Что такое целевой ориентир как результат освоения программы

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Образовательная программа в соответствии с ФОП ДО

Освоение примерной основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики — от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ

Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

Источник: poisk-ru.ru

Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Читайте также:
В какой программе рисовать водопровод

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнкана этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:

К началу дошкольного возраста (к 3 годам)

1. Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует сними;

эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может

обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

6. Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

7. У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения дошкольного образования (к 7 годам):

1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим

людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

4. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

6. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры:

— не подлежат непосредственной оценке;

— не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

— не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

— не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

— не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2695 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

«Целевые ориентиры дошкольного образования и результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования достижения ребёнка на этапе начального общего образования».

Преемственность между дошкольным и начальным общим образования является главным условием непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. С одной стороны – дошкольное образование, которое сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник развивает накопленный ребенком потенциал.

Оценить 975 0

Содержимое разработки

Тема : «Целевые ориентиры дошкольного образования и результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования достижения ребёнка на этапе начального общего образования».

МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки,

«Школьное обучение никогда не начинается

Читайте также:
Maya программа для 3д моделирования описание

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

Преемственность между дошкольным и начальным общим образования является главным условием непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. С одной стороны – дошкольное образование, которое сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник развивает накопленный ребенком потенциал. Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях нашего города по-прежнему является основной проблемой, и создание групп кратковременного пребывания (далее ГКП) на базе нашей школы — один из путей её решения.

Группы кратковременного пребывания были сформированы в 2008 году для детей 5-6 лет. Совместно с научным руководителем Чистяковой Л.А. была разработана программа эксперимента «Обеспечение условий преемственности в развитии умения учиться у детей от 5 до 10 (11) лет» и основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №1 г. Слюдянка.

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, является одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются на этапе завершения дошкольного образования независимо от форм реализации Основной образовательной программы ДОО, а также от её характера, особенностей развития детей и МБОУ ООШ №1, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

В МБОУ ООШ №1мониторинг детей дошкольного возраста проводится не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности на уровне начального общего образования. Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.

Педагогическая диагностика предшкольников проводится педагогами не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую и речевую диагностику индивидуального развития проводят специалисты ДКС (диагностико-коррекционной службы школы), в состав которой входят: педагог-психолог, логопед, учитель дефектолог , а также воспитатель ГКП, и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.

Каждый воспитанник ГКП проходит входную диагностики на степень своего развития.. А также промежуточную по итогам полугодия и в конце года итоговую. Все результаты представлены в таблицах по уровням развития в цвете (красный – низкий, желтый – средний, зеленый – высокий) (Приложение в таблицах и диаграммах). Своевременная диагностика позволяет выявить детей, имеющих проблемы в развитии, и определить их дальнейшую программу обучения.

Учебный процесс в ГКП разделен на два блока:

Образование (учебная деятельность);

Воспитание (внеурочная деятельность).

Основы умения учиться закладываются в старшем дошкольном возрасте в ведущей деятельности ребенка – игровой.

Преемственность между группами кратковременного пребывания и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии по школе;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной вечер) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ГКП и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• открытые показы образовательной деятельности в ГКП и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ГКП и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

Преемственность целевых ориентиров ООП дошкольного образования и планируемых результатов освоения учащихся ООП начального общего образования.

Сравнительный анализ целевых ориентиров ДОО и НОО

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования

Требования ФГОС начального общего образования к результатам образования

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.

Читайте также:
Как пользоваться программой notion

У ученика будут сформирована адекватная оценка собственного поведения окружающих людей, развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Учащийся способен выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

У ученика будут сформирована внутренняя позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно–познавательных мотивов.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ученик демонстрирует навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Ученик способен договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Ученик умеет выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения

Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ученик способен определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

Ученик самостоятельно формирует собственное мнение и позицию

Ребенок способен выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Ребенок проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Ученик способен вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

У ребенка развита крупная и мелкая моторика

В процессе обучения ученик приобрел жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека

Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими

Ученик умеет целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств

Ребенок способен к волевым усилиям

Способен к концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

У него будет сформирована социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Ученик научится понимать необходимое здорового образа жизни, соблюдать правила безопасного поведения, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности

Ученик готов вносить готовые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам

Ученик умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у детей предшкольного возраста предпосылки учебной деятельности. Занятия, как форма обучения в ГКП, предшествуют уроку в школе.

Работа по преемственности дошкольного и начального общего образования в МБОУ ООШ №1 проводится с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников групп кратковременного пребывания – при переходе их на уровень начального общего образования, что приводит:

к формированию системы работы школы в области развития детей от дошкольного до подросткового возраста;

к формированию учебной самостоятельности как результата, требуемого ФГОС;

к сформированности учебного самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы;

к сформированности частичной учебной самостоятельности у младших школьников.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Как приемник дошкольного образования, начальная школа должна учитывать достижения ребёнка-дошкольника и организовывать педагогическую деятельность, опираясь на его потенциал. Такое понимание преемственности дошкольного и начального образования позволяет реализовывать непрерывность в развитии и образовании детей.

Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ГКП в начальную школу.

  • Управление здоровьесберегающей деятельностью в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулёзной инфекцией
  • Доклад «Создание ситуации успеха для каждого воспитанника»
  • Реализация регионального компонента через разные виды деятельности.
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru