
Прежде чем начать разбор типов обучения, скажем смело: единой классификации в педагогическом мире нет. Тем более с приходом такого явления, как онлайн-курсы. Поэтому мы сосредоточим ваше внимание только на тех критериях, которые помогут сколотить по-настоящему эффективную структуру вашего будущего онлайн-курса.
По традиции
Некоторые типы обучения насчитывают десятки лет и продолжают процветать в современных офлайн- и онлайн-школах. Основных три:
Классно-урочная система, в которой один учитель и несколько учеников. Учитель подкрепляет объяснения картинками/схемами/опытами и ориентируется на «среднего» ученика.
Что взять в онлайн-курс:
Сильный, доказывающий авторскую позицию контент; ориентация на единый стандарт качества (особенно актуально в корпоративном обучении).
Учитель — лишь куратор, направляющий свободную мысль учеников. Здесь нет места заучиванию — знания формируются в игровой или трудовой деятельности.
Уроки Arduino #1 — структура программы и типы данных
Что взять в онлайн-курс:
Перед учениками можно ставить задачи, в ходе выполнения которых они сами добудут нужную информацию.
Учитель — администратор, организующий последовательное выполнение блоков заданий. Каждое новое знание тренируется на практике, а потом проверяется и оценивается.
Что взять в онлайн-курс:
Дробление программы на модули, делегирование обучения заранее записанной программе для масштабирования и экономии времени.
По формату взаимодействия
Офлайн-обучение
С его непередаваемой энергетикой и возможностью отследить реакции учеников, получить мгновенную обратную связь.
Синхронное обучение
Взаимодействие педагога с учениками в реальном времени.
Асинхронное обучение
Ученик никак не контактирует с преподавателем и обучается полностью самостоятельно.
Перечень синхронных и асинхронных форматов онлайн-взаимодействия читайте в статье о переводе обучения из офлайна в онлайн.
Дистанционное (distance) обучение, при котором ученик не встречается с группой в реальном времени, но обменивается обратной связью с однокурсниками и преподавателем по почте или в мессенджерах.
Electronic Learning — это вид дистанционного образования через интернет. Другое название: онлайн-обучение. Отдельно выделяют m-learning , когда ведут речь про обучение через мобильное устройство. Классные книги с подробностями про e-learning здесь .
При Blended Learning («смешанном» обучении») 80% занимает интерактивное и геймифицированное онлайн-обучение, остальные 20% — встречи «вживую».
Например, теорию вы даёте в классе, а проверяете знания онлайн-тестом. Или наоборот: теорию участники изучают онлайн, а практикуют знания на очном тренинге. Такой формат собирает преимущества онлайн- и офлайн-взаимодействия и повышает вероятность завершения курса максимальным числом участников. О том, как сделать онлайн-обучение интерактивным, читайте здесь.
Как стать IT-специалистом с нуля | Что нужно знать и где учиться на айтишника?
По организации контента
Линейное обучение
Ученик получает знания последовательно, от урока к уроку. Отличная модель для новичков: так мы учимся ходить, читать или готовить по рецепту. Но если у вас собралась группа с разным опытом, такая «забетонированная» структура становится препятствием и гасит интерес продвинутых участников.
Нелинейное обучение
У учеников есть возможность самостоятельно строить свою образовательную траекторию. Некоторые организаторы ещё на старте предлагают ученикам выбор: приобрести весь курс или доступ к отдельным модулям. Всплывающие окна, гиперссылки, бонусные уроки — всё это поможет по-хорошему «разветвить» структуру вашего курса.
Источник: we.study
Что такое повышение квалификации

В любой профессии периодически появляются новые технологии, подходы, методы выполнения операций. Для профессионального развития и совершенствования, освоения новых направлений деятельности и наращивания умений сотрудники должны своевременно обучаться. Одним из видов краткосрочного обучения, подходящих для этого, является повышение квалификации.
Цели и задачи
Главная цель этого вида обучения – увеличение уровня компетентности сотрудников в соответствии с профессиональными требованиями и актуальными достижениями науки, техники и технологий.
Этого вид обучения решает следующие задачи:
- изучение новых методов, приемов, направлений, технологий работы;
- расширение специальных знаний и навыков;
- знакомство с тенденциями, инновациями и передовым опытом работы;
- удовлетворение потребности работников в получении специальных знаний;
- создание условий для саморазвития и реализации творческого потенциала.
Повышение квалификации поможет за короткий срок повысить профессиональный уровень и увеличить возможности карьерного роста.
Нормативно-правовое обеспечение
Повышение квалификации – это один из видов дополнительного профессионального образования (ДПО). Эту деятельность регламентируют три основных законодательных акта:
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 01.07.13 года.
- Трудовой кодекс РФ.
Каждый из них регулирует различные аспекты ДПО.
| Наименование нормативно-правового акта | Статья, пункт | Основные положения |
| Закон об образовании | Статья 76 | Определение понятия ДПО; |
требования к содержанию учебных программ;
формы и сроки обучения;
условия присвоения квалификации;
Также повышение квалификации регламентируются приказами и распоряжениями профильных ведомств.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации бывает 3 видов:
- краткосрочное;
- тематическое;
- долгосрочное.
Отличия заключаются в объемах и продолжительности учебного курса, который сотрудник или работодатель выбирает в зависимости от конкретных производственных и образовательных потребностей.
Краткосрочное повышение квалификации
При краткосрочном повышении квалификации продолжительность обучения не превышает 72 академических часов. Цель таких курсов заключается в ликвидации пробелов в знаниях.
Срок обучения по тематическим программам – 72-100 академических часов. Этот вид повышения квалификации тоже считается краткосрочным. От предыдущего он отличается более глубоким раскрытием темы.
Длительное повышение квалификации
Долгосрочным повышение квалификации считается тогда, когда продолжительность курсов превышает 100 академических часов. Такое длительное обучение предполагает получение целого комплекса специальных знаний и навыков.
Формы обучения
В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.
По месту проведения выделяют:
- внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
- внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.
По типу занятости различают обучение:
- без отрыва от места работы;
- с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
- с полным отрывом от работы;
- в виде стажировки.
По форме организации процесса обучение может быть:
- очным;
- заочным;
- очно-заочным;
- дистанционным.
По времени проведения занятия бывают:
- дневными;
- вечерними;
- по выходным дням;
- по согласованию.
В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:
- руководителей разных уровней;
- рядовых квалифицированных сотрудников;
- обслуживающего персонала;
- молодых специалистов;
- всех работников компании.
Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.
Методы обучения
Выбор методов повышения квалификации зависит от различных факторов: профессионального уровня слушателей, целей обучения, возможностей и требований заказчика, квалификации преподавателей и тренеров.
Также способы изучения материала подбирают в зависимости от того, где проходят занятия – непосредственно в компании или в другом месте.
Методы внешнего повышения квалификации
При обучении сотрудников вне места работы используют следующие методы внешнего повышения.
- Лекция предназначена для прослушивания и пассивного усвоения информации. Без параллельного освоения практических навыков этот метод неэффективен.
- Тренинг направлен на практическое освоение и доведение до автоматизма каких-либо трудовых действий, операций, приемов.
- Конференция позволяет познакомиться с новейшими профессиональными достижениями коллег: подходами, разработками, методиками, технологиями. На мероприятии такого формата можно развить коммуникативные навыки, обменяться мнениями и опытом, представить коллегам собственные наработки.
- Интерактивные программы создаются для обучения в электронном формате. В основном такие курсы основаны на тестировании.
- Деловая игра основана на имитации какого-либо рабочего процесса или ситуации. Метод предназначен для отработки в игровой форме навыков продуктивного группового взаимодействия.
- Кейс-стади (case-study) заключается в том, что слушателям предлагают для обсуждения сложную модель ситуации с неоднозначным решением. Данный формат больше всего подходит для обучения руководителей.
Внешнее повышение квалификации сопряжено с определенными расходами для фирмы, так как его проводят другие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение.
Методы внутреннего повышения квалификации
Если повышение квалификации проводится на рабочем месте, то для обучения работников используют другие методы.
- Инструктаж – это короткое практическое обучение, в ходе которого можно освоить алгоритм выполнения какой-либо операции, порядок или правильный способ действий.
- Наставничество заключается в прикреплении новичка к опытному сотруднику, который передает свой личный опыт в процессе работы.
- Тьюторство отличается от наставничества большей индивидуализацией учебного процесса. Передача профессионального опыта и знаний осуществляется по индивидуальной программе.
- Коучинг представляет собой целенаправленные обучающие беседы на профессиональные темы между тренером и слушателем.
- Проектная группа состоит из сотрудников, которым дается коллективное задание. Люди должны сообща выполнять его, взаимодействуя между собой и находя рациональные совместные решения.
- Ротация – один из самых популярных видов внутреннего обучения. Суть заключается в том, что человека временно переводят в другое подразделение организации.
Преимущество повышения квалификации внутри компании заключаются в экономии и возможности регулярно контролировать сотрудников и ход обучения.
Порядок прохождения обучения
Прохождению курсов повышения квалификации предшествует несколько стратегических шагов.
- Анализ образовательных потребностей: выявление пробелов в знаниях и умениях, определение направления карьерного роста.
- Выбор методов обучения, соответствующих целям.
- Выбор места обучения и преподавателя.
- Согласование учебы с работой по времени, срокам и другим параметрам.
После того, как определены цели, способы и место прохождения курсов, можно приступать к обучению.
Где можно повысить квалификацию
Оказывать образовательные услуги по программам ДПО имеют право лицензированные организации. Выдать лицензию на ведение образовательной деятельности может только Рособрнадзор.
Пройти повышение квалификации можно в ВУЗах, ССУЗах и в учреждениях ДПО:
- университетах;
- академиях;
- институтах;
- на курсах;
- в специализированных центрах;
- в частных учреждениях ДПО.
Соответствующее положение закреплено в ст. 23 Закона №273-ФЗ.
Процесс обучения
Для поступления на обучение вступительные экзамены сдавать не нужно. Достаточно написать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Если человек еще учится, то следует представить справку с места учебы.
Учебные программы каждое учреждение, проводящее курсы повышения квалификации, разрабатывает самостоятельно, опираясь на федеральные стандарты. Учитываются потребности организаций-заказчиков, направляющих на обучение своих сотрудников.
Как говорилось выше, обучение может проводиться в разное время: днем, вечером, в выходные дни.
По окончании учебы выпускники проходят итоговую аттестацию: экзамен, зачет, тест, собеседование или что-то другое. Ее форму определяет учреждение ДПО. Курсанты, успешно прошедшие итоговое испытание, получают документ об окончании курсов.
Документ об окончании
В зависимости от продолжительности и объема пройденной программы выпускники курсов получают один из документов:
- удостоверение – при обучении до 100 часов;
- свидетельство – при обучении свыше 100 часов.
Наличие документа о повышении квалификации подтверждает ее получение и / или присвоение нового разряда, категории. Свидетельство дает право на получение более высокой должности.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
Повышение квалификации не следует путать с другой распространенной формой ДПО – профессиональной переподготовкой. Между ними существует несколько принципиальных различий.
| Отличия | Повышение квалификации | Профпереподготовка |
| Цель обучения | Совершенствование в профессии, освоение новых трудовых навыков | Переобучение по новой профессии или направлению |
| Срок обучения в академ часах | От 16 до 120 (в среднем) | От 250 |
| Требования к образованию | Любое не ниже среднего | Среднее или высшее профессиональное |
| Периодичность | Один раз в 3-5 лет в зависимости от профессии | Не имеет значения |
| Документ об окончании | Удостоверение или Свидетельство | Диплом установленного образца |
Кто и с какой периодичностью должен обязательно проходить повышение квалификации
Периодичность повышения квалификации регламентируется нормативно-правовыми актами разных уровней:
- Трудовым кодексом;
- профессиональными стандартами;
- внутриведомственными приказами;
- локальными актами организации (трудовой или коллективный договор и другие).
Для большинства специалистов нормативный срок прохождения курсов – один раз в 3-5 лет. Например, каждые 3 года обязаны повышать квалификацию представители следующих профессий:
- бухгалтеры;
- работники железнодорожного транспорта;
- госслужащие;
- педагоги;
- судьи.
Не реже чем раз в 5 лет должны проходить обучение:
- медицинские работники;
- сотрудники прокуратуры;
- архитекторы и инжинеры-строители;
- руководители сферы авиационной безопасности.
Если периодичность повышения квалификации не установлена законодательно, работодатель определяет ее сам. Также сотрудник может пройти курсы досрочно по собственному желанию или необходимости.
Где можно пройти повышение квалификации дистанционно
Современные образовательные технологии позволяют пройти курсы повышения квалификации на дому. «Академия Дистанционного Образования» обладает полноценной научной, методической и правовой базой, позволяющей обучаться дистанционно.
Курсы повышения квалификации проводятся по разным профессиональным направлениям: педагогике, медицине, управлению, рабочим специальностям и другим видам деятельности. Прохождение обучения подтверждается получением соответствующего документа:

Периодическое повышение профессиональной квалификации закреплено законодательством для большинства отраслей деятельности. При этом место и время обучения можно выбирать самостоятельно, чтобы заниматься в комфортных условиях.
Источник: ooo-ado.ru
Формальное, неформальное, информальное образование

Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.
Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.
Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.
Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.
Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.
Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.
Образование взрослых делится на формальное, неформальное, информальное.
Формальное образование – это направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификацию в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно — профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании и осуществляется в государственных и частных образовательных учреждениях в структурированном, нормированном контексте подготовленными педагогами, предполагает выдачу документа государственного образца.
Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.
Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.
Информальное образование это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения , продолжительности обучения, то нет структурированности и нет сертификации. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей.
Оно во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и присутствуют практически во всех формах социальной активности. И уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения , необходимые для эффективной деятельности.
Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.
Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.
При выявлении предпочтений к различным формам образования взрослых получены разнее данные. Так, при ответе на вопрос «Каким формам обучения вы отдаете предпочтение», получены данные – 67% опрошенных отмечают формальное образование, 48% — отмечают возможность использования различных форм образования, 53% за неформальное образование, 18% — за информальное образование. При выяснении причин таких предпочтений выяснилось, что почти 8% опрошенных не ясно представляют смысл понятия « неформального», « формального «, «информального» образования. 33% показали, что путают понятие формальное и неформальное образование, меняя их смысл местами. Поэтому полное представление об отношении педагогического корпуса к этим формам образования взрослых получить на данный момент затруднительно.
Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.
Источник: xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai