Что такое тематический план программы

Содержание

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематический план программы

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Определение 2

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

Тематический план программы

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Читайте также:
Команда join применительно к двум несовпадающим опорным точкам при работе в программе illustrator

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Источник: zaochnik-com.com

Тематическое планирование

Тематическое планирование — это способ перспективной разработки обучения конкретному учебному предмету в течение учебного года, для обеспечения его целенаправленности и систематичности.

Значение тематического планирования

При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1

Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

Еще одним видом тематического планирования является календарно-тематическое планирование, которое предусматривает добавление графы с датой проведения урока. Это очень важно, особенно если у педагога в каком-либо классе урок проходит один раз в неделю и именно он выпадает на праздничный день месяца. Таким образом, может быть «потерян» ни один, а несколько уроков за год. Наглядно видя эту ситуацию, педагог имеет возможность ее предотвратить, путем изменения планирования.

«Тематическое планирование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

Замечание 2

Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

Читайте также:
Пример программы циклической структуры

Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

Схема тематического планирования

Одной из наиболее успешных и аргументированных схем тематического планирования была схема, предложенная отечественным педагогом М. И. Махмутовым.

Примерная схема тематического планирования:

  1. Название темы:
    • Общая дидактическая цель урока или раздела учебных занятий.
    • Тип учебных занятий (уроков или урока).
    • Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
    • Основные источники информации и оборудование урока.
    • Система контрольных и проверочных уроков (виды контрольных работ).
    • Актуализация:
      • Система опорных занятий и способов действий при их проведении.
      • Типы и виды самостоятельных работ.
      • Формирование новых способов действий и понятий:
        • Знакомство с новыми способами действий и понятиями.
        • Ознакомление с основными и второстепенными проблемами по изучаемой теме.
        • Типы и виды самостоятельных работ.
        • Формирование, на основании полученных знаний, новых умений и навыков:
          • Определение типов и видов самостоятельных работ.
          • Установление межпредметных связей.
          • Домашнее задание:
            • Повторение пройденного учебного материала.
            • Определение типов и видов самостоятельных работ.

            Целеустремленность педагога при составлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

            Источник: spravochnick.ru

            Сообщение на тему: «Календарно – тематическое планирование»

            Сообщение на тему: «Календарно – тематическое планирование»

            Костырина Ксения

            Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.

            Рекомендации по назначению КТП

            1. КТП – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

            2. КТП является обязательным документом учителя – предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.

            3. КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы на основе программы по предмету.

            4. Задачами составления КТП являются:

            — определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

            — определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

            5. КТП рассматривается на методическом объединении учителей, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором образовательного учреждения не позднее 10 сентября текущего года.

            6. Степень разработанности КТП является критерием профессионализма учителя.

            7. Календарно-тематический план необходим: 1) при подготовке к занятиям необходимых наглядных пособий; 2) При планировании проведения лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.; 3) Для осуществления систематического контроля со стороны завуча и предметного МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников.

            8. При разработке КТП учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:

            — прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

            — разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

            — выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

            — точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

            Читайте также:
            Список программ для подключения к прокси серверу

            — определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

            2. Требования к структуре и оформлению календарно – тематического планирования

            2.1. КТП включает в себя следующие структурные элементы:

            — календарно – тематические планы по классам.

            2.2. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

            — название документа (календарно-тематический план);

            — название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане);

            — реквизиты рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования.

            2.4. Календарно- тематический план учителя должен содержать следующие разделы:

            В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и КТП, учитель по своему усмотрению в скобках может дать нумерацию и внутри каждого раздела.

            В графе «Дата проведения урока» даты должны быть напечатаны (написаны) на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку.

            В графе «Тема урока (раздела)» прописывается тема каждого урока, которая должна быть четкой, лаконичной, емкой, сформулированной в соответствии с программой.

            Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
            Тема, записанная в журнале, должна соответствовать теме планирования.

            В КТП не должно быть таких тем, как подготовка к контрольной работе, работа над ошибками, подготовка к ЕНТ и т.п.

            В графе «Контроль» учитель прописывает виды и названия работ:

            · по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты;

            · по физике, химии, биологии – контрольные, практические и лабораторные работы, тесты;

            · по географии — контрольные и практические работы;

            · по информатике — контрольные срезы знаний, тесты.

            В графе «Примечания» могут содержаться пометки, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:

            — используемая дополнительная литература

            — запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;

            — используемые нетрадиционные формы уроков;

            — необходимое оборудование на уроке и др.

            Учитель имеет право по своему усмотрению включить в КТП графы, необходимые для работы: домашние задания, тип урока и др.

            В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования. Коррективы вносятся в графу «Примечания».

            Содержание плана учебного предмета должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.

            По предметам естественно-математического цикла включается графа проведения лабораторных, практических, контрольных и самостоятельных работ. Завучу отдельно сдаётся этот график работ.

            Если в планировании есть колонки, они должны быть заполнены .
            Каждый учитель выбирает форму КТП в зависимости от специфики учебного предмета или по собственному усмотрению, соблюдая при этом необходимые (общие) требования.

            Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

            Министерство образования, науки и молодёжной политики

            Министерство образования, науки и молодёжной политики

            Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со…

            Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со…

            МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников

            МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников

            В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и

            В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и

            Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования

            Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования

            Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

            Источник: znanio.ru

            Рейтинг
            ( Пока оценок нет )
            Загрузка ...
            EFT-Soft.ru