятия чужого мнения, чужого взгляда и мировоззренческой позиции, признание права каждого гражданина на собственное мнение, его верность и неверность, прав на ошибку и прощение.
  3. Формирование навыков к обучению. Учащиеся должны уметь пользоваться информационными ресурсами, работать с разными информационными источниками, владеть приемами поиска учебной информации, стремиться к самопознанию и самообразованию.
  4. Формирование навыков самостоятельности. Необходимо уметь самостоятельно трудиться, принимать решения, получать знания, нести ответственность, вырабатывать собственное мнение и самомнение, формировать адекватную самооценку.
  5. Формирование гуманных качеств. Сюда входит развитие нравственных ориентиров деятельности, этических качеств и гуманных принципов социального поведения.
  6. Дифференцированный подход в образовании. Он предполагает разделение учащихся на группы по сходным индивидуальным признакам и потребностям, использование специальных образовательных программ и применение для их усвоения соответствующих методов и технологий.
  7. Использование в образовательной деятельности основ исследовательской, проектной и творческой деятельности.
  8. Опора на индивидуальность личности и зону ее ближайшего развития.

Направления и ценностные установки современного образования

Современное образование базируется на новых ценностных ориентирах, предполагающих полноценное социальное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности каждого учащегося.

Основными направлениями и ценностными установками современного образовательного процесса являются:

  1. Воспитание гражданских чувств, качеств и гражданской ответственности;
  2. Воспитание ценностного отношения к Родине, ее народам, культуре и истории, социальным нормам и социальным потребностям;
  3. Развитие представлений учащихся о своей стране, ее социально-экономическом устройстве, основных институтах и тенденциях развития;
  4. Развитие представлений о социальной и межкультурной коммуникации и формирование практических навыков ее реализации;
  5. Формирование практического опыта построения положительного коммуникативного взаимодействия;
  6. Знание своих прав и обязанностей, законодательных норм и системы наказания за их несоблюдение;
  7. Усвоение моральных принципов социального поведения и мотивация следования им;
  8. Формирование уважительного отношения к труду;
  9. Развитие навыков пользования информацией и ее применения в образовательных целях.
Читайте также:
Имя файлу дает оперативная система процессор программа при его создании пользователь

Источник: spravochnick.ru

Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы

Доклад подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №1» Елизарова Д. А.

Как известно, за последние годы наше общество очень изменилось. Изменения коснулись как моделей поведения, так и ценностных ориентиров.

Произошло это за несколько последних десятилетий, когда так называемые «дети 90х» впитывали жизненные реалии тех времен: когда все были заняты поиском работы, способа выжить, да и о морали думать у многих, практически не было ни времени, ни желания. Под прессом всех тех событий, нестабильной ситуации, молодёжь выбрала курс на выживание любой ценой, а «морально или не морально», «духовно или не духовно» — это не так важно.

Процессы, происходящие в нашей стране в то время, вызвали в какой-то степени, утрату гуманистических нравственных ценностей. Сейчас эти «дети» сами стали родителями, и они приводят к нам своих детей — наших воспитанников, которым, зачастую, передается этот «багаж» ценностей. И перед нами, педагогами, стоит, на мой взгляд, очень важная задача – формирование нового мировоззрения: ведь дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Публикация «Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы» размещена в разделах

Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность: самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили».

Означает ли это, что знания как ценность отходят в сторону? Абсолютно нет. Как писал один из теоретиков суфизма Шихаб Ад-Дина «Всякий обладающий знанием и разумом – украшение, всякий, у кого нет этих двух качеств – ничтожен. Знание нужно, чтобы действие было сокровищем, потому что без знаний действие – мука».

Итак, ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования :

Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию : развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств как регуляторов морального поведения.

Так как я являюсь музыкальным руководителем, хотелось бы подробнее остановиться на последнем аспекте: на мой взгляд, важно создавать условия, чтобы воспитанники выбирали, а точнее, вырабатывали для себя положительные ценности и идеалы, а цели и воплощающие их конкретные задачи отражали движение к идеалу, формирование аксиологического «Я» (ценностные ориентации, чтобы у них формировалось избирательное отношение, вырабатывались установки и предпочтения по отношению к идеям, факторам, явлениям, людям. Стремление человека организовать, регулировать, настойчиво прокладывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, идеалам и ценностям, есть важнейшее качество личности как субъекта жизнедеятельности, обучения и процесса собственного самовоспитания. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. И важнейшей вехой на этом пути, является художественно-эстетическое развитие, в контексте ФГОС дошкольного образования предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)».

Основные задачи работы педагогов по развитию ценностно-смысловой сферы детей заключатся в следующем:

Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка.

Создать условия для восприятия целостной картины мира.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Читайте также:
Полезные программы для системного администратора

Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Для достижения целей и задач по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы :

— Непосредственно организованная деятельность

— Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.

— Самостоятельная деятельность детей.

-Взаимодействие с семьей (вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. На родительских встречах можно предлагать задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого: танцы, пение, ритмические и коммуникативные упражнения. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей).

В заключении хотелось бы отметить, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования ценностно-смысловой сферы является индивидуальный подход.

Например, А. И. Буренина советует давать детям больше свободы действий в выборе танцевальных движений. -Как? -скажете Вы, -Ведь у меня 30 детей в группе?-. Очень просто. Начинать нужно с малого: достаточно одной минуты чтобы тридцать детей проявили свою индивидуальность, сделали свой выбор и, возможно, удивили своих педагогов. Этот опыт я переняла у американских коллег.

Упражнение «Приветствие» : на дверь в музыкальном зале повесила изображение ладошки, танцующих и обнимающихся людей. Дети обычно заходят в музыкальный зал друг за другом. Однажды повесив эти изображения попросила детей поздороваться со мной кто как захочет, и каково было мое удивление, когда я поняла, что ранее зажатые дети буквально за секунду раскрепостились. Те, кто мало проявлял эмоции на занятии-решили поприветствовать меня объятием. Те, кто редко проявлял желание танцевать-поздоровались именно танцем.

Безусловно, для повышения эффективности необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, но я с уверенностью могу сказать: да, это маленький шажок для педагога, но огромный шаг для педагогики.

Прикреплённые файлы:

Источник: www.maam.ru

Ценностные ориентиры учебных предметов
учебно-методический материал на тему

Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Ценность патриотизма, гражданственности — любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность нравственных чувств — нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия , творческого отношения к учению, труду, жизни — уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды — родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного — красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
  • Социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность — поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • Семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • Наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • Традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • Человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Математика и информатика

  • Восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);
  • Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);
  • Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).
Читайте также:
Как удалить программу Плей Маркет

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

  • с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила
    поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с ин формацией;
  • с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;
  • с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к окружающим.

Обществознание и естествознание

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества международное сотрудничество;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие
  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
  • поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способ ность к личностному и нравственному выбору;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и
    гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
    развитие;
  • природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное
    сотрудничество.
  • духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции;
  • эмоционально-ценностное отношение ребенка к миру
  • опыт эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
  • Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru