Что такое тренинговая программа

Психологический тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.

Говоря другими словами, тренинг, является формой обучения новым навыкам, открытием в себе психологических возможностей.

В общем значении тренинг рассматривается как совокупность приемов и способов, которые направлены на развитие каких-либо умений и навыков. Это один из инструментов психолога, применяется он как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Участник тренинга должен проделать упражнения, которые ориентированы на развитие психологических качеств или навыков. Более популярными тренинги стали в групповой работе.

Тренинг есть совокупность активных методов практического психолога и используется для того, чтобы формировать навыки самопознания и саморазвития.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Тренинговые методы используются в клинической психотерапии, при лечении неврозов, алкоголизма, соматических заболеваний, используются они и в работе с людьми психически здоровыми, но, имеющими психологические проблемы.

Тренинговая программа ЗАПУСК новичка

Психологический тренинг имеет свои ограничения, свои возможности, проблемы и правила.

Обучающийся через тренинг занимает активную позицию, а навыки усваиваются в процессе личного опыта поведения, в процессе проживания, чувствования.

Модифицированный тренинг можно использовать для всей учебной группы, в режиме один раз в неделю, в обязательном порядке, а также в учебных заведениях в ситуации низкой психологической безопасности.

Использование тренинга в работе с людьми связано с его специфическими свойствами и в частности:

  • тренинг дает возможность получения обратной связи от людей;
  • дает возможность принятия ценностей и потребностей других людей;
  • возможность человека чувствовать себя в группе принятым и принимающим, получающим помощь и помогающим, чувствовать себя окруженным заботой и заботящимся;
  • возможность участников группы идентифицировать себя с другими и использовать эмоциональную связь, оценивая собственные чувства и поведение;
  • группа облегчает процесс самоисследования, самораскрытия и интроспекции;
  • экономическая доступность метода.

«Программа психологического тренинга»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Первые социально-психологические тренинги групп были проведены К. Левиным и его коллегами в 1946 г, когда было замечено, что участники группы от анализа собственных переживаний получают значительную пользу.

Человек может обучиться новым умениям и экспериментировать с различными стилями отношений, если он находится в поддерживающей и контролируемой обстановке.

Социально-психологический тренинг – разновидность групповой психологической работы

Социально-психологический тренинг относится к области практической психологии, которая использует активные методы групповой психологической работы. Форм социально-психологических тренингов сегодня большое количество, и они во многом пересекаются друг с другом.

Тренинговая программа «Азбука современной консультативной практики»

При разработке программы отдельного тренинга за основу берутся разные теоретические подходы разнообразных форм и видов групповой работы. Определенные приемы, методы и техники социально-психологического тренинга оказывают помощь тренинговым группам в решении поставленных целей и задач.

Замечание 1

Социально-психологический тренинг относится к активным методам обучения – эти методы используются как альтернатива традиционным методам и формам обучения.

Традиционные методы не дают возможности приобретения умений и навыков, касающихся различных областей знаний. С использованием традиционных методов приобретаются только теоретические знания, а возможности практического закрепления этих знаний нет. В тренинге же происходит активное включение поведенческих моделей, и участники группы имеют возможность обменяться опытом.

Рисунок 1. Структура тренинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Три сферы личности задействованы в тренинге – когнитивная, эмоциональная, поведенческая, и их единство расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

Если социально-психологический тренинг как активную форму групповой работы рассматривать в узком смысле, то он направлен на повышение коммуникативной компетентности личности.

Эта цель будет реализовываться в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, приобретения и закрепления коммуникативных навыков.

В широком смысле слова этот тренинг представляет собой совокупность разных форм групповой работы, которые направлены на то, чтобы мобилизовать личностный потенциал индивида для личностного роста.

Цель будет реализовываться через активные процессы самопознания и самосовершенствования каждого участника группы.

Что касается самопознания, то оно расширяет границы «Я» индивида и оказывает помощь в формировании его адекватной самооценки, построению реального «Я» образа.

Самосовершенствование перестраивает внутренний и внешний опыт индивида, корректирует сложившийся его потенциал.

В тренинге имеют место обучающий, коррекционный, психотерапевтический эффекты, что повышает ценность и расширяет области применения групповой работы, увеличивая её возможности.

Социально-психологический тренинг показал свою эффективность, поэтому широко используется психологами в практической работе, социальными работниками, используется в процессе обучения и подготовки специалистов разного профиля.

Разработка программы тренинга

Любая программа тренинга включает в себя мини-лекции и различные упражнения.

Основные упражнения носят название тематических и непосредственно тренируют умения, необходимые участникам. Например, на тренинге ораторского мастерства тематическими будут упражнения, формирующие умение выступать на аудиторию, правильно жестикулировать, отвечать на сложные вопросы.

Замечание 2

В тренинге по выработке основных умений тематические упражнения должны занимать до 70% от общего времени.

Читайте также:
Аграрная программа столыпина предусматривала такие меры как ликвидация помещичьего

Мотивационные тренинги создают у участников мощную мотивацию к изменениям, формируют важные осознания о себе, о взаимоотношениях, о мире.

Данные тренинги иногда могут совсем обходиться без основных упражнений. Для того чтобы узнать, какое упражнение будет основным, надо задать вопрос – какое умение данный тренинг формирует, если умение не тренируется, то и упражнение не будет основным.

В основном упражнении должны поработать все участники тренинга, поэтому его надо построить соответствующим образом, и недопустима тренировка только нескольких человек из группы.

С этой целью все основные упражнения проводятся в парах, тройках или мини-группах из 4-6 человек.

Чтобы уложиться во времени и не потерять мотивацию, специалисты предлагают два выхода:

  1. выступают 4-5 человек, самых смелых, для которых это будет огромным опытом;
  2. самые смелые участники, их тоже может быть 4-5 человек, выступают на общую группу и получают развернутую обратную связь под управлением тренера.

Далее формируется две команды и в каждой из них по 6 человек и по два выступивших человека – это капитаны команд. Образуются мини-группы для продолжения работы, процесс организуется так, чтобы выступили все. Обратная связь в группах осуществляется с помощью тренера.

Второй вариант сокращает время работы группы, дает возможность всем потренироваться, включенность и тонус группы более высокий. Наличие капитанов ускоряет распределение ролей в группе. Основные упражнения легко создавать самим, для этого из жизни берутся ситуации, кейсы, связанные с темой тренинга и перекладываются на упражнения.

Источник: spravochnick.ru

Тренинг: что такое и какие бывают

Наиболее популярной формой обучения в бизнесе являются тренинги.

Они применяются для развития как сотрудников, так и руководителей компаний. Давно доказал свою эффективность как тренинг в очном формате, так и онлайн тренинг. В этой статье расскажем, что такое тренинг и какие виды тренингов существуют.

Что такое тренинг

Тренинг — это интерактивное обучение, которое позволяет его участникам быстро и в интересной форме получать практические знания и навыки.

Тренинги широко используются для саморазвития и для подготовки представителей всех профессий, которые ориентированы на работу с людьми. А в бизнесе и менеджменте развитие через тренинги является самым востребованным методом обучения.

Преимущества тренингов

Свою популярность в сравнении с другими методами обучения тренинги получили по нескольким причинам.

Групповая форма обучения

Организация тренинга предполагает групповое обучение. Поэтому происходит получение знаний не только от коуча, но и взаимный обмен опытом между обучающимися.

Например, при тренинге для менеджеров отдела продаж, люди рассказывают, как им удалось побороть возражения клиента, какое УТП лучше всего работает на разные категории потенциальных клиентов.

Отработка практических навыков

Тренинг — отличный практикум, на котором обучаемые не только получают знания, но и сразу учатся применять их.

Например, руководитель фирмы может отработать и закрепить навыки проведения презентации своего проекта потенциальным инвесторам. При этом управленец получит обратную связь, что позволит исправить ошибки. К примеру, ему подскажут, что он говорит слишком тихо или озвучивает неинтересную инвесторам информацию.

Быстрота обучения

Программа тренинга рассчитана обычно на 1-3 дня. За это время обучаемому дается только та информация, которая ему будет нужна для применения в работе. Именно форма тренинга позволяет быстро усваивать новые навыки и сразу отрабатывать их на практике.

Виды тренингов

Существует огромное количество бизнес-тренингов. Но их можно разделить на основные виды по тому, какие навыки они формируют.

Тренинги по управлению

В числе прочих навыков тренинг для руководителей обучает тому, как своевременно и правильно принимать решение. Например, у типографии снизились продажи книг из-за того, что их цена подорожала для потребителя. Теперь не нужно столько работников на производстве.

Руководитель должен оценить положение дел и принять решение. Надо ли проводить сокращение персонала или подождать, пока ситуация изменится и спрос на книги снова вырастет.

Тренинги для формирования профессиональных навыков

Это тренинги развития, которые проводятся в компаниях для повышения компетенций сотрудников. Например, официантов ресторана на тренинге общения обучают тому, как в разговорах с клиентами сохранять выдержку, даже когда некоторые гости ведут себя не вполне корректно.

Тренинги по продажам

Тематический тренинг по продажам помогает не только отработать навыки правильного общения с клиентами, но и побороть психологический страх отказов со стороны клиентов.

Тренинги по ведению переговоров

Тренинги помогают научиться добиваться с помощью переговоров нужного результата. Для этого требуется понимать, в каких случаях необходима твёрдость, а где нужна гибкость и готовность идти на компромисс. Чтобы отработать такие навыки эффективен игровой тренинг, в котором обучаемые стараются договориться на наилучших для себя условиях.

Тренинги по тайм-менеджменту

Тайм-менеджмент становится все более популярен в бизнес-среде. В ходе таких тренингов люди учатся расставлять приоритеты и ограничивать себя в малопродуктивных делах.

Например, не тратить больше определённого времени на просиживание в социальных сетях.

Вместо послесловия

Психологами давно доказано, что люди легче и быстрее усваивают новую информацию, когда работают в группе. Но важно кто и по какой методике проводит тренинг. Чтобы тренинг и курс тренингов принесли видимый результат, нужно обращаться к профессионалам в их проведении.

Источник: platrum.ru

Глава 10.

Прежде чем начать тренинговую работу, психолог должен ответ самому себе на два важнейших вопроса 1) в чем заключается цель проведения психологического тренинга? 2) есть ли минимально необходимые условия для организации тренинговых занятий? Представляется достаточно очевидным, что если цель недостаточно осознана специалистом, то не стоит и начинать работу.

Читайте также:
Основные принципы разработки программ и алгоритмов

Прежде всего потому, что в таком случае эта работа будет совершенно бессмысленной и невозможно будет понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать. Как было уже сказано в первой главе учебного пособия, психологический тренинг в отличие от других мета-методов работы практического психолога направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы. Однако эта общая цель может быть конкретизирована в ряде более узких целей. Достаточно условно можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы и тип тренинга, с помощью которого каждая из указанных целей может быть достигнута (см. приложение 2 к разделу 1). Ответ на второй вопрос предполагает׃ а) наличие требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий; б) наличие помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность; г) наличие группы людей, желающих принять участие в подобно работе;

д) наличие тщательно разработанной программы психологического тренинга.

Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе.

В случае организации тренинга на территории учреждения, настоятельная рекомендация — не проводить тренинг в тех же помещениях, где работают участники группы, а тем паче в кабинете директора, каким бы удобным и просторным он ни казался. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов. Поскольку занятия могут длиться три-шесть-восемь и более часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или ковровые покрытия (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут.

Важнейшие требования к организации психологических тренингов

Эти требования представлены в приложении З к разделу 1. Важный момент — желание ваших будущих клиентов стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от людей обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев и иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Однако наличие программы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели. Думается, что разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами или администрацией учреждения (при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена и уточнена и — как прошедшая апробацию — утверждена окончательно.

Описание программы психологического тренинга

Действия психолога-тренера в трудных случаях

Естественно, что любой начинающий тренер сталкивается с огромным количеством вопросов, трудностей и проблем. Эта ситуация напоминает момент начала работы с незнакомым сложным прибором новой моделью СВЧ-печи или компьютера. Для уяснения алгоритма работы требуется знание инструкции по эксплуатации.

В каждой такой инструкции есть раздел о поломках и нарушениях работы, в котором даются рекомендации, как исправить поломку. Можно предложить подобную выдержку из инструкции для психолога по проведению тренинга. Разумеется, все мы помним о бесполезности советов и невозможности использовать готовые «рецепты» при оказании психологической помощи. Следовательно, можно смело забыть их все по прочтении. Однако следует учесть, что это не столько советы, рецепты и рекомендации, сколько обобщение личного опыта, которое, конечно же, имеет субъективный характер и потому должно рассматриваться как определенная точка зрения (см. приложение 6 к разделу 1).

Тренинг тренеров и его особенности

И еще один важный момент. Приходится констатировать следующий печальный факт: к проведению тренинговой работы будущих практических психологов в вузах практически не готовят. Конечно же, на многих факультетах психологии читаются лекции о психологических особенностях малой группы, о феноменах и процесса, групповой динамики, проводятся практические тренинговые занятия.

Однако, даже выслушав массу хороших и умных советов о том, как эффективно вести тренинги, классным тренером не станешь. Да и опыт участника тренинговой группы (а он у выпускника даже самого, замечательного вуза, как правило, не слишком велик) — это совсем не то же самое, что опыт самостоятельного ведения тренинга.

Читайте также:
Как пользоваться программой едадил чтобы получать деньги

А между тем в современных условиях деятельность психолога — где бы он ни работал — просто немыслима без использования тренинговых методов — если, конечно, он не стремится ограничиться проведением диагностики и спрятаться от решения злободневных проблем за дверью) своего кабинета. Именно поэтому очень многие работающие профессионалы идут учиться дополнительно, очень часто — за свой счет, подтверждая тем самым замечательный афоризм Бенджамина Франклина: «Если содержимое кошелька вы высыпете в собственную голову, никто его у вас не отнимет».

В последнее время очень популярным стало такое направление переподготовки психологов, как тренинг тренеров. Что же это такое? Это осуществляемое в тренинговой форме обучение специалистов эффективному ведению тренингов разных типов.

Отличительной чертой такого обучения, на мой взгляд, является практическое воплощение понимания тренинга как такого метода, при использовании которого человек делает то, чему он хочет научиться. Иными словами, на тренинге тренеров участники в определенный момент пробуют себя в качестве ведущего группы, а не только участника.

Такая практика, осуществляющаяся в относительно безопасных условиях, позволяет специалисту сформировать необходимые умения и навыки и осознать, каким образом нужно использовать знания, почерпнутые на лекциях и из книг. И самое главное — во время тренинга тренеров участник получает обратную связь о качестве своей работы от квалифицированного специалиста и других участников.

Ошибки, совершенные в процессе обучения, становятся не поводом для головной боли и переживаний, а предметом анализа и основой для новых идей, и не ведут к негативным последствиям, как это могло бы произойти в процессе «настоящего» тренинга. Понятно, что не всегда приятно выслушивать критику своей работы, но лучше увидеть свои ошибки во время обучения, чем пребывать в неведении об их наличии в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Попробуем кратко описать одну из возможных моделей такого тренинга тренеров. Прежде всего необходимо разобраться с целями тренинга тренеров. По-видимому, эти цели не должны сводиться только лишь к отработке определенных умений и навыков проведения каких-то упражнений в группе. Целевые горизонты должны быть значительно шире.

Условно можно говорить о целях личностных и целях операциональных. Первые связаны с развитием определенных качеств, необходимых тренеру, и осознанием и формированием особой иерархии ценностей, Вторые характеризуют методический инструментарий и поведенческий репертуар, используемый ведущим группы.

Набор качеств квалифицированного тренера, описываемый различными специалистами, достаточно широк. Обычно говорят о таких качествах, как высокая мотивация к работе с людьми, желание помогать им, вера в способность людей к изменению, эмпатия, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, высокий уровень саморегуляции, богатое воображение, высокий интеллект и способность к рациональному анализу, интуиция, альтруизм, сенситивность и т.д.

Очевидно, что некоторые из перечисленных качеств могут оказаться просто несовместимыми и крайне редко сочетаются в одном человеке. Да и не стоит надеяться, что каждый ведущий группы будет средоточием всех возможных человеческих достоинств. Поэтому стоит определить главные характеристики тренера — необходимые и достаточные.

По моему мнению, таких характеристик всего три: первая — направленность на помощь людям, вторая — чувствование группы и происходящих в ней процессов, третья — способность к рациональному анализу. Первая характеристика определяет и систему ценностей среди которых важнейшая — ориентация на группу и ее интересы в противовес центрации на себе и эгоистическим целям.

Вторая и третья обеспечивают реализацию операциональной составляющёй тренерской работы. Важнейшая методическая задача ведущего — соблюсти баланс между двумя стратегическими линиями развития группы: между собственно групповой динамикой и процессом движения к главной цели тренинга.

Например, тренинг уверенности в себе, проводимый со старшеклассниками, помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать упражнения на сплочение участников и развитие представлений о сей группе. Такое качество, как чувствование группы, позволяет отслеживать и поддерживать групповую динамику, вводя при необходимости техники, направленные на осознание участниками происходящих в группе процессов и структурирование социальных ролей и диспозиций участников. Способность ведущего к рациональному анализу связана с умением сохранять основную цель и обеспечивает помощь участникам группы в решении главной задачи тренинга. Ведущий тренинга, сочетал в себе эмоциональность и рациональность (задача не из легких!), должен уметь сопереживать группе и отдельным участникам, включаться в общий процесс и одновременно отстраняться, подвергая анализу происходящее и просчитывая возможные варианты своего поведения. Для достижения этого в процессе тренинга тренеров необходимо сформировать навыки того и другого типа и снабдить участников необходимым методическим инструментарием, который поможет реализовать обе эти задачи.

Содержание и структура тренинга тренеров

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каковы важнейшие цели и минимально необходимые условия для реализации тренинговой программы? 2. Проанализируйте требования, предъявляемые к организационной стороне проведения психологических тренингов, и соотнесите их с условиями, имеющимися в вашем учреждении.

3. Можно ли, по вашему мнению, пожертвовать выполнением каких-то требований и провести успешный тренинг в условиях ограниченных возможностей? 4. Соответствуют ли разработанные вами программы тренинг схемам, предложенным в этой главе? 5. В чем состоят особенности тренинга тренеров?

Приложение 1 Психологическая матрица тренинга

Области психической реальности участников

Важнейшие проблемы, с которыми надо работать на тренинге

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru